Преодоление ошибок и «Новое просвещение»



На более фундаментальном уровне патологические черты современного мировоззрения связаны с преобладанием «редукционистского» мышления и фрагментарностью знания. Другими словами – с отсутствием широты и глубины просвещения. «Редукционистская» философия не годна не только для понимания «простых» живых систем, но, в первую очередь, для преодоления трагедии саморазрушающегося социального и экономического мира». Авторы указывают на губительность перехода «от рассмотрения реальности как целого к её разделению на множество мелких сегментов». Наивный реализм и материализм несостоятельны в философском плане и попросту неверны в научном. Обращаясь к принципу неопределенности Гейзенберга и концепции комплементарности Бора, авторы напоминает, что «взаимодействие исследователя с его объектом — базовая составляющая акта познания».

В качестве альтернативы члены Римского клуба рассматривают визионерские прозрения Грегори Бейтсона, теорию аутопоэза Умберто Матураны и Франсиско Варелы, «системное видение жизни» Фритьофа Капры и Пьера Луиджи Луизи, феноменологическую «биологию чуда» Андреаса Вебера. Соглашаясь с Капрой, они находят возможным достижение согласия между религиозными и научными поисками.

И здесь мы подходим к ключевой точке докладе — идее «Нового просвещения», то бишь, фундаментальной трансформации мышления, результатом которой должно стать целостное мировоззрение: гуманистическое но свободное от антропоцентризма; открытое развитию но ценящее устойчивость и заботящееся о будущем.
Наряду с комплементарностью, столпами «Нового просвещения» Римский клуб видит синергию — поиск мудрости, через примирение противоположностей и баланс. Не претендуя на полноту списка, доклад выделяет несколько областей, в которых необходимо достичь баланса:

§ В отношениях между человеком и природой — устойчивое развитие, экологическое сознание

§ Между кратковременной и долговременной перспективой

§ Между скоростью и стабильностью — изменения и прогресс как таковые не должны восприниматься как самоцель

§ Между индивидуальным и коллективным — признавая значение личной автономии — одного за важнейших завоеваний европейского просвещения — Клуб призывает к балансу и учёту общего блага - в экономике это означает, что государство (общество) должно устанавливать правила для рынков, а не наоборот

§ Между женщинами и мужчинами — здесь авторы обращаются к работам Рианы Айслер, и отмечают, что баланс не означает механического уравнения — перемещения женщин на «мужские» позиции, а как восстановление баланса в типологии функций.

§ Между равенством и справедливым вознаграждением — от государства требуется обеспечить механизмы, гарантирующие социальную справедливость

§ Между государством и религией — доклад приветствует секулярность, но подчёркивает позитивное значение религии; государства, нетерпимые к религии, теряют этическую перспективу

* Исторически, идея баланса больше созвучна восточными традициями (инь-ян), но авторы указывают также на западных мыслителей — Гегеля и Кена Уилбера, чьи системы выражают философию баланса.

 

Религия и постсекулярность

Заметное место в «Come On!» уделяется религии. Римский клуб дистанцируется от любых интерпретаций религии, поддерживающих угнетение и насилие, и считает рост фундаментализма угрозой. В то же время, Клуб обращает внимание на несправедливость критиков религии, не замечающих её позитивного вклада в человеческую цивилизацию.

Доклад одобрительно цитирует бывшего вице-президента Международного суда Кристофера Вирамантри, говорившего о необходимости включения базовых принципов религий мира в международное право. Отринув религию, нынешнее поколение оборвало связь с мудростью, накопленной человечеством за многие тысячелетия жизни.

Хотя авторы в большей степени симпатизируют восточным традициям, они с воодушевлением наблюдают за тенденциям в развитии христианского и мусульманского богословия. Особую поддержку Клуб выражает папе Франциску и его энциклике «Laudato Si», которой посвящен отдельный параграф. Также доклад упоминает «духовность здравого смысла» известного монаха-бенедиктинца Дэвида Стайндл-Раста.

 

Новый мир

Заключительная часть носит прикладной характер. В ней обобщаются экспериментальные подходы к управлению, экономике, образованию, общественному развитию, и приводят примеры их успешного претворения в жизнь. Обсуждаемые вопросы включают устойчивое сельское хозяйство, децентрализованную энергетику, регенеративную урбанизацию, круговую экономику, реформу финансового сектора, этичное инвестирование и т.д. Остановлюсь подробнее на самых интересных моментах.

Политика «полного мира»

1. Авторы считают неизбежным появление новых «глобальных» правил, обязательных для всех стран. Отдельные государства не вправе делать всё, что им заблагорассудится, тем более, когда речь идёт о последствиях, затрагивающих всю планету.

2. Текущие форматы международного сотрудничества и глобального управления неэффективны, но те, которые придут на смену, могут быть гораздо лучше. В тексте рассматриваются два перспективных подхода — «Всемирный Совет Будущего» (World Future Council) Якоба фон Икскулля и «Великий Переход» (Great Transition) Пола Раскина. Второй - более амбициозный, и имеет конечной целью формирование «Единого Человечества». На локальном уровне высоко оценивается потенциал прямой демократии и институтов, наподобие ирландской «Ассамблеи Граждан».

3. Доклад отмечает, что «Римский клуб видит себя защитником демократии, долгосрочного мышления, природы, молодого поколения и ещё не родившихся поколений, которые лишены голоса в капитализме и текущих политических дебатах». Клуб призывает правительства забыть о границах и объединять усилия, ради совместного процветания.

«Конец нефти» и альтернативная энергетика

Окончание эры ископаемого топлива предопределено. Весьма вероятно, что она закончится быстрее, чем предсказывалось ранее. Стоимость чистой (солнечной и ветряной) энергии уменьшается с каждым годом, а её производство увеличивается в разы. Рост спроса на нефть остановится к 2020 году, и если прав стэнфордский исследователь Тони Себа, переход на возобновляемые источники может произойти уже к 2030.

Огромные залежи нефти и газа так и останутся в земле. Упущенная прибыль оцениваются в диапазоне от шести до двадцати триллионов долларов. Нефтегазовый сектор становится огромным пузырём, который может полностью обесцениться за несколько лет. Некоторые аналитики и банковские структуры уже предупреждают своих клиентов о неприемлемых рисках вложения в подобные предприятия.

Удивительные изменения происходят в Китае — крупнейшем потребителе ресурсов. Компартия провозгласила курс на строительство «экологической цивилизации», что было зафиксировано в конституции и уже нашло отражение в планах тринадцатой (2016-2020) пятилетки. Китай на глазах становится лидером в области альтернативной энергетики: за четыре года производство солнечной энергии увеличилось в двадцать раз, к середине века страна намерена получать восемьдесят процентов энергии из возобновляемых источников.

«Другая» экономика

По словам Кейт Раворт, оксфордского экономиста и члена Римского клуба, сегодняшние студенты, которые будут определять политику в 2050, учатся идеям из книг 1950, которые, в свою очередь, основаны на теориях 1850. Чтобы «лучший мир» стал реальностью, экономика должна начать функционировать иначе.

Доклад рассматривает несколько альтернативных моделей экономики, разработанных, в том числе, Джереми Рифкиным, Кристианом Фельбером, Джоном Фуллертоном и Гюнтером Паули. При всех различиях в деталях, общая картина сводится к тому, что экономика будущего должна стремиться к устойчивости, а не росту, увеличивая общее благо, а не частную выгоду.

«Круговая» логика заменит «линейную» — производимые предметы будут оптимизированы для ремонта и повторного использования. Даже в сфере недвижимости на смену эксклюзивному владению придёт модель услуги и совместного использования.

 

Образование для будущего

Клуб видит задачу образования в формировании у молодёжи «грамотности для будущего» (futures literacy).

 Образование, способное делать это, должно:

§ Основываться на «связанности» — отношения были и будут оставаться сутью обучения; использование информационных технологий «ценно и эффективно только когда они способствуют связи между людьми». Образование должно «вызывать интерес, освобождать энергию и задействовать способности студента учиться для себя и помогать учиться другим».

§ Носить ценностный характер, корениться в универсальных ценностях и уважении к куль-турным различиям. «Ценности — это квинтэссенция человеческой мудрости, накапленной веками» — на нынешнем этапе они воплощаются в акценте на благополучии всех живых существ и мира в целом.

§ Фокусироваться на устойчивости — большая часть знаний, касающаяся экологии, взаимосвязанности систем и устойчивости развития - появилась недавно и ещё не стала частью общего культурного багажа; обучение новых поколений соответствующим дисциплинам и навыкам имеет принципиальное значение.

§ Культивировать интегральное мышление, а не только аналитическим. Авторы отмечают, что обучение системному мышлению недостаточно, поскольку «в системном мышлении сохраняется тенденция рассматривать реальность в несколько механистических категори-ях, не охватывая её органическую интегральность». Интегральное же мышление способно «воспринимать, организовывать, согласовывать и воссоединять отдельные фрагменты в единое цедое, достигая таким образом подлинного понимания реальности». Оно отлича-ется от системного мышления, также как интеграция отличается от агрегации.

§ Исходить из плюрализма содержания. Клуб констатирует, что многие университеты продвигают конкретные школы мысли, вместо того, чтобы «давать молодым умам весь спектр противоречивых и комплементарных перспектив». Сегодняшние студенты нуждаются в инклюзивном образовании, в котором одни формы знания дополняли бы другие - а не вычленяли только «свой» сегмент.

Культурное разнообразие так же необходимо для социальной эволюции, как генетическое для биологической.

§

***

«Come On!» — один из сильнейших текст, который я читал за последнее время. Это глубокий труд, над которым работали десятки ведущих мыслителей. Не обязательно поддерживать Римский клуб или соглашаться с оценками, содержащимися в докладе, чтобы оценить значение этого документа. Учитывая влияние Клуба и глубину экспертизы авторов - «Come On!» можно считать авторитетным выражением взглядов передовой части мировой интеллектуальной и политической элиты.

von Weizsaecker, E., Wijkman, A.

«Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet». — Springer, 2018.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!