Резюме о психофизиологических механизмах антропоптоза



В заключение этой части лекции ещё раз возвращаюсь к вопросу о том, как осуществляется и как расстраивается целеподчинение организма. Осуществляется оно, понятное дело, посредством вегетативной нервной системы, которая, как уже указывалось, регулирует функции не только внутренних органов, но и мозговых структур, ответственных за высшую нервную деятельность. Вследствие такой организации любые поведенческие акты человека, равно как и его психические функции, естественным образом встроены в организм, зависимы от него и оказывают на него встречное влияние. Вот это-то встречное влияние на вегетативную нервную систему со стороны нервных центров, обеспечивающих осуществление родовой функции, и подчиняет ей организм. Поскольку для человека продление рода не сводится к деторождению, а предполагает активное служение обществу (человечеству) всей полнотой своих качеств, удовлетворение соответствующих потребностей не менее значимо, нежели так называемых витальных (в питье, в пище и т.п.). При этом социальная невостребованность фактически столь же болезнетворна, как и социальные запреты: и в том и в другом случае организм утрачивает возможность быть целеустремлённой системой, реализоваться в качестве таковой. А чем это чревато, мы уже знаем. Так что и психосоциальная депривация, и агрессивное давление со стороны какого-либо человека или социальной среды, и психологические факторы, вызывающие депрессию, – всё это риски возникновения танатократии и, следовательно, развития того или иного аутонекротического процесса…

Как видим, все обсуждавшиеся механизмы антропоптоза запускаются одними и теми же обстоятельствами, которые, в общем-то, аналогичны обстоятельствам, запускающим на клеточном уровне апоптоз… Однако в отличие от программированной гибели клеток антропоптоз – явление болезненное по своей сути: человек и может и должен быть долгожителем. То, что сейчас дело обстоит иначе, определено, во-первых, негуманным устройством современного общества; во-вторых, тем, что само оно находится в глубоком системном кризисе; в-третьих, доминированием мировоззрений, предопределяющих развитие психосоциальной аутодепривации.


 

Часть II

О болезнетворных факторах коммерческой цивилизации и профилактике антропоптоза

Об устройстве современного общества

Поскольку современная цивилизация основана на принципе обмена, купли-продажи, её резонно именовать коммерческой (лат. commercialis – обменный, торговый), товарно-денежной. Идеологи, приверженные существующему устройству общества, называют его потребительским, утверждая при этом, что оно ориентировано на всеполное удовлетворение человеческих потребностей. Однако на деле при таком общественном устройстве главным мотивом хозяйственной деятельности является обогащение, нажива… Да, любые товары, услуги, разумеется, рассчитаны на удовлетворения тех или иных потребностей либо частных лиц, либо социальных групп. Но производится всё это вовсе не для того, чтобы удовлетворить, а для того, чтобы получить деньги. Они же, будучи универсальным эквивалентом труда, сами по себе не обладают никакой потребительской ценностью: непосредственно деньгами невозможно удовлетворить никакую реальную потребность. По этой причине деньгами насытиться невозможно, так что обогащение не имеет меры, и нажива – истинный двигатель прогресса. Проблема, однако, заключается в том, что, во-первых, круг человеческих потребностей ограничен; во-вторых, каждая из них имеет меру своего удовлетворения. Эта ограниченность нашей натуры явно противоречит стремлению к наживе, которое безмерно по своей сути. Означенное противоречие обнаружилось уже очень давно и со временем оно становится всё острее. Но, как известно, отказ от фундаментального принципа общественного устройства предполагает социальную революцию, а она пока по целому ряду причин невозможна. Так что на протяжении пока неопределённого срока существующая цивилизация будет эволюционировать. И для такого (эволюционного) развития реально открыт лишь один путь – путь разрушения ограниченной человеческой натуры. Оно-то, к сожалению, возможно, ибо человек – существо до мозга костей социальное: все человеческие потребности формируются в процессе воспитания… Поскольку потребности нормальные (соответствующие биологическим задаткам и родовой функции) давно стали камнем преткновения для дальнейшего расширения рынка, всё более выгодным становится формирование потребностей ненормальных и извращённых: во всё более денатурированной пище, в алкоголе, в табаке, в наркотиках, в опасной развлекательно-информационной продукции… Вследствие такого положения слово потребитель уже сейчас становится синонимом слова больной… Фактически коммерческая цивилизация вступила в эпоху массовой гибели населения от болезней, развивающихся по социально-психологическим и культурно-психологическим причинам. Среди них болезни, выражающие антропоптоз, составляют основную категорию. Поскольку в замысел этой лекции не входит обсуждение всего множества заболеваний такого рода, далее я рассматриваю лишь несколько принципиальных факторов, явно запускающих антропоптоз: культ наживы,образ врага и индивидуализм.

Культ наживы

Уже сама базисная мотивация современной деловой активности чревата антропоптозом. Дело в том, что в норме целеподчинённая деятельность человека весьма альтруистична, так как предполагает расходование значительной доли жизненных сил на осуществление родовой функции и на служение общественному благу, а культ наживы, приверженность принципу «иметь» («накапливать») явно противоречит этому. Сколь нелепо подобное положение убедительно показано в работе одного из самых авторитетных психологов прошлого века Эриха Фромма – «Иметь или Быть». Вот что он пишет в своей знаменитой книге: «В обществе, где высшей целью является цель «иметь» – и «иметь» как можно больше, где о человеке говорят, что он «стоит миллион», – какая же в таком обществе может быть полярность между «иметь» и «быть»? Напротив, создаётся впечатление, что сама суть и смысл бытия состоит в том, чтобы обладать чем-либо. То есть, кто ничего не имеет, тот ничего собой не представляет (тот ине существует)». И действительно сейчас многие люди заняты обогащением столь самоотверженно, что само их бытие, сводясь к накоплению, стало противоречить естественному предназначению жизни. А ведь это, как уже было показано, чревато установлением гибельнойтанатократии. Риск возникновения данного патологического состояния особенно велик в пожилом возрасте и в старости. Нынешнее социальное устройство, разумеется, только усугубляет этот риск, ибо социальная незащищённость стареющего человека сильно предрасполагает его к накоплению, которое не имеет никакого отношения к осуществлению родовой функции. В плане личной психопрофилактикиантропоптоза необходимо ясное осознание того, что человек по своей природе – существо в высшей мере альтруистическое и что в любом возрасте жизнь должна соотноситься с интересами Рода: своей семьи, народа, страны; в пределе – с интересами всего человечества и, если вы человек верующий, – божества... Иначе говоря, обязательными слагаемыми здорового образа жизни являются альтруистическое мировоззрение и соответствующая деятельность… Как только человек переходит в режим бесцельного выживания, он здесь же обретает риск танатократии.

Известный австрийский психотерапевт и философ Виктор Франкл, обретший свои гуманистические убеждения в застенках фашистских концлагерей, в своей книге «PSYCHOTHERAPIE FÜR DEN ALLTAG», обсуждая проблемы людей пожилого возраста, пишет: «Ни для кого не секрет, что люди, которые вышли на пенсию и не сумели возместить потерю своей профессиональной деятельности каким-нибудь равным ей в психологическом смысле занятием, в подавляющем большинстве случаев начинают болеть различными болезнями, испытывают чувство постоянной слабости и, потихоньку угасая, сравнительно рано покидают этот мир. Хорошо известно и прямо противоположное явление: сознательное бытие людей преклонного возраста, наполненное решениями разнообразных конкретных задач и в высшей мере личных проблем, не только оказывает крайне благоприятное влияние на психическое состояние таких людей, но и позволяет им избежать очень многих заболеваний, что, конечно же, намного увеличивает срок их жизни».[1]

Образ Врага

Апологеты существующего общественного строя, отстаивая его принципы, указывают на особую социальную ценность конкуренции, которая якобы сводится к соревнованию. Слов нет, конкуренция сильно ускоряет прогресс. Но ведь в сущности это никакое не соревнование, а столкновение[2] и борьба, которые по мере ожесточения становятся «битвой не на жизнь, а нá смерть», превращаясь во всеобщую войну, когда и каждый человек, и социальные классы, и народы видят вдругом врага. Ныне, как никогда ранее справедливо латинское выражение «Homohominilupusest» – человек человеку волк…Фактически каждый наш современник вынужден вести непрекращающуюся войну со всеми, используя христианские слова о любви и милосердии лишь для прикрытия[3]. Но человек, испытывающий пусть даже подспудную ненависть к другому человеку, неизбежно аутоагрессивен, и, следовательно, опасен для самого себя. – Образ врага, будучи субъективной реалией, является неотъемлемой частью самого агрессора… При этом, чем больше ненависть к противнику, тем больнее она бьёт по человеку, безрассудно предающемуся этому чувству. А ненависть к неявному противнику бьёт ещё сильнее, ибо ближайшим другим для каждого человека является его собственное тело… Что, безусловно, так, ведь как субъект человек фактически ограничен своими рецепторами, и, следовательно, для него большая часть тела суть не что иное, как внешний объект… В общем, сейчас, в ситуации всеобщей ненависти, вроде бы, самое время вспоминать заповедь Христа – «любите врагов ваших…» [Мф 5, 44]. Однако она, к сожалению, во-первых, практически бессильна; во-вторых, ставит следующего ей человека в уязвимое положение… Дело в том, что принципиальная установка на борьбу, на агрессию, естественно, заостряет образ абсолютного Врага, каковым в христианском мире представляется дьявол. Сейчас этот «персонаж» и его присные – едва ли не самые популярные «герои» фильмов, книг... В такой ситуации заповедь «любите врагов ваших…» создаёт риск запустить антропоптоз: от состояния, определённого доминированием заведомо болезнетворного образа до танатократии один шаг… В наше время куда более ценной и здравой представляется другая христианская заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя…» [Мф 22, 39]. – Она куда больше соответствует жизнеутверждающей родовой функции… Поскольку высокий накал агрессивных чувств является следствием общего миропорядка, существенно снизить его без специальных психокоррекционных занятий вряд ли возможно. Но сами эти чувства и можно и следует сделать гораздо менее опасными для себя, просто изменив их ориентацию: нельзя ненавидеть человека, нельзя ненавидеть людей… – отрицанию подлежит лишь давно устаревшее социальное устройство, порождающее взаимную ненависть…

Индивидуализм

Болезнетворную крайность взаимоотношений с обществом и другими людьми обнаруживает человек, приверженный индивидуализму. Эта психологическая установка ставит своих приверженцев в положение одиночек, которые не могут удовлетворить естественную человеческую потребность в сопереживании и любви, выражающую целеустремлённую организацию жизни. Итогом является депрессия, сопровождаемая мыслями об абсурдности существования и допустимости тешить себя любыми способами.

При этом жизнь зачастую заканчивается преждевременно – либо от злоупотребления чем-либо, например пищей, лакомствами; либо от использования противоестественных средств. Нередко конец абсурдному существованию кладёт суицид, то есть самоубийство… Всё это вполне очевидно. Гораздо менее очевидна связь между чрезвычайной распространённостью индивидуализма и принципом наживы, тогда как в действительности она (эта связь) является прямой. Как уже указывалось, по мере развития цивилизации и насыщения рынка товарами, предназначенными для удовлетворения натуральных потребностей, товаропроизводителям приходится всё больше преступать естественную ограниченность человеческой природы. При этом проповедь индивидуализма (под маской свободы!) суть, главным образом, общепринятый способ защиты от угрызений совести… – Если человек признаёт в другом человеке своего брата и любит его, он не может действовать во вред: производить опасные для здоровья, сильно денатурированные продукты, развращать, травить алкоголем, табаком, наркотиками... Индивидуализм же, как идеология, позволяет всё это – «каждый отвечает лишь сам за себя!». Одним он позволяет ради корысти вредить; другим – быть жертвами... А то, что индивидуализм в корне противоречит целеустремлённости человеческой природы, вполне очевидно.

В эпоху массовой гибели людей путём антропоптоза каждому человеку жизненно важно ясноосознать, что в действительностимы – не одиночки, а существа в высшей мере социальные, и что поэтому жизнь следует строить на принципах коллективизма и любви…


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!