Нарисуйте психологический портрет Мцыри на основе его монологов



Идеал Лермонтова – свободный, гордый, независимый человек. Мцыри – герой поэмы, но подробного  его портрета   Лермонтов не дает, заменяя его описанием внутренних качеств: свободолюбия, верности своим идеалам, твердости характера, благодаря этому и благодаря монологам мы можем создать психологический портрет героя . Мцыри – герой-боец, протестующий против насилия над личностью. Монастырские стены не смогли погасить душевные порывы Мцыри .  Не «кельи душные и молитвы», а «чудный мир тревог и битв»; не одиночество в «сумрачных стенах», а «отчизна, дом, друзья, родные», общение с близкими и милыми людьми не самоограничение и аскетизм монахов, а полнота жизни, радость бытия -таковы жизненные идеалы Мцыри. Верный им , он упивается счастьем на свободе, ничего не страшась..  Он смел ,его не пугает гроза , он бежит из монастыря , « О, я как брат обняться с бурей был бы рад..»,на воле любуется природой, чувствуя себя свободным : « Кругом меня цвел божий сад;..» , «запели птички в тишине,.»,вступает в бой с барсом , как воин , не страшась битвы, ее исхода. Поэтому , даже не имея подробного портрета юноши , можно представить Мцыри как человека свободолюбивого, мечтательного, гордого, эмоционального.

Билет №19

Раскройте понятия «сатиры» и «гротеска» на примере комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Определите их роль в произведении.

Сатира – это особый способ изображения отрицательных явлений жизни,

общественных недостатков, пороков и недостатков людей. Смех – главное оружие сатиры

В сатирических произведениях пороки не только изображаются и осуждаются, но и гневно высмеиваются. Сатира Николая Васильевича Гоголя направлена на то,

чтобы показать истинное лицо чиновничьей России и тем самым попытаться что- либо изменить.

Прежде всего объектом сатирического изображения в комедии являются уездные чиновники. Узнав о предстоящем визите государственного инспектора, все чиновники вместо того, чтобы заниматься решением насущных задач города, направляют свои усилия на наведение «порядка» (снятие охотничьего арапника, висевшего в присутствии, уборки улицы, по которой поедет ревизор).На примере городничего Гоголь полно раскрывает «все дурное», что характеризовало чиновника того времени. Более всего он озабочен тем, чтобы не пропустить того, что «плывет в руки». Городничий —хитрый и расчетливый во всех делах, аферах и мошенничествах. Он чувствует себя в городе полновластным хозяином. Возглавляя целую «корпорацию разных служебных воров и грабителей», городничий считает взяточничество вполне нормальным явлением. Например, он за взятку освободил от рекрутчины сына купчихи, отдав вместо него в солдаты мужа слесарши Пошлепкиной, он может праздновать именины два раза в год, чтобы получить больше поборов с купцов, он кладет себе в карман деньги, отведенные на строительство церкви, представив отчет о том, что она «начала строиться, но сгорела».

Сатира Гоголя также безжалостна и к окружению городничего. Например,

судья Ляпкин-Тяпкин за всю свою жизнь прочел пять или шесть книг и «поэтому несколько вольнодумен». Попечитель богоугодных заведений Земляника, нагло обворовывает больных: «Человек простой если умрет, то и так умрет; если выздоровеет то и так выздоровеет». Смотритель уездных училищ Хлопов — насмерть запуганный человек, испытывающий трепет перед именем начальника.

«Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул», - признается Лука Лукич. Ничуть не лучик этих персонажей «простодушный до наивности человек» почтмейстер Шпекин, познающий жизнь из вскрываемых им чужих писем.

Особенно ярко сатира Гоголя проявляется в образе Хлестакова - самый

яркий образ чиновника того времени, символ эпохи. Вначале Хлестаков не

понимает, за кого его принимают, и наслаждается «приятностью» своего нового положения. Он сочиняет небылицы о своем высоком положении в Петербурге, что называется, пускает пыль в глаза.

В комедии «Ревизор» Гоголь изображает социально значимые пороки действительности (казнокрадство, взяточничество и т.д.), а также частные недостатки человека (скудоумие, лживость и т.д.) помощи различных художественных деталей, а также прибегает к использованию приемов гротеска и гиперболы.

  Гротеск- вид художественной о бразности, причудливое и контрастное сочетание реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.

В «Ревизоре» гиперболой и гротеском является весь сюжет; это действительносмешно, если обычный чиновник приезжает в провинцию, а его принимают заревизора из столицы, да еще дают взятки. Используя приемы гротеска, иронизируя над героями, Гоголь показывает, что чиновники- никчемные, неумные, завистливые, а подчас и трусливые люди, готовые пойти даже на предательство своих сослуживцев, если речь идет о карьере (вспомним Землянику, который рассказывает Хлестакову о проступках практически всех чиновников в городе, чтобы самому выйти сухим из воды).

   В сатире гипербола (преувеличение) получила наибольшее распространение.

Масштабы вранья Хлестакова перерастают из гиперболы в гротеск: «с Пушкиным я на одной ноге». Ещё примеры гротеска – слияние реального с фантастическим:«…тридцать пять тысяч одних курьеров», «… в семьсот рублей арбуз» «Я с Пушкиным на дружеской ноге», «…суп в кастрюльке, приехавший на пароходе прямо из Парижа».

Комичность ситуаций, основанная на жизненной достоверности, - особенность сатирического произведения.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 834; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!