Классификация досуга по числу участников



 

По количеству участников формы досуга могут быть:

индивидуальные (чтение книг, просмотр фильмов и телепередач, прогулка, занятия спортом, рисованием, музыкой и т.п.);

групповые (занятия в секциях, кружках, по разным направлениям, экскурсии);

массовые (фестивали, праздники, конкурсы, соревнования);

семейные (семейные праздники, дни рождения, поездки, прогулки и другие мероприятия в кругу семьи).

Группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (М.Е. Кульпетдинова):

) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);

) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) - экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;

) совместные досуговые дела нескольких детских объединений - нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);

) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие - в качестве зрителей.

Основанием данной классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников.

Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов. [5]

Сложность характера и строения

 

С.А. Шмаков выделяет досуговые занятия, которые он классифицирует по характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности. В связи с этим им определены такие виды досуга:

пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный);

организованный (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени);

контролируемый и неконтролируемый;

коллективный и индивидуальный;

подражательный и творческий;

опережающий (изыскательная перспективная деятельность) и нормативный (традиционно сложившиеся модели).

Все виды досуга по отдельности и особенно применяемые в системе имеют огромное значение во всестороннем развитии личности ребенка, поскольку он включается в выполнение различных ролей и проявляет себя в разных позициях.

По своей структуре и оформлению одна часть культурно-досуговых программ значительно отличается от дополнительных образовательных программ, другая их часть имеет много схожих с образовательной программой компонентов. Педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать о специфике ее целей и задач, содержания, форм и методов реализации.

Этапы подготовки культурно-досуговой программыэтап подготовки программы. Данный этап включает в себя:

Определение количества и распределение обязанностей разработчиков культурно-досуговой программы.

Название программы. Выбор темы будущего проекта. Тематическая обоснованность исходит из названия программы и подразумевает, о чем в ней пойдет речь.

Постановка целей и задач. Задачи являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат.

Аудитория программы. Обычно проектирование досуговых программ опирается на возрастные, психологические, социально-демографические признаки аудитории.

Определение формы культурно-досуговой программы, времени и места ее проведения. этап подготовки программы - написание сценария. Следует оговориться, что не все досуговые программы должны опираться на полноценный сценарий. Например, детская конкурсно-игровая программа облегченного характера, т.е. без элементов театрализации и единого художественного хода, может опираться лишь на сценарный план, в котором будет отражен порядок игр и конкурсов с указанием музыкальных, художественных и иных вкраплений.

Композиционная структура сценария культурно-досуговой программы:

. Экспозиция - начальная, вступительная часть сценария дает необходимые сведения о предстоящем действии, о героях и жизненных обстоятельствах.

. Завязка - момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие конфликта. С завязки начинается движение всего действия, его развитие.

. Кульминация - высшая точка напряжения действия. Она играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и разрешении конфликта. Кульминация нередко является развязкой.

. Развязка - заключительный момент в развитии действия сценария, который является моментом полного разрешения конфликтной ситуации.

. Финал - эмоционально-смысловое завершение произведения. [2]

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!