Церковно-монастырское землевладение



Кроме боярского землевладения в Тихвинском крае развивалось церковно-монастырское землевладение. Начиная с XII века, монастырские владения постепенно разрастались, и достигли в конце XV века до трети всего феодального землевладения края. Самым крупным церковным феодальным властителем был новгородский Дом святой Софии, находившийся под непосредственным управлением новгородского владыки – архиепископа. По косвенным сведениям, извлечённым из новгородских летописей, можно предполагать, что уже в начале XIII века Софийский дом располагал в Тихвинском крае достаточно крупными земельными владениями, которые неоднократно возросли к XV веку. В их число входили земли в Тервеничском, Шугозерском и Озерском и других погостах. В конце XV века у Софийского дома московским князем Иваном III были конфискованы многие земельные владения, и с частью крупных боярских вотчин, превращены в дворцовый земельный фонд для раздачи служилым людям (помещикам) – социальной и военной опоре князя. Указом 1476 года московский великий князь Иван III отобрал земельные вотчины Дома святой Софии, в том числе в Нагорном Обонежье, в Мелигежском, Колбасском (Колбекском), Дрегельском и Кременицком погостах.[10]

Церковно-монастырское землевладение в Тихвинском крае сложилось не только в силу известных по Уставу князя Святослава Ольговича 1137 года особых привилегий Дома Св. Софии по получению десятины от княжеских доходов за счёт вир и продаж в Обонежье. Наряду с прямым захватом общинных земель, церкви и монастыри постепенно скупили значительные земельные владения, дополнив ими дарения и дары на «помин души» различных феодальных владельцев, часто вместе с зависимыми крестьянами. Последние не противодействовали подобным переходам в силу получения особых привилегий и частичного освобождения от повинностей.

На территории Тихвинского края появляются вотчины Хутынского Спасо-Преображенского, Антониевского Рождество-Богородицкого, Спасского Ковалева, Десятинного и других новгородских монастырей. На территории Пречистенского Тихвинского погоста деревнями и пустошами владеют Деревяницкий, Иванский и Радоговицкий монастыри[11]. Во второй половине XV века земли на реке Паше получил Колмовский монастырь, основанный в 1392 году Юрием Онцифоровичем, представителем новгородского боярского рода Мишиничей – Онцифоровичей. Боярские вотчины на помин души передала правнучка Юрия Онцифоровича Орина. Другой новгородский Никольский Аркажский монастырь по данным писцовой книги 1563 года имел вотчины в соседствующих погостах: в Пречистенском Тихвинском -8 деревень, в Егорьевском Пашекожельском - 64 деревни.

В купчей грамоте XV в. Спасского Ковалёва монастыря, находящегося под Новгородом на Волховце, на земли и села расположенные на далёкой от монастыря реке Тихвинке, названы два села, а также «… поля, и заполки, и пожни, и хмельники, и ловища и перевесища по Тифине реке, и озёра свою часть, и сено жати и гонебный лес, и пасти, где ни есть их следа.» Кроме перечисленных земель прежний владелец Прокуй с братом Павлом и сыновьями Ористом и Михаилом уступали ещё земли с двумя сёлами, Лентеево и Мошниково, а также около Плутина за рекою 5 островов (используемых участков земли среди леса). Поражает скрупулёзность монастырских властей особо оговоривших в купчей свою принадлежность и общей у Прокуя с соседом Кугыком пожни в два стожья, сделав запись, что она «Кугыкуне надобе».[12]

Свидетельства о многочисленных церковно-монастырских земельных вотчинах края имеются в писцовых книгах Нагорной половины Обонежской пятины XV – XVI вв. Ковалёв монастырь, внедрившийся в земли Михайловского Озерского погоста в середине XV века, благополучно пережил конфискацию части монастырских новгородских вотчин московским князем Иваном III. В 1563 г. за Ковалёвым монастырём в данном погосте числились земли с расположенными на них 70 деревнями с 148 дворами живущих в них крестьян, да в запущении находилась деревня Михалевская, что во время переписи «… при писцах была пуста и лесом заросла»[13].Ещё более крупная вотчина, насчитывающая 88 деревень, принадлежала тому же Спасскому Ковалеву монастырю в Спасском Шугозерском погосте. К концу XV века на землях Михайловского Озерского погоста появилась волость Никольского Вишерского монастыря, насчитывающая 44 деревни с 55 дворами, в которых проживало 84 монастырских тяглеца. В состав данной монастырской волости вошли земли, ранее принадлежащие новгородским феодалам Кузьме Фефилатову, Борису Ношкину и Офрему Змейскому.

Монастырские вотчины существовали в большинстве погостов Тихвинского края. В Воскресенском Лученском погосте, расположенного на территории современного г. Пикалёво, находились земельные владения Вяжицкого новгородского монастыря, в Антониевском Дымском погосте помимо земельных вотчин Антониева Дымского монастыря имелась волостка небольшого Никольского монастыря с Мостища из Великого Новгорода. Отенский Покровский монастырь, возникший в 1420 году, к XVI в. владел вотчинами в Михайловском Черенском и соседнем Климентском Колбекском погосте. Покровский Зверинский монастырь также к XVI веку владел вотчиной в Климентском Колбекском погосте, несмотря на то, что церковное землевладение Колбекского погоста было ранее конфисковано Иваном III. В восточных пределах Тихвинского края в Егорьевском Озеревском погосте в конце XV века имелась небольшая волость Никольского монастыря расположенного в Новгороде в конце Легощи улицы[14]. Таким образом, несмотря на ограничения, монастырские земельные владения постепенно разрастаются.

Немало земель в погостах Тихвинского края принадлежало новгородским церквям. В той же писцовой книге Нагорного Обонежья 1583 года в Воскресенском Лученском погосте в качестве церковных землевладельцев отмечены церковь Бориса и Глеба, что на Запольской улице, и церковь Сорока мучеников, расположенная на Щиркове улице Великого Новгорода, построенная в 1213 г. на средства новгородского тысяцкого Вячеслава Прокшинича. Впоследствии мелкие монастырские и церковные вотчины разных церквей и монастырей в крае оказались в составе обширных земельных владений Тихвинского Большого Успенского монастыря, как, например, волостка с деревней Батьков конец, ранее принадлежащая вышеупомянутой церкви Сорока мучеников Великого Новгорода.

Обширность монастырского землевладения постоянно тревожила новгородских бояр, а затем московских великих князей. Церковь с её громадными земельными владениями выпадала из юрисдикции великого князя и не облагалась податями в пользу государства. В конце XV – начале XVI в. великие князья Иван III и Василий III неоднократно предпринимали попытки ограничить монастырское землевладение в интересах средних и мелких феодалов, но их действия были мало результативными. Царю Ивану Грозному также не удалось осуществить секуляризацию церковных земель, и принятый не без его влияния Стоглав (сборник соборных решений 1551 года) вновь подтвердил незыблемость церковно-монастырского землевладения.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 773; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!