КАК ПРОЙТИ «ДВЕНАДЦАТЬ ШАГОВ»



Шаги с первого по третий

Программа «Двенадцать Шагов» служит планом для строительства новой совокупности линий поведения, и этот план дарит надежду, которая так необходима, когда кто-то ищет помощи в решении проблемы алкоголизма друга или члена семьи.

Когда я посетила свое первое собрание и услышала, как прочитали программу «Двенадцать Шагов», я и не думала, что нам придется их «проходить». Я помню, как считала, что все,

что мне нужно сделать, это обдумать их, а затем жить по-дру- гому — автоматически. Я привыкла к освоению ряда идей или философских мыслей, изучая сочинения, которые раскрывают различные темы.

Я не ожидала подобного сюрприза! Когда я слышала, как мужчины и женщины рассказывают о своих попытках пройти тот или иной шаг, то не представляла, о чем идет речь. Я стеснялась сказать своему наставнику, как мало я понимаю, но она и сама догадалась. Она предложила вместе пройти шаги. Это предложение было ключевым и помогло мне наладить отношения с программой. Она помогла мне понять, как распознать мое бессилие и бесконтрольность. Мы по очереди проходили шаги, и сейчас я делаю то же самое полезное упражнение с моими подопечными.

ШАГ ПЕРВЫЙ: «Мы признали, что бессильны перед алкоголем —

что наши жизни стали неуправляемыми»

В первом шаге нам напоминают, что мы не властны над алкоголем, следовательно, и над алкоголиками тоже. Это бессилие означает, что мы не можем изменить алкоголика. Мы не в состоянии его излечить. Мы не способны его контролировать. И мы не можем изменить или контролировать не только алкоголика, но и другого человека в нашей жизни до тех пор, пока они сами не позволят нам управлять ими.

Первый шаг также просит признать, что мы не властны над нашими жизнями. Для многих взаимозависимых это горькая пилюля. Разве мы не выполняли свою работу и одновременно не пытались выполнить ее за алкоголика? А как насчет ситуаций, когда мы самостоятельно пытались со всем справиться изо дня в день? Брать на себя дополнительную нагрузку не было для нас чем-то необычным. Мы хотели, чтобы нас заметили за наши усилия. Нам нужно было столько одобрения от окружающих, сколько мы могли получить. Тяжело понять, как можно считать нашу жизнь неконтролируемой, когда в воздух поднималось столько мячиков, сколькими мы могли жонглировать.

Эту часть из первого шага мне было сложно признать. Я работала преподавателем полный рабочий день в университете, окончила школу с золотой медалью, и у меня была активная светская жизнь. Неуправляема? Моя жизнь?

До меня никак не могло дойти то, что некоторые аспекты моей жизни были неуправляемы. Мои эмоции, например, руководили мной. Я не пыталась их контролировать. Если кто-то со мной взаимодействовал, я позволяла тону этого общения определять, как я буду себя чувствовать и, таким образом, стану воспринимать себя. С помощью наставника я наконец смогла увидеть эту привычку и перейти ко второму шагу.

ШАГ ВТОРОЙ: «Мы поверили в существование Высшей Силы, более могущественной, чем мы сами, которая может вернуть нам душевное равновесие»

Второй шаг гласит, что мы можем верить, что существует Высшая Сила, к которой мы можем обратиться. Позволить невидимой Силе взять под контроль детали, которые, по нашему мнению, мы так хорошо контролировали, может показаться отчаянной мерой с малой надеждой на успех. И упоминание о «восстановлении нашего душевного равновесия» новичкам кажется нелепым. И нам даже никогда не приходило в голову, что наша постоянная, чрезмерная потребность в контроле была безумием. В конце концов, мы всего лишь делали то, что должны были. Если бы не этот шаг, не многие из нас в «Ал-Анон» определили бы наше поведение как безумное.

Но нас ждет облегчение, когда мы, наконец, скажем: «Да, я был безумцем, проживая свою жизнь и пытаясь также прожить ее за других». И что даже лучше, это то, что нам никогда больше не нужно возвращаться к нашему прошлому направлению мыслей. Слово «безумный» подходит только для описания нашего прошлого.

ШАГ ТРЕТИЙ: «Мы приняли решение препоручить нашу волю и наши жизни Богу, как мы Его понимаем»

Лично я не имела никакой духовной системы взглядов до того, как пришла в «Ал-Анон». Я не знала, что духовность была частью «образования», когда попала в программу, и поэтому она, так или иначе, на меня не повлияла. Я просто соглашалась с ритуалом открывающей и завершающей молитв. Я слышала упоминания о

Боге во многих беседах и в программе «Двенадцать Шагов», но я не воспринимала информацию. Я не думала, что вся эта «болтовня о Боге» меня как-то заденет, но я не считала важной возможность получить больше контроля над моей жизнью и жизнью других людей. Для меня была важной необходимость чувствовать меньше тревоги и больше контроля.

Конечно же, парадоксально было то, что, когда я ослабила противостояние тому, чтобы впустить Бога, моя тревога ослабла. Присутствие моей Высшей Силы, которая была рядом все время, было противоядием от беспорядка, который стал центром моей жизни. Чтобы достичь этого результата, все, что мне нужно было сделать, это просто быть там очно. Я ничего не должна делать, просто появляться и слушать сердцем и разумом. На самом деле я рада, что сначала я смутно воспринимала, что такое Бог, потому что эта неясность заставляла меня возвращаться снова и снова.

Третий шаг многими воспринимается как самый важный из всех. Я помню, как слушала ветерана на собрании «Ал-Анон», он сказал, что, если у нас в жизни была какая-то проблема, любая трудность, мы бы не прошли третий шаг. Если мы позволяем Богу принимать все решения, это избавляет нас от действий вслепую и беспокойства, которое может возникнуть, когда мы делаем свой выбор, который, по нашему мнению, мы должны сделать; это также помогает избавиться от тревоги о будущем. Ничто не кажется сложным в поступках приближающегося дня, если мы позволяем Богу взять над всем верх.

Перестать контролировать детали нашей собственной жизни и жизней всех людей, которые нас окружают, — это не единовременное решение для многих из нас. Мне стало гораздо легче, когда тот же самый ветеран сказал, что мы должны повторять третий шаг снова и снова, может, даже несколько раз за день. Это знание позволяет пройти процесс «повторения» столько раз, сколько потребуется.

Первый, второй и третий шаги — это этапы на пути к абсолютно другому жизненному опыту. Если бы нам не пришлось делать все остальные шаги, мы все равно видели бы существенные перемены каждый день. Но, к счастью, многие из нас не останавливаются на первых трех этапах.

ЗАМЕНА ОЖИДАНИЙ

ИСТОРИЯ НОРЫ

Нора не пила уже более двадцати лет. Ни один из ее родителей не был алкоголиком, но тем не менее в ее семье преобладало поведение, сходное с тем, которое присуще алкоголикам. Без сомнения, в семейном древе присутствовали люди, страдающие от алкогольной зависимости. Алкоголизм взял свое среди ее сестер. Одну из них, Сильвию, можно назвать «иногда не пьющей» алкоголичкой и наркоманкой, но без программы. Другая ее сестра, Рей, отделилась от семьи.

Нора начала пить, когда еще училась в колледже, и обнаружила, что алкоголь помогает ей чувствовать себя более комфортно в обществе других, в особенности мужчин. Это произошло незадолго до того, как она начала пить ежедневно. Ее, конечно же, тянуло к мужчинам, которые тоже пили каждый день, и она вышла замуж за первого, кто сделал предложение.

Этот брак вскоре рухнул, но не прежде, чем родился сын, который со временем пошел по стопам родителей. Но Нора не возвращалась к трезвости. Однако ее жизнь не была стабильной до тех пор, пока она не обратилась за помощью в «Ал-Анон» после того, как у ее сына появились проблемы с алкоголем и наркотиками. Когда он начал лечение от своих зависимостей, она отправилась за советами в «Ал-Анон». Она не имела четкого представления о том, чему там учат. Пробыв к тому времени членом «АА» много лет, она не была уверена, что ей нужна дополнительная помощь. И так многие из нас, кто в конце концов приходит в аудитории «Ал-Анон», спрашивают себя: «Разве одной программы не достаточно?» Для Норы ответ был: «Нет». Она обратилась в «Ал-Анон», чтобы ей помогли в сложной задаче быть родителем алкоголика, но вместо этого к ней относились, как к дочери.

После посещения собраний «Ал-Анон» Нора осознала, насколько была зависима от мужчин или от стремления сделать свою жизнь значимой. «АА» определенно помогло ей освободиться от зависимости от алкоголя, но ничего не сделало для освобождения ее от зависимости от мужчин. Она никогда прежде не замечала, насколько зависела от внимания, хорошего или плохого, лиц мужского пола в ее жизни. Тот факт, что они определяли за нее, как она будет себя чувствовать, оставался абсолютно незамеченным до тех пор, пока она не начала посещать собрания «Ал-Анон».

Сегодня Нора не особо торопится прекратить отношения с важными мужчинами в ее жизни, хотя, сделай она это, ей было бы лучше. Раствориться в человеке, потребности которого не совпадают с ее собственными, если этот человек отвечает ей взаимностью сексуально, гораздо легче для нее. Она понимает, то, как протекает ее общение, связано с тем, как она себя чувствует, когда «приглашение» уже отправлено, но наличие этого знания не всегда помогает ей сдержаться, когда это следует сделать. Однако в большинстве случаев Нора может уйти и уходит от нездоровых отношений, когда такая необходимость возникает.

Проблемы с самооценкой, которые преследовали Нору в молодости, во время и после брака и в ее значимых интимных отношениях, все еще требуют ее внимания, и, возможно, так будет всегда. Эти сложности обременяют многих людей, с которыми я беседовала, как мужчин, так и женщин. Как и Нора, многие из нас, будучи молодыми, ошибочно верили, что мы ничего не достойны, глупы, уродливы, надоедливы или слишком ординарны, чтобы рассчитывать в нашей жизни на кого-то еще. Знание, что это неправда, не перепишет программу в нашем сознании немедленно. Однако «Ал-Анон» поможет нам в этом, так же как помог Норе.

Хотя ее сын и дочь росли приближенными к «Ал-Анон» большую часть их жизни, это не спасло их от алкоголизма. Но это означает, что решение проблемы алкоголизма не является для них чем-то незнакомым, когда Нора оглядывается на свою жизнь до настоящего момента, она чувствует благодарность за все, что с ней случилось.

ПРОЗРЕНИЕ Умение уходить

Один из первых способов поддержки, которую сообщество «Ал-Анон» оказало Норе, заключался в том, чтобы дать ей силу уйти из семьи, в которой она родилась, когда они стали плохо к ней относиться. Ее разлука с семьей была долгой, но она была рядом с родителями, когда они умирали.

Норе также часто приходилось отдаляться от своего сына. После развода ей на некоторое время пришлось отправить его пожить с отцом, так как она не могла контролировать его поведение. Ей все еще приходится временами находиться на расстоянии от него, так как он не всегда трезв. Нора тяжело переносит эту разлуку, как и любой родитель в подобной ситуации. Физическое и эмоциональное отдаление от людей, которые когда-то играли важную роль в нашем развитии, всегда непросто. Но Нора верит, что ее сын имеет Высшую Силу в своей жизни, которая столь же сильна, как и ее собственная. И она знает, что его Высшая Сила не принадлежит ей. У нее хватает сил не принимать участия в его жизни и позволять ему самому выбирать свой путь, невзирая на то что она надеялась сделать это для него. Это же самое знание также дало ей возможность отказаться от необходимости заставлять свою сестру Сильвию пройти ту же программу оздоровления, которую она сама прошла.

Нора поняла, что как только мы принимаем знание о том, что у каждого есть своя собственная Высшая Сила, то способны освободиться от ответственности, которую мы безуспешно несем за кого-то. Мы также можем больше времени тратить на маленькие радости, которые всегда встречались на нашем пути, но мы были слишком заняты, чтобы их замечать. Как говорит Нора? «Отстраненность — это подарок для обоих. Она подтверждает, что другой человек может сам о себе позаботиться, и просто позволяет мне прожить свою жизнь».

Нора говорит, что способность отказаться от расчетов того, кем должны стать твои дети, что должен сделать бывший муж или какими должны быть отношения с ее сестрами, была самой полезной в программе. Ожидания, как те, которые управляли ее жизнью, — это установка на разочарование. Сейчас, вместо того чтобы позволять ожиданиям определять ее планы, она разрешает планам определять ее ожидания. Она знает, что, если ожидания других не удовлетворяются, ей нужно направить поиски на что-то другое.

ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ГНЕВА

В «Ал-Анон» Нора научилась не позволять гневу брать верх. Простой прием сосчитать до десяти перед тем, как реагировать, спас ее от многих ненужных споров и смущения, потому что он позволяет отступить назад и еще раз обдумать необходимость возражений. Счет до десяти также способен дать шанс по-другому взглянуть на происходящее. (Лично я поняла, что моя Высшая Сила ждет, когда я постараюсь иначе взглянуть на то, что не нашло моего одобрения.)

Первое, что мы часто делаем, когда что-то идет не по- нашему, — ищем виновного, и потом навязываем ему свое мнение. Другой человек вынужден как-то реагировать на это. Злиться или нападать в ответ, если кто-то зол на нас, — это никогда не помогает. Это только усугубляет и без того безвыходное положение для обеих сторон. Минутное удовольствие, которое, как мы думаем, мы ощутим, если ответим на словесное оскорбление, — это всего лишь мгновение, в которое мы успеем произнести: «Попался». Затем наступает время стыда, и ссора переходит на новый уровень. Нора обнаружила, что свобода от гнева, невзирая на то что происходит вокруг нас, — это глоток свежего воздуха.

Шаги с четвертого по пятый

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ: «Мы тщательно и без страха проанализировали самих себя»

ШАГ ПЯТЫЙ: «Мы признали перед Богом, перед собой и окружающими свои ошибки»

В четвертом шаге перечисляются все наши проступки. Люди,

которые приходят в «Ал-Анон», ошибочно считают, по крайней

мере, изначально, что они безгрешны. Конечно же, я таковой себя не считала. Когда я еще была на этапе первого шага, то написала детальный, на семьдесят пять страниц отчет о том, что каждый человек и в особенности мужчины сделали со мной за всю мою жизнь. Я помню, в каком приподнятом настроении была, когда перенесла все то, что было в моей голове столько лет, на бумагу.

Я договорилась пройти пятый шаг с пастором, который тоже был в программе «Ал-Анон». Я читала то, что написала, более четырех часов, а он слушал, лишь изредка комментируя. Прочитав последнюю страницу, я взглянула на него, ожидая аплодисментов. Он тихо и вежливо сказал: «Ваш перечень был о других, а не о вас самой». Я была смущена, поражена и обижена и чувствовала себя полной неудачницей. Я отправилась домой и поклялась, что больше не стану делиться своим опытом на собраниях.

Хотя я никогда не слышала, чтобы кто-либо рассказывал подобную историю на собраниях «Ал-Анон», но уверена, что в программе принимали участие и другие люди, которые были не способны видеть свои грехи, когда пробовали пройти четвертый шаг впервые. Я выросла в семье, где все привыкли к обвинениям, поэтому я чувствовала себя комфортно, перекладывая ответственность на других, когда все шло плохо. Я так долго строила из себя жертву, что не могла даже вообразить, что на самом деле не являюсь таковой. Когда я впервые стала проходить этот шаг, то меньше всего ожидала, что он в свое время придаст мне сил. Это тот этап, который сильнее всего повлиял на мое поведение.

В конце концов с помощью наставника и многих последующих собраний я поняла, что не смогу пойти на поправку, пока не возьму ответственность за саму себя и за ту роль, которую я беру на себя во всех отношениях. Приняв на себя ответственность за все стороны своей жизни, в том числе за уродливые, обычные и хорошие — вот что пробуждает в нас желание меняться, с божьей помощью, независимо от того, какое поведение нужно менять. Артикуляция этой ответственности перед Богом и другим человеком помогает нам на самом деле прекратить сопротивление и позволить другим людям узнать, кто мы есть на самом деле. Только тогда мы можем позволить себе принять помощь от людей, которые прошли или проходят по тому же пути.

Я поняла, что полезно пройти четвертый и пятый шаги несколько раз дополнительно. Чем сильнее мы отдаляемся от прошлого, тем четче видим некоторые его части. Также, чем дольше мы находимся среди других исцеляющихся людей и принципов программы, тем честнее мы становимся.

ВОЗВРАЩЕНИЕ НАДЕЖДЫ

ИСТОРИЯ БЕТ

Бет описывает свою семью, в которой родилась, как самую обычную. Отец ее матери был алкоголиком; хотя у ее мамы присутствовали некоторые классические симптомы взрослого ребенка алкоголика, сама она не проявляла тяги к выпивке. Отец Бет много путешествовал по работе, и, как результат, семья часто переезжала. Ее родители не проявляли жестокости друг к другу или к своим шестерым детям. «Домашняя атмосфера в целом была очень уважительной», — говорила Бет. По большей части они выглядели как нормальная семья. Основным недостатком было то, что все вмешивались в дела друг друга. После того как Бет уехала из дома, ей часто названивали ее братья и сестры.

Бет была старшим ребенком в семье и с раннего детства проявляла качества замечательного опекуна. Она не была из тех детей, которые попадали в неприятности. На нее всегда можно было рассчитывать, она добросовестно выполняла свои обязанности и брала на себя часть чужих.

В семье, где она родилась, единственным человеком, который проявлял признаки алкоголизма, была ее сестра, но Бет вышла замуж за человека с этой болезнью. Они с Бредом познакомились, когда оба работали, и Бет ловко перенесла свою заботу с семьи на него. Естественно, он с радостью принял помощь. Он был классическим примером человека с тяжелой судьбой, и Бет стала классической взаимозависимой. К тому времени, как у них появились дети, одному из которых требовались множественные операции, Бред потерял свою работу. Бет обратилась за помощью к одному из друзей мужа, который помог убедить Бреда отправиться на лечение.

Бет одновременно чувствовала облегчение и боялась выздоровления Бреда. Ее пугала потеря контроля над переменами, которые могло принести его лечение. Духовный наставник Бреда посоветовал Бет отправиться в «Ал-Анон». Она не особо обрадовалась умозаключениям духовного наставника о том, что ей нужна помощь. Она полагала, что это ей следовало заниматься устройством их жизни, и считала, что у нее не было проблемы, которая требовала решения. Но она привыкла выполнять то, что говорили «авторитеты», поэтому и обратилась в «Ал-Анон».

После того как Бред закончил лечение, он продемонстрировал признаки взросления. Он принял на себя некоторые обязанности, которых избегал длительное время, и это застало Бет врасплох, она не могла освободиться от необходимости легко контролировать эти обязанности. Она полностью сосредоточила свое внимание на нем, когда он вернулся с лечения. Она в него не особо верила, и он это чувствовал. Бет считала, что ее эмоции оправданы, но также ощущала, что муж разделяет их. Они также знали, что иметь больного ребенка означало, что им нужно «играть» роль родителей даже более усердно, чем когда Бред пил.

В течение некоторого времени Бред был предан своей программе «АА», а Бет отправилась в «Ал-Анон». Затем он решил, что собрания ему больше не нужны, так как он перестал пить и снова устроился на работу.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!