Интерактивное обучение по дисциплине «История литературной критики»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Рабочая программа дисциплины       УТВЕРЖДАЮ Декан историко-филологического факультета ФГБОУ ВО «БГПУ» _______________В.В. Гуськов 23 марта 2016 г.    

Рабочая программа дисциплины

«история литературной критики»

 

 

Направление подготовки

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Профиль «Русский язык», профиль «Литература»

 

Уровень высшего образования - бакалавриат

 

Принята на заседании

кафедры русского языка и литературы

(протокол № 8 от 23 марта 2016 г.)

 

 

Благовещенск 2016

 


СОДЕРЖАНИЕ

1 Пояснительная записка………………………………………………………. 3
2 Учебно-тематический план………………………………………………….. 4
3 Содержание тем (разделов)………………………………………………….. 5
4 Методические рекомендации (указания) по изучению дисциплины…….. 9
5 Практикум дисциплины……………………………………………………… 12
6 Дидактический материал для контроля (самоконтроля) степени усвоения дисциплины……………………………………………………………………   27
7 Перечень информационных технологий, используемых в процессе обучения………………………………………………………………………   37
8 Список литературы и информационных ресурсов………………………… 37
9 Материально-техническая база……………………………………………… 39
10 Лист изменений и дополнений………………………………………………. 40

 


 

Пояснительная записка

Цель дисциплины:расширение филологического кругозора, содействие становлению научного диахронического взгляда студентов на литературно-критические явления, чему способствуют получаемые знания об основных периодах развития отечественной критики, её жанровой системе, а также сведения о роли критики в истории развития русской литературы и культуры.

Место дисциплины в структуре ОПП

Дисциплина «История литературной критики» относится дисциплинам по выбору вариативной части блока Б1 (Б.1В.ДВ.22).

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих компетенций:

- способность определять специфику мирового литературного процесса в контексте истории и культуры и с учетом основных методологических направлений (СК-1);

- способность сформировать собственную критическую позицию по отношению к различным филологическим явлениям (СК-8);

- готовность к синтезу знаний, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя (СК-9).

Перечень планируемых результатов обучения.В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- основные критические статьи ведущих литературных критиков XVIII–XXI веков;

- связь критики с литературными направлениями;

- смысл и суть важнейших дискуссий, развернувшихся в критике: об эстетических проблемах отношения искусства к действительности, художественности, народности, вопросах национального самосознания и самоопределения, путях дальнейшего развития литературы;

- основные закономерности литературного процесса в соотнесённости с историческим процессом;

уметь:

- самостоятельно осмыслять критические тексты разных жанровых форм;

- писать рецензии на произведения текущего момента;

- делать обзор критического отдела за год одного из современных литературно-художественных журналов.

владеть:

-навыками самостоятельного литературоведческого анализа;

- литературоведческими терминами и понятиями.

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётные единицы.

Программа предусматривает изучение материала на лекциях и практических занятиях. Предусмотрена самостоятельная работа студентов по темам и разделам. Проверка знаний осуществляется в рейтинговой форме, включающей разные виды работы.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы (стационар)

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр
10
Общая трудоёмкость 144 144
Аудиторные занятия 54 54
Лекции 30 30
Практические занятия 24 24
Самостоятельная работа 54 54
Вид итогового контроля: 36 экзамен

Объем дисциплиныи виды учебной работы (ОЗО)

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр
10
Общая трудоёмкость 144 144
Аудиторные занятия 16 18
Лекции 4 6
Практические занятия 12 12
Самостоятельная работа 119 119
Вид итогового контроля: 9 экзамен

 

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план (стационар)

№ п/п Наименование разделов, тем Всего ЛК ПР СР
1 Введение. 2 2    
2 Становление русской литературной критики в XVIII веке. 6 2   4
3 Методологические искания русской критики первой четверти XIX века. 8 4   4
4 В.Г. Белинский – создатель теории реализма в русской критике. 10 4 2 4
5 Славянофильская критика И. Киреевского, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина. 8 4   4
6 Эстетическая критика Дружинина, Анненкова, Боткина. 8 2 2 4
7 «Органическая критика» А. Григорьева. 6 2 2 2
8 Демократическая критика Н. Чернышевского, Д. Писарева. 8 2 2 4
9 «Реальная критика» Н. Добролюбова. 8 2 2 4
10 Народническая критика 1870-1880-х годов. 6 2   4
11 Философская критика В. Соловьёва, Д. Мережковского, В. Розанова. 6 2   4
12 Социологическая критика. 8 2 2 4
13 Критика модернистов: А. Блока, А. Белого, О. Мандельштама 8   4 4
14 Критика 1920-1930-х годов. 8   4 4
15 Литературная критика второй половины ХХ века – начала XXI вв. 8   4 4
  экзамен 36      

Итого

108 30 24 54

 

Учебно-тематический план (ОЗО)

№ п/п Наименование разделов, тем Всего ЛК ПР СР
1 Введение. 6 2   4
2 Становление русской литературной критики в XVIII веке. 11     11
3 Методологические искания русской критики первой четверти XIX века. 11     11
4 Искания русской критики второй четверти XIX века (30-40-е годы). 11     11
5 В.Г. Белинский – создатель теории реализма в русской критике. 14 2 4 8
6 Славянофильская критика. 11     11
7 Эстетическая критика Дружинина, Анненкова, Боткина. 13   2 11
8 «Органическая критика» А. Григорьева. 13   2 11
9 Демократическая критика Д. Писарева, Н. Чернышевского. 9   2 7
10 «Реальная критика» Н. Добролюбова. 8   2 6
11 Народническая критика 1870-1880-х годов. 6     6
12 Философская критика В. Соловьёва, Д. Мережковского, В. Розанова. 8     8
13 Социологическая критика. 6     6
14 Критика символистов А. Блока, А. Белого, О. Мандельштама. 8     8
  Экзамен 9      
  Итого 144 4 12 119+9

 

Интерактивное обучение по дисциплине «История литературной критики»

Тема занятия Вид занятия Форма интерактивного занятия Кол-во Час ов
1 Методологические искания русской критики первой четверти XIX века ЛК   Лекция-консультация   4
2 В.Г. Белинский – создатель теории реализма в русской критике. ПР Просмотр и обсуждение видеофильмов 2
3 Критика модернистов: А. Блока, А. Белого, О. Мандельштама. ПР Работа в малых группах 4
4 Критика 1920-1930-х годов. ПР Семинар-встреча 4

 

Содержание Тем (разделов)

 

1. Введение. История литературной критики как научная дисциплина и часть общей науки о литературе. Ее предмет, содержание, задачи изучения. Связь с другими литературоведческими дисциплинами: теорией и историей литературы; связь с историей общественного движения, философско-религиозными учениями, эстетической мыслью. Периодизация.

2. Становление русской литературной критики в XVIII веке. Классицистическая, сентименталистская критика и критика просветительского реализма. Постепенное выделение критики как самостоятельного рода литературных занятий. Начало критики профессиональной. Появление жанров критического обзора, статьи, рецензии. Связь критических методов с эстетическими нормами литературных направлений. Труды В.М. Тредиаковского («Рассуждение об оде вообще» (1734), «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735), «О древнем, среднем и новом стихотворении российском» (1755). Труды М.В. Ломоносова («Письмо о правилах российского стихотворства» (1739), «Краткое руководство к красноречию» (1743), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке») по реформе русского стихосложения и русского литературного языка в целом.

Первые историко-литературные опыты в России XVIII века. А.П. Сумароков: эпистола «Наставление хотящим быть писателями» (1774) как программный документ русского классицизма. Н.И. Новиков «Опыт исторического словаря о российских писателях. Из разных печатных и рукописных книг, сообщенных известий и словесных преданий собрал Николай Новиков» (1772) – первый труд, объединивший большой фактический материал по истории русской литературы. А.Н. Радищев «Слово о Ломоносове» - попытка обрисовать историческое значение Ломоносова.

Разработка центральных понятий сентименталистской критики в статьях Н.М. Карамзина. Открытие им первого критического отдела в «Московском журнале». Введение новых жанров критики: пантеона, статьи. Введение новых терминов и понятий: вкус, сочинение и т.д. В. Г. Белинский о Н. М. Карамзине как «основателе критики в русской литературе».

3. Методологические искания русской критики первой четверти XIX века.

Осмысление текущего литературного процесса - основная задача критики. А.Ф. Мерзляков (1778-1830)«Рассуждение о российской словесности в нынешнем ее состоянии»: первое историческое обобщение литературы за столетие; постановка проблемы о национальной самобытности литературы.

Н. И. Греч (1787-1867) «Обозрение русской литературы 1814 года» - первый опыт обозрения современной литературы. Методологическое значение обозрения: осмысление связи истории литературы с историей народа, взгляд на литературу как на общественное явление; рассуждение о «ходе литературы»; попытка периодизации русской литературы XVIII века; неспособность выявить специфические особенности литературного развития в России и прежде всего в литературе 1814 года.

В. К. Кюхельбекер (1797-1846)«Взгляд на нынешнее состояние русской словесности» (1817) – новый шаг в познании текущей литературной жизни 1810-х годов. Первое упоминание о Жуковском как родоначальнике романтизма, «германического духа» в русской литературе.

Осознание в русской критике первых десятилетий XIX века факта определенного движения современной ей русской текущей литературы, на характер которого оказывают влияние разные факторы, в том числе и события общественной и государственной жизни. Определение своеобразия литературного процесса первого двадцатилетия XIX столетия как борьбы с подражательностью за самобытную литературу, как зарождения нового, романтического переворота в русской литературе, начало которому было положено Жуковским.

Первое определение «романтизма» на русском языке (И. Снядецкий «О творениях классических и романтических» (1819)). Начало широкого и всестороннего теоретического осознания нового литературного явления в 1820 году после появления поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Возникновение и распространение понятий: «романтическая поэзия», «романтический род», «романтическая школа», «классическая поэзия», «классическая драма», «классический вкус» и т.д. Открытие проблемы литературного направления в обозрениях А.А. Бестужева-Марлинского (1797-1837): «Взгляд на старую и новую словесность в России» (1823), «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года» (1824), «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов» (1825). Разрешение проблемы направления в статье В.К. Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» (1824). Утверждение в русском теоретико-литературном сознании понятия «литературное направление» в качестве важнейшего инструмента познания литературных явлений. Кюхельбекер о «подражательном» и «народном» направлениях в русской литературе. Романтизм как новый «способ» творчества, новый «художественный метод». «Народное» направление как путь развития самобытной русской литературы.

Эстетические и литературно-критические выступления В. А. Жуковского (1783-1852) и К. Н. Батюшкова (1787-1855). Осмысление задач критики, природы вдохновения и поэтического таланта, вопросов развития литературных жанров в их статьях. Полемика «классиков» и «романтиков» («Беседа любителей русского слова» и «Арзамас»). Программа гражданского романтизма декабристов. Альманахи и периодические издания декабристов. Проблематика обзоров А. А. Бестужева. Понятие о романтизме в статьях О.М. Сомова, В. К. Кюхельбекера, К. Ф. Рылеева. Критический диалог декабристов и А.С. Пушкина. Разработка принципов «демократического романтизма» в статьях Николая и Ксенофонта Полевых. Программа журнала «Московский телеграф». Полемические адреса выступлений журнала. Проблема читателя на страницах «Московского телеграфа». Концепция истории развития русской литературы в работах Н. А. Полевого (1796-1846) (статьи о Державине, Жуковском, Пушкине). Кс. А. Полевой (1801-1867) об А. С. Пушкине под углом зрения смены определенных «направлений» в литературе. «Полтава» - начало нового «народного направления» русской литературы.

Русская философская критика. Смысл и направленность эстетических исканий Д.В. Веневитинова (1805-1827), И. В. Киреевского (1806-1856), С. П. Шевырева (1806-1854), обоснование «поэзии действительности» в их статьях. Литературно-критические взгляды Н. И. Надеждина (1804-1856). Главные тезисы его диссертации «О начале, сущности и судьбах поэзии, романтической называемой». Влияние эстетических и философских (идеи диалектического развития) идей Гегеля на формирование эстетической концепции Н. И. Надеждина. Идея синтеза классицизма и романтизма в диссертации и статьях Надеждина. «Плюсы» и «минусы» его теории. Н.И. Надеждин - издатель «Телескопа» и «Молвы». Творчество Пушкина и Гоголя в оценках критика.

4. В.Г. Белинский – создатель теории реализма в русской критике. В. Г. Белинский (1811-1848)– создатель теории реализма в русской критике. Периодизация деятельности. Эволюция философских взглядов. Осмысление роли и задач современной критики в статье «Речь о критике».

Основные этапы литературно-критической деятельности Белинского. Белинский в «Телескопе» и «Молве», его философские и эстетические искания этого периода («Литературные мечтания» (1834), «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1834), статьи о В. Бенедиктове (1835) и А. Кольцове (1835)). Попытка периодизации истории русской литературы. Белинский о закономерностях и направлении развития современной литературы, о народности и художественности, открытие Гоголя.

Эстетические и критические взгляды Белинского в пору его «примирения с действительностью». Белинский в «Московском наблюдателе». Статьи о М. Ю. Лермонтове как пересмотр идей «примирения». Белинский и «Отечественные записки». Позиция Белинского в спорах западников и славянофилов. Белинский и Герцен. Белинский и славянофильская критика. Смысл полемики Белинского и К. С. Аксакова (1817-1860)о «Мертвых душах» Н. В. Гоголя.

Белинский и Гоголь. Начало мифа о Гоголе. «Выбранные места из переписки с друзьями» в оценке Белинского. Эпистолярный диалог «неистового Виссариона» и Гоголя («Письмо к Гоголю»).

Статьи В. Г. Белинского об А. С. Пушкине. Историко-литературная концепция Белинского в пушкинском цикле. Пушкин и его предшественники – В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков. Учение о пафосе творчества поэта, проблема национального и народного значения творчества Пушкина. Белинский об основных началах пушкинского реализма романе «Евгений Онегин», «Повестях Белкина» и т.д. Сильные и слабые стороны «монографии» Белинского о Пушкине.

Годовые обзоры В. Г. Белинского. Обоснование принципов «натуральной школы» в статьях критика второй половины 1840-х годов. Творческие принципы «натуральной школы» в оценке журналов («Москвитянин», «Библиотека для чтения», «Современник»). Концепция реализма у Белинского, ее ориентация на «жизнеподобные формы». Анализ творчества представителей «натуральной школы»: И. С. Тургенева, А. И. Герцена, И. А. Гончарова, Д. В. Григоровича, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского в последних крупных программных статьях Белинского: «Взгляд на русскую литературу 1846 года» и «Взгляд на русскую литературу 1847 года». Борьба за наследие В. Г. Белинского в критике 1850-х годов (полемика А. В. Дружинина и Н. Г. Чернышевского).

5. Славянофильская критика И. Киреевского, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина .«Философические письма» (1828-1830) П. Я. Чаадаева (1794-1856) – импульс к полемике об истории России и путях ее дальнейшего развития. Славянофилы и западники. Суть споров. Критика «натуральной школы» в статье Ю. Ф. Самарина (1819-1876) «О мнениях «Современника» исторических и литературных» (1847). Обвинение «натуральной школы» в односторонности, тенденциозности изображения действительности и, вследствие этого, в ее искажении. Идея единства, целостности любого явления (как жизненного, так и художественного) – одна из главных и сильных сторон славянофильского учения. Брошюра К. С. Аксакова «Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души» (1842).

6. Эстетическая критика Дружинина, Анненкова, Боткина. Изменение литературно-общественной ситуации. Ведущие периодические издания 1850-1860-х годов. Соотношение и борьба критики революционно-демократической («исторической»), «эстетической» («художественной»), «органической», «почвеннической». Различные аспекты и принципы оценки русского реализма в критике этих лет.

Возникновение эстетической критики А. В. Дружинина(1824-1864), П. В. Анненкова (1813-1887), В. П. Боткина (1811-1869). Критическая деятельность Дружинина, Боткина и Анненкова. Идейно-теоретическая платформа и эстетические принципы оценки литературного произведения. Дружинин о «прекрасном и вечном» в искусстве. «Эстетическая критика» о пушкинском и гоголевском направлениях в русской литературе.

7. «Органическая критика» Ап. Григорьева.  Ап. Григорьев и «молодая редакция» «Москвитянина». Пути развития русской литературы в понимании Ап. Григорьева. Своеобразие трактовки пьес Островского. Ап. Григорьев как один из ведущих театральных критиков 1850-х годов. Выступление Ап. Григорьева против «утилитаризма» революционно-демократической критики.

8. Демократическая критика Н. Чернышевского, Д. Писарева. Эстетика и литературная критика Чернышевского. Полемика вокруг диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности». Чернышевский о «гоголевском» направлении в русской литературе. Проблемы реализма в трактовке критика (статьи о Л.Толстом, Островском, Тургеневе, Н.Успенском). Проблема народности литературы в осмыслении Чернышевского и Добролюбова. Писарев и «Русское слово».Основные этапы критической деятельности Писарева, философские основы его эстетики и критики. Писарев в полемике вокруг романа «Отцы и дети». Писаревская трактовка «Грозы» Островского (смысл полемики с Добролюбовым). Проблема героя времени в статье «Мыслящий пролетариат». Парадоксы критики Писарева. Полемический характер статей «Пушкин и Белинский», «Разрушение эстетики». Писарев в «Отечественных записках».

9. «Реальная критика» Добролюбова. Жанрово-композиционное своеобразие статей Добролюбова, взаимодействие литературно-критического и публицистического начал в его работах. Проблематика статей об Островском. Добролюбов о творческих индивидуальностях Тургенева и Гончарова. Проблема героя времени в статьях «Что такое обломовщина?» и «Когда же придет настоящий день?» Разработка Добролюбовым вопроса о «миросозерцании» художника. «Добролюбовское начало» в современной критике.

10.Народническая критика 1870-1880-х годов. Выражение демократических устремлений русского общества в народнической критике. Периодические издания народников, круг сотрудников. Критические выступления П.Н. Ткачева, их проблематика. Н.К. Михайловский как центральная фигура в народнической критике. Борьба Михайловского за реализм и общественную направленность литературы. Оценка критиком произведений Л. Толстого, Достоевского, Чехова («Десница и шуйца Л. Толстого», «Жестокий талант» и другие статьи). Михайловский и русский декаданс. Народническая беллетристика в откликах Михайловского и Скабичевского. Позиции народнической критики в литературной борьбе. Особенности литературно-критической деятельности Н.К.Михайловского. Выступления Н.К.Михайловского и М.А. Протопопова за сохранение и развитие наследия и традиций демократической эстетики. Творчество А.П.Чехова и М.Горького, декадентское искусство в интерпретации критиков-народников.

11.Философская критика В. Соловьёва, Д. Мережковского, В. Розанова. Эстетические и историко-литературные взгляды В.С.Соловьева в свете его философской критики. Пушкинская тема в трактовке Соловьева. Статьи о «художественных мирах» русских поэтов. Воздействие идей Соловьева на творчество русских символистов.

Критико-публицистические сентенции В.В.Розанова. Отечественная классика в истолковании Розанова. Принцип сознательной непоследовательности культурологической концепции в розановской трилогии («Уединенное» и два «короба» «Опавших листьев»).

«Субъективная критика» Д.С.Мережковского. Книга «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893) в контексте литературно-критической борьбы эпохи. Способы интерпретации словесно-художественного текста в статьях и исследованиях Мережковского.

12. Социологическая критика. Общественно-литературные и мировоззренческие предпосылки возникновения и существования социологических концепций в русской критике начала ХХ века.

Эстетические и литературно-критические построения Г.В.Плеханова. Попытка переведения художественного произведения на язык социологии. Роль идеи в словесно-художественном тексте. Истолкование Плехановым литературно-критического наследия В.Г.Белинского и Н.Г.Чернышевского. Плеханов об общественном пафосе произведений Г.И.Успенского, Н.Е. Каронина-Петропавловского, Н.И.Наумова. Творчество Л.Н.Толстого и М.Горького в оценках Плеханова.

В.В.Воровский – литературный критик и теоретик искусства. Вопросы литературного наследства в выступлениях Воровского. Произведения А.П.Чехова, Л.Н.Андреева, И.А.Бунина, А.И.Куприна в критических откликах Воровского. Проблемы модернизма в освещении критика. Творчество М.Горького в восприятии Воровского.

Теоретико-методологические проблемы литературной критики А.В.Луначарского. Книги Луначарского «Этюды критические и полемические» (1905) и «Отклики жизни» (1906) в литературно-критической ситуации 1900-х годов. Писатели-современники в оценках Луначарского.

13. Критика модернистов: А. Блока, А. Белого, О. Мандельштама. Мастерство В.Я.Брюсова-критика. Брюсов как теоретик символизма. Жанрово-стилистические особенности рецензий Брюсова. Свобода художественного творчества в понимании Брюсова. Русская поэзия начала ХХ века в критических прогнозах и приговорах Брюсова.

Содержание и жанрово-тематический диапазон литературно-критического монолога Андрея Белого. Переосмысление творчества Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова. Концепция символизма в литературно-критических трудах и высказываниях А.Белого.

Тематика и проблематика критико-публицистических работ А.А.Блока. Цели и задачи литературной критики в понимании Блока. Отношение к критической традиции и эстетические воззрения. Суждения о русской реалистической литературе XIX-XX веков. Символистское искусство в оценках Блока. Критические суждения О.Мандельштама.

14. Критика 1920-1930-х годов. Партийно-государственная политика в области литературы и искусства (1917 – 1934). Группировки и литературные организации. Концепция личности в критике. От личности к массе, ущемление эстетических прав индивидуальности в начале 20-х годов, унификация личности в концепциях Пролеткульта, человек и машина – взгляды Г. Плеханова и Н. Бердяева. От полифонии к монизму. «Вульгарно-социологическая школа» В.М. Фриче и В.Ф. Переверзева и её разгром. Дискуссия о языке (1934). Дискуссия о формализме (1936).

15. Литературная критика второй половины ХХ века – начала XXIвв.В предвестии Оттепели. Роль критики в литературном процессе вт. пол. века. Первое редакторство А. Твардовского в «Новом мире» (1950 – 1954). Новомирские статьи В. Померанцева, Ф. Абрамова и М. Щеголева. Дискуссия о положительном герое и теория бесконфликтности. Оттепель и застой (литература и государство). Судьба романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» в 1957–1958 годах. Третья эмиграция. Депортация В. Тарсиса и А. Солженицына, «литературные» процессы И.Бродского, А.Синявского и Ю.Даниэля. «Секретарская» литература. Самиздат и тамиздат. Возобновление «Литературного обозрения» и «Литературной учёбы», полемика Л. Аннинского и И. Дедкова. «Новый мир» в 1960-е годы. 1970-е годы и журнал «Наш современник». Формирование «неопочвенического» направления и его журналы. «Сорокалетие»: полемика о новом писательском поколении. Критика на рубеже 1980 – 1990-х годов. Утрата литературоцентризма, публикаторство и изменение форм литературной жизни. Новая роль писателя. Журнальный бум. Изменение иерархии литературных ценностей и смена творческих репутаций. Крушение советской идеомифологической системы. Постмодернизм как завершение литературной истории ХХ века.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 323; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!