Своеобразие жанра частушек и их исполнения



Частушка — один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это — короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере. Частушка считается изобретением поздним, городским. Появилась она в конце XIX – начале XXвеков. Так называли народные стишки. Истоки частушки — игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни.

Частушка помогала избавиться от тоски. В коротеньких песнях главным был

не сам обряд, а внутренний мир человека. Хорошо звучит частушка под балалайку или гармошку. В XIXвеке нередко исполнялись частушки «под язык»: один поет, а остальные подражают голосами каким-нибудь музыкальным инструментам.

Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация .

Типы частушек.

Лирические частушки (припевки) — 4-х строчная частушка на разные темы.

Обрядовые- жнивные, сенокосные, свадебные

Плясовые — 4-х строчные припевки, они отличаются от лирических особым

ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке.

Страдания — как правило, двухстрочные частушки о любви — поются медленно, протяжно. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны. И т.д. Это еще не все типы.

Темы частушек. Большинство частушек — о любви, однако граница между

частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Можно выделить следующие темы: любовно-бытовые, общественно-политические,деревенско-колхозные. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы.

Язык частушки.

1.Оригинальные эпитеты: «милка», «милочка-крутилочка», « милёночек»,«девчоночка-отлеточка», «дорогой залеточка».

2. Яркая гипербола: «Изорвал милый штиблеты, А я полботиночки!», «С головойв чугун улез!»

3. В частушках довольно большое место занимают такие средства поэтического стиля, как юмор и ирония:

 Мне про милого сказали,

Что картошку он не ест.

Я иду, смотрю в окошко:

С головой в чугун улез!

Целовала милого

У куста калинова.

Сверху яблоко упало,

С ног свалило милого.

Частушки благополучно дожили до наших дней. Этот жанр весьма популярен и сейчас. На любой злободневный момент русский народ готов откликнуться короткой и остроумной песенкой. В Донбассе широкое распространение получили шахтерские частушки:

На работе мой любимый,

И волнуюсь за него,

Но улыбками встречаю

Я шахтёра своего. ( можно свои примеры частушек)

Образ солдата - героя на войне в поэмеА.Т.Твардовского «Василий Теркин».

Поэму «Василий Тёркин» сам А. Твардовский обозначил так- «Книга про бойца», тем самым он хотел сказать, что произведение выходит за рамки жанра поэмы. Это произведение воссоздает достоверную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. От поэмы «Книга про бойца» отличается глубиной реалистического изображения войны, бедствий, страданий и подвига народа. В центре поэмы- образ главного героя – Василия Тёркина. Теркин- значит тёртый жизнью, бывалый. Есть поговорка «тёртый калач». «Жизнью тёртый человек», - определяет его автор. В то же время фамилия звучит простонародно, коротко, ярко.

Реального прототипа у Теркина нет, это собирательный образ, вместивший в

себе типичные черты облика и характера русского солдата, Из военной биографии Тёркина мы узнали, что он начинает воевать во время финской кампании, в июне 1941 вновь вступает в строй, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, выходит живым, хоть и получает ранение. Добавим, что путь его автор прослеживает вплоть до Берлина.

Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны. Говорит, что воюет с самого начала войны. трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, который на своих плечах вынес все тяготы военной жизни,- олицетворение национальной силы духа и воли к жизни.

Каждая глава рассказывает об отдельном событии из жизни бойца. Например,

Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями. Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии. По дороге на фронт Теркин попадает в дом стариков-крестьян, помогает им по хозяйству. Теркин вступает в рукопашный бой с немцем и с трудом берет его в плен. Или неожиданно для себя из винтовки сбивает немецкий штурмовик. Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивает командира, первым врывается в село. Он был тяжело ранен. Лежа в поле, беседует со Смертью, которая уговаривает его не цепляться за жизнь. Но Теркин говорит солдатам, обнаружившим его: «Уберите эту бабу, Я солдат ещё

живой». Юмор Тёркина помогал бойцам пережить трагедию войны. Василий Теркин –

прирожденный гармонист. О том, как досталась ему гармонь, принадлежавшая

убитому накануне командиру танкистов, мы узнаем из главы "Гармонь “. Эти

танкисты вспомнили Теркина, которого они, раненого, доставляли однажды в санбат.

И от той гармошки старой,

Что осталось сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

Тёркин – настоящий патриот земли родной, как и большинство русских солдат.

Свою любовь к Родине доказывает неустанным ратным трудом и подвигами. Кровь, смерть, испытания не смогли заглушить силу жизни, бодрость духа героя. Понятно, что Тёркин достоин награды. Но скромный человек даже не пытается говорить освоих заслугах. В этом его простота и обыкновенность. Рисуя образ Василия Тёркина, автор воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевная открытость и щедрость, сметливость и непоказная удаль.

Выразительно прочитайте стихотворение Б Окуджавы «Здесь птицы не поют».Какова его тематика?Как вы понимаете строки, « .. и только мы плечом к плечу врастаем в землю тут..», «горит и кружится планета».

В стихах Булата Окуджавы важное место занимают образы и мотивы, навеянные войной. Сами названия говорят об этом: «Первый день на передовой», «Песенка о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте» «Здесь птицы не поют» и др. В них раскрывается духовный мир человека, прошедшего испытания огнем и сохранившего в душе веру, надежду и любовь ко всему живому на земле. Эмоциональный заряд, заключенный в стихах и песнях Окуджавы, силен необычайно по интенсивности переживаемого поэтом чувства.

Стихотворение  «Здесь птицы не поют»  написано о Великой Отечественной войне с большим пафосом.
Образно в красках описано место боя, где птицы не поют, потому что гремят пушки, а птицы любят тишину и лес. Но и «деревья не растут» , отсутствие которых обычно характерно для степи, поэтому автор, описывая место будущего сражения (Орловско-курская «дуга» ) применяет красочные и в то же время очень реалистическое картины.
Ни птицы, ни деревья не выдерживают того, что может выдержать человек, особенно русские люди, которые сражаясь с фашистами не щадили себя и не боялись отдать жизнь за Родину. Они, как выражается автор, плечом к плечу стояли на смерть как бы «закопанные» в землю. В этом месте деревья не растут, а люди врастают «в землю» , которая для них является домом.
Для усиления образного воздействия (впечатления) на читателя об ужасах того сражения автор пишет, что «горит и кружится» планета. В этом адском огне всё смешалось: и люди и техника (известно, что там было самое крупное в мире танковое сражение) . О цене человеческой жизни тогда никто не задумывался, потому что все знали, что исход битвы под Курском станет переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны….

Билет №23.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 4129; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!