Познание как предмет философского анализа. Основные проблемы и принципы теории познания



Гносеология – учение о сущности познавательной деятельности. Смежные дисциплины – когнитивистика (все интеллектуальные знания). Важнейший раздел гносеологии – эпистемология – особенности и методы научного познания, структура и формы научно-познавательной деятельности. Специфика – исследование познавательной деятельности без соотношения с конктретными видами деятельности. Проблемы: *о содержательности и объективности познания, *процедуры конструирования знания, *анализ проблемы объекта и субъекта познания, *выделение основных видов познавательной деятельности, *проблема соотношения истины и лжи.

Виды познавательной деятельности: мифологическая (чувственное переживание реальных действий), религиозная (Бог – абсолютная форма бытия), философская (рациональное осмысление мира), научная (раскрытие сущности предметов и явлений, формирование законов, логическое мышление. Обыденное освоение мира не требует предварительного знания мира. Повседневные знания не имеют специализированной направленности), художественное (система образов). Традиции: 1 – гностицизма (материалисты, идеалисты) – мир познаваем и феноменально и по-существу, познание спроецировано на изучение всех сторон, сознание выходит за рамки себя, бывает предметным либо вообще никаким. 2 – агностицизма («не познаваемый») – Беркли, Юн (англ. идеалисты) – существовать значит быть воспринимаемым, Кантовская школа – процесс и субъект познания активны, субъект познаёт то, что сам же и конструирует, мир на уровне явлений познать можно, мир трансцендентных объектов познать невозможно. Школа стыдливых материалистов – эмоции это знаки, а не отражения окружающего мира.

У Ленина программа против агностицизма. 3 вывода: *существую вещи, не зависимые от нас, направленные на наше сознание, *нет вещей принципиально непознаваемых, *к процессу познания нужно подходить диалектически (от неполного знания к полному).

Проблема контруирования знания (традиции): *Эндогенная традиция (изолирует познание от предметного мира, самодостаточность сознания. Сознание объяснимо из себя самого), *Нативизм (концепция врождённых идей Лейбница), *Конструктивизм (Кант, Фихте – мыслить значит конструировать существующее исходя из правил комбинирования идеальных структур), *Экзогенная традиция (единство знания спредметом), *Натуралистическая (не мы отражаем действительность, а она отражается в нас), *Панлогизм (Гегель – единство бытия и мышления, необходимость совпадения объективного и субъективного познания. Мир идей и мир вещей.

Объект познания – часть объективной реальности, на которую направлено моё познание. У Бэкона: ОП – вещь сама по себе, СП – ум сам по себе, ОП+СП – мир вне нас.

Познание – пассивное созерцание субъектом объекта вне деятельностного сознания его (отношения к нему).

2 взгляда на отношения ОП и СП: *по Канту важным является субъект, *включение деятельности в процесс познания, объект коррелятивен субъекту и наоборот.

Принципы современной теории познания:

1 – принцип познаваемости мира (отрицается идея окончательного завершения процесса познания путём достижения абсолютного знания),

2 – принцип познавательного активизма (познание – активная деятельность субъекта, направленная на изменение объекта познания с целью раскрытия его сущности),

3 – принцип предпосылочности познания (познавательный процесс направлен и организуется некой социокультурной программой),

4 – субъект познания – всегда явление социальное.


Структура и основные закономерности познавательного процесса

Для описания структуры используются 2 категории:

*чувственное познание(Бэкон – эмпиризм) – процесс отображения явлений с помощью органов чувств. Отражает уровень явлений, но не может раскрыть уровень сущности. Чувственная картина мира необходима, но не достаточна.

*рациональное познание(Лейбниц, Спиноза - рационализм) – позволяет выделить существенные признаки, претендует на отражение мира сущности.

Переход от знания явлений к знанию сущности предполагает взаимодействие чувственного и рационального познания. Чувственное познание рационально, а рациональное – чувственно. Кант «Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты».

Основные формы чувственного познания:

*ощущение – чувственный образ, возникающий в результате непосредственного контакта с органами чувств, образ, несущий информацию об отдельных признаках, это субъективный образ объективного мира. Содержание ощущений одно, а форма разная,

*восприятие – особая форма чувственного отражения мира, которая возникает при контакте с органами чувств. На уровне восприятия получается целостный образ за счёт схематизации, упрощения образа, осуществления выбора нескольких свойств предмета.

*представление – чувственный образ предмета как целостная совокупность свойств, которая возникает без контакта предмета с органами чувств.

Локк – теория первичных и вторичных качеств предмета. Первичные не зависят от того, воспринимаем ли мы их. Вторичные вызывают ощущения (цвет, вкус).

 Основные формы рационального познания:

*понятие – форма мышления, в которой отражаются наиболее существенные стороны предмета (операции абстрагирования – несущ. свойства - и обобщения - существенные),

*суждение – фиксируется наличие или отсутствие у предмета некоторых свойств,

*умозаключение – форма абстрактного мышления, в которой логически выводится новое суждение на основе разных посылок.

Промежуточный уровень между чувственным и рациональным – уровень рассудочного представления.

Кроме вышеперечисленных форм в познавательном процессе участвуют: вера, интуиция, рефлексия.


 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!