Интерпретация гражданского согласия Локком
Дж. Локк поясняет, что все совершаемое каким-либо сообществом (единым целым) делается исключительно с одобрения входящих в него лиц. Всякое такое образование должно двигаться в одном направлении, и необходимо, чтобы оно "двигалось туда, куда его влечет большая сила, которую составляет согласие большинства". Отсюда заключение: каждый человек, согласившись вместе с другими образовать единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя "обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным".
Идеология гражданского гуманизма
Гражданский гуманизм (Бруни, Пальмиери, Донато Аччайуоли и др.) был этическим и вместе с тем общественно-политическим течением, основными идеями которого считались принцип общего блага, свободы, справедливости, юридического равенства, а лучшим государственным строем – республика, где все эти принципы могут осуществляться наилучшим образом. Критерием морального поведения в гражданском гуманизме было служение общему благу, в духе такого служения обществу и воспитывался человек, подчиняя все свои действия и поступки благу отечества.
Утопические учения Томаса Мора
Наряду с политическими идеями, превозносящими и обосновывающими возникающий буржуазный строй, появляются политические учения, отрицающие этот строй. Это учения утопического социализма, выдвинутые передовыми мыслителями того времени Томасом Мором и Томмазо Кампанеллой, которые подобно Мюнцеру выражали интересы угнетенных народных масс. Идеи утопического социализма смутно предвосхищали будущее. Рост общественного неравенства, угнетение трудовых масс, усилившийся период, первоначального накопления капитала. Они вызывали стремление к коренному переустройству современного им общества, организации идеального общества и государства, в котором бы отсутствовали частная собственность, насилие и эксплуатация человека человеком.
|
|
Идеология эпохи Просвещения
Эпоха Просвещения - это период идеологической подготовки к утверждению политической власти буржуазии. В этот период происходит утверждение буржуазных ценностей таких как: ценность жизни, свободы и равенства (юридические понятия), ценность частной собственности. Особую ценность приобретает разум. Идеалом этой эпохи становится просвещенный правитель, который заботится о просвещении своего народа.
Кант предлагал рассматривать Просвещение как необходимую историческую эпоху развития человека, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Гегель характеризовал Просвещение как рационалистическое движение XVIII века в области культурной и духовной жизни, основанное на отрицании существующего способа правления, государственного устройства, политической идеологии, права и судопроизводства, религии, искусства, морали.
|
|
Постановка проблемы согласия как проблемы порядка и гармонии социума Т. Гоббсом.
Гоббс дает определение политического государства как государства, которое образовалось в результате «добровольного соглашения людей подчиниться человеку или собранию людей в надежде, что этот человек или это собрание сумеют защитить их против всех других».
Гоббс считал лучшим государственным устройством монархию, потому что полагал, что при любом государственном строе все люди будут стремиться к претворению в жизнь своих эгоистических желаний. Чем меньшее количество людей в состоянии это делать, тем лучше. Пусть это будет разрешено только одному человеку — монарху. «Левиафан» — абсолютистское государство, подчиняющее людей желаемому порядку.
Естественные законы, выделенные Гоббсом
Томас Гоббс считал: «Естественный закон - есть предписание, или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни и что лишает его средств к её сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни».
|
|
Главный, самый фундаментальный естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все прочее должно использоваться лишь в качестве средств достижения мира. Важнейшим среди них является отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты (второй естественный закон). Отказ от права совершается большей частью перенесением его по договору на определенное лицо или на некоторую группу лиц. Из второго естественного закона вытекает третий: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения; в противном случае последние не будут иметь никакого значения. В третьем естественном законе содержится источник и начало справедливости.
Кроме указанных трех, есть еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов. Все они резюмируются в одном общем правиле: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе. Действительные социально-исторические прототипы тех естественных законов, о которых толкует Т.Гоббс, – взаимосвязи товаровладельцев, частных собственников, опосредствуемые актами обмена и оформляемые договорами. Таким образом, в итоге именно обмен и договор выступают, согласно концепции Т.Гоббса, предпосылками установления мира в человеческом общежитии.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 851; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!