Новгород и Киев – два славянских центра образования Древнерусского государства



Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина

 

 

В. ДУХОПЕЛЬНИКОВ

 

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

С древнейших времен до конца XVIII в.

 

Учебное пособие

 

Харьков - 2010

Духопельников Владимир Михайлович, кандидат исторических наук, профессор Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина.

История России с древнейших времен до конца XVIII вв.

Учебное пособие

(Изд. 2 переработанное и дополненное)

Рецензенты: ЗИНЧЕНКО Елена Владимировна доктор исторических наук, доцент кафедры

ЯЧМИНИХИН Константин Михайлович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой новой и новейшей истории Черниговского национального педагогического университета им. Т.Г. Шевченко.   

СТЕПАНЕНКО Тамара Леонидовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина.

В книге рассмотрены важнейшие вопросы становления и развития Российского государства с древнейших времен до конца XVIII столетия. Показан героический подвиг и ратный труд русского народа. Значительное место уделено дискуссионным вопросам Российской истории. Книга написана на основе богатого фактического материала, который позволил автору применить цивилизационный и фармационный подходы при его анализе и изложении. Книга рассчитана для студентов исторических факультетов, учителей гимназий и средних школ, всех тех, кто интересуется историей России.


 

СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУСЬ

Вместо предисловия

 

      Курс истории России в подготовке специалистов-историков на исторических факультетах университетов Украины занимает важное место. Без знания российской истории, без понимания многих социально-экономических, политических, культурных процессов, которые происходили в России, Российской империи невозможно знание и понимание истории Украины.

Ни у кого не вызывает сомнения, что предками русских, украинцев и белоруссов являются восточные славяне. В наше время восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) составляют около 95% населения России, 96% Украины и 98% Белоруссии. Даже в Казахстане к ним относится около половины населения государства. Однако такое положение сложилось относительно недавно. Сам процесс расширения территории сначала древних руссов (восточных славян), а затем трех народов, их потомков, занял многие столетия сложного и изменчивого исторического развития, о сути которого мы можем судить, в основном, на основании древних письменных источников. 

Ранние известия о славянах, во многом неясны и не поддаются точной географической и хронологической идентификации. Много вопросов у исследователей и читателей вызывают и первые века русской истории. Дело в том, что о ранней русской истории мы узнаем из древнерусских летописей, известия которых дополняются византийскими, арабскими и другими иностранными свидетельствами. К сожалению, первые летописи на Руси начали писать в Киеве и Новгороде, предположительно, с конца X – начала XI столетия. Дошедшие же до нас летописи, включающие материал этих ранних свидетельств, датируются концом XIV – второй половиной XVI столетий. Естественно, за это время на Руси утекло много воды, произошло много событий, изменивших конфигурацию государственных границ. Понятно, что и летописцы, писавшие в поздние времена, видоизменяли тексты, вносили свои правки и дополнения. Вспомним пушкинского монаха Пимена, который в тиши монастыря писал свой труд. А труд этот был достаточно тяжелым, на что и указал монах из Нижегородского княжества Лаврентий: «Радуется купец прикуп сотворив, и кормчий в отишье пристав, и странник в отечество свое пришед; так же радуется и книжный списатель, дошед конца книгам. Тако ж и аз худый, недостойный и многогрешный раб божий Лаврентий мних… А ныне, господа отцы и братья, оже ея (если) где описал, или переписал, или не дописал, чтите (читайте), исправляя бога деля (ради бога), а не кляните, занеже (так как) книги ветхи, а ум молод, не дошел». (Это единственная летопись, которая имеет конкретного автора.) А начинается она, как и некоторые другие летописи, словами: «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить, и как возникла Русская земля», написанными еще в конце XI - начале XII столетия в Киеве монахом Нестором. Ученые назвали эту летопись “Повесть временных лет”.

Именно эта летопись говорит нам о том, что славяне некогда жили по Дунаю, а затем переселись в районы Днепра, и дальше на Северо-Запад, и Восток в пределы современных границ Белоруссии, России. Украины. На основе данных летописи строили свои выводы представители “Дунайской” теории происхождения славян.  

Немецкий ученый Герард Фридрих Миллер, работавший в Петербургской Академии Наук с 1731 г., в диссертации “Происхождение имени и народа русского” (1749 г.), анализируя материалы летописей, писал « Прадеды ваши, почтенные слушатели, от славных дел славянами назывались, которых от Дуная волохи выгнали». Для нас ценным в этой цитате является то, что «славяне от славных дел называются». Далее Миллер остановился на призвании варягов, подчеркнув, что именно они стали во главе славянских племен, т. е. стали основателями государства, основателями первой правящей династии Рюриковичей. Положения диссертации Г. Миллера подверг резкой критике М. В. Ломоносов, который, в отличие от Миллера, считавшего Рюрика и его братьев скандинавами, утверждал, что они пришли с юго-восточных берегов Варяжского (Балтийского) моря. Здесь между Вислой и Двиной жило славянское племя Русь, призванное в 862 г. в Новгород. Так в российской исторической науке была положена дискуссия о норманнском и славянском (автохтонном) происхождении русского государства. Споры продолжаются и по сей день. Нам представляется, что главное состоит в признании: «Образование государства – это внутренний процесс развития, или привнесенный из вне?» Тем более, что во главе Российского государства, на отдельных этапах его развития, стояли представители не славянского этноса. Были времена, когда российская государственность стояла на грани катострофы – потери своей независимости. Разобраться в этих и многих других спорных вопросах в русской истории, и призвано, в некоторой степени, данное учебное пособие.

Читающие пособие должны понимать, что любое государство на пути своего развития проходит различные этапы. Такие этапы прошли Русь и Россия, причем, действия правителей и народа в событиях этих этапов, не всегда укладываются в рамки понимания европейцами и современными российскими историками. Отсюда появляются, так называемые “альтернативные” взгляды, “альтернативные” истории. Такие истории пишутся по принципу: «Чтобы было, если бы?» Но это уже не истории. История – наука о прошлом, т. е. о том, что произошло, и как произошло. Автор, занимающийся написанием учебников истории, обязан, как этого требовали наши предшественники М. М. Щербатов, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и многие другие, всесторонне и глубоко изучить все доступные ему письменные и вещественные источники, проследить ход событий, показать их результат, какой бы он не был, даже, если этот результат не устраивает автора и политическую власть. В свое время великий русский историк Сергей Михалович Соловьев писал: «Жизнь, имеет полное право предлагать вопросы науке; наука имеет обязанность отвечать на вопросы жизни; но польза от этого решения для жизни будет только тогда, когда, во-первых, жизнь не будет торопить науку решить дело как можно скорее, ибо у науки сборы долгие, и беда, если она ускорит эти сборы, и, во-вторых, когда жизнь не будет навязывать науке решение вопроса заранее уже составленное вследствие господства того или другого взгляда; жизнь своими движениями и требованиями должна возбуждать науку, но не должна учить науку, а должна учиться у неё».

 /С. М. Соловьев. Исторические письма. 1858/

Историю украинского и русского народов связывает многовековое совместное проживание. Два народа, имея общие славянские корни, единообразное хозяйство, государственно-политическое устройство, религию, культуру, в период складывания раннего государства, получившего название в литературе «Киевская Русь», а затем и Российской империи, развивались как единое целое. Процесс консолидации земель, единение народов, усиление власти киевского князя над всеми землями, на ранней стадии развития государства, хорошо прослеживается на основании договоров Руси с греками. Если Олег заключает в 912 г. договор от имени «великого князя русского и от всех кто под рукой его, - светлых и великих князей»,  Игорь в 945 г. заключает договор от имени «великого князя русского и от всякого княжья, и от всех людей Русской земли», то Святослав в 971 г. уже выступает как единый верховный правитель: «Хочу вместе со всеми подданными мне русскими, с боярами и прочими иметь мир и полную любовь с каждым великим царем греческим».[1] На единство территории указывает и требование Олега выплатить дань «для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвласные Олегу».[2]

      Огромную роль во всех событиях, происходивших в IX-XII ст. на Руси, играл Великий Новгород. Имено в Новгород, где «не было правды, и встал род на род, и была… усобица, и стали воевать друг с другом» [3] в 862 г. прибывают варяги – «Русь» во главе с Рюриком, Синеусом и Трувором. Именно отсюда ушли в среднее Поднепровье Аскольд и Дир, а затем и Олег с малолетним Игорем Рюриковичем, которому и суждено было стать основателем династии киевских Рюриковичей. Новгородцы и в последующие времена оказывали существенную помощь князьям в борьбе за киевский престол. Благодаря новгородцам, киевский престол получили Владимир Святославич и Ярослав Мудрый. С их помощь киевские князья успешно соперничали со своими противниками в XII и XIII cт. Новгород для многих князей становился своего рода трамплином в получении киевского стола.

      Единение Русской земли усиливается с принятием князем Владимиром христианства и его распространением по всей единой территории. Хорошо известно, что в Киеве и Новгороде, до принятия христианства, главным божеством считался Перун. Известно и то, что Добрыня (дядя Владимира) огнем, а воевода Путята мечом принуждали новгородцев и жителей северо-восточных земель принимать христианство. Не вызывает сомнения, что христианство во многом способствовало единению народа, развитию его культуры. В Киеве и Новгороде почти одновременно строятся великолепные соборы Святой Софии, во многих городах возводятся характерные для Руси крестовокупольные храмы, распространяются древнерусская письменность и грамотность. Недаром киевский митрополит Илларион в середине XI ст. с восхищением заявлял: «Все страны, грады и народы чтут и славят каждые своего учителя, коим нацчены правослвной вере. Вохвалим же и мы,–- по немощи нашей [хотя бы и] малыми похвалами,–- свершившего великие и досточудные деяния учителя и наставника нашего, великого кагана земли нашей Владимира, внука старого Игоря и сына славного Святослава, которые, в своевремение властвуя, мужеством и храбростью известны были во многих странах и победы и могущество которых воспоминаются и прославляются и поныне. Ибо правили (они) не в безвестной и захудалой земле, но в (земле) Русской, что ведома во всех наслышанных о ней четырех концах земли». [4]

      Таким образом, социально-экономическое, политическое, культурное, языковое развитие славянких народов на востоке и северо-западе Европы в IX - XII ст., (а затем в XIX – XX ст.), являло собой единый процесс, что, вполне обосновано, дало основание историкам характеризовать начальный этап как «формирование и развитие Древнерусского государства». Это еще раз убедительно доказал современный известный украинский историк Н. Ф. Котляр, подчеркнув, что "до 30-х годов XII ст. Киевская Русь была относительно единым и централизованным государством с монархическим способом правления".

      Особое место в пособии занимает удельный период, или период феодальной раздробленности. По точному определению Н. Ф. Котляра, «удельная раздробленность стала логическим и неминуемым следствием социально-экономической эволюции древнерусского государства… После 1132 года… Древнерусское государство сбереглось, изменилась лишь структура и форма правления. Относительно единую и централизованную монархию на Руси сменила монархия федеративная. В середине XII столетия Древней Русью начала руководить группа наисильнейших и найавторитетниших князей, которые решали спорные вопросы на своих съездах – снемах».[5] Мы бы сказали, что не только на съездах, но и системой междукняжеских договоров, договоров с кочевниками и правителями западноевропейских стран.

Вполне естественно, основное место в учебном пособии уделено рассмотрению вопросов связанных с образованием и развитием единого российского государства, превращению России в империю. При этом, автор стремится, учитывая различные точки зрения на события, происходившие на Руси и в России, представить разнообразный комплекс документов, показать как развивались события от истоков Древней Руси до превращения России в одно из крупнейших и сильнейших государств Европы.

Событий много. Различных мнений и точек зрения на историю России еще больше. На это еще в XIX ст. обратил внимание поэт Петр Вяземский, который написал:           

«Чтобы умный человек,

 немец или француз,

 сморозил глупость, -

заставьте его

высказать

суждение о России.

Это предмет,

который его

опьяняет

и сразу помрачает

его мыслительные

 способности».

Но какими бы печальными, страшными, порой дикими, не казались страницы истории России, следует помнить, что это история русского, во многом украинского и белорусского народов. Благодаря такой истории появилось на свет нынешнее поколение. Ему следует не менять историю, которую невозможно изменить, а внимательно изучать и не допускать ошибок предшественников. При этом помнить великолепные слова поэта Федора Тютчева:  

                          «Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить»


 

 

Новгород и Киев – два славянских центра образования Древнерусского государства

 

 

1. Свидетельства о славянах и Новгороде

2. Рюриковичи в Новгороде

3.  Князь и дружина

                     

                

Автор “Повести временных лет” начинает свое повествование с разделения земли между сыновьями Ноя. «По потопе (после потопа) трое сыновей Ноя – Сим, Хам, Иафет разделили землю. И достался восток Симу: … Хаму же достался юг…Иафету же достались северные страны и западные…Дунай, Днестр, Кавказкие горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в страны Сима. В странах же Иафета сидят русские, чудь и всякие народы…». Далее автор рассказывает о племенах славян, которые в будущем составят Русское государство. «Вот кто только говорит по - славянски на Руси: поляне (жили в среднем Поднепровье. Здесь основан Киев), древляне (рядом с полянами, вдоль реки Припять), новгородцы, полочане (на территории современной Белоруссии), дреговичи и радимичи (верхнее течение Днепра), северяне (современная Черниговская и част Сумской области), бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливонцы – эти говорят на своих языках, они – потомство Иафета , живущее в северных странах». Уже здесь на ранней стадии у славян существовали государственные образования, поскольку они собирали дань с соседних племен. Так, восточные купцы территориально разделяли восточнославянские земли (образования), называя их Куявия, Славия, Артания. Автор “Повести”, указав места расселения славян, приступает к характеристике их быта и нравов. «Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят её накануне, а на следующий день приносят за неё – кто что даст. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрща, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах…». Летописец, рассказывая о нраве и быте славян, не забыл упомянуть и о том, что «жили они на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно». Возможно, в это время у них сохранялся и общественный строй, о котором еще в VI ст. писал византийский историк Прокопий Кесарийский: «Эти племена не управляются од­ним человеком, но издавна живут в народоправстве, и поэтому как удачи, так и несчастья обсуждаются у них сообща».

После смерти Кия и его братьев, по версии русского летописца, в жизни восточных славян наступает “черная полоса”. Мимо Киева проходят, то болгары, то обры, то угры (венгры). На княжения восточных славян нападают кочевники – хазары. На северо-западе хозяйничают варяги (пришлые ватаги разбойников). Летописец записывает: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма». Воюют славяне и друг с другом. Частые столкновения происходят и внутри каждого племенного образования Особенно остро обострились противоречия на северо-западе, среди населения, жившего около озера Ильмень. «И начали сами собой владеть, и не было среди них правды, - записал летописец, - и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”.

Из приведенного текста видно, что у ильменских славян уже существовали определенные зачатки государственных образований: «И начали сами собой владеть» или «Поищем себе князя». «И пошли за море к варягам, к Руси, - продолжает летописец, - Те варяги назывались Русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю Русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля…». Было это в 862 г. Через два же года «умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – славяне, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».

Приведенный текст вызывает несколько вопросов. Когда возник Новгород, и откуда его Название? Рюрик славянин или норманн? Имелись ли у него братья: Синеус и Трувор?

Новгород, как показывают археологические находки, - один из самых древних городов Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. Расположен на обоих берегах реки Волхов, в 6 км от его истока из о. Ильмень. «Повесть временных лет» утверждает, что словене новгородские пришли с Дуная и «сели около озера Ильмень…и сделали град и назвали Новгород». Впервые упоминался в Никоновской летописи под 859 годом, когда «восстали словене, говоря, новгородцы … на варягов, и изгнали их за море». О Новгороде упоминают не только русские летописи, но и иностранные источники. Византийский император Константин VII Порфирогенит в своем трактате “Об управлении государством” писал о руссах, приплывавших на ладьях в Константинополь из Новгорода. В скандинавских сагах также фигурирует Новгород под названием Холмгард. Самые ранние саги о Новгороде связаны со временем княжения Владимира Святославича. Видимо задолго до него у новгородцев было «княжение».

Историческая топография Новгорода, с конца XIV в. он стал именоваться Великим (Впервые название “Великий Новгород” встречается в договорной грамоте московского и тверского князей 1375 г. В новгородских источниках это название встречается в документе, составленном в 1392 г.). (Возможно, такое прилагательное город получил после основания Нижнего Новгорода на Волге в 1221 г. В XV в. новгородцы свой город уже именовали «Господин Великий Новгород.) хорошо прослеживается лишь с X в. Поэтому, в исторической литературе до настоящего времени продолжаются дискуссии о происхождении его имени. Академик, археолог Б. А. Рыбаков выдвинул гипотезу, согласно которой, на Славенском холме, неподалеку от истока Волхова из озера словене основали древнейшее поселение. А позже появилось новое поселение на месте современного города. Некоторые исследователи утверждают, что свое название Новгород получил в отличие от Старой Ладоги. Академик В. Л. Янин считает, что это название дано городу, построенному на месте древнейшего городища. Возможно, в IX в. местные князья из-за возраставшей угрозы нападений варягов решили укрепить свой форпост на Ильменском озере. Небольшая крепость, занимавшая лишь южную часть будущей цитадели, не имела даже собственного имени, её называли просто «новый город». К югу от этой крепости, судя по названию улицы, находилось капище старославянского бога – Волоса, или Велеса.

С конца X в. – Новгород 2-й по значению центр Древнерусского государства. Ни один из древнерусских городов, кроме Новгорода Великого, не сохранил такого количества разнообразных памятников истории и культуры. От XI-XVI вв. остались новгородские летописи, актовые материалы, житийная литература, писцовые и лавочные книги. Кроме того, к ним ежегодно прибавляются десятки берестяных грамот, из которых становятся известными имена многих новгородцев, подробности их жизни и быта. На разных этапах развития Древнерусского государства Новгород Великий неизменно оставался одним из его важнейших центров. В IX-X вв. он являлся столицей Внешней или Верхней Руси, известной арабо-персидским географам, византийским авторам и скандинавским сагам. Новгород возвышался как центр федерации северных племен, превратившийся в одно из раннегосударственных образований восточных славян. Объединение в конце IX в. Новгорода и Киева под властью князей стало началом единого государства Руси. Киев на юге, а Новгород на севере как бы замыкали тот стержень, вокруг которого формировалась территория этого государства. Водные системы Ильменя и Днепра с ответвлениями на Волгу и Западную Двину образовывали сгусток путей сообщения, стягивавших и цементировавших Русь вокруг её центров, связывавших её с другими государствами. Они являлись не только торговыми артериями, но, прежде всего, каналами связи между различными восточно-славянскими и неславянскими землями, по которым распространилась государственность. Пока киевский князь прочно удерживал Новгород в своих руках, относительное единство Руси было обеспечено. Недаром Святослав сажает в Новгород своего наследника Владимира. Владимир своего старшего сына Вышеслава, Ярослав Владимирович – Владимира. Разделив русскую землю между старшими сыновьями, Ярослав Мудрый, утверждая старейшинство Изяслава, придает ему к Киеву Новгород.

Итак, Новгород основан на территории, где проживали, согласно летописи, Ильменские славяне. Здесь до призвания варягов бурно протекала хозяйственная и общественная жизнь. Летопись монаха Иоакима, которой пользовался в XVIII столетии историк В. Н. Татищев, говорит о том, что во главе родов (обществ) здесь стоял князь Гостомысл. Гостомысл – старейшина новгородских словен, по приданию сын Буревоя. Предание о Гостомысле впервые появилось в XV в. в 1-ой Софийской летописи (хотя его смерть датируется IX в.), где говорится, что ильменские словене поставили г. Новгород и посадили в нем старейшину Гостомысла. В списках новгородских посадников Гостомысл значится первым – «первый Гостомысл». Могила Гостомысла, по летописной традиции, существует якобы в районе Волотова холма близ Новгорода. Согласно известиям Иоакимовской летописи, перед своей смертью, чтобы соблюсти династическую преемственность, Гостомысл пригласил в Новгород на княжение своего внука – Рюрика, сына дочери Умилы, которая состояла в браке с Годославом, одним из западно – славянских князей с острова Руген, или Руян (современный Рюген в Германии). А где же Синеус и Трувор? Авторы “Славянской энциклопедии”, вышедшей в Москве в 2001 г., утверждают, что они братья скандинава Рюрика. Авторы же книги “Выбирая свою историю” (Москва, 2006) пишут: «Мифические братья Рюрика, бесследно исчезающие сразу после прибытия, по всей видимости, - плод недоразумения. Скорее всего, летописец, читая скандинавский источник, принял описание традиционного окружения варяжского предводителя – конунга – за имена его братьев: Синеус возник из “sine hus” (свой род), а Трувор из “thru varing” (верная дружина).  

 После смерти Гостомысла и наступил тот период, о котором сообщает “Повесть временных лет”. Как считают современные историки РГГУ: «Скорее всего, тогда речь шла о призвании варяжского конунга с дружиной не на княжение, а для помощи в войне. Позднее варяги совершили «государственный переворот», сопровождавшийся избиением словенских предводителей и знати, смутные воспоминания о котором сохранились в поздней Никоновской летописи (XVI в.). Под 964 годом там повествуется о том, как «оскорбились новгородцы, говоря: каково быть нам рабами, принимая столько зла от Рюрика и его родичей!» Предводителем выступления, согласно свидетельству летописи, стал Вадим Храбрый. В. Н. Татищев высказал предположение, что Вадим Храбрый был двоюродным братом Рюрика, т. е. сыном старшей сестры матери Рюрика, и поэтому имел больше прав на княжение. С. М. Соловьев считал эту легенду вымыслом. Летописец же продолжает: «В том же году убил Рюрик Вадима Храброго, и других многих перебил новгородцев его советников».

Дальше в истории Древнерусского государства наступает период, в котором мы постоянно будем встречаться с термином варяги, которые, как правило, прежде всего появляются в Новгороде. Термин варяг в западноевропейской литературе практически, не употребляется. Там употребляются термины норманны (люди северных стран), или викинги (древнескандинавское viking – люди фьордов, vik – залив, фьорд). Именно викинги, или норманны в I тысячелетии достигли берегов Америки, а в VIII – X столетиях наводили ужас на всю Европу. Смелые воины, разбойники и купцы, вооруженные длинными прямыми мечами, норманны всюду приводили в трепет местное население. В самом начале IX в. норманны проникли на земли восточных славян и собирали с них дань.

В российской и украинской исторической литературе, в основном, в собирательном смысле слова, употребляется термин варяг. (В древнескандинавском языке varingr от var – верность, порука, обет, т. е. союзники, члены корпорации). Таким образом, варягами могли быть не только жители северных стран, но все пришедшие со стороны, в том числе и Западной Европы. (Позже под термином «гость» понимались не только иностранные купцы, а все купцы, прибывавшие в Новгород из других русских земель). Варяги соприкоснулись с хазарами. Через посредство хазар повели торговлю с арабским Востоком. Через несколько десятилетий варяги открыли Днепровский путь, ведший к Византии – «путь из варяг в греки». Вожди викингов, как и варягов – конунги – захватывали земли в Западной и Восточной Европе и зачастую оседали там, становились князьями, графами и даже королями. Такая судьба была уготована Рюрику и его последователям. В летописи, мы встречаемся со следующей записью: «И было у него [Рюрика] два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на холме небольшой город. И спросили: “Чей это городок?” Тамошние же жители ответили: “Было три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам”. Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде». Никоновская же летопись сообщает, что в 867 г. «убежали от Рюрика из Новгорода в Киев много новгородских мужей». Возможно, среди них находились Аскольд и Дир.

Итак. В Киеве появились Аскольд и Дир. Имена этих князей задали много хлопот историкам, которые и до сего времени не могут установить, сколько их было? Двое или один? Арабские купцы говорили, что у руссов есть сильный князь Дир. Историк Ю. А. Сяков отождествляет этих бояр с воеводой эмира Кордовы первой половины IX в. Аскольдом аль-Диром. Такой же версии придерживается и историк А. Б. Широкорад. Эта версия не бесспорна, но она имеет право на существование. Дело в том, что свидетельства византийских источников, сообщающих о событиях, упоминаемых в русских летописях, часто не совпадают в датировках. Это и является камнем преткновения, о который ломаются копья. Одним из таких камней и стало упоминание о походе Аскольда и Дира на Византию в 866 г. Византийский же источник говорит о походе руссов на Царьград в 860 г. Ряд современных российских и украинских историков, поддерживающих точку зрения, что Дира не существовало, утверждают, поход возглавил Аскольд.

Русская летопись этот поход описывает так: «Отправились [в 866 г] Аскольд и Дир войной на греков, и пришли туда в четырнадцатый год царствования Михаила. Здесь летописец выдерживает хронологию, поскольку ранее он упоминал: «В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля». Далее летопись повествует: «Царь же был в это время в походе на агарян… Эти же вошли внутрь Суда (предместье Царьграда), совершили много убийств христиан и осадили Царьград двумястами кораблей…Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и великие волны, чтобы разметать корабли язычников русских, и прибило их к берегу и переломало так, что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой».

 Византийский же источник сообщает, что из устья Днепра около двухсот судов приплыли к Босфору: «Было нашествие варваров, россов – народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чем другом, что свойственно людям, не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они – губительный и на деле, и по имени народ, … посекая нещадно всякий пол и всякий возраст, не жалея старцев, не оставляя без внимания младенцев, но противу всех одинаково вооружая смертоубийственную руку и спеша везде пронести гибель, сколько на это у них было силы. Храмы ниспровергаются, святыни оскверняются: на месте их (нечестивые) алтари, беззаконные возлияния и жертвы, то древнее таврическое избиение иностранцев, у них сохраняющее силу. Убийство девиц, мужей и жен; и не было никого помогающего, никого, готового противостоять…».

Взять Царьград тогда россам не удалось, но они страшно опустошили окрестности столицы Византии и, заключив мир, отправились восвояси. Возможно, в это время Аскольд и часть его дружины, приняли здесь христианство. По крайней мере, позже, княгиня Ольга над его могилой поставила деревянную церковь в честь Святого Николая. А почему не поставила и на могиле Дира?

Если мы примем свидетельства византийских источников о том, что поход состоялся в 860 г., то, естественно, Аскольд не мог быть боярином Рюрика, поскольку последний пришел в Новгород только в 862 г. Несовпадение в датах позволяет некоторым украинским и российским историкам сомневаться в том, что Аскольд прибыл в Киев из Новгорода. Основой для такого сомнения является свидетельство византийских источников о том, что в 839 г. к французскому императору Людовику Благочестивому прибыло посольство от греческого императора Феофила. При посольстве находилось несколько людей из народа Русь. Не позже 842 г. значительные отряды варяго-руссов, как рассказывается в житии святого Георгия Амастридского, появились на Черном море около города Амастрида (город между Синопом и Константинополем). И только после этого состоялся поход, о котором говорилось выше.

Но возвратимся к событиям, происходившим в Новгородской земле. Под 879 г. летописец записывает: «Умер Рюрик и, передав княжение свое Олегу – родичу своему, отдал ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал». Игорь, согласно данным летописи, родился в 875 г. Начался период правления в Новгороде Олега, позже прозванного Вещим.

О первых годах правления Олега в Новгородской земле, летописец нам ничего не рассказывает. Можно предположить, что это - время собирания большой и сильной дружины, которую Олег планировал использовать в своих грандиозных планах, - продвижении на юг, установлении контроля над важнейшим торговым путем “из варяг в греки”.

              Князь и дружина

 

Политическая история формирования и развития Древнерусского государства связана с деятельностью князя и дружины. Князь (старейшина, вождь, родовладыка, отец) стоял во главе племени,союза родственных племен, «союза-союзов» и, наконец, государства (Документы его называют великим князем.) Ему подчинялись князья – владельцы небольших территорий. Об этом говорится в договорах Олега и Игоря с греками. В последние годы княжения Владимира Красное Солнышко в крупных городах, центрах округ, в качестве соправителей, находились его сыновья.

Князь - боевой командир и организатор. Он непосредственно принимал участие в битвах, увлекая за собой дружину. Храбрость князя «на рати» высоко ценилась в древнерусском обществе в XI-XII вв. Трусость, напротив, осуждалась. Большим позором и, даже, провинностью являлось бегство князя первым с поля боя. Князь вершил суд, который при Владимире осуществлялся на основе традиций (Закона русского), а при Ярославе “Русской Правды”. Судебное разбирательство превратилось почти в повседневное занятие князя. Суд вершился гласно, в присутствии представителей местных общин. Однако князь в Киевской Руси не стал подлинным государем. Он вынужден был считаться с дружиной, с местной фео­дальной знатью, народным вече.

Князья неизменно выступают на фоне дружины, в обществе своих товарищей и помощников, деливших с ними, как говорит­ся, и радость, и горе. Первоначально дружина состояла из удаль­цов разных племен, и, прежде всего варягов, жадных к добыче и ради ее получения гото­вых на все. Летопись говорит, что варяжскую дружину взял с собой Олег, отправляясь в 907 г. в дальний поход на греков Основу дружины Игоря также составляли варяги, а Ольга установит специальный налог в 1000 гривен на содержание дружины в Новгороде. 

 Постепенно в дружинной среде произошло расслоение на старшую и младшую (молодшую) дружину. Старшая дружина становится привилегированной частью армии, ее высшим, или командным, составом. Они приближенные князя, выходцы из преимущественно знатных слоев и варяжских конунгов. Именно представителей из этих слоев киевские князья направляли, в качестве своих соправителей (посадников), в различные города Киевской Руси. При Олеге отдельные из них выступают в роли великих князей своей земли. Но уже при Игоре их статус снижается до положения князя, а при Святославе боярина, что свидетельствует об укреплении положения великого князя киевского. Старшая дружина и в похо­дах, и на пиру постоянно находилась рядом с князем. С ней князь советовался и делился своей добычей. Интересный факт приводит летопись. Однажды на пиру Владимир Красное Сол­нышко дал своей дружине деревянные ложки. Дружинники начали роптать: «Горе головам нашим: дал он нам есть деревянными ложками, а не серебряными». Владимир повелел исковать се­ребряные ложки и сказал так: «Серебром и золотом не найду себе дружину, а с дружиною добуду серебро и золото как дед мой и отец с дружиною доискались золота и серебра».

В IX - начале XI вв. дружина жила в основном за счет добычи и дани. Со второй половины XI века старшие дружинники увеличивают свои земельные владения и недвижимое имущество. Военные походы их уже мало интересуют. Так, когда в 1103 году Влади­мир Мономах предложил двоюродному брату Святополку вы­ступить против половцев, то дружина последнего заявила: «Не годится ныне, весной, идти, погубим смердов и пашню их». Этот эпизод летописи как нельзя точно свидетельствует о слия­нии старшей дружины с земледельческой знатью и об ее высво­бождении из-под княжеской опеки.

Младшая дружина - постоянное войско, набираемое из кня­жеской и боярской челяди, купечества и горожан. В младшую дружину входили «отроки», «детские», «мечники» и другие. Это княжеские телохранители и его слуги, занятые непосредственно в дворцовом хозяйстве. Из этой части впоследствии вырос кня­жеский двор - дворяне. С этой частью дружины князя связыва­ли более тесные узы. Они все время находились около него. Владимир, например, для младшей дружины, недалеко от Десятинной церкви, выстроил специальную, просторную гридницу, где и проходили частые пиры князя.

Таким образом, в IX ст. на северо-западе восточнославянских земель, центром которых являлся Новгород, сформировались значительные силы, способные совершать далекие завоевательные походы. Наиболее привлекательным для них стал древнейший путь «из варяг в греки».

 

Литература и источники

 

  

1. Вернадский Г. В. Начертание русской истории. – М., 1978

2. Выбирая свою историю «Развилки на пути России: от рюриковичей до олигархов. //Карацуба И. В. и др. – М., 2006

3. Восточная Европа в древности и средневековье. – М., 1978

4. Златоструй. Древняя Русь X-XIII веков. – М., 1990

4. История Киева. Древний и средневековый Киев. В 3-х томах. – Т.1 //Под редакцией А. И. Артеменко. – К., 1956

6.  Ипатьевская летопись //Полное собрание русских летописей. – Т.2. – М., 1908

7. Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн.1. – Т.1.- 2. – М, 1988

8. Коваленко Г., Смирнов В. Легенды и загадки земли Новгородской. – М., 2007

9. Кузьмина О. Республика Святой Софии. – М., 2008

10. Лаврентьевская летопись //ПСРЛ. – Т.1. – М., 1846

11. Макарий (Булгаков) История Русской церкви. В 6-и томах. Т.1. – СПб., 1857

12. Муравьев, Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. – М., 1984

13. Пчелов Е. Рюриковичи. История династии. – М., 2005

14. Славянская энциклопедия. Киевская Русь – Московия в 2-х томах. – М.: - 2001

15. Соловьев С. М. Сочинения в 18 кн. Кн.1. – Т.1. – М., 1988

16. Татищев В. Н. История Российская. В 7-ми томах. Т.2. – М.- Л., 1963

     17. Фроянов И. Я. Начало русской истории. – М., 2001

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1518; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!