Фигура митрополита Михаила (Митяя). Причины его возвышения и недовольства им в церковной среде. (до 10 баллов)



Ключи к проекту:

Характеристика исторического момента (до 10 баллов)

Важно, чтобы участник отметил следующие аспекты:

1) Митрополичья кафедра была перенесена из Киева в XIII-XIV вв. сначала во Владимир-на-Клязьме (1299), а затем – в Москву (~1327), где, в конечном счете и осталась (1 балл). Хорошо, если участник отметит исторически складывавшиеся партнерские отношения между митрополичьей кафедрой и Московскими князьями, начиная с Переяславского собора (1309\1310 гг.), где Юрий Московский и Иван Даниилович выступили в защиту митрополита Петра, что во-многом и обусловило складывание дальнейшего альянса. Митрополит Феогност, предшественник митрополита Алексея (Бяконта), окончательно перенёс кафедру в Москву и продолжил этот союз (1 балл).
2) Принципиально важно, чтобы участник представлял, кто такой митрополит Алексей (1354-1378 гг.), его фактическое регентство при малолетнем Дмитрии Ивановиче и значительный политический вес (1 балл), благосклонное отношение к нему в Орде. Следует поощрить участника, упоминающего исцеление ханши Тайдулы в контексте знакомств митрополита Алексея в Орде (1 балл). Хорошо, если участник отметит, что в годы митрополии Алексея серьёзно возрастает роль церкви в политической деятельности московских князей (наложение интердикта на Нижний Новгород, политическая значимость благословения Сергием Радонежским Дмитрия Донского перед Куликовской битвой) (1 балл).
3) Следует также отмечать работы, в которых упоминаются общецерковные процессы, происходившие в указанный период: процесс монастырского возрождения, связанный с фигурой Сергия Радонежского (1 балл), создание ряда новых монастырей (пока – в основном на территориально близких к Москве землях) и тем самым – укрепление позиций церкви, церковных деятелей (1 балл).
4) Необходимо, чтобы участник понимал и позиции Московской (Киевской) митрополии на международной арене – это и раздельность подвластных митрополиту земель (как между раздробленными княжествами, так и между Москвой и Литвой), и подчинение митрополита Константинопольскому патриарху (1 балл). Хорошо, если участник отметит, что с 1375 года кафедра митрополита (при живом митр. Алексее) была уже разделена между ним и митрополитом Всея Руси Киприаном (1 балл).

Варианты постановки проблемы (1 балл):

· Проблемаобострения церковно-политической борьбы после смерти митрополита Алексея

· Проблема влияния внешних факторов на церковно-политическую борьбу последней четверти XIV века

 

Принимаются и иные, схожие по смыслу, формулировки.

 

Характеристика исторического источника и его возможностей (до 8 баллов)

В той или иной форме могут быть высказаны следующие суждения:

· В качестве источника представлен отрывок из летописи, вычленяемый в отдельное литературное произведение («повесть») (1 балл)

· Летопись – источник церковного происхождения, из текста также очевидно, что внутреннее церковное устройство, терминология для автора прекрасно знакомы. Фрагменты прямой речи участников, высокая детализация говорят нам о хронологической близости составителя повести к описываемым событиям (1 балл)

· «Повесть о Митяе» - произведение, имеющее публицистический характер (ироничность формулировок, сатирические оценки некоторых действий, приведение прямой речи участников, в т.ч. – афористичность этих реплик). (до 2-х баллов)

· Тем не менее, «Повесть» остаётся источником церковного происхождения (что видно из стилевых особенностей текста) и в качестве жанра церковной литературы может быть ближе всего отнесена к жанру «хожений\хождений», нов сатирическом ключе (до 2-х баллов за аргументацию).

· «Повесть» оппозиционна к митрополиту Михаилу (Митяю), участник может сделать вывод, что автор скорее сочувствует митрополиту Киприану (1 балл).

· Симеоновская летопись – летописный свод конца XV века, описывая упомянутый период она во-многом дублирует Троицкую летопись, которая, в свою очередь, могла быть создана Епифанием Премудрым (сподвижником митрополита Фотия (нач. XV века), что показывает потенциальную близость автора к описываемым событиям. Вероятно, «Повесть» создавалась при участии Епифания Премудрого или даже митрополита Киприана (1 балл).

 

Фигура митрополита Михаила (Митяя). Причины его возвышения и недовольства им в церковной среде. (до 10 баллов)

1) Фигура митрополита Михаила (Митяя) (по 1 баллу за каждое положение)
На основании предложенного источника, участник может выделить следующее:

· По своему происхождению Митяй был потомственным священником («саном был поп») в Коломне

· Обладал внушительной, располагающей внешностью («возрастом не мал, телом высок, плечись, рожаист, бороду имея плоску и велику и совершенну, словесами речист, голос имея доброгласен»). Был грамотен и хорошо образован, начитан «грамоте горазд, петь горазд, чести горазд, книгами говорить горазд, всеми делами поповскими изящен»

· «не знаемый здесь» - Митяй не был широко известен (до возвышения), не пользовался авторитетом среди духовенства.

2) Причины его возвышения и недовольства

· Ключевой причиной его возвышения стоит считать личное расположение Дмитрия Ивановича Донского («избран бысть изволением великаго князя в отечество и в печатники , и бысть Митяй отец духовный великому князю и всем боярам старейшим»), о чём красноречиво говорит карьера Митяя, ставшего печатником и духовником великого князя. Стоит отметить и приводимые эпитеты, относительно отношения Дмитрия к Митяю («любляша» и др.)(1 балл)

· Великий князь оказывает радение и о том, чтобы Митяй стал митрополитом ( в доказательство могут быть приведены эпизоды, связанные с: а) просьбой Дмитрия к митрополиту Алексею («просил того у Алексея митрополита, дабы благословил прежереченнаго Митяя на митрополью»); б) с личным участием («всхоте») Дмитрия при внесении кандидатуры Митяя на архимандритскую кафедру Спасского монастыря; в) согласии великого князя на обход стандартной процедуры с поездкой в Царьград (после апелляции Митяя к Номоканону); г) выдаче Митяю княжеской «харатьи»;)(до 3-х баллов за аргументацию)

3) Причины недовольства

· Ключевой причиной недовольства духовенства Митяем становится его стремительная карьера, взлёт: «бяше видеть дива полно, иже до обеда белец, а по обеду архимандрит, иже до обеда белец и мирянин, а по обеду монахам начальник и старцам старейшина, и начальник, и учитель, и вождь, и пастух», т.е. то, что священник, принимая монашество сразу стаёт во главе обители (хорошо, если участник отметит, что Спасский монастырь – это придворный монастырь, располагавшийся в Московском Кремле)(до 2-х баллов)

· Также духовенство (в лице Дионисия Суздальского) выступает против нарушения сложившихся традиций: ««не подобает тому тако быти», однако, важно отметить, что настойчивость к традиции вызвана во-многом антипатией к фигуре Митяя (по пункту 1)(1 балл)


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 837; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!