Взгляды Эмпедокла и Анаксагора



Все элементы тесно связаны между собой, «не отрублены топором». Эти четыре элемента никогда не возникали, они существовали изначально, а все остальные вещи получаются из смешения в разных пропорциях этих элементов: мясо — из всех элементов поровну; жилы — из смеси части огня и земли с двумя частями воды; кости — из двух частей воды, двух частей земли и четырех огня.

Эмпедокл сравнивал мир с картиной живописца — на картине видны люди, животные, растения, а на самом деле все они состоят из нескольких смешанных друг с другом красок.

Однако Эмпедокл считал, что сами по себе материальные элементы не могут ничего произвести. Чтобы из них образовался мир в целом и отдельные вещи, необходимы две духовные силы: соединения (Любовь) и разделения (Вражда). Эти силы попеременно царствуют в мире. Везде: и среди живых существ, и в неодушевленной природе — можно видеть, как действуют эти силы.

Он предположил, что и мир в целом, и все предметы состоят из мельчайших частиц — гомеомерий (подобочаст-ных). Этих мельчайших частиц в мире «бесконечное число раз бесконечное».

Анаксагор считает что каждый предмет включает в себя все виды частиц, но не в равной степени. Вещь будет той или иной в зависимости от того, какие частицы в ней преобладают. Таким образом, в каждом предмете находятся как бы семена всех других предметов. Загадка порождения и возникновения решалась так: никакого возникновения нет, а есть выделение вещи из смеси определенных частиц.

Однако тогда перед Анаксагором встала другая загадка: если в некоторой материи содержатся семена всех предметов, то почему из нее выделяется именно этот предмет, а не любой другой? Не сумев объяснить это лишь причинами, относящимися к материальной природе, Анаксагор ввел другое, нематериальное начало — Ум, правящий миром. Ум и дает закон, согласно которому из хаотической смеси всего появляются различные вещи. Анаксагор обратил внимание на принципиальное различие человеческого ума и ощущения. Только Ум может воспринимать истинное положение вещей.

Основной вопрос философии у античных натурфилософов.

Философы досократического периода занимались проблемами познания природы, поэтому философию этого периода характеризуют как философию природы, или натурфилософию (600-370 до н. э.). Натурфилософы занимались поисками причин бытия всех вещей и исследованием причин становления и изменения мира.

В качестве ответа на первый вопрос ими был получен ряд абстракций (отвлечений), а именно: физическая, отвечавшая на вопрос: из чего все состоит?, математическая, которая давала ответ на вопрос: как все соотносится?, метафизическая, отвечавшая на вопрос: что есть сущее в своей основе?

Метод определения Сократа.

Индуктивный метод определения понятий.

С точки зрения Сократа, знать – это значит иметь определение и понятие. Если человек не может дать определение, не имеет понятия, то, значит, что он не знает, что это такое. Сократ первым в истории человечества связал наличие знания с наличием определения понятия.

Способ определения понятия, который предлагал Сократ, имеет индуктивный характер. Индукция (греч. наведение) – еще один элемент его метода ведения диалога, восхождение от частного к общему.

Метод субъективной диалектики (майевтика и ирония).

Сократ учил, что истину надо искать вдвоем, т.к. одному искать истину бесполезно. Он разработал субъективную диалектику.

Ирония. Сократ беседовал следующим образом: в начале он пытался иронизировать над своим собеседником. Сократ беседовал со знатоками вопроса, то есть теми людьми, которые по роду своей деятельности хорошо должный знать суть вопроса, то, чем они занимаются всю жизнь. Например, в диалоге «Менон» он беседовал с Меноном, который по роду своей деятельности должен был хорошо знать, что такое добродетель. И Сократ спрашивает, что же это такое. Менон дает сначала одну интерпретацию, Сократ задает заранее продуманные вопросы, Менон теряется, пытается предложить еще версии, но Сократ продолжает иронизировать. В результате этого собеседник теряет уверенность, в том, что он знает предмет обсуждения. То есть собеседник готов к поиску истины вдвоем.

Майевтика. Сократ утверждал, что знает только то, что ничего не знает, поэтому майевтика – элемент, направленный на то, что бы истина родилась в душе собеседника Сократа. Сократ говорил «я тебя спрашиваю не просто так, а задаю вопросы так, чтобы искать истину сообща», то есть Сократ способствовал рождению истины в душе собеседника. Это и есть майевтика (букв. повивальный дух). Цель майевтики – найти определение понятия. По Сократу знать – значит иметь определение. Нет определения, нет знания. Знание для Сократа – понятийное знание.

 

Средневековая философия


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 814; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!