Марта по старому стилю / 7 апреля по новому стилю



Страстна́я седмица. Великая Суббота. Благове́щение Пресвято́й Богоро́дицы.

Преставле́ние свт. Тихона, патриарха Московского и всея России123 (службу зри 26 сентября).

При совершении богослужения следует руководствоваться, в частности, главой Типикона под 26 марта: «О то́мже пра́зднице [Благовещения], а́ще случи́тся в Суббо́ту Вели́кую»124.

Примечание. По Уставу, утреня Великой Субботы при совпадении с праздником Благовещения начинается «при часе́ же 1-м но́щи», т. е. по-нашему – около 7-ми часов вечера (см. Типикон, 26 марта, «О то́мже пра́зднице [Благовещения], а́ще случи́тся в Суббо́ту Вели́кую»)125.

Начало утрени обычное (с «Царю Небесный...»). Псалмы 19-й и 20-й (во время псалмов – обычное каждение). Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы126.) Ектения великая.

Примечание. В Великую Субботу – на утрене, часах, вечерне, Литургии – всё, что обычно читается на солее, как-то: ектении, Апостол, Евангелие, входные (а также заамвонная) молитвы – произносится перед Плащаницей. Малый и великий входы совершаются также перед Плащаницей. Причащение мирян и отпуст – на амвоне.

На «Бог Господь» – тропарь Триоди, глас 2-й: «Благообра́зный Ио́сиф…» (единожды), ин тропарь Триоди, глас тот же: «Егда́ снизше́л еси́…» (единожды). «Слава» – ин тропарь Триоди, глас тот же: «Мироно́сицам жена́м…», «И ныне» – тропарь Благовещения, глас 4-й: «Днесь спасе́ния на́шего глави́зна...».

Примечание. «Посе́м настоя́тель свещы́ раздае́т бра́тии: и начина́ем пе́ти непоро́чны со сладкопе́нием. Та́кожде по стиху́. И похвалы́ возглаша́ет певе́ц, во глас 5-й... Тогда́ настоя́тель кади́т це́рковь всю, и бра́тию по чи́ну» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).

С началом пения тропарей отверзаются царские врата, священнослужители исходят к Плащанице. Предстоятель раздает возжженные свечи сослужа́щим. Возжигают свечи и все предстоящие. Предстоятель с диаконом кадят Плащаницу о́крест (трижды) и совершают, по традиции, полное каждение храма. Непосредственно по окончании тропарей начинается пение Непорочных (на 5-й глас, и в тот же глас – похвалы́). По Уставу, должна петься вся 17-я кафизма (с похвалами), но обычно певцы поют несколько первых стихов с их похвалами, затем поют только псаломские стихи, а похвалы читают священнослужители. При соборном служении псаломские стихи могут петь все священнослужители. Также существует практика, по которой и псаломские стихи, и похвалы читаются. Если священник один, то чтец читает псаломские стихи, а священник – похвалы127.

По 1-й статии́ – ектения малая. Возгла́с: «Яко благослови́ся Твое́ И́мя, и просла́вися Твое́ Ца́рство, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».

С началом 2-й статии совершается малое каждение. По традиции, малые каждения совершает священник с диаконом.

Примечание. «И покади́в, начина́ет 2-ю статию́. Други́й лик пое́т припе́в: Досто́йно есть велича́ти Тя, Жизнода́вца... Та́же иере́й кади́т то́кмо ико́ны пе́рвыя, и ли́ки» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»)128.

Вторая статия исполняется, как и первая. По окончании ее – малая ектения. Возглас: «Яко Свят еси, Бо́же наш, И́же на Престо́ле Сла́вы Херуви́мстем почива́яй, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».

В начале 3-й статии, которая, по Уставу, поется на 3-й глас – малое каждение.

Примечание. «И начина́ем 3-ю статию́, кадя́щу настоя́телю» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).

По окончании 3-й статии – тропари воскресные, поемые по Непорочных, глас 5-й: «Ангельский собор…» (с обычным припевом: «Благослове́н еси, Господи…»). В это время, по традиции, может совершаться полное каждение всего храма129.

Малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь ми́ра, Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».

По возгласе – седален Триоди, глас 1-й: «Плащани́цею чи́стою…». «Слава» – тот же седален130, «И ныне» – ин седален, глас тот же: «Ужасо́шася ли́цы а́нгельстии…».

Полиелей. Величание праздника Благовещения: «Арха́нгельский глас вопие́м Ти, Чи́стая: Ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю», и избра́нный псалом. Ектения малая, возглас: «Яко благослови́ся И́мя Твое́...». Седален Благовещения по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – ин седален Благовещения, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника Благовещения, глас 4-й: «Благовести́те день от дне / спасе́ние Бо́га на́шего»; стих: «Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, воспо́йте Го́сподеви, вся земля́». Евангелие праздника Благовещения – Лк., зач. 4. («Воскресение Христово видевше...» не поется.) По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…», «И ныне» – тот же стих. Стихира Благовещения, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь».

Каноны: праздника Благовещения, глас 4-й: «Отве́рзу уста́ моя́...», со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и Великой Субботы (из Триоди), глас 6-й: «Волно́ю морско́ю…», со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды)131.

Библейские песни не стихословятся. Припев к тропарям канона Благовещения: «Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас», к тропарям канона Великой Субботы: «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́».

Примечание. О пении канона Благовещения см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215–216.

Катавасия по каждой песни – ирмосы канона Великой Субботы: «Волно́ю морско́ю...».

Примечание. «Есть же кано́н [Великой Субботы – Сост.] от пе́рвыя пе́сни до шесты́я, творе́ние Ма́рка мона́ха, епи́скопа Идру́нтскаго: [Ирмосы́ же творе́ние жены́ не́кия Касси́и имену́емыя,] от 6-я же пе́сни до конца́, творе́ние господи́на Космы́» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).

По 3-й песни – кондак Триоди, глас 6-й: «Бе́здну заключи́вый…», и икос, глас тот же: «Содержа́й вся…». Седален Триоди, глас 1-й: «Гроб Твой, Спа́се…». «Слава, и ныне» – седален Благовещения, глас 8-й (по выбору).

По 6-й песни – кондак Благовещения, глас 8-й: «Взбра́нной Воево́де…», и икос, глас тот же: «А́нгел предста́тель…».

На 9-й песни – обычное каждение. «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника Благовещения: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию, хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву»132. К тропарям канона Великой Субботы припев: «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́»133. В конце 9-й песни – ирмос канона Великой Субботы (из Триоди): «Не рыда́й Мене́, Ма́ти...»; припев праздника Благовещения: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию...», и ирмос канона Благовещения: «Яко одушевле́нному Бо́жию киво́ту...».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Вместо светильна Великой Субботы поется на 2-й глас: «Свят Господь Бог наш…», со стихами (трижды). Затем – светилен Благовещения. «Слава, и ныне» – ин светилен Благовещения.

Примечание. До пения великого славословия (обычно во время канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: Триоди – 3, и Благовещения – 3; затем стих: «Благовести́те день от дне / спасе́ние Бо́га на́шего», и самогласен праздника Благовещения, глас 8-й: «Да веселя́тся Небеса́…» (см. в Минее 25 марта, после хвалитных стихир). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Дне́шний день та́йно…», «И ныне» – Богородичен, глас 2-й: «Преблагослове́нна еси, Богоро́дице Де́во…».

На пение «И ныне» хвалитных стихир отверзаются царские врата, и священнослужители царскими вратами выходят к Плащанице (предстоятель – в полном облачении). Возглас на славословие предстоятель произносит перед Плащаницей.

Примечание. «Славосло́вие вели́кое. Та́же вхо́дит настоя́тель во святы́й олта́рь со иере́и и диа́коны, и облачи́тся во вся свяще́нныя оде́жды, иере́и же то́кмо в ри́зы: исхо́дит со Ева́нгелием под Плащани́цею, наддержа́щим свяще́нником, диа́коном же кадя́щим. В то вре́мя звон во вся, предходя́щим ему́ со свеща́ми, и со двема́ лампа́дома: и о́ба ли́ка пою́ще Трисвято́е надгро́бное. Прихо́дит же игу́мен пред святы́я ца́рския две́ри, и ту стои́т, ожида́я конца́ Трисвята́го после́дняго. Сему́ же конча́ну бы́вшу, вхо́дит настоя́тель со Ева́нгелием в ца́рския две́ри, и полага́ет Ева́нгелие на престо́ле, Плащани́цу же на угото́ване столе́, во о́браз гро́ба...» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). «Славосло́вие вели́кое. Свяще́нник же облачи́тся во всю свяще́нническую оде́жду, и вхо́дит со святы́м Ева́нгелием» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу»).

В древности существовала также следующая практика: во время пения хвалитных стихир Плащаницу уносили в алтарь и полагали на престоле. Во время великого славословия совершали каждение престола окрест трижды и через северные врата выносили Плащаницу на крестный ход. По окончании крестного хода Евангелие полагали на престол, а Плащаницу на угото́ванную гробницу; Евангелие читалось в алтаре, а не перед Плащаницей, как это принято сейчас повсеместно (см.: Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковнослужителя. Т. 1. С. 616).

Поется великое славословие. Предстоятель с диаконом совершают троекратное каждение окрест Плащаницы. С началом пения Трисвятого все священнослужители совершают три земных поклона. Затем они подъемлют Плащаницу; предстоятель идет под Плащаницей с малым Евангелием на главе. Если служит один священник, то он поднимает Плащаницу и передает ее благоговейным мирянам, а сам с Евангелием входит под Плащаницу; или сам над главой своей несет Плащаницу, а Евангелие передает диакону. Совершается крестный ход вокруг храма. Во время крестного хода медленно поется «Святый Боже…», и бывает перезвон (от большого колокола к малым, но не наоборот), а когда шествие войдет в храм, совершается краткий трезвон.

По входе в храм Плащаницу подносят к царским вратам. Предстоятель по окончании пения «Святый Боже…» возглашает, воздвизая Евангелие: «Премудрость, про́сти», и Плащаница относится на середину храма. Совершается каждение окрест Плащаницы (трижды). В это время поется134 тропарь Триоди, глас 2-й: «Благообра́зный Иосиф…» (единожды)135. Далее тропарь пророчества (Триоди), глас 2-й: «Содержа́й концы́…», «Слава136, и ныне» – тот же тропарь. Диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен паримии Триоди, глас 4-й: «Воскресни́, Го́споди, помози́ нам, и изба́ви нас и́мене ра́ди Твоего́»; стих: «Бо́же, уши́ма на́шима услы́шахом, и отцы́ на́ши возвести́ша нам». Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иезеки́илева чтение». Диакон: «Вонмем». И чтение паримии Триоди (Иезекииля). Диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен Апостола (утрени Великой Субботы), глас 7-й: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́»; стих: «Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м, пове́м вся чудеса́ Твоя́». Диакон: «Премудрость». Апостол (составной; см. в Триоди) – 1 Кор., 133 зач. (V, 6–8); Гал., 206 зач. (III, 13–14). Аллилуиарий (утрени Великой Субботы), глас 5-й: «Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́»; стих: «Яко исчеза́ет дым, да исче́знут, я́ко та́ет воск от лица́ огня́»; стих: «Та́ко да поги́бнут гре́шницы от лица́ Бо́жия, а пра́ведницы да возвеселя́тся». Евангелие (утрени Великой Субботы) – Мф., зач. 114 (читается, по традиции, предстоятелем у Плащаницы). Ектении: полная сугубая – «Рцем вси…», и просительная – «Исполним утреннюю…» (с молитвой главопреклонения), и прочее по обычаю.

Великий отпуст произносится с амвона: «И́же нас ра́ди челове́ков и на́шего ра́ди спасе́ния, стра́шныя Стра́сти, и Животворя́щий Крест, и во́льное погребе́ние Пло́тию изво́ливый, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец». По отпусте певцы поют многолетны, затем – стихиру Триоди на целование Плащаницы, глас 5-й: «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…», и бывает целование Плащаницы.

Примечание. «И быва́ет целова́ние во оби́телех на плащани́це положе́ния во гро́бе. А иде́же несть плащани́цы, целу́ют о́браз. Певцы́ же пою́т стихи́ру, глас 5-й:Прииди́те, ублажи́м: и час 1-й» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). «Пе́рвый же час пое́тся в притво́ре» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу»).

Час 1-й присоединяется к утрене и оканчивается малым отпустом (о тропарях и кондаках на часах см. ниже).

Отдельно совершаются часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительны137.

Примечание. «При часе́ же 4-м дне. Ударя́ет параекклисиа́рх в ма́лое би́ло. И собра́вшеся пое́м час 3, 6, и 9, вку́пе, про́сто, в притво́ре» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).

Перед началом часов священнослужители, по традиции, совершают входные молитвы (по обычаю, перед Плащаницей), облачаются и начинают проскомидию.

На часах– тропарь Благовещения: «Днесь спасе́ния на́шего глави́зна...», «Слава» – тропарь Триоди: «Благообра́зный Ио́сиф...». Кондаки Триоди («Бе́здну заключи́вый…») и Благовещения («Взбра́нной Воево́де…») читаются попеременно.

Блаженны «скоро», без пения (как в Великий Четверток). На «И ныне» – «Верую...». «Осла́би, оста́ви…». По «Отче наш» и возгласе: «Яко Твое есть Царство...» – кондак Триоди: «Бе́здну заключи́вый…», «Слава, и ныне» – кондак Благовещения: «Взбра́нной Воево́де…». «Господи, помилуй» (40)138. Молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог…».

Вечернясоединяется с Литургией свт. Василия Великого.

Примечание. По Уставу, вечерня с Литургией свт. Василия Великого начинается «о часе 10-м дне», т. е. по-нашему – около 4-х часов пополудни (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»). «Во Святу́ю и Вели́кую Суббо́ту ве́чера, о часе́ 10-м дне зна́менает в вели́кое, и во вся тя́жкая» (Типикон, 26 марта, «О то́мже пра́зднице [Благовещения], а́ще случи́тся в Суббо́ту Вели́кую»).

Возглас: «Благословено Царство…». Обычное начало (с «Царю Небесный...»), псалом 103-й (священник читает светильничные молитвы139). Великая ектения. Кафизмы нет.

«Господи, воззвах», глас 1-й. В это время заканчивается проскомидия, и совершается каждение всего храма.

Примечание. «Го́споди, воззва́х пое́м во глас 1-й. Иере́й же и диа́кон отше́дше творя́т проскоми́дию. И ста́вим стихо́в 8, и пое́м стихи́ры воскре́сны 4, глас 1-й:Вече́рния на́ша моли́твы: В то́же вре́мя кади́т диа́кон. И Трио́ди самогла́сны 3, глас 8-й, на 4» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»). «Та́же, Го́споди, воззва́х, во глас 1-й. Оби́тели же свяще́нницы и диа́кони вси, дости́гшу стиху́, глаго́лющу: Паду́т во мре́жу свою́: полага́юще покло́н, отхо́дят, и облача́тся и си́и во оде́жди, и творя́т проскоми́дию» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу вечера»). «На Го́споди, воззва́х, пое́м стихи́ры воскре́сны три, глас 1-й: Вече́рния на́ша моли́твы..., и Вели́кия Суббо́ты самогла́сны три, глас 8-й, и пра́здника на 4.Сла́ва – дне, глас 6-й: Дне́шний день та́йно..., И ны́не – пра́здника: По́слан бысть...» (Типикон, 26 марта, «О то́мже пра́зднице [Благовещения], а́ще случи́тся в Суббо́ту Вели́кую»).

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные (из Триоди), глас 1-й – 3 («Вече́рния на́ша моли́твы...», и др.), Триоди (Великой Субботы), глас 8-й – 3, и Благовещения, глас 4-й – 4 (см. в Минее 25 марта, в сам день праздника вечером; первая стихира – дважды)140. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Дне́шний день…», «И ныне» – Благовещения, глас тот же: «По́слан бысть…».

Вход с Евангелием (перед Плащаницей). «Свете Тихий». Прокимна нет. Царские врата затворяются, и тотчас начинается чтение 15 паримий Триоди (по традиции, перед Плащаницей).

Примечание. «Проки́мен не глаго́лется: Но а́бие иере́й, или́ диа́кон, Прему́дрость. И начина́ет чтец чте́ния дне Трио́ди по чи́ну их. Всех же чте́ний 15» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»).

Сначала читаются 1–6 паримии. В конце 6-й паримии, на словах: «И реко́ша глаго́люще», царские врата, по традиции, отверзаются. Чтец возглашает: «Пои́м Го́сподеви». Певцы поют на 5-й глас: «Сла́вно бо просла́вися». Чтец возглашает следующие стихи из песни пророка Моисея, певцы на оба лика после каждого стиха поют: «Сла́вно бо просла́вися». После всех стихов, чтец: «Слава...». Певцы: «Сла́вно бо просла́вися». Чтец: «И ныне...». Певцы: «Сла́вно бо просла́вися». И в заключение сам чтец поет: «Сла́вно бо просла́вися». Царские врата затворяются.

Читаются 7–15 паримии. В конце 15-й паримии, на словах: «Благослове́н еси на тве́рди небе́сней, и препе́тый, и превозноси́мый во ве́ки», царские врата, по традиции, отверзаются, и поется песнь трех отроко́в (в таком же порядке, как исполнялась по 6-й паримии песнь пророка Моисея). Поется: «Го́спода по́йте и превозноси́те во вся ве́ки»; далее чтец возглашает стихи песни, а певцы к каждому стиху припевают: «Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки». К стиху «Да благослови́т земля́» до́лжно петь: «Го́спода да пое́т и превозно́сит Его́ во ве́ки». После стиха «Благослови́м Отца и Сына и Святаго Духа» следует петь: «Го́спода пое́м и превозно́сим Его́ во ве́ки». Затем чтец: «И ныне». Певцы: «Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки». Последний стих, по традиции, поет сам чтец: «Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви, пою́ще и превознося́ще во вся ве́ки».

Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем…»141. Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа крести́стеся…».

Прокимен – Великой Субботы, глас 5-й: «Вся земля́ да покло́нится Тебе́ и пое́т Тебе, да пое́т же и́мени Твоему́, Вы́шний», стих: «Воскли́кните Го́сподеви, вся земля́, по́йте же и́мени Его́»; и Благовещения, глас 4-й: «Благовести́те день от дне спасе́ние Бо́га на́шего».

Апостол (читается, по традиции, перед Плащаницей) – Великой Субботы (Рим., зач. 91) и Благовещения (Евр., зач. 306).

Аллилуиарий не поется, но чтец произносит вместо «Аллилуиа»: «Глас седьмый», и возглашает (или поет) стихи 81-го псалма: «Воскресни́, Бо́же, суди́ земли́, я́ко Ты насле́диши во всех язы́цех»; стих: «Бог ста в со́нме бого́в, посреде́ же бо́ги разсу́дит»; стих: «Доко́ле су́дите непра́вду, и ли́ца гре́шников прие́млете?»; стих: «Суди́те си́ру и убо́гу, смире́нна и ни́ща оправда́йте»; стих: «Изми́те ни́ща и убо́га, из руки́ гре́шничи изба́вите его́»; стих: «Не позна́ша, ниже́ уразуме́ша, во тьме хо́дят»; стих: «Да подви́жатся вся основа́ния земли́. Аз рех: бо́зи есте́, и сы́нове Вы́шняго вси, вы же я́ко челове́цы умира́ете и я́ко еди́н от князе́й па́даете». Певцы поют припев: «Воскресни́, Бо́же, суди́ земли́, я́ко Ты насле́диши во всех язы́цех», к каждому стиху этого псалма.

Примечание. В современной редакции Типикона, в главе «О то́мже пра́зднице [Благовещения], а́ще случи́тся в Суббо́ту Вели́кую» (см. 26 марта), отсутствуют указания относительно пения аллилуиария и чтения Евангелия на Литургии свт. Василия Великого. В старопечатных же Уставах говорится: «Аллилу́иа дню то́чию. Ева́нгелие дню и пра́зднику» (ср.: Устав. М., 1610. Л. 142 об.; Устав. М., 1641. Л. 577 об.). В соответствии с данными указаниями, аллилуиарий Благовещения опускается (поются только стихи 81-го псалма), а Евангелия читаются в такой же последовательности, что и апостольские чтения – Великой Субботы и Благовещения142.

Во время пения «Воскресни́, Бо́же…» царские врата затворяются, и закрывается завеса, священнослужители переоблачаются в белые ризы, и все облачения в храме заменяются светлыми143. К чтению Евангелия царские врата открываются.

Примечание. «Егда́ пою́т: Воскресни́, Бо́же, суди́ земли́: Тогда́ иере́и и диа́кони извлача́ются че́рных оде́жд, и облача́ются в бе́лыя» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу вечера»). «Пое́му же сему́, извлача́ются иере́е и диа́кони от оде́жд, и облача́ются в бе́лыя» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»).

Евангелие (читается диаконом перед Плащаницей, а иереем без диакона – у престола) – Великой Субботы (Мф., зач. 115) и Благовещения (Лк., зач. 3).

И далее – по чину Литургия свт. Василия Великого.

Вместо «Херувимской» – «Да молчи́т вся́кая плоть челове́ча…».

Задостойник – ирмос 9-й песни канона Великой Субботы: «Не рыда́й Мене́, Ма́ти…».

Примечание. В храме Благовещения Пресвятой Богородицы задостойник – ирмос 9-й песни канона Благовещения: «Яко одушевле́нному Бо́жию киво́ту...» (по традиции, с припевом: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию...»).

Причастен – Великой Субботы: «Воста́ яко спя Госпо́дь, и воскре́се спаса́яй нас»; и Благовещения: «Избра́ Госпо́дь Сио́на и изво́ли его́ в жили́ще Себе́».

После «Спаси, Боже, люди Твоя…» поем: «Ви́дехом Свет Истинный…»144.

Отпуст Литургии: «Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец». Произносить воскресный отпуст: «Воскресы́й из мертвых, Христос…» не следует, ибо это не соответствует смыслу богослужения Великой Субботы145.

После отпуста совершается благословение хлебов и вина.

Примечание. «И отпу́ст. Пото́м быва́ет обы́чное благослове́ние хле́бов, и вина́. Прихо́дит иере́й, покади́в их, глаго́лет обы́чную моли́тву благослове́ния: Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, благослови́вый пять хле́бов... И ре́кше: Аминь» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»).

Уготованный столец с хле́бами и вином поставляется перед Плащаницей, в некотором отдалении от нее, так, чтобы вокруг него можно было совершить каждение. По более распространенной практике столец с хлебами поставляется на солее. По обычаю, поются тропари Триоди, глас 2-й: «Благообра́зный Иосиф…», «Слава» – «Егда́ снизше́л еси…», «И ныне» – «Мироно́сицам жена́м…». Совершается троекратное каждение окрест стола с хлебами, затем возглашается: «Господу помолимся», певцы: «Господи, помилуй», и иерей читает молитву:

«Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, благослови́вый пять хле́бов и пять ты́сящ насы́тивый, Сам благослови́ хле́бы сия́ и вино́, и умно́жи сия́ во гра́де сем (или в ве́си сей, или во святе́й оби́тели сей) и во всем ми́ре Твое́м, и вкуша́ющия от них ве́рныя освяти́. Я́ко Ты еси́ благословля́яй и освяща́яй вся́ческая, Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и Всесвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».

Певцы: «Аминь».

Хлебы раздробляются и раздаются верующим.

Во всех храмах Русской Православной Церкви по окончании Божественной Литургии Великой Субботы следует возносить особую молитву «О мире на Святой Земле» (см. в приложении «Богослужебных указаний»)146.

На трапезе разрешается пища без растительного масла и вино (рыба и елей не разрешаются).

Примечание. В Великую Субботу на трапезе разрешается пища без растительного масла и вино. Если Благовещение выпадет на Страстной седмице в Великий Пяток или в Великую Субботу, вкушение рыбы и елея не благословляется, разрешение ради праздника дается только на вино (см. Типикон, 33 глава).

Примечание. «До́лженствует же екклисиа́рх име́ти опа́сство, да егда́ скончава́ется литурги́я, бу́дет час 2-й но́щи.

По отпу́сте же исхо́дим из це́ркве в трапе́зу, и ся́дем ки́йждо на ме́сте свое́м, с безмо́лвием и со благогове́инством. И а́бие вхо́дит кела́рь, и дае́т бра́тии по еди́ному укру́ху хле́ба: я́коже бы просфоры́ на то угото́влены, в пол ли́тры хле́бы, уме́рены равны́, и по 6 смо́квей, или́ фи́ников, и по еди́ной ме́рней ча́ши вина́. А иде́же вина́ несть, испива́ют бра́тия квас от ме́да, или́ от жи́та. Смо́кви же обрета́ются на мно́жайших страна́х. Нам же вкуша́ющим, предложи́тся чте́ние вели́кое, в Дея́ниих святы́х апо́стол от нача́ла. Глаго́лет же чтец нача́ло, иере́й же стих: Моли́твами святы́х апо́стол, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. И по Ами́не начина́ет чтец чести́.

[По отпу́сте же не исхо́дим из це́ркве, но седи́м на ме́стех на́ших, и вхо́дит кела́рь, и дае́т бра́тии по еди́ному укру́ху хле́ба, и по шести́ смо́квей, или́ фи́ников, и по еди́ному красову́лю147 вина́. Нам же возлежа́щим, быва́ет чте́ние вели́кое в Дея́ниих святы́х апо́стол от нача́ла (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу вечера»).]

Ве́домо же да есть, я́ко в завеща́ниих святы́х апо́стол, и и́нде па́ки отцы́, да́же до куроглаше́ния, повелева́ют отговева́ти ве́рным. Святы́й же 6-й Собо́р до полу́нощи повелева́ет. Ти́пицы же Студи́йский, Иерусали́мский, и Святы́я Горы́, до конца́ 3-го часа́ но́щи глаго́лют соверша́ти слу́жбу, и та́ко я́сти, ничто́же и́но, но хлеб, и ово́щие, и ма́ло вин, я́коже мню. Сия́ у́бо вся мы сочета́вше, су́щим у нас о Христе́ бра́тиям предложи́хом, я́коже и предрече́ся по оте́ческому уста́ву, я́ко да ку́пно, внегда́ за́йдет со́лнце, клепа́ти, иде́же доспе́ет отпу́ст.

По вкуше́нии же всея́ бра́тии, быва́ет чте́ние в те́хже Дея́ниих святы́х апо́стол, я́коже предрече́ся. Сие́ опа́сство да внима́ет церквонача́льник, да вся Дея́ния прочту́тся до конца́. Бра́тиям же всем с прилежа́нием послу́шающим, и да не бу́дет леть ни еди́ному же на сон преда́ти себе́, боя́щеся скве́рны искуси́теля врага́: в таковы́х бо времене́х и ме́стех тщи́тся враг оскверни́ти неради́выя, и многосонли́выя мона́хи. Изменя́ются же чтецы́, и чтут да́же до часа́ 4-го но́щи. Посе́м же вжига́ет параекклисиа́рх вся канди́ла по ме́стом. И взем от настоя́теля благослове́ние, и тако изше́д ударя́ет в би́ло. И чтец соверша́ет чте́ние» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера», 2-е, 3-е и 4-е «зри»).

Если освящение куличей и пасох совершается до Светлой заутрени, то при этом следует петь только воскресный тропарь 2-го гласа: «Егда́ снизше́л еси к сме́рти…».

После уборки храма начинается «чтение великое в Деяниих святых апостол от начала». Чтец: «Дея́ния святы́х апо́стол благослови́, о́тче, прочести́». Иерей: «Моли́твами святы́х апо́стол, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас». Чтец: «Аминь», и начинает чтение.

Аналой для чтения Деяний поставляется перед Плащаницей.

Примечание. Икона праздника Благовещения относится с аналоя на место хранения, поскольку отдания праздника на Страстной и Светлой седмицах не бывает.

123 Титул святителя Тихона указан в соответствии с определением Поместного Собора 1917–1918 годов.

124 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 620–624.

125 Возможно, данная статья Типикона имеет русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагает по современному счету. Ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»; Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44.

126 По обычаю, перед Плащаницей.

127 Во время пения 17-й кафизмы с похвалами диакон непрестанно кадит Плащаницу.

128 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 581.

129 Устав умалчивает о каждении во время тропарей по Непорочных («Ангельский собор...»).

130 Согласно Постной Триоди, на «Славу» поется окончание седальна.

131 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 622.

132 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.

133 Ср.: Типикон, 25–26 марта.

134 «И мы тропа́рь еди́ножды: Благообразный Иосиф...» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу»). «Глаго́лет настоя́тель: Прему́дрость, про́сти. И чтец а́бие тропа́рь Благообра́зный Ио́сиф... еди́ножды» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).

135 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 623.

136 Согласно Постной Триоди, на «Славу» повторяется окончание тропаря.

137 Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем...».

138 Ср.: Типикон, 26 марта, «О то́мже пра́зднице [Благовещения], а́ще случи́тся в Суббо́ту Вели́кую»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 623.

139 По обычаю, перед Плащаницей.

140 См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 189–190. Стихиры Архангела не поются, поскольку служба его при совпадении с днями Страстной или Светлой седмицы переносится на повечерие 6-й седмицы Великого поста (см. 15 марта).

141 Возглас «Яко Свят еси, Боже наш...» произносится на Литургии и тогда, когда она совершается с вечерней. По мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 388), в этом случае следует возглашать «Господи, спаси благочестивыя...». Порядок произношения «Господи, спаси благочестивыя...» такой же, как на Литургии, совершаемой без соединения с вечерней. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» в следующей редакции. Иерей – возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет то же. Иерей: «И услыши ны». Лик поет то же, и далее поет «Святый Боже...». (См.: Определения Священного Синода <о порядке возглашения «Господи, спаси благочестивыя...»>, заседание 17 июля 1997 г. // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 8. С. 15–16.)

142 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 624.

143 Переоблачение священнослужителей в светлые одежды – это крещальная особенность, сохранившаяся в современном богослужении от древней практики Крещения в этот день оглашенных (как и апостольское и евангельское чтения Литургии Великой Субботы).

144 Существует практика петь вместо «Ви́дехом Свет Истинный...» воскресный тропарь, глас 2-й: «Егда́ снизше́л еси к сме́рти...» (ср.: Последование служб в субботу Лазареву, Неделю ваий и Страстную седмицу / Сост. Е. Кустовский. М., 2010. С. 300), однако, богослужебные книги не дают оснований для подобной замены.

145 См.: Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты // Журнал Московской Патриархии. М., 1963. № 12. С. 52–69; Богослужебные указания на 1998 год. С. 417–419.

146 Данное указание включено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 26 мая 2017 года.

147 Красову́ля – чаша для пития, употребляемая в греческих монастырях, которая вмещает ½ фунта и более напитка (один русский фунт равен 409,5 грамма).


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!