Таким образом, культура речи всегда связана с её богатством, богатством, которое питают и язык, и речь



Богатство речи предполагает разнообразие различных средств языка и речи и способов их использования. Поэтому применительно к данному качеству речи трудно говорить о нормах. По сути, это не нормы, а рекомендации, которые заключаются прежде всего в том, чтобы на основе знания всех источников богатства речи не нарушать её гармонии, не забывать, что использование каждого средства должно быть прежде всего целесообразным. Так, особенностью профессиональной деловой речи является то, что в некоторых жанрах (например, в договорах, в инструкциях) точность словоупотребления, учёт малейших нюансов в подборе и построении предложений гораздо важнее разнообразия в использовании речевых средств. А в устной речи важнее всего сиюминутность использования средства, поэтому в ней так велик процент «готовых» выражений и оборотов – клише, штампов, которые «приходят на помощь», когда нет возможности подумать и подобрать более удачный вариант.

Обогащая речь, необходимо знать меру в использовании единиц речи, принадлежащих другому стилю, например, включать разговорные элементы в научную, публицистическую или официально-деловую речь нужно очень осторожно, в соответствии с требованиями уместности речи.

Особо подчеркнём, что иногда разнообразие может переродиться в недостаток речи. Так, обилие прилагательных, предназначенных для украшения речи, в тех или иных случаях затрудняют её восприятие. Именно это имел в виду Аристотель, когда предупреждал о необходимости иметь чувство меры для овладения искусством речи: «…Неумеренность есть большее зло, чем речь простая (т. е. вовсе лишённая эпитетов): в последнем случае речь не имеет достоинства, а в первом она заключает в себе недостаток».

Таким образом, главным критерием оценки соблюдения/несоблюдения норм относительно богатства речи становится целесообразность/нецелесообразность использования тех или иных средств в тех или иных их сочетаниях с обязательным учётом особенностей ситуации общения.

Поясним это положение на примере повторов. Повтор свидетельствует об однообразии, о бедности речи. Все знают об основных ошибках в этом плане на уровне предложения: тавтология (тождесловие) – повторение однокоренных слов, уже выраженного смысла и т. д., например: «Вообще, об общении трудно говорить в общем», «В этой книге писатель написал о том…», «Рост преступности растёт» и т. д.; плеоназм (многословие) – употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов: памятный сувенир, первая премьера, лично я, поступательное движение вперёд, очень замечательный, дешёвые цены… и т. д.

На уровне текста также распространены повторы, особенно в назывании действующих лиц или самих действий. Например, в современной литературе реплики диалога часто вводятся только глаголом «сказать»: «он сказал – она сказала» и так до бесконечности. Так же часто могут повторяться формы «спросил – ответил». (Отметим, что в Словаре синонимов под ред. А. П. Евгеньевой приводится целый ряд глаголов речи, с помощью которых можно передать различные оттенки значений: произнести, проговорить, выговорить, промолвить, молвить, вымолвить, изречь, провещать, проронить, брякнуть…) Неумение пользоваться синонимами приводит к речевой ошибке – неоправданному повтору, который свидетельствует о бедности речи. Однако повтор повтору рознь, и часто повтор бывает оправдан и выступает в качестве средства выразительности. Например, дословный повтор для ударения: «его не было долго-долго», «Они ехали медленно-медленно». Или варьируемый повтор: «Дружба дружбой, а служба службой». Или частичный повтор, который используется как основа фигур речи, таких как анафора (намеренный повтор начала фразы) или эпифора (также намеренный повтор концовки фразы). Вот, например, как использовал анафору в известном афоризме Д. Дидро: «Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального». Также в качестве средства выразительности иногда используется расширенный повтор, который обычно выполняет функцию разъяснения или уточнения. Например: «Читается трояким способом: первое, читать и не понимать; второе, читать и понимать; третье, читать и понимать даже то, что не написано». (Я. Б. Княжнин).

Итак, и разнообразие, и однообразие могут стать достоинством или недостатком речи, поэтому главным критерием при выборе тех или иных средств всегда должна быть целесообразность. Если же использование разнообразных языковых и речевых средств целесообразно, то при их употреблении важно стремиться к гармонии.

И поэтому богатство как достоинство речи всегда предполагает, что её автор обогатит своё высказывание и другими достоинствами: уместностью, точностью, логичностью, доступностью, правильностью, выразительностью и чистотой.

    

    

    

    

    


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 317; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!