Очерк 17. Памятники культуры средневековья (XV – XVII вв.)



- Рукописная книга.

- Иконопись. Школа «тихвинских писем».

- Деревянное зодчество края.

- Архитектурный ансамбль Тихвинского Успенского мужского монастыря.

 

Рукописная книга.

Начало появления книг в Тихвинском крае связано с принятием христианства местным населением, с возникновением церквей и монастырей. Несомненным является то, что эти книги были рукописными и передавались из рук в руки на протяжении столетий. На территории Новгородской земли в XI-XV веках сложился значительный фонд русской рукописной книги.

С конца XV в. новгородские книги стали покидать свою родину во всё возрастающем числе. Самые старинные и роскошные книги вывезли московские великие князья и церковные иерархи; те, что похуже, увозили многочисленные служилые люди, временно обитавшие на новгородской земле. Огромные потери, в том числе и духовные, понесли жители края в Смутное время. В результате на своей родине новгородская рукописная книга стала редкой.

Новгородскую рукописную книгу XI – XVI вв., бытовавшую в Тихвинском крае, трудно спутать с рукописными книгами, поступившими из других мест, из-за самого оригинального из всех русских рукописных видов и стилей орнамента - тератологического (звериного). Тератология – это своего рода «наследственная особенность», передающаяся по целому ряду поколений рукописных книг, созданных на новгородской земле. Она даёт возможность специалистам определить даже отдалённых книжных потомков новгородской школы письма. Количество книг, дошедших до наших дней и бывших в обращении во всём древнерусском государстве с XI до начала монгольского ига на Руси (1240 г), учёными насчитывается лишь в несколько сотен, рассеянных по России и разным странам мира. Более распространёнными являются рукописные книги XV – начала XVIII столетия, но и они довольно редки и являются бесценным культурным наследием русского народа.

К середине XVII века стал ощущаться новый культурный подъём в Тихвинском крае, сопровождавшийся распространением книг среди населения. В это же время печатные книги повсеместно стали вытеснять старые рукописные книги, особенно при использовании книг в церковном обиходе.

Пути появления рукописных книг в нашем крае различны. Возникшие в XVI-XVII вв. тихвинские монастыри и пустыни особо нуждались в книгах. Их жертвовали монастырям различные люди. Феодосий, игумен Вяжищского монастыря, расположенного под Новгородом, «положил» лицевое (иллюстрированное) Евангелие в Тихвинский Успенский мужской монастырь вскоре после его основания. Первый игумен Тихвинского Успенского монастыря Кирилл в 1562 году «…дал в дом Пречистой …на Тихвине по своей душе и по своих родителей …книгу рекомый Маргарит…», имея намерения ознакомить свою братию с трудами Иоанна Златоуста[1].

От времени новгородского архиепископа Макария, великого книжника и создателя Миней Четьих, в библиотеку Успенского монастыря попадает рукописная книга Миротворный круг с пасхалиею на 512 лет, выполненная попом Агафонищем при Софийском соборе Великого Новгорода в 1540 году.

Из XVII в. дошли сведения, что старицы Леонида и Александра (монастырские спутницы царицы-старицы Дарьи (Анны Колтовской) пожертвовали Минею в Антониево-Дымский монастырь. Интересно то, что 70 годами раньше этого вклада данная Минея в 1573 году была пожертвована в Тихвинский Введенский женский монастырь. Другой, более усердный вкладчик, некто Ждан Данилов («а молитвенное ему имя Артемий») – «служка» Тихвинского Успенского мужского монастыря жертвует в него, а также в Антониево-Дымский монастырь целых четыре книги.[2]

Вложить книгу в церковь, а особенно в свою ближайшую приходскую, стоящую на погосте рядом с могилами предков, считалось весьма богоугодным делом у жителей Тихвинского края. Служилый человек Семен Иванов сын Палицын в 1532 году с чувством выполненного долга вложил рукописную Псалтырь в церковь Успения Богородицы, стоящей на берегу озера Никулинского в 60 верстах к югу от Тихвина[3].

В конце XVII и в XVIII вв. были организованы сборы рукописных книг, с заменой их на печатные, по церквам и монастырям Новгородской епархии. Собранные рукописные книги поместили в Софийскую библиотеку Новгорода. В данную библиотеку попали многие рукописные книги Тихвинского края. Из Тихвинского Успенского мужского монастыря в Софийской библиотеке одних служебников XV-XVI вв. хранилось восемь.

Из соседних с Тихвинским Успенским монастырём Введенского и Николо-Беседного монастырей, а также пустыней Сарожской и Ругуйской в Софийскую библиотеку попали по несколько экземпляров рукописных книг. При этом из Троицкой Ругуйской пустыни, расположенной в Воскресенском Липенском погосте в Софийскую библиотеку поступили три книги и, что особенно важно, пергаментная Псалтырь XIV века. Пока, это самая древняя рукописная книга, используемая нашими предками на территории Тихвинского края и дошедшая до наших дней. К тому же она выполнена не на бумаге, а на дорогом пергаменте, что ещё более подчёркивает её древность и редкость.

Рукописные книги можно было встретить в самых различных местах Тихвинского края. Иногда они выдавались на временное пользование в приходские церкви, как, например, рукописная Триодь 1533 года написания, выданная в 1658 году на «подержание» из Борисоглебской церкви Новгорода в приходскую церковь под Тихвиным. По-видимому, печатных книг, используемых повсеместно в богослужении в ту пору, не хватало, и вот восполнили этот недостаток старинной рукописной книгой, передав её из городского храма в глухую деревенскую церковь в глубине Тихвинского края.

В Новгородском городском музее хранятся бытовавшие в крае рукописные книги. Среди них поступившие из Реконской и Оскуйской пустыней, а также из церквей Троицкого Колбекского, Петровского Мелигежского, Никольского Пашозерского и Георгиевского Озеревского погостов, что существенно расширяет библиогеографию рукописной книги Тихвинского края. Из церкви Никольского Явосемского погоста было изъято рукописное Евангелие 1535 года, в котором оказался лист из рукописи XIII века. В Тихвинский край в глухую лесную Явосьму данное Евангелие неведомыми путями попало из г. Хлынова (Вятки)[4].

Значительное количество рукописных книг сосредоточилось на руках старообрядцев, повсеместно проживающих в Тихвинском крае.

Тихвинский Богородицкий Успенский мужской монастырь был богат рукописными книгами, так как власти монастыря при всяком удобном случае стремились пополнить свою библиотеку. В 1686 году была приобретена у келаря Чудова монастыря в Москве Варлаама Палицына за 13 рублей книга Хронограф, с записью событий до смерти царя Бориса Годунова (1605 год).

В описании Тихвинского Успенского монастыря 1859 года, составленном академиком Я. Бередниковым, упомянута монастырская библиотека, имеющая 1070 экземпляров книг различного содержания. В качестве особо ценных выделены в отдельный список 22 рукописные книги и в другой список - 18 печатных книг, изданных в основном в XVII веке[5]. Другое описание монастырской библиотеки сделано Случевским К.К. при посещении Успенского монастыря во время его путешествия по Северо-Западу России. Он особо отметил хорошую, на его взгляд, подобранность библиотеки и выделил из общего фонда примечательные рукописные книги[6].

В собрании рукописных книг, хранящихся в библиотеке Тихвинского Успенского монастыря, находилось Евангелие XV века с вкладной надписью 1522 года новгородского священника Иоанна с Рогатицы, а также два рукописных Евангелия XVI века. Некоторые рукописные книги, бытовавшие в Тихвинском Успенском монастыре, позднее попали в различные музеи и библиотеки страны. В Государственном Историческом музее в Москве хранятся несколько лицевых рукописей, посвященных Тихвинской Богоматери, в том числе книга «Солнце Умное» второй половины XVII века, с вкладной записью тихвинского архимандрита Варсонофия, управляющего монастырем в 1678-1680 гг[7].

В XVII веке в Тихвинском Успенском монастыре и на Тихвинском посаде появляются свои переписчики и переплетчики книг, работавшие очень искусно и неоднократно призываемые для выполнения заказов в Новгород и Москву[8]. Значительное развитие грамотности в крае вызвали появление местной литературы, в первую очередь посвященной тихвинским и обонежским святыням. Созданное на основе осмысления прошлых событий «Сказание об осаде и о сидении в пречестней обители честнаго и славного Одигитрея чудотворные иконы Тихвинской Богоматери» вошло в наиболее пространную редакцию «Сказания о чудесах иконы Тихвинской Богоматери». Составлена она была в 1658 году при участии тихвинского иконника Иродиона Сергеева, которого для отработки окончательного текста вызывали в Москву.[9] Подлинник «Сказания…» долгое время хранился в библиотеке Тихвинского Успенского монастыря. Нынешнее местонахождение его неизвестно.

Многие сочинения местных авторов были написаны под влиянием и по настоянию архимандрита Ионы Баранова или при участии архимандрита Герасима Кремлева.       Сочинения старообрядческих авторов создавались тайно и часто анонимно. Об истории средневековой литературы Тихвинского края и её авторах известно немногое.

Значительное распространение в XVII веке в Тихвинском крае получают печатные книги. Одной из первопечатных книг, напечатанных кириллицей за рубежом в XV веке, владела царица-старица Дарья (Анна Колтовская), о чем свидетельствует запись великорусской скорописью о принадлежности книги к ней, сделанная около 1626 года. Это была Триодь Постная – богослужебная книга, содержащая в себе молитвословия на дни Великого поста и на приготовительные недели к нему, начиная с Недели мытаря и фарисея и до Пасхи, изданная в Кракове в 1491- 1492 гг. Швайпольтом Фиолем. В пределы Московского государства краковские инкунабулы, напечатанные кириллицей, попадали из Литвы задолго до появления книг первопечатника Ивана Федорова[10].

Из первопечатных книг библиотеки Тихвинского Успенского монастыря также можно отметить отпечатанную в 1518 году Франциском Скориной в Полоцке Книгу Царств. Из более поздних изданий - «Учение и хитрости ратного строения пехотных людей», по сути дела представляющего собой первый воинский устав в России, напечатанный по повелению царя Алексея Михайловича в 1647 году. Наличие этой книги в монастыре было совсем не лишним, если учитывать, что фактическим комендантом монастырской крепости был «городовой старец», назначаемый из монахов Тихвинского Успенского монастыря.

Наличие социально активного населения в Тихвинском посаде, связанного с ремеслом, внутренней и зарубежной торговлей, обуславливало определенный уровень его грамотности, который был достаточно высоким и поддерживался нахождением в повседневном обиходе значительного количества рукописных и печатных книг.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 464; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!