Основные этапы развития политической мысли в Западной Европе



А) Политическая мысль античности.

Возникновение политических идей на Древнем Востоке и Древнем Западе связано с развитием общественного способа производства, классовой дифференциацией общества, возникновением и функционированием государства. Общей особенностью политической мысли античности является обоснование божественной, сверхъестественной природы политической власти, а также объяснение с этих позиций социального, политического и правового неравенства членов различных сословий общества.

Наивысшего развития политическая мысль античности достигла в учениях древнегреческих философов Платона и Аристотеля.

Основными политологическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы», а также диалоги «Политик» и «Критий». Политическое учение Аристотеля изложено главным образом в работе «Политика».

История древнеримской политической мысли охватывает период с 7 в. до н. э. по 5 в. н. э. В своих теоретических построениях римские авторы опирались на политико-правовые идеи греческих мыслителей.

Общественно-политические устремления социальных низов Римской империи выражало христианство, которое возникло в 1 в. н. э. Политическая идеология первохристиан носит эсхатологический характер (эсхатология – это религиозное писание о последних временах, об идеальном порядке на земле, который явится результатом вмешательства божественного спасителя.

Социально-политический смысл идей раннего христианства состоит в том, что через понятие «Царство Божие» осуждались и отвергались существовавшие в Римской империи порядки, прежде всего, политическая власть рабовладельцев. Ей противопоставлялся идеал справедливого государства. Данной идеологии выражено настроение освободительного бунтарства, которое было характерно для социальных низов, особенно в отдаленных провинциях империи.

Б) Политическая мысль средневековья.

Оно связано с исключительно сильным влиянием на неё христианской религии и римско-католической церкви. На протяжении всей политической истории западноевропейского средневековья шла ожесточённая борьба между римско-католической церковью (папством) и светским феодалам (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе

Одним из наиболее видных мыслителей периода раннего средневековья является Аврелий Августин (354-430).Основная черта его социально-политических воззрений – обоснование и оправдание неравенства в обществе. Такое положение, по Августину, предопределено миром небесным. Однако наиболее интересным элементом его учения, изложенном в книге «О граде Божием», является понимание истории человечества как борьбы «двух градов»: «града божьего» и «града земного» или светского государства.

Как заметил английский учёный и философ Бертран Рассел (1872-1970), значение книги Августина «О граде Божием» состоит в том, что в ней заложена идея разделения церкви и государства.

Своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии средних веков явились сочинения учебного-богослова Фомы Аквинского (1225-1274). Его идеи относительно государства, законы, права изложены в работах «О правлении властителей», «Сумма теологии» и др.

Марсилий Падуанский в своём пространном сочинении «Защитник мира» он обвинил во всех бедах и несчастьях мира. Однако зло на земле, считал он, можно устранить, если впредь служители церкви будут заниматься исключительно делами духовной жизни людей.

В) Политическая мысль нового времени.

На его начальном этапе доминирующее значение приобретают идеи уничтожения ограничений, накладываемых феодальным государством на свободу индивида. В дальнейшем в произведениях мыслителей Нового времени гражданская концепция политики получает своё логическое продолжение в социальной концепции, в которой акцент с индивида переносится на социальные группы и общности как субъектов политики. В целом совокупность социально-политических идей, выдвинутых буржуазными мыслителями Нового времени, получила название либерализм.

Центрами политической жизни и соответственно политической науки становятся то Голландия, то Англия, то США, то Франция, то Германия.

Томас Гоббс своё политическое учение он изложил в философском труде «О гражданине» и «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

Гос-во Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественное установление. Оно возникло, по его мысли, на основе общественного договора из естественного догосударственного положения, когда люди находились в состоянии «войны всех против всех».

Шарль Луи Монтескье, Вольтер, Жан Жак Руссо в их произведениях принципы свободы и равенства превратились в развёрнутые политические учения.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1074; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!