Характеристика социально-культурных институтов



Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы.                                                                                                                               Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Одним из первых развернутое определение института дал американский социолог и экономист Т. Веблен. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями.

Другой американский социолог Ч. Миллс, под институтом понимал форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по выполняемым задачам - религиозным, военным, образовательным и т.д., которые образуют институциональный порядок.

П. Беглер институтом называет обособленный комплекс социальных действий, например, юридический закон, социальный класс, брак, организационно оформленную религию.

Ученые Н. Смелзера, Г. Осипова, М. Комарова под социальным институтом понимают комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно - ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и с другой стороны - социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности.

Социальный институт - совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.

Социальными институтами являются: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, средства массовой информации.

Если суммировать все многообразие изложенных выше подходов, то социальный институт представляет собой:

- ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;

- совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

- формальную и неформальную организацию;

- совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

- обособленный комплекс социальных действий.

Социальные институты - это специфические отношения, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений. Их возникновение обусловлено объективными потребностями социума в регулировании общественно значимых сфер деятельности и социальных отношений.

Каждый социальный институт как организованная социальная система характеризуется устойчивой структурой и обладает набором определенных составных элементов, более или менее оформленных в зависимости от типа института:

1. Каждый институт имеет свою цель деятельности.

2. Он четко определяет функции, права и обязанности участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели. Каждый выполняет свою устоявшуюся, традиционную для данного института социальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему все остальные имеют достаточно надежные обоснованные ожидания.

3. Социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими.

4. Институт располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения.

Таким образом, социальные институты контролируют и упорядочивают поведение индивидов, они поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют поведение, отклоняющееся от требований этих стандартов.

Социальные институты можно также рассматривать как со стороны внешней, формальной («материальной») структуры, так и внутренней, содержательной деятельности. Внешне социальный институт представляет собой «совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях.

Социально - культурные институты классифицируются в зависимости от выполнения ими социальных функций в обществе и делятся на 3 группы.

К первой группе относятся социально - культурные институты, преимущественно занятые производством духовных ценностей: идеология, политика, право, государственное управление, наука, церковь, журналистика, образование базовое и дополнительное, искусство, язык, литература, архитектура, художественная самодеятельность, коллекционирование.

Ко второй группе социально - культурных институтов относятся институты, преимущественно занятые коммуникацией, трансляцией духовных ценностей, экономической, политической, культурной, социальной, научно - технической информации: пресса, радио, телевидение, издательства и книжная торговля, музеи и выставки, реклама, архивы и библиотеки, пропаганда и проповедничество, электронная почта, лекции, конференции, демонстрации и т.д.

К третьей группе социально - культурных институтов относятся институты, преимущественно проявляющие себя в различных видах неформальной творческой деятельности: семья, клубные и садово - парковые учреждения, фольклор, народное творчество, народные обычаи, обряды, массовые праздники, карнавалы, гулянья, инициативные культурозащитные общества и движения, нравственность как система общественно - одобряемых норм и правил поведения.

Г. Ландберг, С. Шраг и О. Ларджен, раскрывая поэлементную структуру социального института, тесно связывают ее с выполняемыми институтом функциями.

Функцией социального института, можно назвать ту пользу, которую он приносит обществу или совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. то без чего общество не может существовать как таковое. Общество не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Второй функцией социального института является социализация людей, данная функция осуществляется практически всеми социальными институтами (усвоение культурных нор и освоение социальных ролей). Эту функцию также можно назвать универсальной функцией.

Третьей функцией социального института являются специфические функции. К ним относятся такие функции, которые присущи одним и не свойственны другим институтам (воспроизводство людей, рождение новых поколений, добывание средств существования, наведение порядка в обществе, открытие и передача новых знаний, отправление духовных ритуалов).

Если скомбинировать универсальные и специальные функции социальных институтов, то это дает нам следующую схему.

Также культурно - социальные институты классифицируются по:

- обслуживаемому контингенту населения: массовый потребитель (общедоступные), отдельные социальные группы (специализированные), дети, юношество (детско - юношеские);

- форме собственности: государственные, общественные, акционерные, частные;

- экономическому статусу: бесприбыльные (некоммерческие), доходные (коммерческие или полукоммерческие);

- по масштабу действия: международные, национальные(федеральные), региональные, местные (локальные).

К социальным институтам относятся:

- институт семьи;

- просветительность;

- язык;

- фольклор;

- литература;

- искусство.

Рассмотрим некоторые группы социально - культурных институтов.

1. Семья как традиционный социально - культурный институт.

История развития общества это история развития семьи как социального института, инструмента гуманизации и консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов и достижения гражданского согласия.

Семья, как социально - культурный институт делится на следующие типы: семьи молодые, патриархальные (многопоколенные) и матриархальные (нуклеарные и расширенные), полные и неполные; многодетные и одно - двухдетные, бездетные; молодые типа «пустого гнезда»; неблагополучные, маргинальные, семьи группы социального риска; межнациональные и многоэтнические.

Семья как объект и субъект социально - культурной деятельности это инструмент решения проблем рождаемости, планирования и сохранения стабильности семьи, ее социально - экономических и социально - бытовых и социально - психологических проблем, проблем семейного воспитания.

2. Социально - культурная деятельность общественных формирований.

Основными группами общественности, занятыми в социально - культурной деятельности являются:

- руководящий, производственно - творческий, вспомогательный и обслуживающий персонал социально - культурных учреждений;

- сотрудники местных общенациональных и специальных каналов массовой информации;

- население, проживающее не территории сферы влияния того или иного социально - культурного учреждения;

- реальные и потенциальные инвесторы и доноры социально культурных проектов и программ;

- государственные и местные муниципальные органы, в том числе представители законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти;

- потребители, покупатели, клиенты, пользователи культурных продуктов и услуг, социально - культурных проектов и программ;

- общественные группы и объединения, лидеры, руководители и активисты политических, деловых религиозных, культурно - досуговых, экологических и других общественных организаций партий и движений.

3. Институты массовой информации.

Значение в обществе такого социального института как институт средств массовой информации определяется исходя из их специфических особенностей:

- средство управления, являющийся посредником между субъектом управления (законодательной, исполнительной и судебной властью) и объектом управления (народом);

- источник адекватной информации граждан о различных социально - культурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда;

- арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимости общественного мнения;

- канал распространения культурных знаний, норм и ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе.

Можно выделить следующие функции средств массовой информации как социально - культурного института:

- планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства;

- взаимное сотрудничество со специалистами в инициировании и проведении различных видов социально - культурной деятельности;

- воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социально - культурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта.

4. Образование как социальный институт.

Образование является существенным компонентом социализации личности. Институт образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие функции:

- трансляция и распространение культуры в обществе (т. к. именно посредством образования происходит передача от поколения к поколению научных знаний, достижений искусства, моральных ном и т.д.);

- формирование у молодых поколений установок, ценностных ориентаций и идеалов, доминирующих в обществе;

- социальная селекция, или дифференцированный подход к обучающимся (одна из важнейших функций формального образования, когда поиск талантливой молодежи в современном обществе возводится в ранг государственной политики);

- социальное и культурное изменение, реализуемое в процессе научных исследований и открытий (современные институты формального образования, в первую очередь вузы, являются основными или одними из важнейших научных центров во всех отраслях знания).

Модель социальной структуры образования можно представить как состоящую из трех основных компонентов:

- учащихся;

- преподавателей;

- организаторов и руководителей образования.

В современном обществе образование является важнейшим средством достижения успеха и символом социальной позиции человека.

Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые проблемные образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется. Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением.

Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

12. Субъекты социально-культурной деятельности.

К субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых прямо или косвенно осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний. Классификация субъектов производится по целому ряду типологических признаков - территориальному, отраслевому, по виду принадлежности (собственности). «Социально-культурные институты» В самом широком смысле оно относится к любому из государственных, общественных образований (центров, комплексов, одно - или многопрофильных организаций, учреждений и т.д.), обладающих социальной значимостью, целенаправленностью, организованной структурой, достаточной временной устойчивостью.

Им обозначаются семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного образования, средства массовой информации и многочисленные специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, и т.д.

Субъект СКД предполагает наличие лица или группы лиц учреждений осуществляющих организацию досуга различных групп населения.

По формам принадлежности можно квалифицировать:

1. Государственные социально-культурные учреждения, организации и предприятия.

2. Кооперативные, акционерные учреждения.

3. Частные и индивидуальные, семейные.

4. Смешанные.

Кроме того к субъектам СКД относятся:

а) личность, которая рассматривается в 2-х аспектах:

а.1. как тип человека соответствующих требованиям общества, его ценностным нормам, стандартам и совокупность присущих ему форм;

а.2. как носитель определенных социальных характеристик, обычаев, традиций присущих для общества в котором проживает эта личность.

б) социальные институты, которые по своей функциональной целевой направленности делятся на 2 уровня:

б.1.нормативный уровень (рассматривается как исторически сложившийся в обществе, совокупность определенных культурных морально-этических норм, традиций, обычаев объединенных одной целью – язык, просвещение, фольклор, семья, наука, лит-ра, искусство);

б.2.учрежденческий уровень (к которому относятся предприятия, учреждения, ведомства, выполняющие социально-культурную деятельность в рамках досуга, спорта).

Социально-культурные институты различаются по ролевым группам:

1. Занимается произведением духовных ценностей: идеология, политика, право, гос-ое управление, наука, религия, образование, язык, лит-ра, архитектура, худ.самодеятельность, коллекционирование.

2. Занимается коммуникацией, трансляцией духовных ценностей.

3. Занимается организацией неформальной творческой деятельностью семьи, учреждений культуры, общественных движений, используя такие формы как, массовые праздники, обряды, гулянья, фольклор, народное творчество.

Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций является объектом социально-культурной деятельности. Аудитория – это временная общность людей, возникающая в связи с конкретным источником информации.

13. Семья как субъект социально-культурной деятельности.

Семья играет важнейшую роль в обеспечении экономического и социального прогресса общества, укреплении здоровья и воспитания подрастающих поколений, в улучшении демографических процессов. Здесь формируются основы характера человека, его отношения к моральным и культурным ценностям.

На основе рекомендаций ООН Госкомстатом России принято следующее определение семьи, использующееся при переписи населения: «Семья - это группа совместно проживающих лиц, связанных родством и общим бюджетом», однако оно отличается от определения, применяемого в семейном праве.

Семья, таким образом, характеризуется по наличию трех основных видов семейных отношений: 1) супружества, 2) родительства, 3) родства.

Семья является одним из основных социальных институтов, а социализация выступает как одна из его важнейших функций. «Семья - главный институт человеческого общества. В свою очередь, институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и т.д.».Семья, как социальный институт, обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого продукта семейного производства социальная система не может функционировать. Семейная политика в гражданском обществе должна формироваться на принципе взаимодействия тех субъектов социальной жизни: семьи как малой группы, разнообразных социальных и территориальных общностей и объединений и государства.

Сегодня семья - ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации, консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия. В процессе социально-культурной деятельности нельзя не учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные, многодетные, одно-, двухдетные, бездетные; молодые и «патриархальные» (включающие несколько поколений); неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи; межнациональные и моноэтнические. Для каждого типа семьи существуют определенные критерии выявления и отбора.

14. Законодательная база социально-культурной деятельности.

Сущность понятия нормативно-правового поля, или правового пространства, состоит в наличии совокупности действующих нормативных и правовых документов, охраняющих, закрепляющих и регулирующих права граждан на участие в процессах социально-культурной деятельности на федеральном, региональном (субъектно-федера-тивном) и муниципальном, местном уровнях.

При создании федеральных и региональных программ и положений, направленных на эффективное применение полномочий субъектов Российской Федерации в последовательном решении социально-культурных проблем, необходимо использовать следующие нормативно-правовые документы: Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, законы РФ «Об образовании» (1991), «Основы законодательства РФ о культуре» (1992), «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1995), «Об общественных объединениях» (1995), «О предпринимательской деятельности» (1995), «О некоммерческих организациях» (1995), «О национально-культурной автономии» (1996) и др.

Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права человека, являются Федеральные законы от 10.12.1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2.08.1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Конституция провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Ст. 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и т.д.

Важное право предоставлено гражданам пожилого возраста статьей 44 Конституции - каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» рассматривает физическую культуру как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой активности и гарантирует право граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, предусматривается создание льготных условий для занятий физкультурой инвалидов, среди которых немало лиц пожилого возраста.

Вовлечению в активную досуговую деятельность многих социально незащищенных категорий населения, в частности пожилых людей, способствуют «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992).

Основами законодательства Российской Федерации о культуре (№ 3612 -1 от 9октября 1992 года, в ред. Федерального закона от 23. 06. 99 № 115 - ФЗ) провозглашена неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность (ст. 8), приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп (ст. 9), право каждого человека на все виды творческой деятельности, свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности, право на гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании (ст., ст. 10, 11, 12,13,14).

В соответствии со статьей 8 данного законодательного акта, культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, политических и религиозных учреждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и др. обстоятельств. Согласно статье 12 пожилые люди, как и все граждане, имеют право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам и др.

Нормативная база социально-культурной деятельности

Содержание

Конституция Российской Федерации………………………………………1

Основы законодательства Российской Федерации о культуре ………2

О физической культуре и спорте…………………………………………. 13

О Музейном фонде российской Федерации и музеях Российской Федерации…………………………………………. 19

О библиотечном деле……………………………………………………... 24

О благотворительной деятельности и благотворительных организациях……………………………………… 29

Просветительская деятельность……………………………………………35

О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации…………………………. 45

Основы законодательства Российской Федерации о культуре

(в ред. Федеральных законов от 23.06.1999 N 115-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами

от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,

от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

Руководствуясь Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации, Федеративным договором, нормами международного права,

признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства,

отмечая неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации,

выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру,

Верховный Совет Российской Федерации принимает настоящие Основы законодательства о культуре (далее - Основы) в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России.

Сделать конспект !

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория и история социально-культурной деятельности» 2 семестр 1 к.)

ЗАДАНИЯ

Задание №1

Составьте понятийный аппарат по дисциплине «История и теория социально-культурной деятельности»

Культура - (от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие ""культура""употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле -сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Энциклопедический словарь Энциклопедический словарь. Словарь Даля. Словарь Ожегова. Словарь синонимов. Политический словарь.

 

Культура - ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; | образование, умственое и нравственое; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор. в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника. Энциклопедический словарь. Словарь Даля. Словарь Ожегова. Словарь синонимов. Политический словарь. Словарь иностранных сло.

 

Социум - Коллектив людей, характеризующийся общностью социальной, экономической и культурной жизни. Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

{< лат. socius - товарищ, компаньон} - общество, социальная среда человека, совокупность исторически сложившихся форм деятельности людей.

(Источник: «Словарь иностранных слов». Комлев Н.Г., 2006)

прил. социальный, -ая, -ое. С. переворот. Социальное законодательство. Социальная революция. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

общество, общность- Словарь русских синонимов 4


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 2348; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!