Тема 9. Правосознание: понятие и идейно-смысловая основа
Понятие правосознания. Правосознание как источник права. Право – замысел практической деятельности. Функциональные характеристики правосознания: нормативность, ценностность, формальность и др. Регулятивный, рефлективный и творческий аспекты правосознания.
Роль индивидуального правосознания в правовой жизни общества. Интуиция правоты и чувство права в повседневной жизни. Правосознание и толкование права. Роль желаемого права в интерпретации позитивного права.
Правосознание и этнокультурные традиции народов. Право, правосознание и правовые традиции. Национальное правосознание.
Структурные характеристики правосознания. Основные элементы структуры правосознания и принципы их связи.
Идеи как выражение оснований права, связующие начала правосознания и критерии "подлинности" права. Идея права, ее смыслообразующая роль. Универсальность идеи права. Общественный идеал как подлинность правовых ценностей.
Смысл права. Смыслоформирующие категории: справедливость и несправедливость, правда и неправда, общее благо и общий порядок, равенство и неравенство и т.д. Категория собственного, ее смысловые контексты: принадлежность, присущесть, дарованность, обладание и т.д.
Понятие свободы. Равенство как политико-правовое выражение меры прав и обязанностей людей. Формальное и реальное равенство. Принципы формального равенства – основа юридического закона.
|
|
Понятие справедливости. Справедливость как социально-нравственная мера деятельности людей и идеальная основа нормативного строя права.
Понятие закона. Правовой закон как выражение природы межчеловеческих отношений. Всеобщность и непреложность правового закона. Социальная целесообразность и стабильность социальных отношений – основа правового закона.
Понятие о логике правосознания как совокупности интеллектуальных установок, согласованности его принципов, способах систематизации и движения понятийных структур. Принципы логики правосознания. Системоформирующая роль логики в правосознании. Логика правовых оценок, норм и ценностей. Критерии и логика правовых решений, выбора. Конечные цели правовых рассуждений.
Тема 10. Правовая глобализация и правопонимание в современном мире
Право в эпоху постмодерна. Поиск интегративного правопонимания и методология теории права. Концепции философии права в эпоху постмодерна. Идея прав человека и их гарантий в аргументации сторонников глобализации.
Понятие глобализации и ее виды: экономическая, политическая, культурная, правовая и т.д. Глобализация и глобализм. Глобализация как мировой феномен и универсализация европейских правовых ценностей. Философско-правовое осмысление процессов модернизации и глобализации в политико-правовой и экономической сферах. Глобализация концепции прав человека. Универсализация правосудия и идеала правового государства. Концепция правового реализма.
|
|
Право как основной инструмент управления процессом формирования сетевого миропорядка. Роль экономической и политической интеграции государств в XX веке, а также внутренней логики права, поиска всеобщих и неизменных, универсальных и истинных принципов справедливости в становлении международной правовой системы. Рационалистические теории естественного права Нового времени и эпохи Просвещения и правовой универсализм XXI века. Новые источники права: корпоративное право, обычаи и нормы деловой и корпоративной этики. Основные факторы формирования транснациональной правовой системы: международное корпоративное и транснациональное торговое право, универсализация торговых обычаев, совершенствование договорного права, разработка общих принципов и единых подходов осуществления коммерческой деятельности. Размывание границ между частными и публичными интересами, частным и публичным правом в эпоху глобализации. Последствия правовой глобализации.
|
|
Роль судебной власти в правовой глобализации. Формирование специализированных международных судебных инстанций на основе универсальных правовых принципов и правопонимания. Унификация процессуального права и функционирование наднациональных судебных органов.
4.Фонд оценочных средств промежуточной аттестации
по дисциплине (модулю)
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
4.1.1. В ходе реализации дисциплины…используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
При проведении занятий семинарского типа:
1. Дискуссии
2. Тесты
3. Рефераты
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.
Приводятся методические материалы, обеспечивающие оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности.
4.2.1. Дискуссия на тему: Предмет философии права.
Цель: выявление предпосылок формирования европейской философско-правовой мысли.
Примерный перечень тем для дискуссии:
Античные корни философии права.
Теократическое измерение права и государства (метод веры, опирающийся на опыт церкви)
Протестантизм и культура Ренессанса в политико-правовом контексте
|
|
4.2.2. Дискуссия по вопросу: Правовая онтология
Цель: формирование смысловых связей теории общественного договора
Для обсуждения предлагается три модели общественного договора:
1. Идея общественного договора у Гоббса
2. Взгляды Локка на естественное состояние и общественный договор
3. Категорический императив Канта и общественный договор.
4.2.3. Дискуссия на тему: Основные типы правопонимания.
Цель: выявление методологических особенностей различных подходов к праву.
Примерный перечень тем для дискуссии:
1. Методология права: понятие и место в юриспруденции.
2. Позитивистские аспекты юриспруденции и методологии права.
3. Социологические аспекты права.
4. Естественно-правовые подходы к праву.
5.Интегравтиыне теории права.
4.2.4.Дискуссия на тему: Самобытность русской философии права.
Цель: выявление особенностей формирования политико-правовых идей в Московском государстве.
Примерный перечень тем для дискуссии:
Духовные основы русского правопонимания.
Основные идеи древнерусского права.
Симфония властей и ее отражение в законодательстве Древней Руси.
Парадигмы в юридической науки и концепции правопонимания.
4.2.5.Дискуссия на тему:Правовая антропология.
Цель: выявление самобытных оснований русского правопонимания.
Примерный перечень тем для дискуссии:
1. Русская философия права: понятие и место в системе правоведения.
2. Социально-философская методология русской философии права.
3. Формационный и социокультурный (цивилизационный) подходы к праву в России.
4.2.6.Дискуссия на тему: Правовая гносеология.
Цель: выявление современных методов научного правового познания в постижении права.
Примерный перечень тем для дискуссии:
1. Право и глобализация.
2. Право и кризис либерализма.
3. Государство в условиях новой идейной парадигмы.
Тесты по курсу
1. К какой группе наук относится философия права:
Историко-теоретических юридических дисциплин;
Физико-технических;
Прикладных естественно-научных;
Отраслевых юридических дисциплин.
2. Какие преступления согласно Ветхому Завету считались наиболее тяжкими?
идолопоклонство и колдовство;
убийство;
прелюбодеяние;
воровство;
3. В каком диалоге Платона речь идет об идеальном государстве:
Государство;
Тимей;
Апология Сократа;
Критий.
4. Кто из перечисленных ниже мыслителей сформировал политическое мышление в Древнем Китае:
Конфуций;
Шан Ян;
Лу цзы;
СяньДзеньПин.
5. Какое из произведений Аристотеля посвящается политическому идеалу Афин:
Афинская полития
Никомахова этика;
Эстетика;
Метафизика.
6. Какая из перечисленных ниже заповедей Законодательства Моисея является главной:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим.Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя»
«Не прелюбодействуй»
«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему»
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе»
7. Какие идеи лежали в основе Византийской империи?
Христианской нравственной проповеди
Исламской проповеди;
Классовой ненависти;
Расового превосходства
8. Кем был Августин Блаженный?
Христианским богословом
Исламским богословом
Фарисеем, то есть иудейским книжником
Католиком
9. Христианское учение о достоинстве каждого человека возникло на этапе:
Натурфилософском
Теологическом
Рационалистическом
Постмодернистском
10. Понимание естественного права как предписания здравого разума свойственно этапу:
Натурфилософскому
Теологическому
Рационалистическому
Постмодернистскому
11. Согласно марксизму право – это:
Выражение воли трудящегося класса
Возведенная в закон воля господствующего класса
Выражение воли большинства народа
Совокупность норм, обеспеченных принуждением государства.
12. Правовая онтология это:
Учение о практическом законотворчестве;
Учение о смысле права как ценности;
Учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности;
Учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности.
10. Укажите автора работы «Философия права»:
1) Маркс;
2) Кант;
3) Энгельс;
4) Гегель.
11. Назовите суждение, которое отражает точку зрения философско-
правового иррационализма:
1) Правовая реальность существует и формируется на основе дорацио-
нальных феноменов (воли, чувств, интуиции, «жизненном порыве»);
2) Знание– это основополагающая составляющая правовой реальнос-
ти;
3) Правовая реальность – это порождение Духа, инобытие идеи и т.п.;
4) Правовая реальность – это отражение в общественном сознании
материального бытия, материальных отношений.
12. Философия права и Общая теория государства и права взаимосвязаны
следующим образом:
1) Имеют общий объект исследования;
2) Имеют общий предмет исследования;
3) Исследуют явление на сущностном уровне;
4) Они не взаимосвязаны между собой.
13. К. Маркс определял право, следующим образом:
1) Право – это надстройка над экономическим базисом, это юриди-
ческое оформление общественных, в первую очередь экономичес-
ких отношений;
2) Право как политическая справедливость;
3) Право – это совокупность условий, ограничивающих произвол одного
человека по отношению к другому посредством общего закона свободы;
4) Право – действие божественной справедливости в обществе
14. Родоначальником нормативизма является:
1) А. Шопенгауэр;
2) О. Конт;
3) И. Кант;
4) Г. Кельзен.
15. Правовая гносеология это:
1) Учение об основных принципах, формах, способах существования
и развития правовой реальности;
2) Учение о практическом законотворчестве и практическойреализа-
ции права, о принципах правовой деятельности;
3) Учение о смысле права как ценности, о праве как справедливости и
общем благе;
4) Учение о природе, методах и логике познания и толкования право-
вой реальности.
16. «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения» ст. 17 Конституции РФ - эта статья отражает
сущностную характеристику:
1) Естественного права ;
2) Позитивного права;
3) Конституционного права;
4) Гражданского права.
17. Политико-правовое учение, включавшее в себя положение об
отмирании государства и права и права по мере развития общества:
1) Либерализм;
2) Консерватизм;
3) Марксизм;
4) Анархизм.
18. Правовая аксиология это:
1) Учение о смысле права как ценности, о праве как справедливости и
общем благе;
2) Учение о практическом законотворчестве и практическойреализа-
ции права, о принципах правовой деятельности;
3) Учение о природе, методах и логике познания и толкования право-
вой реальности;
4) Учение об основных принципах, формах, способах существования
и развития правовой реальности.
19. Существуют неотъемлемые и непередаваемые государству права
личности, считал:
1) Г. Гроций;
2) Ф. Бэкон;
3) Д. Локк;
4) Т. Гоббс.
20. Суждение, отражающее точку зрения философско-правового идеализма:
1) Правовая реальность – это отражение в общественном сознании
материального бытия, материальных отношений;
2) Правовая реальность – это порождение Духа, инобытие идеи и т.п.;
3) Правовая реальность – это совокупность единичных фактов «очи-
щенных от морали, политики, психологии»;
4) Правовая реальность – это согласование деятельности человека и
государства.
21. Закон талиона (возмездия) – это:
1) Социальная справедливость;
2) Воздающая справедливость;
3) Уравнивающая (гражданская) справедливость;
4) Распределяющая (пропорциональная) справедливость.
22. Какое из суждений отражает точку зрения философско-правового
материализма:
1) Правовая реальность – это порождение Духа, инобытие идеи и т.п.;
2) Правовая реальность – это согласование деятельности человека и
государства;
3) Правовая реальность – это отражение в общественном сознании
материального бытия, материальных отношений;
4) Правовая реальность – это совокупность единичных фактов «очи-
щенных от морали, политики, психологии».
23. Больше всего на развитие отечественной политико-правовой мысли повлияли следующие факторы:
- Восточная христианская церковь (православная вера) и церковное право;
- Кровожадность татаро-монгольских племен;
- Богатство недр России;
- Алкоголизм.
24. Какая из идей принадлежит славянофилам:
Опыт политико-правового заимствования с Запада для нас не приемлем.
Россия не должна развиваться особым образом, должна выбрать западный путь развития.
«Не открыть свое, а идти за чужим".
Культивирование материальных начал привело Запад к счастью.
25. Какая из идей принадлежит славянофилам:
В России право всегда есть справедливость – правда, неразрывная с религиозно-нравственными идеалами.
Право есть система наказаний
Право – нормы, обеспеченные принуждением
Право – свобода для всех в рамках закона.
26. Какая из идей принадлежит славянофилам:
Либерализм, парламентаризм не приемлемы для России.
Общинный дух, коллективизм русских людей сформировали особый тип государственности, основанный на культе силы.
Русский народ стремится к мировому господству.
Для России необходим – либерализм.
27. Философские и политические идеи западников:
В России необходимо культивирование правовой культуры, юридического мировоззрения.
России необходимо стать служанкой Запада.
История России полна доблести, прошлое у нее - светлое.
Православие – лучший выбор в качестве религии
28. Что является источником права в естественно-правовых теориях правопонимания
природа естество человека – источник права
Бог – нормотворец
воля суверена – источник права
менталитет или дух нации – источник права
29. В названии трактата «Слово о Законе и Благодати» отражено
Соотношение закона Ветхого Завета и Богочеловека Иисуса Христа
Куликовская битва
Становление правового государства в Русской Земле
Языческое будущее Русского государства
30. Период от сотворения мира до земного Рождества Христа христианство называет :
«Эпохой закона»
«Эпохой подготовки»
Эпохой «Царствия Божия»
«Эпохой язычества»
31. Каковы требования автора «Слова о законе и благодати» к правителю
Князь должен быть единодержцем всей земли, творить милостыню и быть щедрым к своим подданным, заботится о сирых, болящих, вдовых и всех иных, требующих милости, а также о церквах и монастырях
Власть можно употреблять не праведно
Власть должно употреблять силою, Чем больше рабов, тем лучше
«Много казни, много милуй»
32. Какое из утверждений могли высказать митрополит Иларион и Владимир Мономах
Князь – защитник земли Русской, отвечающий перед Богом за ее судьбу
Русская земля, Русь – должна стать правительницей мира
Князь должен насильно обращать в православие
Внешнеполитические задачи князя – порабощение и завоевание мира
33. Образ Великого Князя в русской государственно-правовой идеологии самодержавия
Князь должен иметь хорошее войско, заботиться о процветании своего народа, вести мирную политику, а Царская гроза – необходима для устрашения беззаконных и врагов во благо отечества
Не милостив (рука его всегда “не простерта на подаяние убогим”)
Выступает как хозяин над всеми своими людьми (“кораблю глава кормник, а ты, князь, людом своим”)
Важно только верховенство князя, князю не должно иметь при себе “думцев” и опираться на их Совет (Думу)
34. Кто такие «нестяжатели»:
Его представители выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества, вмешательства ее в дела государства
Представители русского гуманизма и реформаторства на Руси в XV веке
Противники монастырской жизни
Гвардия князя
35. Какие идеи можно увидеть у Нила Сорского:
Наилучшим для монахов и человеческого общества является отсутствие частной собственности; недопустимо преследовать еретиков: нельзя укорять и осуждать заблуждающих
Еретиков надо жечь на костре и их собственность раздавать бедным
Наилучшим для монахов и человеческого общества является наличие частной собственности для подаяния милостыни и для преследования еретиков
Лучшее для монаха – молитва и ничего не делание
36. Идеи Иосифа Волоцкого:
«Церкви подобает поклонитися паче, нежели царем или князем и друг другу», что церковь имеет право на более сильное влияние, чем светская, в государственных и общественных делах
Испытывать и наказывать нестяжателей мечом
Необходимо монастырям иметь мощное хозяйство для сытой жизни
Политические шаги правителя нельзя подвергать критическому осмыслению
37. Какая из идей - принадлежит Максиму Греку
Царская власть должна быть ограничена советом бояр и дворян, законом и правдою
Цель государства – в построении Царствия Небесного
Применение закона не должно сопровождаться милостью
Царь должен высылать из страны сирых и обидимых, не слушать советы мудрых
38. Какая тема из истории государства и права не связана с проблематикой Нового времени
"Постиндустриальная цивилизация: особенности государственно-правового развития".
"Становление конституционного государства во Франции»
"Англия: от абсолютной монархии к парламентской»
"Демократический опыт формирования конституционного государства в США«
39. Какой этап развития идеи естественного права был в Новое время
Рационалистический.
Натуралистический.
Теологический.
Гуманистический.
40. Какие труды принадлежат Гуго Гроцию из числа, приведенных ниже:
«О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права».
«О законах»
«Шесть книг о республике»
«Критика практического разума»
41.Какое из произведений принадлежит Т. Гоббсу.
«Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права».
«О законах»
«Шесть книг о республике»
42. Кому принадлежит разделение двух состояний человеческого общества из мыслителей Нового времени в данной версии:
1. Естественное состояние («человек человеку волк», «война всех против всех», отсутствие частной собственности, каждый имеет естественное право на все что видит, неограниченная свобода, общества нет) – господство инстинктов.
2. Государственное состояние (общественный договор о государственной власти, примиряющей всех, отказ от естественных прав, общество есть) – господство разума.
Томасу Гоббсу
Джону Локку
Гуго Гроцию
Том Пейну
43. Чья мысль легла в основу идеи общественного договора: «Человек-человеку волк»
Томас Гоббс
Гуго Гроций
И.Кант.
Джон Локк
44. Какое произведение из ниже перечисленных описывает утопический коммунизм
«Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (Автор Томас Мор)
Философия права (Автор - Гегель)
Сумма теологии (Автор – Фома Аквинский)
Государь (Автор - Макиавелли)
45. Какая цитат взята из Византийского сборника законодательных актов времен Македонской династии «Василики»:
«Закон получил наименование от правды, так как есть искусство прекрасного и равного. Правда же есть твердая и постоянная воля, воздающая каждому принадлежащее ему право. Свойства правды – честно жить, другому не вредить и каждому воздавать свое. Мудрость правды состоит в познании дел Божеских и человеческих, справедливого и несправедливого»
«Государь должен правит не взирая на моральность своих поступков»
«Народ является источником царской власти, выбирая императора»
«Править в государстве должны мудрейшие, познавшие идею блага»
46. Николло Макиавелли призывал главу государства:
Быть разумным, используя разум для сохранения власти
Быть либеральнее для сохранения власти
Быть жестоким, карать инокомыслящих
Быть нравственным, вызывать уважение
47. МарсилийПадуанский считал, что
народ должен избирать священников, а поскольку король представляет народ, то он и должен был избирать папу римского…
священники должны избирать из народа лучших для правления государством
Короля и Папу должен избирать народ
Папа Римский назначает короля
48. Макиавелли впервые:
Рассматривает проблемы государственного управления вне этических и религиозных ценностей…
Рассматривает монарха как человека, которого надо выбирать
Считает главным соответствие политических решений религии Христианства
Предлагает демократию
49. Основой власти по Макиавелли являются:
хорошие законы и хорошее войско;
хорошая полиция и мудрое руководство;
богатая казна и поддержка церкви
нравственность
50. Кому принадлежит следующая фраза: Для сохранения власти в исключительном случае государь может идти на все: на обман, на не справедливость, на жестокость
Макиавелли
Аристотель
Лао-цзы
Фома Аквинский
51. Кто выступал за разграничение церкви и государства, что усилило самостоятельность светских государей.
Протестанты
Духовенство католическое
Феодалы
Фома Аквинский
52. «Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся вне юрисдикции государства»:
Мартин Лютер
Платон
Аристотель
Маккиавелли
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1745; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!