Кто такой Хлестаков: мелкий ничтожный чиновник или значительное



Лицо? Приведите доказательства (по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).

Главным действующим лицом комедии является Иван Александрович

Хлестаков, вокруг него вращается все действие «Ревизора». Место Хлестакова в общей системе образов комедии определяется прежде всего тем, что он стал невольным олицетворением правящих сфер, которые многим внушали священный трепет. Он наиболее полно выражает то сочетание крайней амбициозности и духовного ничтожества, павлиньей спесивости и творческой немощи, которое было в те времена столь обыденным для правящих кругов. Именно это и повлияло на то, что видавший виды городничий принял его за посланца «верхов». Ведь Хлестаков мало

отличался от всех предыдущих ревизоров и высокопоставленных особ, с которыми приходилось встречаться Сквозник-Дмухановскому.

Яркая характеристика также была обусловлена говорящей фамилией. Она

объясняется, во-первых, существительным "хлыщ" (прыткий молодой человек, фат,

повеса, щеголь); во-вторых, глаголом "хлестать" (в одном из переносных значений —. Гоголь создал целый образ молодого чиновника из Петербурга - франта и хвастуна.

Хлестаков — мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми презираемый. Его

не уважает даже собственный слуга Осип, может оттаскать за вихры отец. Он беден и не способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется «из грязи в князи». Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным.

Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему самому. Он не в силах

постичь связь вещей, представить себе, чем в действительности заняты министры, как ведет себя и что пишет его «друг» Пушкин. Для него Пушкин — тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее.

С первых же минут появления на сцене мы видим его манеру обращаться с

крепостными: Осипа он обзывает «дураком», «скотиной», «грубым животным».

Хлестаков умеет и подольститься. Желая получить обед в долг, он очень вежливо обращается с трактирным слугой, называя его «братцем», «любезным». Но, получив обед, он ругает слугу и хозяина последними словами: «Мошенники! Канальи!», «Подлецы! Бездельники!». С городничим, который представляет собой власть в городе, Хлестаков подчёркнут и вежлив. Желая произвести впечатление на Анну Андреевну и Марью Антоновну, Хлестаков говорит более возвышенно. Зная два-три

французских слова («бонтон», «моветон» и «компрене ву»), он легко добивается цели: Марья Антоновна с восторгом восклицает: «Вы говорите по-столичному!».

Гомерический размах его вранья ошарашивает присутствующих "тридцать пять тысяч курьеров" несутся во весь опор, чтобы разыскать героя, без него некому управлять департаментом. Солдаты при виде его "делают ружьем". Суп в кастрюльке едет к нему из Парижа.

Но сейчас его время. Он — герой-любовник, очаровывающий мать и дочь, зять городничего. Он -"значительное лицо", которому смиренно предлагают взятки. И с каждой взяткой Иван Александрович приметно меняется. Он входит во вкус. Он уже осознал себя в новой роли, и она герою по душе. Если у первого посетителя он застенчиво просит взаймы, оправдываясь: "в дороге издержался", то от Бобчинского и Добчинского он сразу требует: "Денег нет у вас?"

Итак, образ Хлестакова — гениальное художественное обобщение Гоголя.

Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство «значительности» и ничтожества, грандиозных претензий и внутренней пустоты. Хлестаков представляет собой концентрацию черт эпохи в одном человеке. Вот почему жизнь эпохи отразилась в «Ревизоре» с огромной силой, а образы гоголевской комедии стали теми художественными типами, которые позволяют яснее понять социальные явления того времени.

Гоголь писал: "Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек. Даже пустые люди называют его пустейшим. Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чье-нибудь внимание. Но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо. Страх, отуманивши глаза всех, дал ему поприще для комической роли".


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 869; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!