Общие вопросы дефектологии – 5 15 страница



вполне подтверждают учение о компенсации. Что касается случаев неудачи

компенсации, то здесь пс ихологическая проблема переходит в проблему

общественную: разве здоровые дети огромнейших масс человечества достигают всего,

чего они могли бы и должны были бы достигнуть по психофизиологической структуре?

 

7.

 

Наш обзор закончен; мы у берега. В наши задачи не входило сколько-нибудь

полно осветить психологию слепых; мы хотели только наметить центральную точку

проблемы, тот узел, в котором завязаны все нити их психологии. Этот узел мы

нашли в научной идее ком пенсации. Что же отделяет научную концепцию этой

проблемы от донаучной? Если древний мир и христианство видели разрешение

проблемы слепоты в мистических силах духа, если наивно-биологическая теория

видела его в автоматической органической компенсации, то научное выражение той

же идеи формулирует проблему разрешения слепоты как общественную и

психологическую. Поверхностному взору легко может показаться, что идея

компенсации возвращает нас назад, к христиански средневековому взгляду на

положительную роль страдания, немощи плоти. На самом деле нельзя себе

представить две более противоположные теории. Новое учение положительно

оценивает не самое по себе слепоту, не дефект, а заключающиеся в нем силы,

источники его преодоления, стимулы к развитию. Не слабость просто, но слабость

как путь к силе отмечается здесь положительным знаком. Идеи, как и люди, лучше

всего познаются по их делам. Научные теории надо судить по тем практическим

результатам, к которым они приводят.

Какова же практическая сторона всех затронутых выше теорий? По верному

замечанию Петцельда, переоценка слепоты в теории создала на практике Гомера,

Тирезия, Эдипа как живое свидетельство безграничности и беспредельности развития

слепого человека. Древ ний мир создал идею и реальный тип великого слепца.

Средние века, напротив, идею недооценки слепоты воплотили в практику призрения

слепых. По верному немецкому выражению: "Verehrt-ernahrt"-древность почитала

слепых, средневековье их подкармливало. И то и другое было выражением

неспособности донаучного мышления подняться над односторонней концепцией

воспитания слепоты: она признавалась или силой, или слабостью, однако то, что

слепота есть и то и другое, т. е. слабость, ведущая к силе, - эта мысль б ыла

чужда той эпохе.

Начало научного подхода к проблеме слепоты ознаменовалось на практике

попыткой создать планомерное воспитание всякого слепого. Эта была великая эпоха

в истории слепых. Но верно говорил Петцельд: "Сам факт, что было возможным

ставить количественно вопр ос о дееспособности оставшихся чувств у слепого и их

в этом смысле экспериментально исследовать, Указывает в принципе на тот же

характер состояния проблемы, который был присущ древности и средним векам" (A.

Petzeld, 1925, с. 30). В эту же эпоху Дюфур советовал из слепых делать кормчих.

Эта эпоха пыталась подняться над односторонностью Древности и средних веков,

впервые соединить обе идеи о слепоте - отсюда необходимость (из слабости) и

возможность (из силы) воспитания слепых; но тогда не сумели со единить их

диалектически и представляли связь силы и слабости чисто механически.

Наконец, наша эпоха понимает проблему слепоты как социально-психологическую и

имеет в своей практике три рода оружия для борьбы со слепотой и ее

последствиями. Правда, и в наше время нередко всплывают мысли о возможности

прямой победы над слепотой. Лю ди никак не хотят расстаться с тем древним

обещанием, что слепые прозреют. Еще совсем недавно мы были свидетелями

возродившихся обманутых надежд, будто наука возвратит слепым зрение. В таких

вспышках несбыточных надежд оживают в сущности ветхие пережи тки глубокой

древности и жажда чуда. Не в них новое слово нашей эпохи, которая, "как сказано,

располагает тремя родами оружия: общественной профилактикой, социальным

воспитанием и общественным трудом слепых - вот те три практических кита, на

которых с тоит современная наука о слепом человеке. Все эти формы борьбы наука

должна завершить, доведя до конца то здоровое, что создали в этом направлении

прежние эпохи. Идея профилактики слепоты должна быть привита огромным народным

массам. Необходимо также ликвидировать изолированно-инвалидное воспитание слепых

и стереть грань между специальной и нормальной школой: воспитание слепого

ребенка должно быть организовано как воспитание ребенка, способного к

нормальному развитию; воспитание должно действитель но создать из слепого

нормального, социально полноценного человека и вытравить слово и  понятие

"дефективный" в приложении к слепому. И наконец, современная наука должна дать

слепому право на общественный труд не в его унизительных, филантропически-инв

алидных формах (как он культивировался до сих пор), а в формах, отвечающих

истинной сущности труда, единственно способного создать для личности необходимую

социальную позицию. Но разве не ясно, что все эти три задачи, поставленные

слепотой, по природе суть задачи общественные и что только новое общество

окончательно может их разрешить? Новое общество создает новый тип слепого

человека. Сейчас в СССР закладываются первые камни нового общества и, значит,

складываются первые черты этого нового типа.

 

Принципы социального воспитания глухонемых детей

 

1.

 

Система социального воспитания глухонемых детей, на принципах которой я

намерен остановиться, не является только теоретическим построением, но

представляет собой реальный факт педагогической практики, складывающейся на

наших глазах в СССР, и в частнос ти в РСФСР. Правда, и теоретическая и

практическая разработка этой системы далеко не доведена до конца, и я скорее

могу поделиться опытом первых шагов в этом направлении, первых усилий научной

мысли и педагогического творчества, направленных на создан ие социальной

сурдопедагогики, чем итогами и конечными выводами. Но основные принципы этой

системы уже сейчас могут быть сформулированы с такой полнотой и ясностью, что

это позволяет мне рассчитывать на некоторый успех попытки ознакомить с основами

но вого направления, которого мы придерживаемся. Это намерение продиктовано не

только желанием дополнить нашим опытом обзор мировой сурдопедагогики, но и еще

двумя, на мой взгляд, вескими соображениями.

Первое состоит в том, что мы до сих пор не имеем научно разработанной и

авторитетной системы - ни в виде педагогической теории воспитания глухонемого

ребенка, ни в виде психологической теории его возрастного развития и

особенностей физических, связанн ых с недостатком слуха и социальным дефектом -

отсутствием устной речи. Все блестящие успехи сурдопедагогики и в области

теории, и в области практики до сих пор остаются более или менее фрагментарными

и нуждаются в приведении их в стройную научную сис тему. Поэтому всякая попытка

подойти к занимающей нас проблеме со стороны основных, формирующих Принципов,

позволяющих развернуть систему сурдопедагогики, Думается мне, вполне отвечает

современному научному состоянию этого вопроса.

Второе соображение заключается в том, что в процессе выработки новой системы

мы натолкнулись на необходимость Коренным образом пересмотреть ряд частных

методов, приемов, положений и законов сурдопедагогики, в том числе и

кардинального вопроса в воспит ании глухонемых детей - обучения их Устной речи.

На основе выдвигаемых нами принципов нам пришлось во многом не только критически

отнестись к традиционным приемам обучения глухонемых, но и вступить с ними в

прямое и резкое противоречие в ряде пунктов. Самое замечательное в проделанной

нами работе, мне кажется, то совпадение, которое всякий раз обнаруживалось между

выводами, сделанными на основании наших предпосылок, с одной стороны, и

положениями, к которым приходит научное исследование вопроса и передовая

педагогическая мысль во всех странах, - с другой. Это совпадение убеждает лишний

раз в правильности занимаемых нами позиций и позволяет обобщить и свести в

систему все то прогрессивное и жизнеспособное, что дает в этой области мировой

опыт.

Прежде чем перейти к изложению самих принципов социального воспитания

глухонемых детей, следует остановиться на некоторых исходных научных

предпосылках новой системы. Предпосылки касаются психофизиологических

особенностей глухонемого ребенка и процесс а его воспитания. Всякий физический

недостаток - будь то слепота или глухота - не только изменяет отношение ребенка

к миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект

реализуется как социальная ненормальность поведения. Ра зумеется, что слепота и

глухота сами по себе факты биологические и ни в коей мере не социальные. Но

воспитателю приходится иметь дело не столько с этими фактами самими по себе,

сколько с их социальными последствиями. Когда перед нами слепой ребенок в

качестве объекта воспитания, тут приходится иметь дело не столько со слепотой

самой по себе, сколько с теми конфликтами, которые возникают у слепого ребенка

при вхождении его в жизнь. Ведь его сношения с окружающим миром начинают

протекать по иному, ч ем у нормальных людей, руслу.

Слепота или глухота есть нормальное, а не болезненное состояние для слепого

или глухого ребенка, и. указанный порок ощущается им лишь опосредованно,

вторично, как отраженный на него самого результат его социального опыта. Что же

означает сам по себе д ефект слуха? Надо усвоить ту мысль, что слепота и глухота

не означают ничего иного, как только отсутствие одного из путей для образования

условных связей со средой. Эти органы - глаз, ухо, называемые в физиологии

рецепторами или анализаторами, а в пс ихологии - органами восприятия или внешних

чувств, воспринимают и анализируют .внешние элементы среды, разлагают мир на его

отдельные части, на отдельные раздражения, с которыми связываются наши

целесообразные реакции. Все это служит наиболее точном у и тонкому

приспособлению организма к среде.

Русская физиологическая школа, школа И. П. Павлова, установила при помощи

опытов над собаками, что всякий прирожденный, наследственный рефлекс, если он

сочетается с посторонним, индифферентным раздражителем, может ассоциироваться,

связываться с послед ним и возбуждаться одним новым воздействием без основного

стимула. Новый рефлекс называют условным в противоположность прежнему,

безусловному. Подходя к поведению животного в целом и даже к поведению,

человека, эта школа склонна рассматривать все поведение как состоящее из

безусловных (наследст венных) рефлексов и условных, приобретенных в личном опыте

индивида. Последние и будут условными реакциями в точном смысле слова, ибо они

зависят исключительно от условий, в которых находился организм собаки или

человека. В таком различении наследстве нных и условных реакций с русской школой

вполне совпадает американская психологическая школа – бихевиоризм (2).

Несомненно, что в учении об условных рефлексах мы имеем ключ к физиологической

природе всякого воспитательного процесса. С точки зрения физиологической, всякий

воспитательный процесс может быть представлен как процесс выработки условных

рефлексов на и звестные условные знаки и сигналы (раздражения, подчиненные всем

тем механизмам образования и воспитания условных реакций, которые вскрыты в

опытах Павлова).

Два вывода огромной важности мы можем сделать из этого учения в отношении

интересующей нас темы. Один из принципиально важнейших выводов объективного

изучения высшей нервной деятельности животных и человека устанавливает: условный

рефлекс может быть в оспитан на любой внешний раздражитель, идущий с глаза, уха,

кожи и пр. Любой элемент среды, любая частица мира, любое явление, любой знак

могут выступить в роли условного раздражения. Процессы воспитания условного

рефлекса во всех случаях будут одни и те же. Это значит, что физиологический

субстрат воспитательного процесса, т. е. те физиологические изменения, которые

вносит воспитательное воздействие в организм ребенка, будут по существу и по

природе совершенно тождественными во всех случаях; и свет, и звук могут,

следовательно, выступать в совершенно аналогичной физиологической роли. В этом

законе заключается важнейшее принципиальное положение педагогики дефективного

в самом существенном та же, что и при воспитании детей нормальных.

Вся разница в том, что в отдельных случаях (при слепоте, глухоте) один орган

восприятия (анализатор) заменяется другим, само же качественное содержание

реакции остается тем же, как и весь механизм ее воспитания. Иначе говоря,

поведение слепого и глухо немого может быть с психологической и педагогической

точек зрения вполне приравнено к нормальному; воспитание слепого и глухого

принципиально ничем не отличается от воспитания нормального ребенка. Само по

себе доведение человека как совокупность реакц ий при этом остается

ненарушенным. Слепой и глухой способны ко всей полноте человеческого поведения,

т. е. к активной жизни. Вся особенность в их воспитании сводится только к замене

одних путей для образования условных связей другими. Еще раз повторяю: принцип и

психологический механизм воспита ния здесь те же, что и у нормального ребенка.

Второй практически не менее важный для сурдопедагогики вывод: всякая новая

условная реакция может быть привита не иначе как на основе прежней,

наследственно данной или уже выработанной в прежнем опыте, достаточно прочной

реакции. Строго говоря, воспит ание не может сообщить организму ни одного нового

движения, оно может только модифицировать, видоизменять, перестраивать,

комбинировать имеющиеся в распоряжении организма реакции. По верному выражению

Г. Лессинга (3), "воспитание не дает человеку ниче го такого, чего он не мог бы

дать себе сам; оно дает ему то, что он сам себе может дать, но только скорее и

легче" (цит. по кн.: Ф. Вернер, 1909, с. 18). Для педагога это означает

требование при всяком воспитательном воздействии брать за отправную точ ку, за

основу естественные стремления ребенка. И обратно: никакое стремление ребенка,

ни один его естественный инстинкт не могут быть просто подавлены, запрещены,

отменены педагогом. Нельзя Ниагару вернуть вспять в озеро Эри, говорит по этому

поводу Э. Торндайк, и удержать ее там; но можно, построив отводные каналы,

заставить ее вращать колеса фабрик и заводов.

Проблему детской, дефективности в психологии и педагогике надо поставить и

осмыслить как социальную проблему, потому что не замечавшийся прежде ее

социальный момент, считавшийся обычно второстепенным и производным, на самом

деле оказывается первичным и главным. Надо смело взглянуть в глаза этой проблеме

как проблеме социальной. Если психологически телесный недостаток означает

социальный вывих, то педагогически: воспитать такого ребенка - значит вправить

его в жизнь, как вправляют вывихнутый и боль ной орган. Здесь, формулируя

требование к педагогу опираться на естественные задатки тех форм, которые он

хочет воспитать, мы подходим к отправному пункту, к начальной точке системы

социального воспитания глухонемых детей, именно к дошкольному воспита нию,

важность которого, насколько я знаю, еще недостаточно оценена и в теории, и на

практике в ряде стран.

 

2.

 

В дошкольном воспитании, в детском доме, закладывается фундамент всей будущей

воспитательной работы, в частности обучения речи. Именно на этом центральном

вопросе я постараюсь показать принципиальную важность дошкольного воспитания,

которое мы ставим во главу угла всей системы. Здесь начинается обучение речи с

ее естественных задатков: детский лепет, естественная мимика и жесты кладутся в

основу воспитания речевых навыков. Речь рассматривается как часть общей

социальной жизни ребенка. Обычно при традиционном обучении глухонемых речи эти

естественные задатки очень скоро отмирали, исчезали, как бы отсыхали и

отваливались под влиянием неблагоприятных внешн их условий. Затем следовала

эпоха бессловесного развития, когда речь и сознание ребенка окончательно

расходились в развитии, и только к началу школьного возраста ребенка начинали

специально обучать речи, ставить ему звуки. К этому времени развитие реб енка

обычно настолько уходит вперед, что медленное обучение его речи превращается в

тягостную и не имеющую никакого практического применения работу. Это с одной

стороны. С другой - мимико-жестикуляторные навыки уже оказываются настолько

сильными, что бороться с ними не под силу устной речи. Всякий живой интерес к

речи убит, и только искусственными мерами, исключительной строгостью, а иногда и

жестокостью, обращаясь к сознанию ученика, удается его обучить речи. Но все мы

одинаково хорошо знаем, как ая это ненадежная вещь - опираться в воспитании

только на сознательные усилия ученика, идущие вразрез с его основными интересами

и привычками.

В дошкольном детском доме с двух лет начинается живой разговор с ребенком.

Синтетическое чтение с губ целых слов, фраз, имен, приказаний и рефлекторное,

бессознательное подражание устной речи - вот два основных метода. Здесь с

раннего возраста привива ется привычка выражать свое желание и мысль устно. Речь

дается сразу во всем практическом, социальном содержании ее функций. В игре,

труде, в ежедневной жизни ребенок научается - незаметно для самого себя  -

пользоваться речью, понимать ее, фиксировать свое внимание на речи,

организовывать свою жизнь и поведение так, что без речи они оказываются

невозможными. На младшей ступени, для детей двух-пяти лет, нет постановки звуков

и их отделки. Упражнения заключаются в лепете как подготовке каждого нового

слова и в чтении с губ. При этом естественным путем упражняются дыхание, голос и

речевые органы. Мы не боимся неправильного произношения, невыговаривания,

смешения отдельных звуков и т. п. Мы знаем, что и нормальный ребенок проходит

этот путь, Прежде чем овладевает правильной речью. Но его речь сразу же

органически развивается из его лепета, она сразу осмысленна, приспособлена к

выполнению своей функции. Если бы мы ждали, пока ребенок научится правильно

выговаривать каждый звук, и только после это го обучали его складывать звуки в

слоги, а слоги в слова, если бы мы шли от элементов речи к ее синтезу, мы

никогда не услышали бы от ребенка живой и  настоящей речи. Естественным


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!