Кодификации римского права. Кодификация Юстиниана



Понятие римского права. Этапы развития римской юстиции.

Римское право - это система права, сложившаяся в наиболее развитом государстве древнего мира - Древнем Риме, и ставшая основой для правовых систем большинства современных европейских государств

1. Древнейший период (4–3 вв. до н.э.) римское право этого периода характеризуется полисной замкнутостью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов.

2. Классический период (середина 3 – конец 3 в.до н.э.) в течении этого периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных человеческих отношений.

3. Постклассический период (4–6 вв.) изменения в римском праве данного периода связаны с его систематизацией и постепенным приспособлении к формирующимся феодальным отношениям.

Рецепция римского права. Историческое значение римского права и его роль на современном этапе развития российского права.

Рецепция римского права- усвоение римского права странами Западной Европы в средние века. Ещё в раннефеодальных монархиях, образовавшихся на развалинах Западной Римской империи, сохранились элементы римской правовой культуры и законодательства. Восприятие римского права способствовало преодолению партикуляризма права, отражало стремление нарождавшейся буржуазии к созданию единого национального правового порядка. Современная рецепция римского права в России, как демонстрирует А.И. Косарев, обусловлена идеологическим фактором «возврата в лоно европейских цивилизаций» и попыткой установления преемственности. Гражданский кодекс РФ 1994-1997 гг. во многом продолжил традиции первого гражданского кодекса РСФСР. Были восстановлены правовые институты цивилистики, такие как сервитуты, ипотека и т.д. Кодекс практически вобрал в себя лучшее из теории римского права.

 

Исторические системы римского частного права.

Цивильное (кривитское) право. Совокупность норм обычного права, применяемых только к римским гражданам.

Преторское право. Создавалось деятельностью судебных магистратов – преторов, которые своими эдиктами и формулами дополняли и исправляли правовое регулирование.

Естественное право. Требования морали основываются на нравственном сознании. Право собственности основывается на естественном праве. Естественные права носят надгосударственный, общечеловеческий характер.

Право народов. Имущественное право, созданное судебной практикой в спорах между перегринами(иностранцами),а также римскими гражданами по вопросам торговли и взаимного вступления в брак.

Право справедливости. Введенный в обиход практикой юристов принцип справедливости, который предполагал справедливость как равенство субъектов вне зависимости от социального положения в области прав перед законом, снижавшим остроту и тяжесть цивильного права.

 

Основные институты римского частного права.

- правовой статус лица в Древнем Риме;

- правовое положение субъектов в имущественных отношениях;

- брачно-семейные отношения;

- вопросы защиты частных прав;

- вещные права;

- обязательственное право;

- наследование.

 

Понятие и виды источников римского права.

Источники римского права — формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.

Виды источников римского права:

— обычное право;

— законы;

— плебисциты — акты собрания плебеев без сенаторов. Отличие плебисцитов от обычных законов — плебесциты принимались народным собранием без предварительного обсуждения в сенате по инициативе плебейских трибунов. Закон Гортензия 287 г. до н. э.придал плебисцитам силу законов;

— сенатусконсульты;

— конституции императоров;

— эдикты магистратов;

— ответы юристов.

Источники:

Надписи на дереве, камне, бронзе

Законы XII Таблиц

Corpus juris oivilis—кодификация императора Юстиниана

Произведения римских юристов

Папирусы

Кодификации римского права. Кодификация Юстиниана.

Кодификация – это процесс систематизации основных источников РП в период империи.

 

Наиболее глобальной была кодификация, проводимая уже после падения Западной римской империи византийским императором Юстинианом и воплощённая в Кодексе Юстиниана, который в средние века получил название – Свод цивильного (гражданского) права. Кодекс Юстиниана состоял из следующих частей:

- Институции – элементарные учебники римского права.

- Дигесты (Пандекты) – сборник сочинений римских юристов;

- Кодекс – собрание императорских конституций;

- Новеллы – собрание новейших императорских конституций (Конституций Юстиниана).

Кодекс Юстиниана содержал в себе не только нормы частного, но и нормы публичного права, а также то, что ныне называется общей теорией права. Так, в ряде текстов даётся понятие права, определение науки права, правосудия, говорится о разделении права на публичное и частное, на цивильное и право народов. Кодификация Юстиниана носила не только технический характер–юристы не ограничивались лишь извлечением цитат из сочинений юристов, но сокращали текст, устраняя устаревшие места. Так, были упразднены уже не применявшаяся классификация вещей на манципируемые и неманицпируемые, а также упоминания об обряде манципации.

Юстиниан смотрел на Дигесты как на законодательный сборник, официальный акт, в силу чего запретил юристам писать комментарии к ним. Институции, имея целью обучение начинающих юристов, тем не менее получили официальный характер. Состояли Институции из 4 книг, 3 разделов (лица, вещи, иски). Новеллы, включавшие 168 конституций Юстиниана дошли до нас на греческом языке и относятся, главным образом, к публичному и церковному праву, хотя есть и нормы частного права (о браке и наследовании).

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 2546; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!