Упражнение для тренинга коммуникативной направленности «Готовность к контакту»



...

 

Все участники садятся по кругу.

 

Инструкция: «Пусть кто-нибудь (кто, мы решим позже) выйдет из комнаты. Когда он вернется, ему надо будет определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом мы все будем пользоваться только невербальными средствами. Сделать вывод о наличии желания установить контакт или о его отсутствии надо после того, как вы посмотрите на человека».

 

Можно усложнять задание, выбирая несколько человек, готовых к контакту, а затем, в процессе упражнения, каждый может решать индивидуально, хочет он или нет вступать в контакт.

 

Анализ: как вы понимали, готов или не готов человек вступить с вами в контакт? Как вы показывали свое желание или нежелание вступить в контакт? Какие основные признаки готовности/неготовности к контакту можно выделить?

Упражнение может включать в себя множество тем и чувств, в зависимости от тренинговой аудитории и целей самого тренинга. Так, например, для тренинга женско-мужских отношений это отличная актуализация темы восприятия друг друга мужчинами и женщинами, особенностей трансляции свой женственности/мужественности и сексуальности. В подростковых программах это упражнение может быть использовано как исследование себя и своих способов вступления в контакт или как демонстрация в рамках темы «невербальная коммуникация». Для бизнес-тренингов это упражнение удобно тем, что оно хорошо встраивается в любой обучающий алгоритм, где есть этап установления контакта, например в тренинге продаж, эффективных презентаций, публичных выступлений, переговоров и т. д.

 

Игровые методы развития эмпатии

Все мы знаем, что можно смотреть на человека и не видеть его, слушать и не слышать. Научиться увидеть и услышать человека рядом – это огромный успех, как в обычном, так и в деловом общении. Решить эту задачу можно с помощью целого ряда игр и упражнений.

Игры и упражнения на развитие эмпатии, или, иначе, игры на всматривание и вслушивание, развивают, в первую очередь, следующее:

• психологическую наблюдательность и внимательность;

• возможность почувствовать настроение и состояние тех, с кем предстоит взаимодействовать;

• способность понять, что каждый человек интересен и сам по себе, и как член группы.

Как часто бывает, мы не замечаем за внешним обликом тех людей, с которыми достаточно много взаимодействуем и общаемся, их внутренний мир, а ведь именно это важно для успешного эффективного взаимодействия, для ощущения комфорта, создания группы.

Кроме того, важно увидеть то место, помещение, комнату, в которой предстоит работать, и услышать, что происходит за окном. Научиться слышать и отличать различные звуки, отслеживать те чувства и эмоции, которые возникают в связи с определенными звуковыми сочетаниями. Услышать голоса участников группы и научиться их распознавать. Все это способствует развитию сенсорных способностей и навыков рефлексии, гармоничному развитию личности и одновременно создает условия эффективного группового взаимодействия и группообразования.

Самый рассеянный (Ластик)Данная игра продолжает тему освоения пространства, а также начинает разговор о необходимости всматривания и вслушивания участников в окружающих их людей.

 

...

 

Ведущий показывает участникам игры какой-либо предмет, например ластик, и просит всех выйти на минутку из комнаты.

 

Оставшись один, ведущий кладет ластик в такое место, где он хотя и виден, но может быть замечен лишь при достаточно внимательном осмотре комнаты. Можно, например, положить его на перекладину между ножками стола, на карниз, в горшок цветка и т. п.

 

Когда участники игры по приглашению ведущего возвратятся в комнату, каждый старается как можно скорее обнаружить ластик.

 

Увидев его, играющий сейчас же садится, перед этим тихо на ухо сообщив ведущему о находке.

 

Самый рассеянный – последний – может выполнить какое-либо шуточное поручение.

Это упражнение за кажущейся простотой реализует очень важные задачи: первая – это, конечно же, концентрация внимания, а вторая, которая, впрочем, неотделима от первой – это развитие умения выделить из общего фона, к которому наши глаза так быстро привыкают, совершенно определенный предмет. Ведущий специально показывает этот предмет игрокам и не прячет его (это не игра в прятки), а кладет на видное почти со всех концов комнаты место. Поиски участниками заветного предмета могут продолжаться от 5 минут до получаса, но не стоит вмешиваться в процесс, пусть даже те, кто ищет долго, все-таки найдут этот ластик. Ведь если мы лишим их такой возможности, то спровоцируем тем самым только ситуацию неуспеха и вызовем агрессивную реакцию и четкое убеждение в том, что это задание невыполнимо. Зато игроки, нашедшие предмет, чувствуют себя очень наблюдательными и успешными, что иногда подталкивает их к насмешкам над товарищами, которые продолжают поиски. Поэтому не лишним будет перед началом упражнения призвать всех участников не лишать друг друга возможности проверить свою внимательность и честно сыграть в эту игру. А если все-таки такие ситуации происходят, ведущему лучше пресечь нападки и направить анализ в конструктивное русло.

Анализируя это упражнение с участниками, можно спросить:

• На что вы ориентировались, выполняя задание?

• Что помогло некоторым участникам быстро найти предмет?

• Что помешало и вызвало затруднения у тех участников, кто выполнил его медленнее?

 

К.У.Б.О.У.

Это упражнение с загадочным названием, которое расшифровывается как «Каратист Убил Быка Одним Ударом», очень похоже на известную игру «испорченный телефон», только оно требует точной фиксации понятого на бумаге, что позволяет проводить при необходимости достаточно глубокий психологический анализ. Оно очень нравится как детям, так и взрослым, ведь позволяет от легкости и азарта участия прийти к серьезным и важным выводам во время анализа.

...

 

Несколько человек (7–8) выходят за дверь.

 

Первому участнику ведущий говорит фразу: «Каратист убил быка одним ударом».

 

Входит один участник, первый ему без помощи слов объясняет эту фразу, тот записывает ее на бумаге так, как понял, не озвучивая. При этом он не должен видеть предыдущую запись.

 

Затем показывает следующему то, что понял сам (записал на бумаге) и т. д.

 

В финале упражнения все фразы зачитываются в обратном порядке их написания.

Не забудьте предупредить участников-наблюдателей, что подсказывать в процессе упражнения нельзя и самой лучшей поддержкой для «героев игры» будет внимательное, но молчаливое слежение за процессом игры. Это условие не всегда выполняется, поэтому ведущему следует пресекать все попытки подсказок.

Это упражнение также направлено на развитие творческих способностей у детей и отслеживание группой невербальных проявлений водящего. Именно поэтому это упражнение может быть широко использовано игротехником не только при знакомстве, но и в занятиях развития творческого потенциала участников, а также в коммуникативных тренингах, как для актуализации темы, так и для отработки навыков невербальной коммуникации.

После упражнения следует провести небольшой анализ происходящего и выяснить у участников следующее:

• Удалось ли вам сохранить первоначальный вариант? почему?

• Что помогало вам?

• Что вам мешало?

 

Умение убеждать

Для лидера очень важно уметь убеждать, а для этого необходимо быть самому уверенным в отстаиваемых позициях и при этом уважительно относиться к партнерам.

Убеждение – один из самых цивилизованных способов влияния, но его не так просто использовать, ведь в убеждении важно быть уверенным одновременно с тем, чтобы быть внимательным к другим; важно уметь контролировать себя и свои эмоциональные проявления вместе с необходимостью проявлять свои эмоции и заинтересовывать ими; необходимо четко и аргументированно доносить до других свое мнение наравне с тем, чтобы удивлять и иногда неожиданно действовать.

Две нижеприведенные игры позволяют путем ролевого моделирования отработать навыки убеждающей коммуникации.

 

Козлятушки-ребятушки

Игра требует организации особого пространства, чтобы игровая ситуация была максимально реалистичной и серьезной. Основной акцент игры делается не на сюжете и театрализации, а на том, как действуют участники. Ведущий должен дать установку участникам отслеживать действия других, чтобы после дать полезную обратную связь.

...

 

Ведущий напоминает участникам группы старую сказку про волка и семерых козлят. Представьте себе, говорит ведущий, что мама-коза ушла. Козлята сидят дома. Кто-то стучится в дверь и утверждает, что он не волк, а мама-коза, папа-козел, дедушка, тетя или иной родственник несчастных козлят. Задача козлят, которые в нашем случае оказываются в роли своеобразных судей, проявить проницательность и в диалоге с претендентом на попадание к ним в дом понять, действительно ли этот неизвестный является тем, за кого себя выдает, или это «волк в овечьей шкуре». Иначе говоря, из нескольких претендентов козлята должны выбрать тех, кто на самом деле получил роль мамы-козы, папы, брата, дяди-козла и прочих некровожадных родственников.

 

Распределение ролей. Группа разделяется на две части. Одни играют роль козлят-экспертов, другие – претендентов, пробующих убедить экспертов в своей благонадежности. При этом часть претендентов имеют скрытые задания не забывать о том, что они волки и прочие опасные для козлят персонажи. Однако эти задания претендентам надо от козлят скрывать. Задача у любого претендента одна – убедить козлятушек довериться им и пустить в дом. Претенденты могут сами выбирать себе скрытые роли. Обязательным является, чтобы каждый претендент сообщил остальным своим коллегам об избранном им образе. Такое публичное заявление делает скрытую роль более влияющей на ее исполнителя. Исполнители ролей козлятушек также совещаются между собой, стремясь выработать способ принятия решений в предстоящей игре. Во время этого обсуждения у козлятушек нередко появляются различные планы «выведения на чистую воду» конкретных претендентов.

 

Козлятушки располагаются полукругом, в центр которого выходят претенденты. Претенденту, для того чтобы убедить козлят в своей благонадежности, предоставляется фиксированное время. Можно установить одно общее для всех претендентов время, например 1–2 минуты. Можно перед началом очередной попытки спрашивать претендента о том, сколько времени ему потребуется для убеждающего воздействия на козлятушек.

 

Претендент может говорить и делать все, что угодно. Козлята также могут разговаривать с ним и между собой на любые темы. Придерживаться сказочного сюжета и ссылаться лишь на «принесенное молоко» совсем необязательно. Можно использовать любые житейские ситуации, актуальные для участников данной конкретной группы. По истечении заданного времени козлятушки решают, пускать претендента в дом или нет. В любом случае претендент не раскрывает свою скрытую роль до окончания всего игрового тура, то есть до того момента, пока последний из претендентов не завершит свою попытку.

Игру можно проводить, используя реальную дверь, за которую уходят все претенденты, а можно играть и с воображаемой дверью. В большинстве случаев для взрослой аудитории игра с воображаемой дверью оказывается более эмоционально насыщенной. Для подростков – наоборот. С младшими школьниками проводить эту игру, наверное, не следует, поскольку обида от несправедливого недоверия оказывается непосильной для рефлексивных возможностей ребенка.

Второй тур игры проводится после обсуждения и обмена ролями. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы.

1. К проигравшим:

• Почему вы не добились успеха?

• Что было общего в ваших стратегиях?

2. К успешным: почему удалось?

3. К козлятам: что повлияло на выбор в большей или меньшей степени?

 

Ответственность

Лидер должен уметь брать на себя ответственность, потому что он, ведя за собой группу, отвечает не только за себя, но и за каждого участника группы, и за реализацию того дела, которое выполняет группа. Ответственность – признак зрелой личности, поэтому этот блок является самым сложным в работе с лидерским потенциалом, но позволяет осознать, что быть лидером – это не только внимание, успех, престиж, но и кропотливый труд.

 

Слепой и поводырь

Упражнение наряду с ответственностью требует достаточно высокого уровня доверия, поэтому перед ним необходимо создать доверительную атмосферу (см. соответствующий раздел). Упражнение должно проходить серьезно, участники должны чувствовать друг друга, в связи с этим предшествующим этапом вместе с упражнениями на доверие можно провести ряд упражнений на эмпатию и сенситивность.

...

 

Реквизит: для каждой пары – повязка на глаза.

 

Помещение должно быть очень просторным, можно даже задействовать все здание, если есть такая возможность.

 

Участники разбиваются на пары.

 

Один из них завязывает глаза.

 

В помещении расставляются несколько стульев – создается полоса препятствий.

 

«Поводырь» должен провести «слепого» так, чтобы он чувствовал себя легко и уверенно. «Поводырь» не имеет права говорить.

 

Затем участники меняются ролями.

Упражнение вызывает достаточно сильные эмоции у участников, поэтому важно по его окончании дать возможность поделиться этими эмоциями, сначала друг с другом в парах, затем со всей группой, и только затем перейти к рациональному анализу происходящего.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

• Как вы чувствовали себя в роли «слепого», «поводыря»?

• Вел ли вас «поводырь» бережно и уверенно?

• Что вы делали, чтобы укрепить доверие своего партнера?

• В какой роли вы чувствовали себя лучше?

 

Лидер и его команда

Упражнения этого блока способствуют развитию творческих и организаторских способностей. Кроме того, они помогают в осознании основных идей и принципов деятельности лидера-организатора, выявлении уровня готовности к лидерству, способствуют его повышению, развивают навыки работы в группе, в команде.

...

 

В упражнениях участвует одна или несколько групп одновременно.

 

Ведущий объясняет смысл задания, предлагает группе за 10 минут обсудить, как это задание выполнить.

 

Во время обсуждения материалов касаться нельзя.

 

Следующие 10 минут группа выполняет задание. Оно выполняется без слов.

 

Ведущий группы в процессе игры не вмешивается в происходящее. Он исполняет роль наблюдателя и анализирует поведение группы.

 

По истечении положенного времени каждая группа представляет свою работу.

 

В заключение проходит анализ происшедшего в группе.

 

Ведущий называет задание с предельной лаконичностью без дополнительных пояснений. По просьбе группы можно лишь повторить его.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

• Что произошло в группе в момент работы?

• Как себя чувствовал каждый участник?

• Какую роль выполнял?

• Почему взял на себя данную роль?

• Была ли у него возможность высказаться, внести предложение?

• Всех ли выслушали в процессе подготовки?

• Встречались ли вы с подобными ситуациями в жизни, что при этом чувствовали?

• Чему научились в процессе этого упражнения, какие выводы для себя сделали?

Ниже приводится ряд заданий, которые позволят отработать все вышеописанные навыки в реальной групповой деятельности. После каждого задания необходимо проводить промежуточный анализ, чтобы у участников была возможность, получив обратную связь, откорректировать свои действия на следующих этапах. В какой последовательности будут выстроены задания, не столь принципиально, важен процесс и результат анализа этого процесса.

...

 

Башня

 

Группе выдается материал для строительства «башни»: бумага и скрепки или два набора соломки для коктейля и клейкая лента.

 

Участникам необходимо построить башню из этого материала.

 

«Башня» должна быть устойчивой.

 

Летающие яйца

 

Группам выдаются материалы: бумажный конверт, целлофановый пакет, липкая лента, скрепки, нитки, лист бумаги, сырое яйцо.

Необходимо сделать такую конструкцию, с помощью которой можно выбросить яйцо с высоты второго-третьего этажа, а оно должно остаться целым.

 

Машина

 

Вспомогательного материала нет.

 

Машина «строится» из членов группы.

Нужно построить любой действующий механизм. Группа представляет, что у них получилось, а потом обсуждает.

 

Мост Перед группой стоит стул, на нем необходимо из предложенного материала построить мост, чтобы он не касался стула.

 

Рисование лидера Каждой группе выдается лист ватмана, маркеры и фломастеры. Результатом работы группы должен стать образ лидера и объяснение, почему он именно такой.

 

Слово

 

Группа выстраивается в линию.

 

Члены группы действуют поочередно.

 

Необходимо написать слово, используя как можно больше спичек. На выполнение задания дается 10 минут.

Задание рассчитано на выдумку членов группы, на изолированность друг от друга, отсутствие помощи, на самостоятельные решения.

 

3.3.4. Игры, интегрирующие тренинговый опыт

К этому блоку относятся игры, которые помогают присвоить, «разложить по полочкам» полученный опыт. По сути, это игровые методы рефлексии, анализа полученного опыта. Используются они, конечно же, в конце тренинга, вернее, в его содержательной части, ДО эмоционального, динамического этапа завершения тренинговой группы.

...

 

Генеральная уборка

 

Сейчас мы с вами проведем генеральную уборку по итогам нашего тренинга. Наш тренинг – это, своего рода, мастерская, цех, в котором шла бурная, кропотливая, иногда ювелирная работа. В процессе работы всегда остается много всего. Есть сам результат – красивое платье, ваза, торт… А есть еще много мусора, или важных полезных остатков, которые можно будет использовать потом.

 

Возьмите как можно больше белых маленьких листочков. Напишите на каждом из них по одной важной мысли, результату, эмоции, просто информации, которая «болтается в голове» в конце нашего тренинга. Не задумывайтесь над их анализом и классификацией, просто пишите как можно больше и складывайте вокруг себя.

 

А теперь мы наведем в нашей мастерской порядок. Берите каждый листок по очереди и раскладывайте их на три группы: «Это мой результат, мое изделие» (что я уже хорошо понимаю, умею, чувствую, и оно уже мне помогает, и я это могу использовать прямо сейчас); «Это мусор» (слово не очень позитивное и приятное, можем его заменить каким-то другим, если хотите, например, «мишура» – это то, что было, есть, но это никак не пригодится, никак нельзя использовать, то, что просто осталось по итогам); «Это полезные остатки» (здесь пусть окажется то, что интересно, важно, но пока непонятно, где и как это можно использовать, мы это откладываем про запас).

Эту игру-упражнение можно сделать более рациональным и серьезным с последующей презентацией полученных результатов или обсуждением всех трех групп по микрогруппам. А можно сделать более легким, творческим, предлагая обозначать результаты не словами, а образами, картинками, раскладывать их в красивые коробочки или мешочки. Результат потом торжественно положить в свой карман или сумку, остатки куда-то припрятать, а мусор выбросить или сложить в одну коробку и убрать на чердак.

Послесловие

Может быть, читателю покажется, что те игры, которые мы представили в этой книге, не всегда серьезны и уместны в тренинге, но это совсем не так. Попробуйте поиграть даже с солидными бизнесменами и вы увидите, как они преобразятся. Возникает резонный вопрос: зачем?

Во-первых, игра дает возможность снять с себя жесткие рамки социальных ролей, а для взрослого человека это актуальнее, чем для ребенка.

Во-вторых, в игре создается равноправная и непринужденная обстановка, в которой даже самая сложная информация будет восприниматься проще.

В-третьих, игра – это мощный антистресс, что нивелирует сложные моменты и напряжение, связанное с присвоением нового.

В-четвертых, игра открывает ее участникам «доступ» в их детство, а значит, повышает гибкость и творческий потенциал.

В-пятых, игра – это хороший метод для повышения работоспособности и снятия усталости.

И так перечислять можно еще долго. Возможности игр в тренинге безграничны, это не преувеличение.

Тренеров, хорошо формирующих навыки, много. Это уже привычно и неинтересно. А вот тренеров, которые сами демонстрируют легкость, яркость, энергичность, творчество и учат этому других, – гораздо меньше. Мы, психологи-практики компании «Искусство тренинга», именно такие или, по крайней мере, стремимся быть такими. Мы надеемся, что игры этой книги помогут вам привнести в свою тренерскую деятельность и легкость, и яркость, и энергичность, и творчество. Удачи!

Библиография

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М., 1987.

2. Аркин Е. А. Об изучении детского коллектива. М., 1991.

3. Атватер И. Я вас слушаю. М., 1985.

4. Афанасьев С. П. 100 отрядных дел. Кострома, 2000.

5. Афанасьев С. П. 300 творческих конкурсов. Кострома, 2000.

6. Берн Э. Люди, которые играют в игры, и игры, в которые играют люди. М., 1998.

7. Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие. М., 2001.

8. Большаков В. Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. СПб., 1996.

9. Бородин Д. Ю. Четвертый мир. Модель лагеря социально-психологической помощи подросткам. М., 1997.

10. Бачков И. В. Введение в тренинговые технологии. М., 1996.

11. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 1999.

12. Воспитание и развитие личности в социуме: Комплексно-целевая программа. Н. Новгород, 2000.

13. Грэхем Д. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. М., 1993.

14. Детский праздник в школе, оздоровительном лагере, дома: Подсказки организаторам досуговой деятельности. М., 2000.

15. Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника. М., 1983.

16. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое общение. Л., 1985.

17. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой, О. Д. Шаровой. М., 2000.

18. Журавлев A. Л. Стиль руководства для управления социально-психологическим климатом производственного коллектива // Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. М., 1979.

19. Захаров В. П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: Методические указания. Л., 1990.

20. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. Л., 1989.

21. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

22. Игры – обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. М., 1994.

23. Кан-Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1987.

24. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1998.

25. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М., 1989.

26. Коротаева Е. В. Игровые модули общения: Учебные материалы к тренингу. Екатеринбург, 1995.

27. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб., 2001.

28. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. М., 1991.

29. Леванова Е. А. Готовясь работать с подростками. М., 1993.

30. Леванова Е. А. Подросток: концепция психопластики личности. М., 2002.

31. Леванова Е. А. Технология конструктивного взаимодействия с подростком: Методическое пособие. М., 2002.

32. Левашова С. А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. Ярославль, 2002.

33. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1978.

34. Ли Д. Практика группового тренинга. СПб., 2001.

35. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999.

36. Лутошкин А. Н. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы. М., 1986.

37. Макшанов С. И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика. СПб., 1997.

38. Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге: Каталог. СПб., 1993.

39. Мартынова Л. А., Прутченков А. С. Шанс: Методическая разработка классной деловой игры. М., 1992.

40. Менте М. Ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. СПб., 2001.

41. Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников: Книга для классного руководителя. М., 1981.

42. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.

43. Мудрик А. В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. М., 1990.

44. Почуев Д., Гаврилов И. Картотека игр. М., 1992.

45. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2001.

46. Прутченков А. С. Свет мой, зеркальце, скажи…: Методические разработки социально-психологических тренингов. М., 1996.

47. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991.

48. Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе: Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. М., 1995.

49. Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета. СПб., 1998.

50. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб., 1999.

51. Родионов В. А., Ступницкая М. А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль, 2001.

52. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб., 2002.

53. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998.

54. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. Дубровиной. М., 1998.

55. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М., 2000.

56. Социально-психологические аспекты организации и самоорганизации первичного коллектива: Научные труды Курского педагогического института. Курск, 1980.

57. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации) / Под ред. Е. Г. Трохишиной. СПб., 2001.

58. Турнер Д. Ролевые игры: Практическое руководство. СПб., 2002.

59. Уманский Л. И. Психология работы комсорга. М., 1979.

60. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. В 4 т. Т. 1–4. М., 1998.

61. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. М., 1999.

62. Хочу быть лидером! Серия: Детское общественное движение и ученическое самоуправление. Выпуск 1. Н. Новгород, 2000.

63. Цзен Н. В., Пахомова Ю. В. Психологические игры в спорте. М., 1989.

64. Шмаков С. А. Ее величество игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. М., 1992.

65. Шмаков. С. А. Игра и дети. М., 1988.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 763; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!