Марта по старому стилю / 13 апреля по новому стилю
Пятница Светлой седмицы. Последование в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоно́сного Исто́чника».
Сщмч. Ипа́тия, еп. Га́нгрского. Свт. Инноке́нтия, митр. Московского. Свт. Ио́ны, митр. Московского и всея России, чудотворца (службу зри 15 июня).
Прп. Ипа́тия целебника, Печерского, в Дальних пещерах.
К пасхальной службе присоединяется служба в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоносного Источника» (см. в Триоди Цветной)168.
Стихиры и канон в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоносного Источника» – в Триоди Цветной; там же указан и порядок их соединения с песнопениями воскресными и Пасхи.
Примечание. «Пое́м настоя́щее после́дование, бы́вшее от господи́на Ники́фора Калли́ста Ксанфопу́ла. На Пресвяту́ю Госпожу́ Влады́чицу Богоро́дицуЖивоприе́мный Исто́чник. Не бо обрето́хом в Ти́пице сицева́го после́дования, но положи́ся любве́ ра́ди Пресвяты́я Богоро́дицы» (Триодь Цветная, «В четверто́к ве́чера Све́тлыя седми́цы»).
Поются стихиры 6-го гласа.
Календарные заметки:
После литургии, по обычаю, совершается малое освящение воды.
Порядок чтений, согласно календарю:
Деян., 7 зач., III, 1–8. Ин., 7 зач., II, 12–22.
Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.
На великой вечерне – прокимен великий, глас 7-й: «Возлюблю́ Тя, Господи, Кре́посте моя́…».
На каноне утрениоставляются Богородичные тропари пасхального канона, вместо них – наро́читые тропари Живоносного Источника. Канон Пасхи со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и канон Богородицы (Живоносного Источника) на 6 (тропари канона поются).
|
|
Катавасия «Воскресения день…»; после катавасии тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды; по обычаю, скорым распевом).
По 3-й песни – кондак и икос Пасхи, глас 8-й; и седален Богородицы, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 8-й.
9-я песнь поется в следующем порядке:
Диакон: «Вели́чит душа моя Воскресшаго тридне́вно от гро́ба Христа́ Жизнода́вца», 1-й лик: «Свети́ся, свети́ся…»;
2-й лик: «Величит душа моя волею страдавша…», «Светися, светися…»;
1-й лик: «Христос, новая Пасха…», «О, Боже́ственнаго…»;
2-й лик: «Ангел вопия́ше…», «О, Божественнаго…»;
1-й лик: «Возбуди́л еси…», «О, Божественнаго…»;
2-й лик: «Магдалина Мария…», «О, Пасха ве́лия…»;
1-й лик: «Ангел облиста́яй…», «О, Пасха велия…»;
2-й лик: «Христос воскресе…», «О, Пасха велия…»;
1-й лик: «Радуйся, Дево…» и тропари Живоносного Источника: «Во́ды вся превосхо́дит…»;
2-й лик: «Радуйся, Дево…», «Во́ды вся превосхо́дит…»;
1-й лик: «Радуйся, Дево…», «Реши́тель неду́гов…»;
|
|
2-й лик: «Радуйся, Дево…», «Здравия и́щущии…»;
1-й лик: «Радуйся, Дево…», «Возвы́сися исто́чника…»;
2-й лик: «Радуйся, Дево…», «Весели́ши, Дево…».
Оба лика вместе: «Величит душа моя Воскресшаго…», «Светися, светися…», и тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды).
На хвалитех стихиры на 8 (см. в Триоди): воскресные, глас 6-й – 4, Богородицы, глас 2-й – 4 (со своими припевами (см. на стиховне вечерни) – 1-й: «Освяти́л есть селе́ние Свое́ Вы́шний»; 2-й: «Ре́чная устремле́ния веселя́т град Бо́жий»), и стихиры Пасхи, глас 5-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» – «Христос воскресе из мертвых…» (единожды, как окончание стихиры). И далее «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), в качестве тропаря в конец утрени.
На Литургии прокимен, глас 8-й: «Во всю зе́млю…», и Богородицы, глас 3-й: «Вели́чит душа́ Моя́…».
Апостол и Евангелие – дня (пятницы Светлой седмицы) и Богородицы.
Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те…», и Богородицы: «Ча́шу спасения прииму́…».
Примечание. По обычаю, после Литургии совершается малое освящение воды. При его совершении следует учитывать богослужебные особенности Светлой седмицы (ср.: Типикон, гл. 50, «Подоба́ет ве́дати, ка́ко пое́тся моле́бен на Святу́ю Па́сху»)169. Существует традиция совмещения чина водоосвящения с ежедневно совершаемым после Литургии на Светлой седмице крестным ходом170.
|
|
168 Ср.: Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 2. С. 315.
169 Ср.: Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по Литургике. М., 2002. С. 287.
170 См.: Последование малаго освящения воды в пяток Светлыя седмицы / Сост.: свящ. С. Ванюков. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014; Богослужебные указания на 2014 год. М., 2013. С. 896–910.
Апреля по старому стилю / 14 апреля по новому стилю
Суббота Светлой седмицы.
Прп. Марии Еги́петской. Прп. Евфи́мия, архим. Суздальского, чудотворца. Мч. Авраа́мия Бо́лгарского, Владимирского чудотворца.
Прп. Геро́нтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах.
Все службы суточного круга – по образцу 27 и 28 марта.
Поются стихиры 8-го гласа.
Календарные заметки:
По заамвонной молитве на литургии читается молитва на раздробление артоса, и бывает раздробление и раздача артоса. Перед 9-м часом закрываются Царские врата. 9-й час читается обычный трехпсалмный.
Порядок чтений, согласно календарю: Деян., 8 зач., III, 11–16. Ин., 11 зач., III, 22–33.
|
|
На вечерне – прокимен великий, глас 8-й: «Дал еси достоя́ние…».
На Литургии прокимен, глас 3-й: «Господь – Просвещение мое и Спаситель мой. Кого убою́ся?»; стих: «Господь – Защи́титель живота́ моего. От кого устрашу́ся?». Апостол и Евангелие – дня (субботы Светлой седмицы).
Примечание. По заамвонной молитве священник читает молитву на раздробление артоса1. По прочтении молитвы артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу (на практике раздроблять артос начинают заранее).
Указания Устава относительно артоса см.: Типикон, гл. 50, «В субботу Светлыя седмицы...», и Триодь Цветная, «В субботу Светлыя седмицы...».
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!