Классические подходы в истории социально-политической мысли



Социально-политическая мысль имеет довольно глубокие корни в истории. За время — от Платона и Аристотеля и до конца XIX в. — европейская социально-политическая мысль претерпела существенные изменения. С течением времени изменялись как круг изучаемых проблем, так и способы их решения. Однако на протяжении всего этого времени социально-политическая мысль развивалась как часть или аспект определенной философской, а позднее социологической концепции.

 

Довольно популярной в политологии вплоть до сегодняшнего дня являются теории элит. Первую попытку изложения теории элит предпринял итальянский юрист Гаэтпано Моска (1858 — 1941) в изданной в 189б г. работе "Элементы политической науки". Значительно позже эта работа была переведена на английский язык и издана в 1939 г. под названием 'Господствующий класс".

Дальнейшее развитие теория элит получила в трудах итальянского социолога Вильфреда Парето (.1848 — 1923), который выдвинул концепцию "циркуляции (смены) элит" лысое значение имел его главный, опубликованный уже в конце жизни четырехтомный "Трактат по общей социологии", который вышел в 1915 — 1919 гг.

Таким образом, наиболее важными моментами теории элит являются:

1) положение о том, что миром всегда правили и должны править элиты, т.е. избранное, наделенное особенными качествами меньшинство;

2) наличие психологических факторов, которым Р.Моска и В. Парето отводят особую роль.

Теория элит послужила основой для эмпирического анализа руководящих групп в различных политических, системах.

 

Еще одним важным направлением политологии, которое берет свое начало на рубеже XIX — ХХ вв., является анализ политических партий. Основоположником этого направления по праву считается русский ученый М.Я. Острогорский (1854 — 1919), который изучал деятельность политических партий, их место и роль в функционировали западной демократии. Итогом его исследований явился трехтомный труд "Демократия и организация политиках партий", который впервые был издан в 1898 г. на французском языке, а в 1902 г. вышел на английском языке в Лондоне и Нью-Йорке. Рассматривая возникновение и деятельность политических партий в Европе, М.Острогорский приходит к выводу, что их образование явилось следствием реализации демократических тенденций в обществе.

Идеи М.Острогорского получили дальнейшее развитие и конкретизацию в трудах Робертпа Михельса (1876 — 1936). Он утверждал, что любая организация, в том числе и политическая партия, неизбежно ведет к олигархизация, под которой понимаются прежде всего формирование бюрократии как платного назначаемого аппарата, появление профессионального руководства и его стабилизация, централизация власти, усиление идеологического фактора, снижение роли рядовых членов партии в принятии решений. Олигархизация — это следствие как организационных требований, так и психологических качеств личности. В работе "Социология политических отношений" (1911) он называет весь комплекс тенденций, ведущих к возникновению олигархической структуры власти, "железным законом олигархических тенденций".

Огромное влияние на формирование и развитие политологии оказали взгляды немецкого социолога и экономиста М. Вебера. Его взгляды на политологию изложены во многих произведениях, среди которых особое значение имеет книга "Экономика и общество", изданная в 1922 г. уже после его смерти.

 

Центральным понятием у Вебера является "господство", которое он отличает от власти, основанной на экономической силе. Господство есть такое отношение между управляющим и управляемым, при котором первый может навязывать второму свою волю путем обязующих приказов. Не отрицая: роли насилия как основы государства, М.Вебер подчеркивает, что одного насилия недостаточно для возникновения и длительного функционирования системы господства. Для этого необходимо наличие определенных ценностей, убеждений, на которых зиждется послушание.

 

Анализируя эту проблему, М.Вебер выделяет три: "идеальных чистых типа" господства: традиционное, харизматическое и рациональное.

 

Традиционное господство опирается на веру подданных в то, что власть является законной, поскольку она существовала всегда. Правители в отношениях с подданными обладают правами и положением господ над слугами.

 

Раскрывая сущность харизматического господства, Вебер греческим термином "харизма" называет необыкновенное качество, или дар, которым наделены некоторые люди и которое придает им магическую силу. Харизматическим господством обладает тот, в необыкновенность и магические свойства которого верят окружающие.

 

Наконец, рациональное господство трактуется М.Вебером как господство права. В этом смысле само существование власти и сфера ее действия зависят от установленных людьми законов.

 

Много внимания М.Вебер уделяет и проблеме политического лидерства. По аналогии с типами господства ученый предлагает классификацию политических лидеров. Анализируя аппарат власти, Вебер показывает, что функционирование во многом определяется деятельтью бюрократии. Определяя признаки и сущность бюрократии, он отмечает ее недостатки и слабости, связанные с тенденцией к выходу за рамки присущих ей функций.

 

Начало анализу политического поведения отдельных личностей и групп с помощью эмпирических методов по жили работы Артура Бентли (1870 — 1957). В книге Процесс управления (1908) он изложил теорию "заинтересованных групп". В ее основе лежит положение о том, что деятельность людей предопределена их интересами и направлена на обеспечение этих интересов.

Понятие "деятельность" выступает основой для изучения государственного управления, под которым А. Бентли понимает взаимодействие институтов и элементов всей политико-управляющей системы современного ему общества.

Деятельность людей осуществляется не индивидуально, посредством групп, в которые они объединены, на основе Ясности интересов. Группы различаются по характеру их личности. Так как индивидуальные убеждения личности ее поведение имеют значение лишь в контексте деятель групп, то и учитываются они только в той мере, в какой помогают определению "образцов" группового" поведения.

Деятельность "заинтересованных групп" и их отношения друг с другом рассматриваются как постоянно изменяющийся процесс, в ходе которого осуществляется давление олицетворяемых ими общественных сил па правительство с целью принуждения его подчиниться их воле. В этом процессе доминируют сильные группы, подчиняя и заставляя' повиноваться более слабые, а само государственное правление заключается в урегулировании конфликтов и достижении равновесия между соперничающими группами. Такой подход приводит А. Бентли к выводу, что эмпирическое изучение институтов и звеньев государственного управления имеет важное значение.

 


Начиная с ХХ в. политология как наука получает значительное развитие в США. В этот период американские политологи постепенно переходят от сравнительно-исторического описания политических процессов к их изучению во взаимосвязи с социальными процессами.

Особое внимание они уделяют влиянию психологических мотивов поведения отдельных людей и социальных групп на политические процессы в обществе, что способствует проникновению в политическую науку 6ихевиоризма и формированию бихевиористского направления в политологии. Его основоположниками считают группу ученых Чикагского университета во главе с Ч.Мерриамом (1874 — 1953), которые в 30-е гг. предприняли попытку вывести формальную структуру политических отношений из "естественной" сущности человека. Дальнейшей разработкой этой доктрины занимался ученик и коллега Ч.Мерриама Гарольд Лассуэлл (1902 — 1978). В 60-е гг. среди исследователей бихевиористов были такие видные теоретики, как Д. Истон, Р.Даль и др.

Цель бихевиоризма в политической науке состоит в стремлении вывести структуру властных отношений из природы человека, доступной исследованию научными методами. Являясь субъектом политического процесса, человек изначально наделен определенными чертами, вытер дающими из его универсальной природы. Эта человеческая природа в конечном счете определяет всю систему социально-политических отношений любого общества в любой исторический период его развития.

 


В отличие от концепций, основанных на методологии бихевиоризма, в начале 60-х гг. в американской политологии была сформулирована концепция "политической культуры", которая в дальнейшем получила широкое распространение и в западноевропейской политологии. Ее создателями явились Г. Алмонд и С.Верба. Их книга "Культура гражданина. Политические отношения и демократия странах" стала важным этапом в развитии американской политологии. В основе их взглядов лежит представление о том, что традиционный подход к политике, выражающийся в терминах "политическая система", политическая идеология, "исследование государственно-правовых институтов" и т.д., не в состоянии определить, почему одинаковые по форме социально-политические институты действуют по-разному в различных странах или почему те и иные институты, дееспособные в одних странах, совершенно неприемлемы в других. Концепция "политической культ туры" была выдвинута как попытка соединить формальные и неформальные компоненты политических систем с национальной психологией.

На основе сравнительного анализа политических культур, сложившихся в США, Англии, Италии, ФРГ и Мексике, Г. Алмонд и С. Верба разработали типологию политических культур. Они выделили три чистых типа культуры (патриархальная, подданническая и активистская), а из их сочетания вывели еще три смешанных типа.

 

Одним из известнейших специалистов в области американской политической науки является Г.Лассуэлл, уделивший большое внимание методологическим исследованиям политики. Он сформулировал теорию политического психоанализа, в соответствии с которой важнейшим фактором, обусловливающим отношение индивида к политике, объявляется психологический механизм его личности. Согласно этой теории он разработал типологию политических личностей. Руководствуясь критерием склонности личности к выбору той или иной политической роли, Лассуэлл выделил три основных типа политиков: администратор, агитатор и теоретик. Характеризуя названные типы политиков, отмечая их позитивные и негативные качества, он отдавал предпочтение так называемому смешанному типу. Примером такого рода политика Лассуэлл считал В. И. Ленина, второй, по его мнению, олицетворял редкое соединение всех трех типов политика.

 

Каждая личность, выступающая в качестве политического деятеля и располагающая определенными экономическими, идеологическими, дипломатическими и другими, возможностями, отмечал Г.Лассуэлл, оказывает свое воздействие на существующую систему ценностей и характерах распределения в обществе. Взаимодействие разных политических личностей внутри страны находит свое выражение в изменении ценностей и их распределении, в перераспределении власти и влияния, Вот почему основное внимание политологов, исследующих проблему власти, должно быть сосредоточено на "межличностных отношениях, а не на абстрактных институтах и организациях", которые представляют собой не что иное, как механическое соединение личностей.

 

В западногерманской политологии большое внимание уделяется изучению истории политических учений как одному из важнейших аспектов современной теории политики. Причем постоянно развивающейся тенденцией западногерманской политологии является расширение ее исследований. Важное значение имеют труды немецких мыслителей Ральфа Дарендорфа (род. в 1929 г.) и Юргена Хабермаса (род. в 1929 г.).

Р. Дарендорф является одним из основных представителей теории социального конфликта. По его мнению, каждая группа людей любого общества выступает как носитель определенных позиций. Причем каждая позиция связана с выполнением определенной социальной роли. Социальная роль — это совокупность способов поведения, которые заданы носителю позиции в определенном обществе. Другими словами, это принуждение с помощью системы социальных санкций каждого конкретного человека вести себя определенным образом. Принудительный характер нормирования поведения является важнейшим признаком социальных групп, которые Дарендорф называет "принудительно координированными ассоциациями". Безусловное следование устоявшимся нормам дает человеку определенные шансы на продвижение к более высоким позициям, полномочия на нормополагание, истолкование норм и применение санкций против ненормативного поведения других людей. Совокупность этих полномочий означает наличие господства, а наличие господства одних и подчинение других ведет к конфликту.

Исходя из природы и сущности конфликта, Р. Дарендорф определяет классы как конфликтующие социальные группы, основным признаком которых является участие в господстве или исключение из него.

Р. Дарендорф не только выясняет сущность конфликтов, но и пытается классифицировать их, выделяя 15 типов. Особое значение имеют конфликты между различными ожиданиями применительно к одной роли, между ролями, внутри социальных групп, между группами и др.

Ученый предполагает и возможность регулирования конфликтов, которые тем острее, чем более затруднена социальная мобильность, т.е. продвижение к другим статусным позициям.

В качестве идеала Дарендорф выдвигает либеральное общество, в котором социальные конфликты признаются и регулируются, существуют равенство исходных шансов для всех, индивидуальная конкуренция и высокая мобильность.

Таким образом, современная западная политология не представляет собой единой теории. Подавляющее большинство западных политологических теорий оформлено в виде определенных школ, направлений и концепций. Причем эти направления и концепции не замыкаются рамками одной страны, а развиваются политологами разных стран. Развитие западной политологии в современную эпоху свидетельствует о том, что она находится в зависимости от запросов и потребностей политики, проводимой в иной стране. С точки зрения развития цивилизации вклад западной политологии определяется выявлением и всесторонним анализом ряда реальных политических процессов.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 876; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!