Повторение сведений по перспективе
Натюрморт из 4 –х бытовых предметов различной фактуры.
Задача: Передача пространства и освещенности. Передача материальности предметов.
Время: 16 часов / 4 занятия по 4 часа/.
Постановка: бидон, разделочная доска, блюдо, овощи, драпировка.
Освещение: верхнее боковое.
Наглядные пособия:
I. Куб в линейной перспективе, перспектива в телах вращения.
2. Последовательность выполнения натюрморта в графике.
Материал: бумага, графитные карандаши различной мягкости
ПЛАН
Занятие I
1 . Организационный момент - 5 мин.
2. Анализ формы предметов и их
взаимного положения - 15 мин.
3. Композиционное решение натюрморта - 10 мин.
4. Конструктивное построение натюрморта - 135 мин.
5. Итог I занятия - 10 мин.
Занятие 2
1. Организационный момент - 5 мин.
2. Повторение сведений по перспективе - 15 мин.
3. Тональный анализ постановки, плановость - 15 мин.
4. Уточнение пропорций, начало работы в тоне
с 1- го плана в композиционном центре - 135 мин.
5. Итог 2 занятия - 10 мин.
|
|
Занятие 3
1. Организационный момент - 5 мин.
2. Тональный анализ постановки. Выявление
самых светлых и самых темных мест с учетом
плановости - 15 мин.
3. Продолжение тональной проработки с учетом
освещения - 150 мин.
4. Итог 3 занятия - 10 мин.
Занятие 4
I. Организационный момент - 5 мин.
2. Продолжение работы в тоне. Контрастность
1-го плана - 160 мин.
3. Итог 4 занятия. Просмотр - 15 мин.
Итого всего часов: - 12
Занятие 1
1. Организационный момент:
Преподаватель ставит постановку, освещает ее.
Учащиеся расставляют мольберты, выбирая наилучшие точки зрения на постановку, готовят материалы, бумагу, карандаш и т.д.
|
|
2. Анализ формы предметов и их взаимного положения;
В натюрморт входят 4 предмета: бидон, доска, тарелка, муляжи овощей и драпировка.
Помидор по форме тоже близок к шару, но с одной стороны слегка приплющен. Огурец – близок к цилиндру.
Чтобы уяснить форму бидона, мысленно разделим его на части, близкие по форме к простейшим геометрическим телам.
'Верхняя часть бидона представляет собой цилиндр, вторая часть похожа на конус, третья – тоже цилиндр. Бидон симметричен.
Его пропорции: ширина примерно 2 раза укладывается в высоту, самое широкое место бидона - на границе 4-ой и 3-ей части. Горловина начинается примерно на 1/2 оставшейся высоты. Донышко составляет около ½ высоты горловины.
Взаимные размеры предметов: общая высота овощей составляет около 1/3 высоты бидона, их протяженность - 1/2 высоты бидона, ширина помидора сравнима с горловиной бидона – они примерно одинаковы, высота помидора чуть меньше его ширины, высота огурца - в 1/2 высоты помидора. Блюдо плоское, размером соотносимо с бидоном. Длина доски по оси также равна высоте бидона.
Взаимное положение: блюдо сдвинуто влево от бидона. Бидон левее геометрического центра, овощи сдвинуты вправо от геометрического центра. Определяя взаимное положение предметов в постановке, нужно учитывать положение рисующего.
|
|
Определяя взаимное положение предметов в постановке, нужно учитывать положение рисующего и плановость в соответствии с этим.
Композиция натюрморта.
Учащиеся сначала выполняют композиционную зарисовку натюрморта в маленьком формате, затем на большом листе.
Для правильной композиции натюрморта на листе тонкими чуть заметными линиями намечают фигуру, охватывающую всю постановку / треугольник, квадрат, трапеция и т.д./, учитывая при этом равновесие композиции и пропорции постановки в целом.
Свободные поля в этом натюрморте справа и слева можно оставить примерно одинаковыми, т. к. темный бидон, справа уравновесится падающей тенью и овощами.
Нижнее поле лучше оставить немного шире верхнего, чтобы в натюрморте ощущалось пространство, и, учитывая что красный "тяжелый" помидор зрительно утяжеляет нижнюю часть постановки. Затем в пределах намеченного места постановки намечают расположение каждого предмета, придерживаясь установленных ранее пропорций Следующий этап:
Конструктивное построение натюрморта.
|
|
На этом этапе работы над натюрмортом уточняется линия горизонта. компоновка и взаимные размеры предметов, входящих в постановку, компонуются части формы ( внутри предмета), линии стола – стены относительно всей постановки, углы. Особое внимание нужно обратить на построение бидона и доски как самых сложных предметов в постановке.
Предположим, что бидон находится в обычном ракурсном положении, когда линия горизонта располагается примерно в два раза выше предмета.
Начать следует с построения эллипсов (окружности). И здесь будет 4, исключая край кромки горловины. Верхний эллипс по отношению к нижнему должен быть всегда чуть уже.
Уточняя расположение ручки бидона. Необходимо определить точки её крепления к поверхности горловины. Для этого на эллипсе через центр оси вращения проводят прямую линию, соответствующую положению ручки на натурной модели. От полученных точек пересечения этой прямой с окружностью следует опустить касательные. Определяются места ручки. С учетом перспективного сокращения , помечают их точками и приступают к построению ручки. Деревянная рукоятка бидона имеет в основе форму цилиндра. И наконец, возвратившись к верхней кромке вальцовки на горловине, строят еще один эллипс с учетом эго выступа от поверхности горловины.
Построение доски
Длина доски - это расстояние по оси симметрии от рукоятки до противоположного края. Уточняем, какое ребро будет к рисующему ближайшим, берем углы. Уточняем пропорционально на сколько поверхность доски раскрыта в ширину по отношению к длине. Сначала построение ведется по законам построения куба. Потом уточняется на ребре точка ухода на рукоятку. Проводится ось, пересекающая ось симметрии с учетом перспективы, находится противоположная точка. Задается в осях ширина рукоятки и толщина доски.
Затем нужно нарисовать драпировки и края столешницы. После этого намечаем собственные и падающие тени легкой штриховкой.
Во время самостоятельной работы учащихся преподаватель проводит индивидуальную работу - делает замечания по ходу выполнения рисунка.
5. Итог I занятия:
Преподаватель учащимся указывает на недостатки в работах, отмечает удачные решения.
Занятие 2
1. Организационный момент.
Учащиеся занимают свои места, готовит работы.
Повторение сведений по перспективе.
Преподаватель, используя наглядные пособия, повторяет с учащимися основные положения, особенности штриховки по плоскостям.
Тональный анализ постановки.
На этом этапе работы выявляется объем предметов светотенью – тоном. Надо проследить направление световых лучей, падающих на поверхность предмета. Определив границы света и теней на формах предметов легкой штриховкой, намечаем границы собственных и падающих теней. Тон следует прокладывать постепенно, начиная от самых темных мест 1-го плана. Главное здесь умение работать отношениями, без чего вся работа сведется лишь к поверхностному срисовыванию видимых тоновых пятен. Впечатление света может быть достигнуто в однотонном рисунке вследствие выдержанности тонального масштаба. Учащиеся должны вести работы равномерно по всему листу.
Итог занятия.
Преподаватель отмечает положительные и отрицательные стороны каждой работы.
Занятие 3
1. Организационный момент. Подготовка учащихся к занятию.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 911; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!