Человек и его творчество в рамках средневековой философии



Символическая природа человека и ее следствие

Средневековое решение проблемы единого и множественного

Фома использует это гипотетическое абсолютное единство как средство понимания реальной ситуации множественности. Эта гипотеза дает представление об условии возможной множественности. Если тождество сущности и существования предполагает существование только одного такого бытия, то нетождественность сущности и существования является условием возможного существования множественности. Поскольку множественность уже является фактом, сущность и существование должны быть различны. Не могло бы быть множества сущностей, если бы существование было тождественно одной из этих сущностей. Приведя доводы в пользу различия между сущностью и существованием и между индивидуальными субстанциями и существованием, Фома принимается за решение более важной задачи - объяснить характер связи между сущностью и существованием, а также между множественностью и единством. Экзистенциальный подход Фомы к бытию делает различие между сущностью и существованием более важным, чем аристотелевское различение материи и формы. Аристотель отождествляет форму с актуальностью, а материю - с потенциальностью, так что форма актуализует материю, сообщая ей какую-то сущность или род. Для Фомы именно существование (esse) есть главный источник актуальности или совершенства, поскольку наделяет бытием форму и сущность.

Философия Эпохи возрождения

Каково соотношение антропоцентризма и теоцентризма

Основной чертой нового философского сознания являлся антропоцентризм – постановка человека в центр рассмотрения, взгляд на него как на самое совершенное существо мироздания, видение главной задачи наук и искусств в изучении человека, в постижении его природы. В Средние века духовная жизнь характеризовалась теоцентризмом – представлением о Боге как о высшей, предельно совершенной и единственно достойной внимания реальности. Поэтому в эпоху Возрождения на место Бога был поставлен человек, а представителей философии, искусства и науки, исповедовавших идеи антропоцентризма стали называть гуманистами (от лат. humanus – человеческий).

Человек Эпохи Возрождения

 Центральной фигурой становится человек, а не Бог. Человек – это центр мира, в то время как Бог – это начало всех начал. Общество вокруг – это результат труда и жизни людей. Человек считался всемогущим, он мог достичь любых целей, и в своих замыслах он не ограничен. Человек смотрит на самого себя с другой стороны, он осознает себя как сильного, талантливого, жизнерадостного и свободомыслящего члена общества. Именно поэтому в эпоху возрождения себя смогли проявить многие люди, они открыли свой талант, показали свою яркую образованную личность миру. Человек, в мировоззрении эпохи возрождения, – сам творец своей судьбы, он свободное существо. Несмотря на все это, деятели эпохи возрождения верили в Бога, они не были материалистами или атеистами. По их мнению, Бог создал человека свободного, волевого, и теперь все в жизни зависит только от самого человека. В период возрождения мотив греховности ослабевает, человек рассчитывает не на божью помощь, а только на самого себя. Таким образом, эту эпоху можно охарактеризовать как эпоху веры, оптимизма и возможностей человека.

Благородство человека по Данте

Мысль Данте довольно проста: привычное понимание благородства (генеалогическое, сословное, финансовое) он называет «ересью» и корнем всех этических заблуждений. Благородство – это совершенство собственной природы (в человеке так же, как в камне или лошади: благородная лошадь – «больше лошадь», чем плохая). Ни предки, ни тем более, имущество этого совершенства не создают и не гарантируют (богатство – угроза благородству, по Данте). Это личный дар и плод личного труда. Таким образом, вопрос состоит в том, что такое природа человека, иначе говоря: когда человек – вполне человек? Для Данте, наследника античной (аристотелевой) этики, – тогда, когда он обладает даром разумения и, потому, устойчивой привычкой выбирать благо. Выбирая благо, он счастлив. Все другие выборы обрекают его на несчастье. Данте сравнивает благородство души с небом, а добродетели – со звездами на этом небе. Из одной добродетели самой по себе еще не следует благородства.

Почему неверное представление о благородстве Данте называет корнем всех этических заблуждений? Потому что это вопрос практический: как создавать и сохранять благородство в обществе. Прибегая к ботаническим образам, Данте говорит о воспитании благородства в изначально благородном ростке – и о «прививке» благородного растения к неблагородному побегу. Здесь – продолжая ботанические метафоры – мы находим зерно той системы гуманитарного воспитания и образования, которая развилась и действовала в Европе и которой теперь, как утверждают многие, приходит конец («конец просвещенческого проекта», «конец ренессансного проекта»): конец человека благородного.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 934; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!