История и содержание термина



Прот. Петр Мангилев

Учебные материалы по курсу «Введение в специальность «Теология»

Введение.

       Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 020500 «Теология», определяет теологию как «комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институционных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционное для религии право, археологические памятники истории религий, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями». (1. С .2).  С одной стороны теология представляет собой фундаментальную классическую систему наук, которая развивается уже в течении почти двух тысячелетий, и именно теология изначально обусловила появление русской школьной системы как таковой. С другой стороны, однако, преподавание теологии в светской высшей школе России есть дело новое. Дореволюционные российские университеты не имели теологических факультетов. Богословие преподавалось в специальных учебных заведениях подведомственных Святейшему Синоду – Духовных Академиях и Семинариях. Вопрос об открытии специальных богословских факультетов в университетах ставился неоднократно, но положительно решен не был. В 1755 г., когда открывался Московский университет, в проекте устава было отмечено, что «хотя во всяком Университете, кроме Философских наук Юриспруденции, должны также предполагаемы быть Богословские знания, попечение о Богословии справедливо оставляется Святейшему Синоду». Потом вопрос неоднократно обсуждался в правительственных и церковных кругах. В 1777 г. был разработан подробный план факультета. Однако тогда дело ничем не кончилось. В 1906г. в связи с обсуждением реформ высшего богословского образования один из крупнейших русских ученых-богословов профессор Н.Н. Глубоковский подготовил записку, в которой было предложено образовать при университетах православные богословские факультеты «для свободного развития богословской науки». Духовные Академии также должны были быть сохранены. По мысли составителя записки им должна была быть отведена роль « научно-апологетических институтов Православной Церкви». Тогда, полагал Н.Н. Глубоковский, Церковь не будет ответственна за все возможные погрешности богословской науки. При этом «богословская наука, будучи свободной и честной, всегда останется посредницей познания истины и не может оказаться антицерковной принципиально, коль скоро Церковь есть носительница и провозвестница этой истины». (Цит. по: 3. С. 7). Проект Н.Н. Глубоковского тогда исполнен не был. События 1917 г. и последующих лет надолго отложили даже саму возможность постановки такого вопроса. Только в 1992 г. специальность «Теология» была внесена в Общероссийский классификатор специальностей, а первый светский стандарт по теологии был утвержден в 1994 г. По сути, этот стандарт представлял собой вариант стандарта специальности «Религиоведение». Ныне существующий стандарт был введен в действие в 2002 г. Этот стандарт в гораздо большей степени отвечает задачам подготовки специалиста-теолога. В настоящее время действуют образовательные стандарты подготовки бакалавров, магистров и специалистов- теологов. С 2001 г. Министерством образования РФ введен в действие поликонфессиональный стандарт, позволяющий вести подготовку православных, мусульманских и иудейских теологов, сохраняя научные и образовательные традиции, созданные этими вероисповеданиями в условиях их мирного сосуществования на российской почве. Согласно требованию стандарта теолог-специалист должен быть «подготовлен к выполнению научно-исследовательской, учебно-воспитательной и экспертно-консультативной деятельности. Образовательная программа по подготовке специалиста теологии носит светский характер. В соответствии с действующим законодательством в процессе изучения составляющих теологию отраслей научного знания не предусмотрено совершение культовых обрядов. Образование специалистов теологии не преследует цели подготовки священнослужителей» (1. С. 2).

       В 2005-2006 учебном году в РФ теологов готовил 31 вуз, причем 20 вузов – это государственные университеты. Кроме того, еще восемь высших учебных заведений приступили к подготовке документов для введения образовательных программ по специальности «Теология». В РГППУ подготовка теологов была начата в 2001 г. В 2006 г. состоялся первый выпуск специалистов- теологов, окончивших наш университет. Сделали выпуски и другие вузы. Выпускники-теологи востребованы обществом. Согласно данным учебно-методического объединения по теологии они работают в областных и муниципальных администрациях, образовательных структурах (вузах, школах, отделах религиозного образования), правоохранительных органах, СМИ, органах социального обеспечения, учреждениях культуры (музеях, библиотеках), епархиальных управлениях.

       Широкая востребованность специалистов-теологов обусловлена характером полученного ими образования, которое имеет и чисто практическое значение. Сейчас, когда получают распространение религиозный фундаментализм (например, ваххабизм), религиозно-националистические и нацистские движения, беспрепятственно развивающиеся в связи с отсутствием масштабной государственной программы религиозного просвещения, профессионал, обладающий теологическим знанием, может оказаться очень и очень полезным. Полезны будут эти знания и в области взаимодействия учреждений культуры и религиозных организаций. Так на сегодняшний день в российских учреждениях культуры продолжают сохраняться многочисленные памятники, в том числе и памятники, имеющие мировое значение, которые одновременно являются национальными святынями. Для того, чтобы правильно их использовать, изучать и хранить требуется глубокое понимание в равной мере и культурного и религиозного значения этих памятников. Недооценка важности этой задачи зачастую приводит к утрате величайших национальных ценностей и оскорблению религиозных чувств верующих.

       Однако введение светского образовательного стандарта по специальности «Теология» не было однозначно положительно встречено общественным мнением.[1] Проблема дискутируется до настоящего времени. Широкое распространены попытки заменить преподавание теологии религиоведением. Насколько же эти попытки оправданы? Противники преподавания теологии в светской высшей школе в основу аргументации своей позиции кладут положение о том, что образование в РФ должно быть светским и эта светскость может быть обеспечена только при преподавании религиоведения, постольку, поскольку при подготовке специалиста-теолога образовательный стандарт предусматривает, что блок дисциплин конфессиональной подготовки разрабатывается по предложению конфессии и «занятия по дисциплинам конфессиональной подготовки проводятся преподавателями, утвержденными ученым советом вуза из числа рекомендованных региональным уполномоченным органом соответствующей религиозной организации и отделением теологии УМО университетов России». (1. С. 16). Кроме нарушения принципа светскости здесь видят еще и угрозу «научности» и «объективности» образования. Почему-то считается, что только скептический подход к религии есть единственно «нейтральный» и «объективный» и «научный». Хотя простой здравый смысл говорит, что именно конфессия способна наиболее адекватно излагать свое вероучение.

       Светским же изучение религии становится не тогда, когда к изучаемому предмету подходят «скептически», а тогда когда образовательная деятельность не связывается с исповеданием веры участниками образовательного процесса. Светское «религиозное образование – это образование для всех. Оно исходит из признания свободы учащегося в выборе веры и конфиденциальности его религиозных убеждений. Это образование, в котором акт личного вероисповедания не является ни условием, ни компонентом учебно-воспитательного процесса». (2. С. 49).  Оговоренное стандартом участие конфессии (в нашем случае Русской Православной Церкви) в преподавании дисциплин конфессионального блока обусловлено одной целью – необходимостью контроля за качеством преподавания богословских дисциплин. Совершенно необходимо, чтобы вероучение Церкви преподавалось адекватно. Контроль же за качеством образования не является актом попрания гражданских свобод.

       В современной международной практике среди специалистов в области теории религиозного образования принято различать три пути получения этого образования:

· в религии

· о религии

· у религии

К первому типу будут относиться конфессиональные учебные заведения. В нашем случае это будут Православные Духовные Академии и Семинарии. В эти учебные заведения могут поступить только «лица мужского пола, неженатые или состоящие в первом браке. Обучающиеся в этих учебных заведениях должны обязательно принадлежать к Православной Церкви. Задача этих учебных заведений – готовить священнослужителей для Православной Церкви. Учебный процесс в Духовных Академиях и Семинариях тесно связан с Православным богослужением. Богослужение составляет неотъемлемую часть программы подготовки воспитанников в конфессиональных учебных заведениях.

Другой тип религиозного образования – образование «о религии» в современной «западноевропейской и американской педагогической литературе используется чаще всего как синоним религиоведческого – нейтрального критического и исключительно информативного подхода к изучению религии» (2. С. 52).  Это «преподавание религии как факта – выражение уже имеющее сегодня международное хождение. Оно предполагает отстраненное, «объективное и научное» исследование феномена религии в различных дискурсах (культурологическом, историческом, сравнительно-религиоведческом и др.), не включающее в себя в идеале ни оценочных суждений, ни активизаций эмоционального плана. Факт в данном случае – это не содержание верований, а само существование этих верований, о котором необходимо как можно более непредвзято информировать учащегося» (2. С. 56). Таким образом, задача этого типа религиозного образования, задача религиоведения – сравнительный анализ различных религий, изучение совокупности гуманитарных наук в религиозном аспекте (история религии, социология религии, психология религии, феноменология религии).

Теологическое образование можно отнести к третьему типу религиозного образования. Это будет получение религиозных знаний «у религии». «Теология ставит целью освоение развитой теологической системы» (4. С. 22). Богословская система преподается как целое, причем самой конфессией (в нашем случае – Православной Церковью), как хранительницей вероучения. При таком образовательном подходе изучаемая теологическая система предстает не только в роли объекта наблюдения и анализа, но и «в качестве ресурса развития личности. Мы учимся у религии, полагая, что ей, как искусству и науке, есть, что предложить растущей личности не только со стороны пополнения знаний, но и со стороны развития личных даров и способностей, формирования целостной картины мира, самостоятельной ориентации в духовных вопросах» (2. С. 53). Подобного рода образование позволяет решать «и прикладные задачи, требующие умения анализировать конкретный религиозный опыт изнутри, что не покрывается квалификацией специалиста-религиоведа: обеспечение психического здоровья нации, социальная адаптация, межконфессиональный диалог и воспитательная работа с молодежью» (4. С. 22).

Таким образом, мы видим, что теология и религиоведение хотя и дополняют друг друга, но «тем не менее, имеют явно отличные цели, предмет исследования, методологию и области приложения теоретических результатов. Теологическое и религиоведческое образование в мировой практике соотносятся по образу искусства и искусствоведения» (4. С. 28).

По своему содержанию теологическое образование близко к богословскому образованию, которое получают воспитанники конфессиональных школ. Но и здесь есть важное отличие. Конфессиональное богословское образование решает внутренние задачи конфессии, и доступ к получению этого образования ограничен теми условиями, которые формирует сама конфессия исходя из вероучительных особенностей своей доктрины. Теологическое образование в светской высшей школе обращено к светскому обществу, получить его может каждый, вне зависимости от своих религиозных убеждений и вероисповедной принадлежности. Религиозное образование третьего типа, светское теологическое образование, решает, таким образом, как минимум две важные задачи:

·    Дает возможность подготовить необходимых для государства и общества специалистов в области религии, отличных от квалификации от специалистов религиоведов. (Заметим здесь, что в задачу конфессиональной школы не входит готовить специалистов для государства).

·   Позволяет реализовать право граждан на религиозное образование не только в религиоведческом, но и в ином, теологическом формате.

Согласно результатам исследований, проведенных в июле 2005г. среди молодежи 26 регионов страны, верующими (независимо от вероисповедания) себя считают 63,2%, а атеистами лишь 15%. (4. С. 23). Верующие люди являются полноправными гражданами нашей страны. Они так же точно работают, созидая благополучие нашего государства, так же платят налоги, которыми содержится государство в целом и система образования в частности. Поэтому и имеют право на получение религиозных знаний в светской высшей школе, и имеют право выбирать либо религиоведческий, либо теологический подход в преподавании этих знаний.

 Важно также указать на то, что «законом об образовании предусмотрено, что образование представляет собой целенаправленный процесс и осуществляется в интересах личности, общества и государства. Однако ни один предмет в государственных и муниципальных учебных заведениях не ориентирован на совершенно естественный «целевой» вопрос «В чем смысл жизни?», хотя именно его рано или поздно задает каждый человек, особенно только вступающий в жизнь. Лишь религии, каждая по своему, предполагают тщательно сформулированные ответы, которые могут принимать или не принимать для себя обучающиеся. Но если они не имеют никакого представления об ответах, выработанных и на практике проверенных многими и многими предшествовавшими поколениями людей, то они легко могут стать жертвами тех, кто дает ответ на этот вопрос вне школы, кто не преминет сделать их средством осуществления тактики «религиозного экстремизма» (4. С. 24).

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Что составляет содержание специальности теология согласно государственному образовательному стандарту?

2. Почему в университетах дореволюционной России не было богословских факультетов?

3. Какую роль, по мнению Н.Н. Глубоковского должны были играть в развитии богословской науки богословские факультеты университетов и духовные академии?

4. Какова история теологического образования в современной России?

5. Какие три типа получения религиозного образования мы можем выделить? К какому типу относится теологическое образование?

6. В чем отличие теологического образования от образования религиоведческого?

7. Каково практическое значение теологического образования?

 

Список используемой литературы:

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 020500. Теология. [М., 2002.] Машинопись.

2. Козырев Ф.Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе. СПб., 2005.

3. Назаров В.Н. Введение в теологию. М., 2004.

4. Теология в России на современном этапе //Приход. Православный экономический вестник. 2006. № 4. С. 21-24.

 

Теология.

История и содержание термина.

       Термин «теология» (греч. θεολογία, лат. theologia) в буквальном переводе с древнегреческого означает «богословие», «учение о божественном» и происходит от двух греческих слов: Θεόσ – Бог и λόγοσ – слово. Впервые в обиход термин вошел в античной Греции, где он прилагался к систематизированному изложению мифов и особенно генеалогий языческих богов. Постольку, поскольку подобное изложение чаще всего осуществлялось в поэтической форме, то под теологами понимались, прежде всего, вдохновенные поэты, такие как Орфей, Гесиод, Гомер. У Платона мы читаем о людях, разрабатывающих теологию «в эпической поэзии…или в трагедии» (6. Т. 3. С. 142). Подобная теология не только не имела характера обязательного вероучения, но могла быть и вообще иррелигиозной, так Цицерон называл теологами вольнодумных последователей Эвгемера, которые учили, что боги это всего лишь обожествленные люди. Более определенную связь термина теология с религией мы можем проследить там, где это слово прилагается к мистическому преданию тайных религиозных кружков. Кроме поэтов в античной Греции теологами могли называться и жрецы, в обязанность которых входило рассказывать посетителям храма местные мифы. Во всех случаях, однако, термин «теология» относился к сфере мифологии, а не к философской спекуляции. Опираясь на ту критику, которой Платон подверг «теологию» народных и поэтических мифов, Аристотель впервые перенес обозначение «теология» на спекулятивную «первую философию», «высшую созерцательную науку» (2. Т. 1. С. 181, 285). Теология у Аристотеля – высшая из трех умозрительных наук, в числе которых математика, учение о природе и учение о божественном как о Перводвигателе. Аристотель писал о теологии так: «…Не следует какую-либо другую науку считать более ценимой, чем эту. Ибо наиболее божественная наука также и наиболее ценима. А таковой может быть только одна эта – в двояком смысле. А именно: божественна та из наук, которой, скорее всего, мог бы обладать бог, и точно так же божественной была бы всякая наука о божественном. И только к одной лишь искомой нами науке подходит и то и другое. Бог, по общему мнению, принадлежит к причинам и есть некое начало, и такая наука могла бы быть или только или больше всего у Бога. Таким образом, все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше – нет ни одной» (2. Т. 1. С. 69–70). Именно Аристотелевское словоупотребление оказало решающее воздействие на дальнейшую историю слова. В стоицизме, неоплатонизме мы видим дальнейшее развитие понятия, однако античная греческая «теология» даже в самых высших своих метафизических достижениях (неоплатонизм) оставалась космологичной и была неразрывно связана с политеизмом.

Для христианских мыслителей термин «теология» очень долго оставался чуждым и даже обозначал явление враждебное христианству. Для Тертуллиана (II – III вв.) и блаженного Августина (354 – 430) теология – это языческое лжеучение о богах. Климент Александрийский (II – III вв.), Ориген (158 – 253) говорят об античных философах как о «греческих богословах» и даже Григорий Богослов (329 – 389) называет богословием поэмы Гесиода и песни Орфея. То есть еще в IV – V вв. в христианской мысли можно было встретиться со старым, языческим пониманием термина «теология». Однако в тоже время и иногда у тех же авторов можно встретиться с приложением термина к учению о едином Боге библейского Откровения. Новое значение понятия было заложено в поздней иудейской традиции. Так Филон Александрийский (ок. 20г. до Р.Х. – 50г. по Р.Х.), пытавшийся изложить веру Израиля на языке греческой философии, противопоставлял почитание истинного Бога почитанию ложных языческих богов и называл богословом пророка Моисея. Такое именование Моисею было усвоено и христианскими авторами, например Климентом Александрийским, Евсевием Кесарийским (ок. 260 – 340), который именует Моисея «великим еврейским богословом». Ориген одним из первых в христианской традиции называет богословом ближайшего ученика Господа Иисуса Христа апостола и евангелиста Иоанна. Традиция называть богословами писавших или учивших о едином Боге закрепляется на христианском Востоке в IV в., и термин «теология» (богословие) прочно входит в церковный лексикон, приобретая значение противоположное исходному греческому. Богословие понимается как учение о Триедином Боге в Самом Себе, и отличается от икономии(οικονομία – домостроительство), то есть учении о действиях Божиих в отношении мира и человека: творении, промысле, Воплощении, Спасении. Именно в таком смысле этот термин по большей части и употреблялся в святоотеческой мысли. Понимаемое так богословие было по преимуществу не формой рассуждения, но скорее опытом и путем духовной жизни, поскольку учение о Святой Троице было направляющим, служило укреплению веры и духа на пути к соединению с Богом, как главной цели человеческой жизни. При таком понимании богословия богослов не столько тот, кто говорит о Боге, сколько тот, кто соблюдает Божии заповеди, ведет аскетический образ жизни, тесно связанный с молитвенной и литургической практикой. По слову святителя Григория Богослова «любомудрствовать о Боге можно не всякому», богослову «должно быть, насколько можно чистым, чтобы свет приемлем был светом…когда внутри нас тишина и не кружимся по внешним предметам…» (Цит. по: 7. С. 515). Подвижник IV Евагрий Понтийский говорит: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься то ты – богослов» (Цит. по: 7. С. 515). В таком понимании богословия подлинными богословами будут святые. Православная церковная традиция закрепила почетное наименование «Богослов» только за тремя святыми отцами. Это:

1. Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, учение которого о Боге, ставшем плотью (Ин. 1.14) оказалось решающим в христологических спорах последующих веков.

2. Святитель Григорий Богослов (Назианзин). Он отстаивал в борьбе с ересями учение о Святой Троице; создал Слова о богословии, содержащие изложения христианского вероучения в точных и изящных формулировках; считал созерцание Пресвятой Троицы средоточием всей своей духовной жизни.

3. Преподобный Симеон Новый Богослов (именование первоначально употреблялось современниками, как ироническое), подвижник, живший на рубеже X – XI вв. (ум. 1032 г.). Он учил о доступных человеку путях соединения с Богом.

Постольку, поскольку богословие понималось по преимуществу как опыт и путь духовной жизни, то всякое спекулятивное учение о вере оставалось как бы в рамках философии, не мыслилось как особая форма знания. На западе положение меняется в средневековый период, в зрелой схоластике, которая осмысляет теологию, как дисциплину, внеположную философии, как «науку о Боге и обо всем, что связано с Богом». Еще Фома Аквинский (1225 – 1274) предпочитает обозначать «науку о Боге» не термином «теология», а синонимичным словосочетанием «священное учение», но как раз в XIII в. слово «теология» входит в быт («теологический факультет» в Парижском университете). Наконец у средневекового западного богослова Генриха Гентского (ок. 1217 – 1293) термин «теология» окончательно закрепляется в привычном для нас смысле. В Новое время этот смысловой аспект усваивается и православными. Данная новация была лишь терминологической, поскольку в Церкви всегда существовала традиция рационального осмысления и изъяснения Откровения, возникшая из миссионерских, апологетических и катехизических задач. Придание термину «теология» еще одной смысловой нагрузки, расширило и смысловое значение слова «теолог» (богослов). Теперь оно стало еще и названием профессии. Сначала новую смысловую нагрузку слово обрело на Западе, а впоследствии и на Востоке.

Подводя итог можем сказать, что в настоящее время «понятие христианское богословие включает в себя: 1) практику богообщения, подразумевающую веру и молитвенное устремление к Богу как к предмету веры, упования и любви, и деятельность в соответствии с верой. В этом смысле богословие может пониматься как синоним молитвы, созерцания, духовной жизни; 2) дискурсивную практику усвоения человеком систематизации и изложения вечных богооткровенных истин, церковного опыта веры и богообщения (Богословие как наука)». (8. С. 515).

Здесь мы дали определение христианской теологии, однако многое в этом определении будет верно для иудейской и исламской теологии, ибо для этих теологических систем также характерна «двуполярность», предполагающая с одной стороны сверхрациональное откровение, а с другой стороны рациональный анализ этого откровения. Это выражено уже в самом термине «теология», первый элемент которого, по словам протестантского теолога П. Тиллиха (1886 – 1965), «есть theos, Бог, нечто о себе сообщающий, стихия откровения; второй элемент есть logos, разумное слово о том, что сообщает Бог в своем откровении» (Цит. по: 1. С. 201.). При этом - по словам С.С. Аверинцева - для всех трех строго теистических религий – иудаизма, христианства и ислама - «Бог» есть специально Бог Библии, а «Логос» - система мыслительных приемов греческой философии» (1. С. 201).

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Что составляло содержание термина «теология» в античной Греции?

2. Какова роль Аристотеля в изменении содержания термина «теология»?

3. Каково святоотеческое понятие о теологии?

4. Какое новое значение приобрел термин «теология» в период схоластики?

5. Кто является богословом по понятию Святых отцов?

6. Кому Православная Церковь усвоила почетное наименование «Богослов»?

7. Что включает в себя понятие «Христианское богословие»?

Список используемой литературы:

1. Аверинцев С.С. Теология. // Философская энциклопедия. Т. 5, М., 1970. С. 200-202.

2. Аристотель. Метафизика. // Аристотель. Сочинения в 4-х тт. Т. 1, М., 1975. С. 63-368.

3. Боголовие. // Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1.: А - К. М., 1993. С. 275-268.

4. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. М., 2005.

5. Назаров В.Н. Введение в теологию. М., 2004.

6. Платон. Государство. // Платон. Собрание сочинеий в 4-х тт. Т. 3, М., 1994. С. 79-420.

7. Польсков К., свящ. Богослов. // Православная энциклопедия. Т. 5: Бессонов – Бонвенч. М., 2002. С. 514-515.

8. Шмалий В., свящ. Богословие. // Православная энциклопедия. Т. 5: Бессонов – Бонвенч. М., 2002. С. 515-520.

 

Объект теологии.

       В качестве ответа на вопрос об объекте богословия приведем цитату из лекции прот. Александра Шмемана (1921 – 1983), крупного православного богослова XX в.: «В античном мире человек считался мерой всех вещей, в христианстве мера всех вещей – Бог. И богословие есть наука, которая своим объектом полагает Бога и все Божественное» (9. С. 9). «Все Божественное» здесь – любое присутствие Божие в жизни мира и человека. Т.о. христианская теология изучает Бога в Самом Себе и в Его отношении к миру и человеку.

       Бог.Понятие Бога в различных религиях различно. Верить в Бога – еще не значит быть христианином. Существуют различные религиозно-философские воззрения, центральным пунктом которых является учение о Боге в Его отношении к миру и человеку.

       1). Деизм (от латинского: Deus – Бог), «Деизм признает Бога, но рассматривает Его лишь как Творца мира (и человека) и его законов. Бог полностью трансцендентен (от латинского transcendere – выходить за пределы чего-либо) человеку, т.е. абсолютно непостижим и недоступен ему» (7. С. 29). Согласно деистическим воззрениям Откровения, Промысл о человеке, помощь и возмездие ему – невозможны. Никакое общение с Богом, молитвы, богослужения, таинства – не нужны. Религия бессмысленна. Бог в деизме понимается как сверхприродное и безличное начало, некая первопричина мира.

       2). Пантеизм (от греческого: παν – всё, Θεόσ – Бог). Бог мыслится как природное, но безличное начало, Он полностью имманентен (от латинского: immanens – присущий чему-либо) миру. Спиноза (ум. 1677) выразил это лаконично: «Бог есть природа». Пантеизм имеет большую историю и множество разновидностей. Как религиозно-философское направление особенно присущ индийским системам мысли, нашел отражение во взглядах некоторых европейских философов нового времени. По справедливому замечанию русского философа Л.М. Сонатина (ум. 1920) в пантеизме «для мысли представляется только один выход: или мир провозгласить призраком и уничтожить его в Боге, или Бога заставить исчезнуть в мире до такой степени, что от Него осталось одно имя» (Цит. по: 7. С. 31). К последнему пантеизм практически всегда и приводит.

3). Теизм – (от греческого: παν – всё, Θεόσ – Бог) «как система мысли в отличие от пантеизма признает бытие личного Бога и в отличие от деизма утверждает возможность и необходимость Его Откровения и Промысла о мире и человеке. Бог не только трансцендентен миру, но имманентен Ему. Признание свободы воли человека, а также того, что человек может вступить в общение с Богом является не менее важным отличительным признаком теизма» (7. С. 31). Христианство, ислам, иудаизм есть религии теистические. Теология возможна только в теистических религиях, в теистических системах мысли.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!