Приложение 4 Дополнительные материалы к параграфу 3.2.3. Освоение пространства как метод создания групповой атмосферы



 

Зоопарк

...

 

Участники сидят в кругу.

 

Каждый называет себя любым животным (названия животных не должны повторяться). Самое главное – запомнить, какие животные есть в зоопарке.

 

Один водящий выходит в круг. Один стул остается пустым.

 

Тот участник, который сидит по левую сторону от пустого стула, ударяет правой рукой по стулу и называет любое животное.

 

Тот участник, который назвал себя этим животным, садится на этот стул. Освобождается другой стул. Все повторяется.

 

Задача водящего – пока не занято место и не названо животное, сесть на пустой стул.

 

Если стул занят или животное названо, водящий не имеет права садиться на этот стул.

Ведущему необходимо обратить внимание на динамику игрового взаимодействия, постоянно ее контролировать и удерживать на достаточно высоком уровне. Это упражнение хорошо не только тем, что концентрирует внимание, но с его помощью можно значительно повысить групповую динамику и снять у участников мышечное напряжение за счет движения.

 

Циклоп

...

 

Участники становятся в круг, водящий выходит на середину.

 

Задача играющих – установить контакт с товарищем на противоположной стороне круга (визави) только с помощью взгляда.

 

Нельзя произносить звуки и делать движения для привлечения внимания. Как только они установили контакт, они должны одновременно поменяться местами, пробежав через середину круга.

 

Водящий, в свою очередь, внимательно наблюдает за участниками и старается догадаться о перемене мест, чтобы занять место одного из перебегающих. Тот из игроков, кто не успел встать в круг, то есть на его место встал водящий, становится новым водящим.

Помимо того что это упражнение помогает лучше познакомиться с пространством помещения, в котором проходит тренинг, благодаря перемещению, оно позволяет участникам группы снять физическое напряжение и повышает уровень эмоционального настроя группы.

Приложение 5 Дополнительные материалы к параграфу 3.2.4. Игровые методы снятия тактильных барьеров в малознакомой группе

 

Автобус

...

 

Все участники толпятся на одном условно ограниченном пространстве. Ведущий говорит о том, что они оказались в автобусе в час пик и ему с задней площадки нужно пробраться к водителю за билетом.

 

Далее все как в настоящем автобусе: реплики, локти и т. д. Но все-таки участники, стоящие на пути ведущего, позволяют ему пройти, хоть и с усилием.

 

Затем следующий игрок находит причину для продвижения по автобусу и начинает свой путь.

 

Игра продолжается до тех пор пока каждый участник не пройдет этот сложный путь.

Это упражнение можно использовать и как разогревающее в самом начале занятия, оно способствует мобилизации участников и группообразованию.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

• Легко ли вам было пройти к началу автобуса?

• Что помогало и что мешало вам при выполнении этого задания?

 

Дотронься до синего…

...

 

Все участники хаотично двигаются по комнате.

 

Ведущий говорит: «Дотронься до…» и называет какой-либо цвет; все должны найти этот цвет на одежде других участников и дотронуться до него.

 

До своей одежды дотрагиваться нельзя.

 

Тот, кто дотронулся последним, выбывает из игры.

Это упражнение можно использовать и как разогревающее в самом начале занятия, оно способствует мобилизации участников и группообразованию.

 

Ипподром

...

 

Все сидят в кругу.

 

Ведущий сидит так, чтобы его было всем хорошо видно, его стул как бы отделен от всех остальных.

 

Можно посадить участников полукругом.

 

Ведущий говорит: «Есть ли у нас ладони? (участники показывают).

 

А колени? (кто-то неизбежно хлопает ладошкой по коленке). Отлично! Именно так выходят кони на поле ипподрома. Все вместе – медленное поочередное похлопывание по коленям. – Кони вышли на старт – одной рукой бьем по колену, как бы взрывая землю. – Старт! Побежали! – быстрое похлопывание. – Бежим! Бежим! По мостовой! – удары кулаками в грудь поочередно (а-ля Кинг-Конг). – По песочку – быстро тереть ладонями друг о друга. – По болоту! – быстро захватить пятернями колени и вертикально поднять руки с громким чмоканьем. – Барьер! – руками описывается полукруг на уровни груди». И так далее.

 

Можно придумать свои варианты «пересеченной местности». Все это быстро чередуется в любой последовательности. Финал: Скоро финал! – быстро хлопаем. – Приближаются трибуны! Трибуна девочек. Девочки, кричим! А вот трибуна мальчиков! Ребята, давай! – Возгласы. – Вот финиш. Ура! Мы победили!

Примечание.Можно провести несколько забегов. Игра проводится с постоянным увеличением ритма.

 

Коленочки

...

 

Играющие сидят вплотную друг к другу.

 

Левая рука каждого играющего лежит на правой коленке левого соседа, а правая – на левой коленке правого соседа. Если круг не замкнут, то крайние кладут одну руку себе на колено. Задача – по очереди рук хлопать по коленкам.

 

В процессе игры нужно быстро хлопать ладонью по колену, не нарушая последовательности в руках.

 

Если кто-то хлопнул не в свою очередь или далее просто поднял руку, то его «ошибившаяся» рука выбывает из игры (убирается за спину).

 

В итоге остается один или несколько победителей. Для повышения интереса нужно в процессе игры держать высокий темп, а в конце – вручить призы, что, впрочем, необязательно.

 

Еще одним вариантом этой игры, придуманным студентами факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, может стать отбивание ритма известной детской песенки «Чебурашка».

 

Молекула – хаос

...

 

Ведущий объясняет: сначала нужно просто ходить по комнате со словами: «Молекула – хаос, молекула – хаос…» А потом при неожиданном выкрике ведущим какого-либо числа (например, «Три!») все должны объединиться в команды по столько человек, какое число было названо (в нашем случае по три человека).

 

Потом продолжается дальнейшее брожение «свободных электронов», и снова команда.

 

Окончание игры: «Молекула – хаос, молекула – хаос…» и выкрикивается общее число участников в группе.

Эта игра может быть использована как разбивка на несколько микрогрупп, тогда окончанием игры может служить число участников в микрогруппе.

 

Письмо

...

 

Участники стоят в кругу, держась за руки. Водящий находится в центре круга и наблюдает.

 

Первый игрок говорит: «Я посылаю письмо, например, Тане». (Единственное условие – Таня не должна быть ближайшим соседом.) И пожимает руку соседу. Тот передает «импульс» пожатия следующему игроку, тот – следующему и т. д.

 

Когда Таня почувствует «импульс», она говорит: «Я письмо получила» и отправляет письмо еще кому-нибудь.

 

Задача водящего – заметить человека, передающего «импульс». Если ему это удалось, то водящим становится тот, кого угадали.

Эта игра способствует снятию тактильных барьеров, с ее помощью вы сможете диагностировать межличностные отношения в группе – кто, кому и как часто отправляет письма и кто совсем их не получает. Это упражнение подходит как для группы в 10–15 человек, так и для гораздо большей – до 35 человек, а вот большее количество играющих не рекомендуется, потому что игра потеряет свою динамику и станет не настолько интересной и увлекательной. Однако в этой ситуации есть выход – если у вас слишком большая группа, скажем, 40 и больше человек, разбейте их на две или несколько групп и устройте соревнования по количеству доставленных писем за единицу времени, например за 10 минут.

 

Путаница

...

 

Участники стоят в кругу, взявшись за руки.

 

Водящий отворачивается и считает до 10. За это время все играющие, не размыкая рук, запутываются между собой (закручиваются, переступая через руки, проходя под руками).

 

После окончания счета участники останавливаются.

 

Задача водящего – распутать игроков до исходного положения.

Один из вариантов этой игры – «Электрический ток».

 

Электрический ток

...

 

Участники стоят в кругу, взявшись за руки.

 

По сигналу ведущего играющие, не размыкая рук, запутываются между собой (закручиваются, переступая через руки, проходя под руками).

 

После этого ведущий пускает «электрический ток» по цепи: хлопает по плечу одного из участников, тот кричит «ой!» и пожимает руку соседу, тот в свою очередь кричит «ой!» и передает импульс следующему и т. д. Если ток по цепи бежит медленно, то нужно увеличить темп.

 

Когда импульс вернется к 1-му игроку и цепь замкнется, «электричество» нужно «заземлить»: для этого все вместе по знаку ведущего подпрыгивают.

Здесь представлен вариант классической игры «Путаница», в которой можно акцентировать внимание на тактильном контакте. Эта игра проходит динамичнее, чем классическая «Путаница», и, тем самым, более приемлема для подростков и детей младшего школьного возраста, а не для взрослых.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 334; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!