Наиболее яркие примеры архитектурного экспрессионизма (э) в 1920 – 1930 гг



Архитектурный экспрессионизм XX века и Неоэкспрессионизм 1950 - 2000-х гг.

 Содержание:

1. Общие сведения

2. История появления стиля

3. Основные черты

4. Ключевые фигуры экспрессионизма

5. Наиболее яркие примеры архитектурного экспрессионизма

6. Неоэкспрессионизм

7. Заключение

 

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — авангардистское течение в европейском искусстве и архитектуре, получившее развитие в конце XIX — начале XX века, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образа (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого архитектора.

Политические и экономические проблемы начала ХХ века после событий Первой Мировой войны создают условия для проявления экспрессионизма в архитектуре.

Данный период знаменуется большими переменами в искусстве большинства европейских стран. Хотя отмечающиеся явления отличаются друг от друга, в них легко можно разглядеть общее направление отказ от реализма, характерного для прошлого.

Намечались и серьезные перемены в обществе – капитализм входил в свою заключительную стадию. Ее антинародная сущность нашла свое отражение и в искусстве. Происходило отчуждение деятелей искусства от народа. Такой процесс сказался на качестве искусства – существенно его снизил. В таких условиях рождался экспрессионизм, который позднее был назван самым сложным и противоречивым направлением в современном искусстве, сплетая воедино тенденции реакционные и прогрессивные.

Архитектура экспрессионизмабыла попыткой перенести выразительность пло­скостных искусств на трехмерные произведения архитектуры, создать новые парадигмы в искусстве и архитектуре. Привнести новую эстетику в методы формообразования, отказавшись от традиционной архитектуры тогдашних времен.

Черты экспрессионизма: контраст ортогональных форм с криволинейными, динамичная асимметрия в купе с объёмом и формой, которая может проявляться не только в общем виде, но и акцентируя внимание на угловой участок или торец здания.

 

 

Башенные объемы (чаще с вписанной в них лестницей), полихромные решения фасадов с контрастами цвета и фактуры, преувеличенно выступающие профили, пластическая динамичность объемов, эмоциональная выразительность композиции, заострённость, деформация привычных архитектурных форм, искаженная форма, фрагментированная линия, органические формы, большое количество скульптурных форм, использование кирпича и бетона, отсутствие симметрии.

Центром возникновения архитектуры экспрессионизма в 1920-х гг. становится Германия, а её ведущими мастерами Э. Мендельсон, Г. Шарун, Г. Пёльциг, Г. Хёринг.

Наиболее ярким в этот период было творчество Э. Мендельсона, осуществлено к началу 1930-х гг. большинство своих крупных произведений. Символом экспрессионизма в архитектуре стало построенное им в 1921 г здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием "Башня Эйнштейна".

 Оно запроектировано как здание-скульптура с пластичными монолит. ж/б формами, почти исключающее,ортогональные сопряжения. В архитектуре башни её объёмная форма явно преобладает над решением внутренних пространств.

Изучение конструктивных особенностей материалов нашло отражение в проектах универмагов, построенных Эрихом Мендельсоном в Бреслау, Штутгарте, Хемнице и Берлине (1927-31 гг.).

Объёмно-планировочная структура его объектов определена функционально-технологическими требованиями. Использует современные конструкции каркаса, ленточные окна, плоские крыши, динамичную асимметрию, выделяя объёмом или формой угловой участок или торец здания, вводит в композицию башенные объемы чаще с вписанной в них лестницей, применяет полихромные решения фасадов с контрастами цвета и фактуры отделочных материалов фасадов.

Экспрессионизм как архитектурный стиль существовал в Европе недолго. Перешагнув двадцатые, архитекторы начали расставлять акценты иным образом. Их больше привлекала рационализация пространства, нежели декоративные элементы.

В итоге экспрессионизм уходит с архитектурной сцены, чтобы в 1950-1970-х гг. проявиться вновь; очень яркими произведениями, как архитекторов как Ле Корбюзье, Г. Шарун,Э. Сааринен, О. Нимейер, Утзон.

С 1950-х гг. направление получает наименование неоэкспрессионизма.

 

Наиболее яркие примеры архитектурного экспрессионизма (э) в 1920 – 1930 гг.

Крупнейшие представители — Эрих Мендельсон, Г. Шарун, Г. Пёльциг, Г. Хёринг.

Наиболее ярким в этот период было творчество Эриха Мендельсона.

Символом экспрессионизма.в архитектуре стало построенное им в 1921 г здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием "Башня Эйнштейна».

Оно запроектировано как своеобразное здание-скульптура с пластичными монолит. ж/б формами, почти исключающее. ортогональные сопряжения.

Ее объёмная форма явно преобладает над решением внутренних пространств. Это своеобразное сооружение, сочетающее в себе строгую функциональность с пластичностью в решении объема, уподобляющей это архитектурное сооружение произведению скульптуры.

Архитектор видел основу формообразования в современной архитектуре в создании динамических композиций.

Наиболее ярко эти композиционные приемы отражены в многофункциональном здании с кинотеатром "Универсум", построенном Мендельсоном в Берлине в 1926 - 1928 гг.

План имеет форму несколько удлиненной подковы, обеспечивающую хорошую видимость. Вместе с тем это распластанное полукруглое здание с резко противопоставленной его мягким очертаниям вертикалью прямоугольной рекламной башни хорошо организует угол парадной столичной магистрали. Два концентрических подковообразных объёма /зрительного зала и опоясывающего его фойе/ поставлены на столбчатые опоры и контрастны: нижний - большего диаметра имеет по всей протяженности ленточные окна, верхний- глухой.

Контрастны они и по цвету облицовки. Но наибольший контраст предусмотрен автором между низкими и криволинейными объёмами и высокой башней - плоской пластиной, врезанной в этот объём. При этом башня своей светлой облицовкой контрастирует с темными тонами облицовки цилиндрических объёмов.

Монотонным протяженным объёмам промышленных зданий шляпная фабрика в Люкенвальде под Берлином, или белильного цеха текстильной фабрики в Ленинграде динамизм которым , придавала врезка в основной объём технически обусловленных башенных объёмов.

Универмаг фирмы «Шокен» в Штутгарте (1927). Фасад этого пятиэтажного здания представляет собой систему горизонтальных полос остекления, перемежающихся с полосами кирпича и золотистого травертина и захватывающих закругленную башню, в которой расположена лестница. Расположение окон в торговых помещениях на значительной высоте дало возможность разместить стеллажи с товарами вдоль наружной стены. Мощные, асимметрично расставленные акценты повышают выразительность горизонтального построения и придают ему подчеркнуто динамичный характер.

 Ленты окон служат для подчеркивания простой геометричности формы, прямоугольного объема; они воздействуют как элемент игры контрастов, которому Мендельсон подчиняет объемно-пространственное решение всего сооружения.

 

 

2.Шляпная фабрика в Люкенвальде

 

 

Среди других выдающихся обьектов , относящихся к экспрессионизму можно выделить:

«Чилехаус» — одиннадцатиэтажное здание склада товаров, импортируемых из Чили, в юго-восточной части Гамбурга. Это здание было построено в 1922 — 1924 годах по проекту немецкого архитектора Фрица Хёгера и является одним из наиболее значительных памятников экспрессионизма в мировой архитектуре. Также известно под названием «нос корабля».

 

Гётеанум (Goetheanum) — всемирный центр Антропософского движения, расположенный в швейцарском городе Дорнах и названный в честь И.Гёте.Памятник «органической архитектуры» 1920-х годов, по мысли спроектировавшего здание Рудольфа Штейнера, призван представлять собой модель Вселенной.

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 172; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ