ОсновныепериодыисторииКиевскойРуси



ИсторикивыделяюттриосновныхпериодаразвитияКиевскойРуси:

-начальныйпериод-втораяполовинаIX-конецХв.;

-периодрасцвета-конецX-серединаXIв.;

-периодупадкаиначалофеодальнойраздробленности-серединаXI-началоXIIв.

ГлавнымсодержаниемпервогопериодаявляетсяобъединениеславянскихземельвокругКиеваидальнейшееразвитиефеодальныхполитическихиэкономическихотношений.

ПервыеправителиКиевскойРуси-Олег(882-912),Игорь(913-945),Ольга(945-964),Святослав(964-972)-настойчиворасширялисвоивладения,подчиняясебеплеменадревлян,северян,радимичей,кривичей,вятичей.Сначалазависимостьэтихплеменпоявляетсялишьввыплатеежегоднойдани.ПотомценновластьместныхправителейсменяласьвластьюприсланныхизКиеванаместников.

Независимыеславянскиеплеменаупорносопротивлялисьпокорителям(например,в945г.восставшиедревлянеубиликиевскогокнязяИгоря).ОднакоРюриковичи,опираясьнасобственныедружины,атакженаотрядынаемников-варягов,неизменнодобивалисьуспеха.

ПомимоукреплениягосударстваупервыхкиевскихРюриковичейбылиещедвевзаимосвязанныебольшиезаботы:торговлясВизантиейиборьбасостепнымикочевниками-хазарами,печенегами,ассерединыXIв.-половцами.

СвятославпрославилсяпоходаминаДунайскуюБолгариюиВизантию.ЕгоактивнаявнешняяполитикапривелакрезкомуобострениюотношенийсмогущественнымХазарскимкаганатом,разромкоторогоСвятославомв964г.привелкобразованиюнаТаманскомполуостроверусскихпоселении,объединенныхвТмутараканскоекняжество,атакжеосвобождениюиз-подвластикаганатаволжско-Камскихболгар,которыесформировалипослеэтогосвоегосударство.ВнутренняяполитикаСвятославабыланаправленанадальнейшееусилениецентрализованнойкняжескойвластиизавершениеобъединениявосточнославянскихземельвокругКиева.В970г.Святославвпервыеввелвобычайдачусыновьямособыхуделов.ОнпосадилЯрополкавКиеве,Олега-вдревлянскойземле,аВладимира-вНовгороде.Н.М.КарамзиноценилэтотшагСвятославакак«примернесчастный,бывшийвиноювсехбедствийРоссии».

ВторойпериодисторииДревнерусскогогосударства-периодрасцвета.ПослесмертиСвятослававтечение8летидетборьбамеждуегосыновьямизавеликокняжескийпрестол.ПобедителемвэтойборьбеприпомощинаемнойваряжскойдружиныстановитсяВладимир(980-1058),убившийсвоегобратаЯрополка.Времяегокняжениястановитсяпериодомнаивысшегорасцвета,былиннымвременемКиевскойРуси.

Вотличиеотсвоихпредшественников,которые,пометкомувыражениюК.Маркса,смотрелинаРоссиюлишькакнастоянку,откоторойнадодвигатьсядальше,Владимирперешелкоседлойжизнивстолицесвоегогосударства.Этоявилосьважнымшагомвнаправленииегофеодализации.Экономикаэтогопериодаопределяетсядальнейшимразвитиемфеодальныхотношенийзасчетактивногораспространенияпоместногоземлевладенияисовершенствованияземледелия.СцельюзащитыоткочевниковюжныхрубежейВладимирвелстроительствокрепостейпорекам(Змиевывалы).

ЗаслугойВладимирабылоито,чтоонорганизовалнадежнуюсистемуобороныстепныхграницРусиоткочевников.Внезапностинападениястепныхкочевниковипротивопоставилнетолькомногочисленностьсвоихдружин,ноихорошоналаженнуюслужбудальнейшейразведки,оповещенияисвязи.Могучиевитязи,богатыри,стерегущиестепныерубежиРусиоткочевыхплемен,сталигероямирусскихбылин,возникновениекоторыхотносятименнокэтомувремени.

Принятиехристианства

В988г.приВладимиреIвкачествегосударственнойрелигиибылопринятохристианство.Христианство,какповествуетлетописец,былораспространенонаРусииздревле.ЕгопроповедовалещеапостолАндрейПервозванный-одинизучениковХриста.РассказыопоследующихкрещенияхотдельныхгруппнаселенияРуси(вовремяАскольдаиДира,КириллаиМефодия,княгиниОльгиидр.)показывают,чтохристианствопостепенновходиловжизньдревнерусскогообщества.

КнязьВладимирбылкрупнымгосударственнымдеятелемсвоеговремени.Онужедавноосознавал,чтоязыческийполитеизмнесоответствуетполитическимидуховнымпотребностямгосударства.В980г.Владимирпредпринялпервуюрелигиознуюреформу,сутькоторойсостоялавпопыткеслиянияразнородныхбоговвсехплеменКиевскойРусивединыйпантеонвоглавескняжескимбогомПеруном.ОднакопопыткаповсеместногораспространениякультаПерунапотерпеланеудачу.Языческомубогупротивостоялидругиеязыческиебоги,которымпоклонялисьславянскиеинеславянскиеплеменаКиевскойРуси.ЯзычествонеобеспечивалоэтнокультурногоединствавсехплемениземельКиевскойРуси.Историческаяпрактикапоказала,чтоэтоединстволучшедругихобеспечиваюттакназываемыемировыерелигии:христианствоиислам.

Православнаяверсияпринятияхристианстваутверждает,чтоэтомусобытиюпредшествовалапроцедура“выборавер”.КиевскаяРусьпосвоемугеополитическомуположениюнаходиласьвтесномконтактесХазарскимКаганатом,вкоторомгосподствовалиудаизм,арабо-мусульманскиммиром,вкоторомисповедовалиислам,православнойВизантиейикатолическимигосударствамиЗападнойЕвропы.ВовсеэтирегионыВладимирякобыпослалсвоихпословдляопределениянаилучшейверы.ВыполнивзаданиеВеликогокнязя,послывернулисьиоднозначноотдалипредпочтениеправославиюиз-закрасотыегохрамовитогодушевногоподъема,которыйонивнихощутили.

Однаконеэтиобстоятельствасыгралиглавнуюрольвпринятииправославия.Решающимфакторомобращениякрелигиозно-идеологическомуопытуВизантииявилисьтрадиционныеполитические,экономические,культурныесвязиКиевскойРусисВизантией.Всистемевизантийскойгосударственностидуховнаявластьзанималаподчиненноеположениеотимператора.ЭтосоответствовалополитическимустремлениямкнязяВладимира.Непоследнююрольсыгралиидинастическиесоображения.ПринятиеправославияоткрывалодорогудлябракаВладимирассестройвизантийскогоимператорапринцессойАнной-и,такимобразом,ещевбольшеймерезакрепилодружескиеотношениястакойвлиятельнойдержавой,какВизантия.ДружбасВизантиейнетолькооткрываладорогукрасширениюторгово-экономическихикультурныхсвязей,ноивкакой-томерезащищалаРусьотнабеговмногочисленныхкочевыхплемен,населявшихВеликуюстепьксеверуотЧерногоморя,которыхВизантияпостоянноиспользовалавборьбесосвоимсевернымсоседом:

Иещеодинмоментсыгралсвоезначениепривыбореправославия.Вкатолицизмебогослужениепроисходилоналатинскомязыке,текстыБиблииидругихбогослужебныхкниг-наэтомже,языке.Православиенесвязывалосебяязыковымиканонами.КтомужевэтотпериодправославиеутверждалосьвславянскойБолгарии.Такимобразом,богослужебныекнигиивесьобрядвязыковомотношениибылиродственнынаселениюКиевскойРуси.Черезболгарскиебогослужебныекнигииболгарскихсвященнослужителейправославиеначалоутверждатьсявдуховнойжизнирусскогообщества.

Принятиехристианстваспособствовалорасцветуматериальнойкультуры.Иконопись,фреска,мозаика,приемыкладкикирпичныхстен,возведениякуполов,камнерезноедело-всеэтопришлонаРусьизВизантииблагодаряраспространениюхристианства.ЧерезВизантиюРусьпознакомиласьснаследиемантичногомира.

Схристианствомпришлаписьменностьнаславянскомязыке,созданнаяболгарскимипросветителямиКирилломиМефодием.Сталисоздаватьсярукописныекниги,примонастыряхвозникалишколы,распространиласьграмотность.

Христианствосталовоздействоватьнанравыимораль.Церковьзапрещалажертвоприношения,бороласьсработорговлей,стремиласьограничитьрабство.Обществовпервыепознакомилосьспонятиемгреха,отсутствующимвязыческоммировоззрении.Однаковмировоззрениинародаещедолгоевремясохранялисьязыческиеэлементы,чтообусловилоформированиетакогофеноменакак«двоеверие».

Христианствоукрепилокняжескуювласть.Церковьвнушалаподданнымнеобходимостьбеспрекословногоповиновения,акнязьям-сознаниесвоейответственности.Принятиеновойверывооружалоправящийклассдейственнойидеологическойдоктриной,освещавшейдинамичныепроцессыобразованияклассовипридававшейвластисвященныйхарактер.

Принятиехристианстваспособствовалосплочениювосточнославянскихплеменвединуюдревнерусскуюнародность.Насменусознаниюплеменнойобщностипришлоосознаниеобщностивсехрусскихвообще.

НаосновехристианизациипроисходитстановлениеновоготипагосударственностивКиевскойРуси,котораявзначительноймереприобретаетвизантийскуюформу.Устанавливаетсятеснаявзаимосвязьмеждусветскойицерковнойвластью,приглавенствепервойнадвторой.ВпервойполовинеXIв,начинаетсяоформлениецерковнойюрисдикции.Введениецерквипередаютсяделаобраке,разводе,семье,некоторыенаследственныедела.КконцуXIIв.церковьсталаосуществлятьнадзорзаслужбоймеривесов.Значительнаярольотводитсяцерквивмеждународныхделах,связанныхсуглублениемотношенийсхристианскимигосударствамиицерквями.

ВцеломблагодаряпринятиюхристианстваКиевскаяРусьбылавключенавевропейскийхристианскиймир,азначитисталаравноправнымэлементомевропейскогоцивилизационногопроцесса.Однакопринятиехристианствавправославномвариантеимелосвоинегативныепоследствия.ПравославиеспособствовалообособлениюРусиотзападноевропейскойцивилизации.СпадениемВизантииРусскоегосударствоиРусскаяправославнаяцерковьоказались,посутидела,визоляцииотостальногохристианскогомира.ИменноэтимобстоятельствомможетбытьотчастиобъясненотказЗападнойЕвропыприйтинапомощьРусивеепротивоборствесиноверцами

ХристианскаярелигияускориларазвитиефеодальныхотношенийвКиевскойРуси.Онаукрепилавластькнязейибоярнаднародом.ВладимирустановилцерковнуюиерархиюиобеспечилЦерковьматериальнымсодержаниемзасчетособогоналога-«десятины».Появиласькакбывторая,дополнительнаяструктуравласти,поддерживавшаяпервую,государственную.Христианствоспособствовалогуманизациинерусскогообщества,оноосуждалорабствоипризывало«возлюбитьближнегосвоегокаксамогосебя».НачатоеВладимиромвнедрениехристианствабылозавершеновосновномприкнязеЯрославеужевXIв.Нонекотораячастьнаселенияпродолжалаоставатьсяязычниками.

ПослесмертиВладимираврезультатеборьбыкиевскимкняземстановитсяЯрославМудрый(1035-1054).

КнязьЯрославродилсяв978г.Онполучилхорошееобразование,многочитал.КняжилЯрославвНовгородеибылженатнадочеришведскогокороля.СименемэтогокнязясвязаноформированиепервогописьменногосводазаконовсводзаконовДревнейРуси«РусскаяПравда».Оназащищалажизнь,честьиимуществоновгородцев.Ярославустановилштрафвпользукнязязаубийство,захищениеимуществаизадругиенарушенияпорядка.Штрафзаубийствопростогосмердабылв16разменьше,чемзаубийствокняжескогодружинника.В«РусскойПравде»,например,былоуказано,чтокражаживотногоизхлеварасцениваетсякакболеетяжкоепреступление,чемкражаскотавполе.Тамприводятсяданныеостоимостиразныхвидовскота.Ценаконяопределяласьв2гривны,«конякняжна»-в3гривны,рабочеговола-в1гривну.Лучшимилошадьмивэтуэпохусчиталисьвенгерскиескакуныикони,привозимыесВостока.Скот,принадлежавшийкнязьям,клеймили.Количествоскотавкрупныхкняжескиххозяйствахимонастырскихименияхбылодовольнозначительным.Так,водномизхозяйствкнязяИгоряОлеговичанасчитывалось3000кобыли1000коней.

Ставвеликимкиевскимкнязем,Ярославпостаралсяукрепитьсвоювласть.ВовсегородаиземлиКиевскойРусионпослалпреданныхемубояр.ОнукрашалКиевпообразуиподобиюКонстантинополя.ВКиевебылипостроеныЗолотыеворота,служившиеглавнымвходомвгород.ВцентрегородаЯрославвоздвигвеликолепныйСофийскийсобор.ЭтимонвыразилидеюдуховнойсамостоятельностиРусииподчеркнул«равновеликость»двухдержав.ТужеидеюутверждалближайшийсоратниккнязякиевскиймитрополитИлларионвсвоемизвестномпроизведении«СловооЗаконеиБлагодати».

ЯрославМудрыйсделалРусскуюцерковьболеенезависимойотВизантии.БезведомаКонстантинопольскогопатриархаонсамназначилв1051г.митрополитавКиевеиепископавНовгородеизсредырусскихсвященников.ВКиевебылпостроенКиево-Печерскиймонастырь,высшаяшколаподготовкирусскогодуховенства.ПриЯрославенаРусибыликанонизированыпервыесвятые.ИмисталибратьяБорисиГлеб,злодейскиубитыепоприказуихсводногобратакиевскогокнязяСвятополка.ПричисливБорисаиГлебаксвятым,Церковьтемсамымвыразиласвоеосуждениекняжескихусобиц-страшногобедствияДревнейРуси.

ТретийпериодисторииКиевскойРуси-периодупадкииначалафеодальнойраздробленности.ПослесмертиЯрославаМудроговКиевскойРусиначалисьмеждоусобныевойныкнязейзалучшиеземли,города,закиевскийпрестол.

СтаршиесыновьяЯрослава-Изяслав,СвятославиВсеволод-несумелисохранитьединстворусскихземель.Оничастовраждовалидругсдругом.Крометого,нaюгепоявилсяновыйсильныйвраг-кочевыеплеменаполовцев.В1068г.половцыразгромилиобъединенныесилыЯрославичейвбитвенар.Альте.СоциальнаянапряженностьвКиевенарастала,началисьнародныевосстания.

Ответомнавосстания60-70-хгг.XIв.явилсяспециальныйсборникзаконодательныхпостановлений.ОнбылпринятнасъездесыновейЯрославаМудрогоиизвестеннамкак«ПравдаЯрославичей».Вчастностиэтотсводпредусматривалсуровуюкарузапреступленияпротиввластиисобственности.

Раздорыкнязей,частыеполовецкиенабегииволнениигорожанзаставиликиевскуюзнатьвначалеXIIв.ПризватьнакняжениевнукаЯрославаМудрого-властногоиавторитетногокнязяВладимираВсеволодовичаМономаха(1113-1125).

Опираясьнасвоихсыновей,ВладимирМономахсмогсделатьмногихнепокорныхкнязейсвоимивассаламиивозродитьнанедолгие12летбылоеединствоРуси.Ставвеликимкнязем,шестидесятилетнийВладимирМономахнемогнесчитатьсясосправедливымитребованиямижителейКиева.Ониздалновыйзакон,облегчавшийположениегородскихнизов.

ВладимирМономахзапретилвзиматьслишкомвысокиепроцентысдолжников,заставилкупцовснизитьценынапродукты.Онпрекратилкняжескиеусобицы,восстановилиукрепилединствоКиевскойРуси,далрешительныйотпорполовцам,отбросивихдалеконаюг,кпредгорьямКавказа.Государственныйдеятель,полководециписатель,оносталсявпамятипотомковкакодинизсамыхвыдающихсястроителейРусскогогосударства.ПослекончиныМономахакняжениеперешлокегосынуМстиславу(1125-1132).Онимелдостаточносилимудрости,чтобыещенекотороевремяудерживатьотносительнуюцелостностьКиевскойРуси.

ОднакомудраяполитикапоследнихкиевскихкнязейуженемоглаприостановитьпроцессдробленияРуси,вызванныйсоциально-экономическимипричинами:ростновыхгородов,укреплениеместнойземледельческойзнати.Киевтребовалданиивойск,задерживаяхозяйственноеразвитиедругихземель,ипоэтомуотдельныекняжествастремилисьпокончитьсосвоимподчинениемстолице.

Такимобразом,дроблениегосударственногосуверенитетаприпреемникахЯрославабылоподготовленодлительнымразвитиемпроизводительныхсилисвидетельствовалонеокризиседержавы,аовозвышенииотдельныхцентров,способныхсуществоватьсамостоятельно.Ужес1132г.висторииРусиначинаетсяноваяэпоха-эпохафеодальнойраздробленности.Отчастионабылаподготовленаисъездомкнязейв1097г.вЛюбече,которыйпринялрешениеодинастическомразделениирусскихземельмеждуразличнымикняжескимиродами.

КиевскаяРусьпросуществовалаболеетрехстолетий.ОнасыгралаважнуюрольвисторииЕвропы,преградивпутьнаЗападбесчисленнымордамкочевников.Восточныеславяне,объединенныевединое,сильноегосударство,сумелиотбитьихнатискисохранитьсвоюнезависимость.КиевскаяРусьявиласьколыбельюдревнерусскойнародности,изкоторойзатемсформировалисьрусский,украинскийибелорусскийнароды.УкреплениефеодальныхотношенийпривелокраспадуКиевскойРуси.Встраневозникликрупныеземельныевладениябояр.Иххозяйствобылонатуральным.Всенеобходимоедлябояринапроизводилизависимыеотнегокрестьяне.

Великиекиевскиекнязьявыделялисвоимсыновьямуделысгородамииселамивнаследственноевладение.ВрезультатеэтоговнутриКиевскойРусивозникломногоудельныхкняжеств.ПотомкиВладимира,ЯрославаМудрогоиВладимираМономахаобразовалиместныекняжескиединастии,которыестремилисьотделитьсяотКиева.КсерединеXIIв.Древнерусскоегосударствоокончательнораспалось.ОтнегоотделилисьНовгородскаяземля,Владимиро-Суздальское,Галицко-Волынское,Смоленское,Черниговскоеидругиекняжества.ИхкнязьянеподчинялисьКиеву,самиуправлялисвоимиземлями,имелидружины,издавализаконы,устанавливалиотношениясдругимигосударствами.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!