Общахарактеристикасредневековыхобщественныхинститутов



Организацияпространствавфеодальномобществе

Безусловноепреобладаниевфеодальномобществеаграрнойэкономикипредопределилопопреимуществусельскохозяйственнуюорганизациюегопространства,главнымикомпонентамикоторогобылиполя,лугаипастбища,огородыисады.Основнымвидомпоселенийявлялисьдеревни,сневысокойзастройкой.Домаслужилинетолькожильем,ноикомплексом,рассчитаннымнапроизводственныенужды(содержаниескота,местохранениякормовизерна).Разнообразиевэтуорганизациювносилигеографическиеусловия:природныйландшафт,горыиравнины,лесаиреки,атакжеклимат,почвы,которыевлиялинатипрасселения(концентрированныеилирассеянныедеревни),видыполей,специализациюхозяйственныхзанятий-земледелие,скотоводство,виноградарствоит.д.

Вертикалькакделорукчеловеческихиархитектурнаядетальландшафта,нарушившаяегомонотонность,появиласьсостроительствомфеодальныхзамковвIX-XIвв.,когдаматериаломдлянихсталкамень,анедерево;состроительствомроманскихизатемготическихцерквейсколокольнями,ноособенноспроцессоммассовогоростагородоввXI-XIIвв.иактивнымградостроительством.Городаивовсеизмениливнешнийвидиразмерыпоселений.Каменныестеныобеспечивализащитуотвнешнеговрага;притокнаселенияпобуждалзастраиватьдомавверх,плотнотесняихдругкдругу.Болеепродуманнаявнутренняяпланировка,вызваннаяпотребностямиэкономическойиполитическойжизнигорода,атакжетребованиямигигиены,постепенноставшиефакторами,регулирующимиорганизациюгородскогопространства,сменитпервоначальнохаотическуюзастройкувнутригородскихстен.Развитиетехникинетолькооткрывалоновыевозможностиземликакосновногосредствапроизводства,ноболеерадикально,чемаграрныезанятияпреобразовывалоееприродныйоблик.

Вотчинаиобщинавфеодальномобществе

Оформлениефеодальнойсобственностиназемлюпривелоксущественнымизменениямвхозяйственнойисоциальнойжизниобщества.Есливусловияхродоплеменногострояигенезисафеодализмаглавнымхозяйственнымисоциальныморганизмомявляласьобщина,тосконцаVIIIв.(врядерегионоввXIв.)вЗападнойЕвропескладываетсявотчина(сеньориявоФранции,манорвАнглии).Онаконцентрировалавсебевсесредства,необходимыедляреализациикрупнойземельнойсобственности(хозяйственнаяфункция),взиманиярентыивнеэкономическогопринуждения(социальнаяфункция).Вотчина,т.е.комплекскрупнойземельнойсобственности,делилсянагосподскуючасть-домен-иземлю,отданнуювдержаниекрестьянам.Доменвключалусадьбусеньора(жилыеислужебныепостройки),лес,лугаисеньориальнуюзапашку,размеркоторойзависелотформренты,атакжеотхозяйственнойактивностифеодала.Всоответствииссистемойземлепользованияиплодородностьюземли,сеньориальныепахотныеземлимоглилежатьчересполосноскрестьянскиминаделами(мансамивоФранции,гуфамивГермании).Какхозяйственныйорганизмвотчинаспособствовалаинтенсификациитрудаиразвитиюпроизводительныхсил,организуяпростуюкооперациюнабарщинныхработах,расчисткуивнутреннююколонизациюземель,внедрениеновыххозяйственныхметодовикультур.Приэтомонавизвестноймереобеспечивалаэкономическуюустойчивостькрестьянскогохозяйства,гарантируяемузащитуотпоборовгосударстваиличнуюбезопасностьподпокровительствомсеньоравусловияхфеодальнойраздробленности.

Хозяйственнаярольвотчинникаменяласьпомереразвитияфеодализмаиэволюцииформренты.Спереходомкпродуктовойиденежнойрентефеодалымоглисвернутьсобственнуюзапашку,раздаввесьрезервпахотныхземельвкрестьянскиедержания.Вэтихусловияхвозрастаетэкономическаязначимостькрестьянскогохозяйства,способного,благодаряусовершенствованиюусловийтруда,способовобработкиземлииповышениюпроизводительноститрудапроизвестикакнеобходимый,такиприбавочныйпродуктввидепродуктовойилиденежнойренты.Усилениеэкономическойроликрестьянствасопровождалосьегоосвобождениемоттяжелыхформличнойзависимости.Вусловияхэксплуатациибалансвзаимоотношенийфеодалаикрестьянина,которыйобеспечивалжизнеспособностьпоследнегокакпроизводящейсилыобщества,нередконарушался.Насилиесостороныфеодаламогловызватьразрушениекрестьянскогохозяйстваипротествплотьдовосстаний.Такимобразом,хозяйственнаяисозидательнаярольвотчинытесносвязанасеесоциальнойфункциейкакорганизациипоприсвоениюренты,регулирующейадминистративнуюиправовуюжизнькрестьянства.

Сутверждениемвотчиныкакглавногосоциальногоихозяйственногоорганизмафеодальногообщества,крестьянскаяобщинанебылауничтожена.Вотчинанадстроиласьнадобщиной,подавивсобственнымадминистративнымисудебнымаппаратомееполитико-юридическиефункции,нопродолжаласосуществоватьснейкакспервичнойхозяйственнойорганизацией,регулирующейглавнымобразомкрестьянскиеотношенияпоземле-использованиеобщинныхугодий,порядоксевооборота.Этойсторонойсвоейдеятельностиобщинавизвестноймеревлиялаинахозяйственнуюжизньвотчинника.Утратапрежнейсоциальнойроливызывает«исчезновение»общиныизисточниковнараннихэтапахэволюциифеодализма.Однакопозже,сусилениемэкономическойроликрестьянскогохозяйстваиличнымосвобождениемкрестьян,общинасумелачастичновозродитьсвоисоциальныеиполитико-юридическиефункции.Врядестран(Франция,Италия,Испания)общинасмоглаполучитьстатусколлективногоюридическоголица,образовавсельскуюкоммунусправомвыборногоуправления.Сельскаякоммунаосуществлялаконтрользапользованиемобщиннымиугодьями,сборомрентыисудебнойдеятельностьювотчинника,организуя,такимобразом,противостояниекрестьянфеодалуивводявовзаимоотношенияснимдоговорноеправовоеначало,регулируемоеписьменнойхартией.Полученныеправапозволялиобщиневыйтизарамкивотчиныиобратитьсясколлективнойжалобойвгосударственныесуды.

Средневековыйгород

Втриадеважнейшихкомпонентовсоциальнойжизнифеодальногообществаособоеместозанималгород,онсталрешающимфакторомегоэволюции.Какцентрремеслаиторговлигороддемонстрировалсвоюфеодальнуюприродувмелкомхарактерепроизводстваиторговли,сословнокорпоративномхарактересобственности(ремесленныецехаикупеческиегильдии),впричастностифеодальнойрентевеесеньориальнойилицентрализованной(государственныеналоги)форме,наконец,вовключенностигородавсистемуфеодальныхсвязей(городкакколлективныйвассалиликоллективныйсеньор).Вместестемименногородуобществобылообязанотемирешающимисдвигамивразвитиитехники,которыеобеспечилиемуинициативувпереходекмануфактурномупроизводству.

Привилегииивольности,обретенныезападноевропейскимгородом,создалигорожанамстатусособогосословия;кактаковоеонобылопредставленоворганахсословногопредставительстванаобщегосударственномиместномуровнях.Политическоепризнаниегорожанспособствоваловыработкевобщественовойсистемыценностей,вкоторойправачеловеканеопределялисьисключительноегонаследственнойпринадлежностьюкпривилегированнымсословиям.Города,добившиесясамоуправления,реализовывалипринципыколлективнойвыборнойвластивпротивовесавторитарномуииерархическомумирудуховныхисветскихфеодалов.

Наконец,вгородебылисозданыособыеформыкультурыидуховнойжизни,которыеспособствовалисекуляризациисознания,развитиюопытногоирациональногознания.Возникшиевгородахуниверситетысталицентраминетолькообразованности,носвободомыслия.ОформлениевЗападнойЕвропенарубежесреднихвековираннегоновоговремениновойидеологиигуманизмаикультурыВозрождениябылонеразрывносвязаносгородскойжизньюикультурой.

Государство,правоицерковь

Политическаяорганизацияфеодальногообществапрошлавсвоемразвитиичерезнесколькоэтапов.Вусловияхпереходногопериодаигенезисафеодальныхотношенийсуществовалиполитическиеобразованияввиде,какправило,недолговечныхварварскихкоролевствираннефеодальныхгосударств.Внихбылисильныпережиткитакназываемойпервобытнойдемократии»;королевскаявластьрасполагалавесьмаограниченнымипринудительнымивозможностями.НаэтомэтапеЗападнаяЕвропазналаипопыткиобразованиякрупныхполиэтнических,нонепрочныхимперскихобъединений,претендующих,подобнофранкскойимперииКарлаВеликого,напреемственностьпоотношениюкпогибшейЗападнойРимскойимперии.

СутверждениемфеодальныхотношенийвX-XIвв.иразвитиемфеодальнойраздробленностиполитическаявластьсосредотачиваласьврукахкрупныхземельныхсобственников-князей,герцогов,графов,частолишьноминальнообъединенныхслабойвластьюмонархаиреализующихвсвоихземляхтотжеавторитарныйпринципвласти(каждыйбарон-корольвсвоихвладениях).Наэтомэтапеоформляетсяважнаяособенностьполитическойструктурыфеодальногообщества:разделениеполитическойвластинавластьвцентре(науровнеобщегосударственнойилитерриториальнойвластикнязя)инаместах-влицеземельногособственника.Сразвитиемфеодальногообществаусложняетсяприродаместнойвластиблагодаряоформлениюавтономногогорода,сословийилисословныхгрупп.

Вдальнейшемкоролевскаявластьначинаетборьбусэтимполицентризмом;там,гдеонабралаверх,происходилооформлениецентрализованныхгосударств.Вусловияхцентрализациивозникалановаяформафеодальноймонархиисорганамисословногопредставительства.Монархнаэтомэтапецентрализациипретендовалнаполнотуверховнойвласти,ночастонерасполагалнеобходимымисредствамидляеереализации,тогдакаксословиястремилисьудержатьсвоюавтономию.Центральнаявластьбылавынужденаидтинадиалогсобщественнымисилами,которыйвоплощалсяворганахсословногопредставительстванаобщегосударственномуровне(английскийПарламент,испанскиеКортесы,французскиеГенеральныештаты,шведскийРигсдагит.д.)илиместномуровне,ворганахсамоуправления.Политическаямысльподкреплялаправосословийнаучастиевполитическомуправлении,утверждаяпринцип:«Чтокасаетсявсех,должнобытьодобреновсеми».Еслицентральнаявластьопережалавсвоемусилениипроцессконсолидациисословий,онаограничивалаихактивностьилимоглавообщепарализоватьее.ТакслучилосьвВизантии,сумевшейвотличиеотЗападнойРимскойимпериисохранитьсвоюгосударственностьприпереходексредневековью.ВусловияхсильнойгосударственнойтрадицииВизантиянезналаинститутасословногопредставительства,еегороданепережилиосвободительногодвижения.

Наэтапепозднегофеодализмаоформляетсяабсолютнаямонархия.Новаяформагосударствапредполагаетболеевысокийуровеньцентрализации,увеличениевластныхполномочиймонарха-наличиеподегоконтролемадминистративногоаппарата,армиииналогов.Специфическаярасстановкасоциальныхсилиостраяборьбамеждуними,связанныесразложениемфеодальныхивозникновениемновых,буржуазныхотношений,позволяламонархуигратьрольверховногоарбитраинетолькопретендовать,ноиреализовать«абсолютную»власть.Победаавторитарногопринципавластисопровождаласьсвертываниемилидажеликвидациейоргановвыборнойпредставительнойвластинаобщегосударственном,аиногдаиместномуровне.

Вкачествегарантамираиправопорядкапоотношениюкобществувцеломмонархвступалвдиалогсразличнымисоциальнымисилами,чторасширялосоциальнуюбазувласти.Формыэтогодиалогамоглибытьразличными:органысословногопредательства,королевскийсудсправомапелляциикнему,подтверждениецентральнойвластьюдокументовправотворчестваподатныхсословий(городскиххартийигородскогозаконодательства,хартийсельскихобщин).Вреализациигосударственнойполитикиобефункциитеснопереплетались.Это,вчастности,объясняетантигосударственнуюнаправленностьмногихвосстаний,атакженередкиефактывременной«вертикальной»солидарностивнихразличныхобщественныхсил(общийпротестпротивналогов,злоупотребленийчиновников,централизаторскихусилиймонархии,нарушавшихавтономиюипривилегииотдельныхобщественныхгруппиликрупныхфеодалов).

Средниевекабыливременемгосподствамировыхрелигий-буддизма,исламанаВостоке,христианствавЕвропе.ВсвязисэтимвЕвропецеркви-римско-католическая,православнаягреческаяинапозднемэтапефеодализмапротестантские-сталиведущимифакторамидуховнойисоциально-политическойжизни.ВплотьдоXIIв.христианскаяцерковьвЗападнойЕвропеимелапочтимонопольноевлияниенадуховнуюжизньобщества,формируяегорелигиозноесознаниеиспособствуяразвитиюкультуры-письменности,литературы,философии,архитектурыиизобразительногоискусства.Именноцерковьнаэтомэтапеявляласьглавнойхранительницейантичногокультурногонаследия.ХристианскаярелигияспособствоваласозданиюиукреплениюцивилизационногоединстваЕвропы,приобщаяевропейскиенародыкновымэтическимценностям.Вместестемцерковьзанималаположениекрупногоземельногособственника(веераспоряжениинаходиласьпримернотретьземельногофондавкаждойиззападноевропейскихстран),атакжеглавнойидеологическойсилыфеодальногообщества,чьеучениеосвящалофеодальныепорядки.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 281; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!