Вопрос-77 Биоэтика Определение Предмет изучение Критерий



Биоэтика -направление, рассматривающее моральные проблемы в новейших областях медицины, связанные с принятием решений относительно здоровья и продолжения жизни. Каждый этап человеческой жизни - зачатие, роды, рождение и смерть - сегодня подвержен изменению по воле больного, его родственников и врачей. Человечество в настоящее время готово подчинить своему контролю живые силы природы. Этот технический прогресс выходит за пределы традиционных моральных ценностей. Поэтому возникло такое направление, как биоэтика, задача которой - определить границы применения новых орудий жизни и смерти.

Предмет изучения-

Биоэтика – это учение, призванное выявлять различие позиций в отношении сложнейших моральных проблем, возникающих в связи с развитием прогресса биомедицинской практики и науки. Данная дисциплина призвана ответить на такие вопросы:

1--Можно ли заниматься клонированием человека?

2-Допустимо ли создание генетическими методами особенной «породы» человека, обладающего высокими интеллектуальными и физическими качествами?

3-Необходимо ли согласие родственников, если у умершего планируется произвести забор органов для пересадки тяжело больным людям?

4-Нужно ли говорить пациенту о том, что он неизлечимо болен? И т.д.

Задачей биоэтики является поиск социально приемлемых и морально обоснованных решений подобных вопросов. Разумеется, возникает правомерное сомнение в том, а нужна ли медицинская биоэтика вообще? Ведь существует клятва Гиппократа. Она уже много столетий преподносит уроки нравственности врачам. В сохранении жизни на нашей планете активную роль играют и многие ведущие физики. Они организовывают движение, призывающее запретить испытания ядерного оружия. Уроки нравственности преподносят человечеству и биологи, борясь за охрану окружающей нас среды.

Критерий Биоэтики

---

Вопрос-80 Основные принципы Биоэтики

 В окружающем нас мире присутствует два разных по своему статусу класса существ: подобные нам, или "люди", и не подобные нам одушевленные существа (животные) и неодушевленные предметы (вещи). К животным и неодушевленным предметам человек может относиться как к средству для достижения своих целей, удовлетворения своих потребностей.

Можно - правда, не все с этим соглашаются - убивать животных, употреблять их мясо в пищу, использовать мех и шкуры для производства одежды. Человек принципиально исключен из круга подобных объектов древнейшими запретами (типа запрета каннибализма) и моральными заповедями (например, заповедью "не убей!"). Он достоин особого отношения в сравнении с любыми другими живыми существами (не говоря уже о неживых предметах). Его достоинство неотчуждаемо. Оно не зависит от расы, национальности, уровня развития, физического или социального состояния, в котором человек находится, черт характера, пороков, заслуг и т.д.

2. Принцип "твори добро и не причиняй зла!" кажется самоочевидным. Разве не будет морально оправданным требовать от любого человека в любой ситуации стремиться к благу и не творить зла? Однако за этой очевидностью скрываются весьма сложные проблемы, когда речь заходит о ситуациях, возникающих в современной биомедицине. Оказывается, понятия "благо" или "зло" могут иметь разное содержание в зависимости от того, о чьем благе или зле идет речь, с чьей точки зрения они оцениваются и, наконец, от специфических черт конкретного заболевания.

3. Принцип признания автономии личности по сути дела конкретизирует качественно новую роль, которую начинают играть пациенты в современной медицине. Человек признается "автономной личностью" в том случае, если он действует свободно на основе рационального понимания собственного блага. Традиционный медицинский патернализм предписывал врачу принимать решения и действовать самостоятельно, игнорируя "невежественное" мнение пациента о том, в чем заключается его благо. Тем самым врач лишал пациента возможности быть личностью, "хозяином" собственного тела, "автором" собственной биографии. Это унижает достоинство человека, ставит его в подчиненное положение, а нередко и несет в себе угрозу его жизненно важным интересам.

4. Принцип справедливости. Уважать в конкретном человеке личность означает также относиться к нему справедливо. Этот вопрос - один из наиболее болезненных. Войны, революции, социальные и межличностные конфликты постоянно возникают из-за того, что люди по-разному понимают справедливость и считают, что к ним относятся несправедливо. Справедливые отношения между людьми при распределении благ или тягот должны находить выражение в законах и других общепринятых в конкретном обществе нормах. В них закреплены права отдельных граждан и организаций на доступ к определенным и ограниченным общественным ресурсам (в нашем случае - ресурсам здравоохранения).

Основным требованием, которое предъявляется к человеку, рассуждающему о справедливости, является требование беспристрастности.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 765; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!