Сентября по старому стилю / 30 сентября по новому стилю



Неделя 18-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Глас 1-й. Попразднство Воздвижения Креста. Мцц. Ве́ры, Наде́жды, Любо́ви и матери их Софи́и.

Служба мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Воздвижения и воскресной службой Октоиха (по Марковой главе Типикона под 15 сентября: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся попра́зднство Воздви́жения Честна́го Креста́ в Неде́лю, а святы́й пое́тся на 4, или́ на 6, или́ ему́же и полиеле́й»).

Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Ев. 7-е, Ин., 63 зач., XX, 1–10. Лит. – Недели по Воздвижении: Гал., 203 зач., II, 16–20. Мк., 37 зач., VIII, 34 – IX, 1.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, праздника, глас тот же – 3 (см. в Минее 17 сентября), и мучениц, глас 4-й – 3. «Слава» – праздника, глас 1-й: «Насажде́нное в кра́ниеве ме́сте…» (см. в Минее 17 сентября), «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. в Минее 17 сентября, на стиховне вечера, без припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Прииди́те, вси язы́цы…» (см. в Минее 17 сентября, на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Прообразу́я Крест Твой…» (см. в Минее 17 сентября).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные56.

Непорочны57 (см. Типикон, гл. 17)58. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника на 4 и мучениц на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Крест начерта́в…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак мучениц, глас 1-й; седален мучениц, глас тот же. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Ору́жие Креста́...» (см. в Минее 17 сентября).

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Крест храни́тель всея́ вселе́нныя...» (см. в Минее 17 сентября).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и праздника, глас 6-й и глас 2-й – 4 (см. в Минее 17 сентября, на стиховне утрени; со славником: «Прииди́те, вси язы́цы...», и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 7-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…».

На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника59.

На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника60. Кондак воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 6, и праздника, песнь 4-я – 4.

На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь праздника; кондак воскресный. «Слава» – кондак мучениц, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак мучениц, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен – воскресный и Недели по Воздвижении (т. е. праздника).

Примечание. Указание Марковой главы Типикона под 15 сентября: «На Литургии... прокимен гласа оставляется», означает, что в Неделю по Воздвижении при святом, имеющем свой прокимен (напр., 15, 16 и 20 сентября), прокимен гласа не поется, потому что более двух прокимнов на Литургии никогда не бывает. Если святой не имеет своих чтений и прокимна (напр., 17, 18 и 19 сентября), то поются прокимен гласа и Недели по Воздвижении (т. е. праздника). См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 361–362.

Аллилуиарий61 – Недели по Воздвижении (т. е. праздника) и воскресный.

Апостол и Евангелие – Недели по Воздвижении.

Задостойник праздника.

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода с Небе́с...», и праздника: «Зна́менася на нас...».

Примечание. Возможно пение причастнов и в обратном порядке. См.: Типикон, 21 сентября, Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 362.

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…».

56 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гаврии́лу веща́вшу…».

57 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

58 Ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава.

59 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 277.

60 Там же. С. 275–276.

61 Ср.: Типикон, 21 сентября, Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 361–362.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!