Бессознательное стремление к смерти



До сих пор мы обсуждали варианты истинного самоубийства, то есть осознаваемого, преднамеренного лишения себя жизни. Однако повседневная медико-психологическая практика доставляет множество фактов, свидетельствующих о том, что поведение человека в значительной мере направляется факторами, которые он может вовсе не осознавать. Это относится к различным видам деятельности и действий, включая действия гибельные. Здесь, опять-таки уместно вспомнить о гипнозе: приказ, полученный от гипнотизёра, человек выполняет, не сознавая, что выполняет чей-то приказ. Ему кажется, что он действует совершенно произвольно. При этом в большинстве случаев действие совершается машинально, то есть без осознания его назначения и целесообразности. Бессознательное стремление лишить себя жизни реализуется вполне аналогично. Можно привести множество различных примеров безотчётного (непреднамеренного) самоубийственного поведения, но мы рассмотрим всего два: наркоманию и так называемый«автоцид».

Наркомания

Что бы ни говорили мои коллеги (наркологи и психологи), занимающиеся этой проблемой, факт заключается в том, что наркомания – вид гибельного поведения, при котором человек действует достаточно сознательно и упрямо отказывается от помощи. Да, наркомания это, безусловно, особая форма психического расстройства, и как таковая она, подобно депрессии, требует эффективного медицинского вмешательства. Но здесь речь не о лечении, а о том, почему оно малоэффективно.

Думается, всё дело в том, что наркомания –плод мощного социального внушения, этакой гибельной программы, которая посредством всех каналов информации внедряется в психику молодых людей. Противиться её реализации кому-то из них оказывается не по силам… Фактически такое влияние социальной среды на человека аналогично воздействию на клетку небольших доз вредных для неё факторов, которые сами по себе привести к её гибели (к некрозу) не могут, но могут запустить апоптоз, то есть генетически детерминированную программу самоуничтожения. При наркомании мы наблюдаем нечто очень похожее... – Информацию, формирующую соблазн попробовать наркотики, человек получает с детства наряду с информацией о гибельности наркомании. Однако по достижении возраста эмансипации от родителей одна часть молодых людей удерживается от соблазна, тогда как другая начинает пользоваться ядом и закономерно гибнет. Если с наркоманией дело обстоит именно так, то есть гибель от неё – вид антропоптоза, картина представляется весьма пессимистичной. Этот недуг уже сейчас имеет вид всемирной эпидемии, и по причинам, связанным с системным кризисом нашей цивилизации, распространяется всё шире. Можно, конечно, полагать, что гибель человеческого молодняка, неспособного выжить в среде, насыщенной наркотиками – явление в своём роде физиологическое: дескать, останутся лишь те, кто способен игнорировать наркотический соблазн. Однако нравственное чувство восстаёт против этого, а оно – не последний аргумент в поисках истины. Думается, наркомания, как антропоптоз, – аналог патологической активации апоптоза, то есть ведёт не к совершенствованию социального организма, а к углублению его и без того болезненного состояния. Преодоление наркомании как массового явления предполагает перестройку самого общества... А наркоману можно помочь только с помощью психотерапии, и только лично…

«Автоцид».

Обычно этот немедицинский термин используется для обозначения смерти водителя автомобиля в результате ДТП (дорожно-транспортных происшествий), при котором есть основания сомневаться в случайности его действий, приведших к гибели. Понятно, что автоцид – категория сборная, так как в неё попадают случаи с разной степенью выраженности самоубийственных тенденций. Поскольку дорожно-транспортный фактор является постоянным для большинства людей, резонно предполагать, что при наличии таких тенденций вероятность погибнуть в результате ДТП существенно выше, нежели иным путём. Думается, это одна из магистралей непреднамеренного самоубийства не только водителей транспортных средств, но и пешеходов. Риск погибнуть в ДТП особенно велик, когда человек как бы случайно оказывается регулярно пострадавшим в результате подобного рода происшествий. Понимание того, что дело может заключаться не просто в невезении, а в особенностях душевного склада самого страдальца, пришло к нам из психоанализа. Сейчас уже хорошо известно, что человек может по разным причинам бессознательно стремиться причинить себе тот или иной ущерб. Поэтому высокий травматизм в крайнем проявлении, то есть завершающийся гибелью, – это, безусловно, вид антропоптоза.

Приведу в качестве примера случай 56-летней женщины, которая за 3 года стала участницей двух ДТП. Шесть лет назад умер её муж, который за четверть века их совместной жизни не раз предостерегал её, чтобы она была более внимательной при переходе дороги. К счастью, за все эти годы никаких происшествий не было. Через 9 месяцев после смерти мужа в автодорожной катастрофе погиб её единственный сын и вся его семья (жена, дети). Развившаяся депрессия пошла на убыль лишь через год. Но тут сама она попала под машину, переходя улицу вне зоны пешеходного перехода. Получила перелом ноги и сильные ушибы. Через год – новое ДТП. На этот раз она оказалась сбитой автомобилем, когда вышла из трамвая. В результате – ещё полгода лечения. За психотерапевтической помощью обратилась в связи с плохим общим самочувствием в отсутствие реальных физических заболеваний, которые могли бы давать такое самочувствие. При целенаправленной беседе выявлена скрытая депрессия… После смерти мужа, гибели сына и внуков и выхода на пенсию оборвались практически все значимые социальные связи. Жизнь потеряла смысл. Рассказывая о последнем ДТП, пациентка вполне здраво оценивает собственную роль: «Я даже и не смотрела на дорогу… Так что сама виновата…». – Думается, в этой истории всё ясно: причина высокого травматизма заключена не в настоятельных предостережениях мужа, как оно могло бы показаться, а в депрессии, в потере смысла и цели дальнейшего существования… Слова же мужа и характер гибели сына с его семьёй всего лишь указали возможное направление антропоптоза. К сожалению, подобных историй немало, хотя, разумеется, обычно они не столь очевидны.

Из всего изложенного по поводу самоубийственного поведения должно быть ясно, что оно может осуществляться самыми разными способами, а его реальной причиной чаще всего является психосоциальная депривация.

Психосоциальная депривация

Слово депривация имеет латинское происхождение и изначально означало лишение духовного лица его должности. Сейчас оно широко используется как в повседневной речи, так и в качестве научного термина, который вне зависимости от области своего применения означает главным образом состояние лишения, утраты чего-то очень важного, необходимого. В биологии, например, термином пищевая депривация обозначают принудительное голодание, термином двигательная депривация – лишение возможности двигаться. Депривация сна, сенсорная депривация – психологические термины, используемые для обозначения соответствующих лишений. В психологии развития словом депривация обозначают дефицит сенсорных и социальных стимулов, который чреват искажением интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка. Термин социальная депривация обычно употребляют для обозначения либо обездоленности, когда речь идёт о распределении социальных благ и возможностей, либо изоляции в учебно-воспитательных или исправительных учреждениях. Под психосоциальной депривацией мы будем понимать состояние, при котором человек волею тех или иных обстоятельств лишён возможности осуществлять своё предназначение…А о том, каково это предназначение и о том, что организм – целеустремлённая систем, я уже рассказывал.

Если человека лишить чего-то необходимого для его нормальной жизнедеятельности, последняя окажется, конечно, расстроенной. Так что по своей сути любая депривация болезнетворна. Вопрос лишь в мере значимости того, чего человек лишён: лишение воздуха, воды, пищи ведёт к быстрой гибели; лишение сна почти столь же губительно. Всё это довольно очевидно, гораздо менее очевидна потребность человека в постоянном информационном взаимодействии с внешней средой. То, что эта потребность является очень значимой, было впервые установлено в середине XX века учёными из американского университета Мак-Гилла. Позже многочисленные эксперименты по сенсорной депривации подтвердили обнаруженный ими факт: для нормального функционирования мозга, ему необходима постоянная сенсорная стимуляция. Что касается значения для человека социальных контактов, то об этом наиболее красноречиво свидетельствуют истории детей, выросших в отрыве от человеческого общества. Ни в одном из таких случаев не удалось придать человекообразному существу истинно-человеческие качества. Но это значит, что социальная стимуляция, постоянный контакт с другими людьми суть обязательные факторы нормального развития человека, а социальная депривация исключает его. Если принять в расчёт сказанное ранее о фундаментальной системообразующей роли функции продления рода, легко понять сколь велико значение постоянной связи с другими людьми и с обществом и для взрослого человека. Ведь осуществление этого естественного предназначения возможно только при наличии такой связи.

С социальной депривацией сталкиваются люди разного возраста и по разным причинам. Почти всех она касается, например, после выхода на пенсию, когда прерываются производственные связи и возникает ощущение ненужности. Для узников тюрьмы изоляция от общества – испытание не менее лёгкое, нежели испытание голодом, жаждой или болью. Многие молодые люди, оказавшись в современной российской армии, чувствуют себя почти так же, как заключённые… Всё это довольно очевидно, а я должен обратить ваше внимание на то, что психосоциальная депривация не тождественна депривации социальной. Например, отшельник, то есть человек, для которого высшим символом надындивидуальной организации является бог, путём самоизоляции от общества (а это – социальная аутодепривация) фактически усиливает связь с ним, так что никакой психосоциальной депривации у него нет. К сожалению, ситуация с отшельником практически уникальна, и куда больше примеров прямо противоположного свойства, когда очевидные признаки социальной депривации отсутствуют, а психосоциальная депривация налицо – она имеет место во всех тех случаях, когда человек лишён возможности осуществлять своё предназначение. – Мы снова возвращаемся к этому фундаментальному понятию – для человека его предназначение, повторяю, отнюдь не сводится к рождению детей и их воспитанию. Оно предполагает постоянное зиждительное взаимодействие с близкими людьми и с обществом, в ходе которого человек, реализуя свою индивидуальность, действует на благо других и испытывает удовлетворение от своих усилий. Острое лишение этой возможности быть полезным и получать знаки признания своей полезности запускает антропоптоз…

Аутонекротические процессы

Чтобы моё представление об общей природе таких смертельных явлений как инфаркт, инсульт и рак оказалось достаточно понятным, я должен ещё раз привлечь ваше внимание к наиболее общим биологическим понятиям. Очень важно достаточно ясно понимать, что жизнь – это динамическое равновесие двух постоянных процессов: рождения и смерти, генезиса (греч.Γενεσις – порождение) и танатоса (греч. Θάνατος – смерть). В отличие от мира мёртвых вещей, где зиждительное и разрушительное начала действуют относительно независимо друг от друга, в мире живых существ они образуют органическое единство, обеспечивая постоянное обновление их тел и таким образом приспособление к переменчивым обстоятельствам жизни. На субклеточном уровне это обновление осуществляется за счёт обмена веществ и энергии, на уровне тканей – за счёт апоптоза устаревших клеток и рождения новых. Каждое мгновение рушится несметное количество различных молекулярных структур внутри клеток и вне их, гибнут мириады самих клеток. Но в то же время на место разрушенного и погибшего созидается новое, так что для человека рождение и смерть, сосуществующие в его теле, практически ненаблюдаемы.

Отдельного внимания заслуживает то обстоятельство, что равновесие между рождением и смертью является динамическим: в одних состояниях организма они действительно уравновешивают друг друга, и тогда он как бы неизменен; в других – преобладает либо жизнеутверждающее начало, генезис, либо танатос. На протяжении всего периода взросления организма и осуществления им детородной функции доминирует зиждительное начало – имеет место генезотония (греч.Γενεσις – порождение и τόνος – напряжение). Танатос же начинает доминировать по мере увядания способности к деторождению. Здесь должен снова указать на то, что организм – целеустремлённая система, в которой и зиждительное и разрушительное начала подчинены родовой функции на протяжении всей жизни. При этом ведущим процессом является, конечно, генезис, а танатос просто следует за ним. Если же организм утрачивает своё предназначение, его вегетативная регуляция оказывается расстроенной весьма однозначно: зиждительный процесс уступает лидерство смерти и она является в виде того или иного гибельного недуга. Понятно, что риск оказаться во власти танатоса наиболее велик после завершения детородной функции. Вероятность установления в организме гибельной танатократии (греч.Θάνατος – смерть; κράτος – власть) особенно велика при переходе от одной стадии к следующей, когда целеустремлённость организма подвергается самым серьёзным испытаниям. Сейчас мало кто из пожилых людей достаточно ясно сознаёт, в чём именно заключается предназначение человека после завершения детородного возраста. А адекватные социальные инстинкты угнетены болезнетворным влиянием кризисного общества.

Итак, вот формула антропоптоза:преждевременная смерть наступает вследствие утраты организмом или лишения его естественной цели существования…

Что такое инфаркт и инсульт? – Согласно представленному пониманию, это варианты кризиса в развитии аутонекротического процесса, выражающего состояние танатократии. Дело в том, что практически любая серьёзная болезнь имеет свой кризис, означающий радикальное изменение состояния, вызванное тем, что организм достиг некоего принципиально иного соотношения сил жизнеутверждения и смерти. В лучшем случае жизнеутверждающее начало берёт верх и больной, миновав кризис, идёт на поправку; в худшем – болезнь усугубляется. Инфаркт, инсульт, конечно, только усугубляют атеросклеротический процесс, который в основе своей может быть частным выражением танатократии.

Что такое рак? – Подобно атеросклерозу опухолевый процесс – это тоже частное выражение танатократии, заключающееся в нарушении тканевого гомеостаза. По кажимости всё выглядит иначе: опухоль – плод размножения соответствующих клеток, то есть какого-то усиления зиждительного начала… Да, это, разумеется, генезис, но генезис – утративший цель, и потому ставший орудием смерти. Впрочем, современные исследования показывают, что даже уже имеющийся опухолевый процесс может на протяжении многих лет сдерживаться механизмами противоопухолевой защиты организма, а его озлокачествление наступает вследствие своеобразного кризиса. Этот кризис означает относительное усиление танатократии, которое может быть следствием как собственно усиления танатоса, так и ослабления жизнеутверждающего начала.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 316; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!