Требования к уровню подготовки учащихся
- способность воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально – творческой деятельности;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека:
- демонстрировать понимание интонационно – образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально – пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.)
Критерии и нормы оценки освоения результатов основной
Общеобразовательной программы
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
|
|
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
|
|
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных народов, стилей, композиторов;
• выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
• воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
• расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
• развитие умения давать личностную оценку музыке, умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
• совершенствование умений и навыков музыкально-творческой деятельности.
|
|
- насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;
-умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание;
-умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;
-каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении характер исполняемых произведений.
Календарно-тематическое планирование (приложение №1 к рабочей программе)
№ урока |
Дата проведения урока | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала | Универсально учебные действия (УУД) | |||
По плану | По факту | |||||||
Россия – родина моя 4 ч. | ||||||||
1. | Мелодия. стр.8-11 «Вся Россия просится в песню». Как мелодия передает душевное состояние композитора? | Восприятие музыки Размышление Высказывание суждений. | Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к музыкальной культуре России. Научится слышать и интонировать мелодию, воспринимать музыку инструментального концерта. Получат возможность научиться владеть навыками кантиленного пения. | Регулятивные: Целеполагание в постановке учебных задач. Познавательные: Владение навыками речевого высказывания. Коммуникативные: Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. | ||||
2 | Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» Как звучит вокализ? «Вокализ. стр.12-13 | Восприятие музыки Размышление Высказывание суждений. | Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества. Научится определять новый жанр музыки. Получит возможность развивать творческие способности, певческий голос. | Р: оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства и мысли. П: закрепление представлений о муз. языке вокализа, средствах муз. выразительности. К: продуктивное сотрудничество со сверстниками . | ||||
3 | Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» | |||||||
4 | «На великий праздник собралася Русь!» Как композитор рассказывает о защитниках нашей Родины в кантате? Кантата. стр.20-23 | Вокализация: «Славны были наши деды» Хор «Славься» «Вставайте, люди русские». | Становление эстетических идеалов. Уважительное отношение к истории и культуре русского народа. Научится воспринимать музыку кантаты. Получит возможность научиться участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении музыкальных образов. | Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя. П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | ||||
«О России петь – что стремиться в храм» (1 час)
| ||||||||
5 | Святые Земли Русской. Илья Муромец Стихира стр.26-27 Как звучит стихира? | Стихира. Пение а,капелла. Икона «Всех святых в земле Русской просиявших». | Понимание жизненного содержания религиозной музыки. Научится оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык духовной музыки. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: Узнавать, называть жанры духовной музыки. К: Формулировать свои затруднения. | ||||
«День, полный событий» -5 ч | ||||||||
6 | Осень в творчестве русских композиторов. Стр.42-43 Как композитор передает осеннее настроение? | Лирика в поэзии и музыке. П.И.Чайковский «Осенняя песнь». Г.В.Свиридов «Осень», «Пастораль». | Наличие эмоционального отношения к искусству. Научится воспринимать музыку и размышлять о ней. Развитие навыков кантиленного пения | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки. П: Владение навыками интонационно-образного анализа муз.произведения. К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов. | ||||
7 | «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда Как композитор «рисует» сказочные музыкальные образы? | Осваивают элементы музыкального языка: Тембр, регистр. Сравнительный анализ Средств муз. выразительности. | Развитие эмоциональной отзывчивости. Научится наблюдать за результатом музыкального развития на основе различий интонаций, тем, образов. | Р: Обобщенность действий, критичность. П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. К: Оценка действий партнера в групповой деятельности. | ||||
8 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь Как звучат народные мелодии в музыке П.И.Чайковского? Какая музыка звучит на ярмарках? Ярмарка в искусстве. Стр.52-53 | Учатся сопоставлять различные образы народной и профессиональной музыки. Получит возможность реализовать собственные замыслы в инсценировке песни. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. Усвоят Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни. Обработка русской народной песни. | Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности и работы одноклассников в разных формах взаимодействия. П: Наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных стилей. К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства. | ||||
9 | Обобщающий урок 1 четверти. | Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 1 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся. | Накопление слуховых впечатлений. | Р: Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки. П: Владение муз. словарем в процессе размышлений о музыке. К: Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки | ||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 ч.) | ||||||||
10 | Музыкальные инструменты России. | Изучают различные ре тембры русских народных инструментов. | Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. | Уважительное отношение к истории и культуре русского народа. Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. | ||||
11 | Оркестр русских народных инструментов. | Слушают сказку «Музыкант-чародей» | Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира | Уважительное отношение к истории и культуре русского народа. Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. | ||||
«В концертном зале» (5 ч.) | ||||||||
12 | Музыкальные инструменты Струнный квартет. Стр.74-75 Как композитор в музыке передает ночной пейзаж? | Запоминают звучание скрипки, виолончели Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром). | Научится сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз.инструментов, пению в ансамбле. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки. П: Умение сравнивать музыкальные образы. К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия. | ||||
13 | Музыкальные жанры . Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Выразительность и изобразительность в музыке. | Учатся воспринимать музыку, размышлять о ней. Возможность научиться музицированию, импровизированию. | Научится воспринимать музыку вокальных жанров. Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в пении. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса. К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа. | ||||
14 | Ф.Шопен. | Слушают музыку Фридерика Шопена | Уважительное отношение к истории и культуре Западной Европы. Творческое развитие.Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»). | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П:Активизация творческого мышления. К: Умение учитывать разные мнения. Углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека. | ||||
15 | Л.В.Бетховен. | Слушают и анализируют особенности музыки Бетховена | Уважительное отношение к истории и культуре Западной Европы. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» | Углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека. Понимание жизненного содержания музыки. | ||||
16 | Обобщающий урок-концерт | Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Научатся воспринимать музыку, размышлять о ней. Возможность научиться музицированию, импровизированию. Понимание жизненного содержания музыки. | Р: Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки. П: Владение муз. словарем в процессе размышлений о музыке. К: Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки | ||||
3 четверть«День, полный событий» (1 ч.) | ||||||||
17 | Зимнее утро. Зимний вечер. | Слушание.Восприятие и осмысление образов природы, изображённых в муз. произведениях. | Усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя. | |||||
«В музыкальном театре» (6 ч.) | ||||||||
18 | Опера «Иван Сусанин» | Музыкальная характеристика героев оперы. Учатся наблюдать за результатом музыкального развития образов, слышать интонации народной польской и русской музыки | Ценностное отношение к музыкальной культуре. Научится наблюдать за результатом музыкального развития образов, слышать интонации народной польской и русской музыки. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: Использовать общие приемы решения задач. К: Умение вести диалог. | ||||
19 | Опера «Иван Сусанин». Музыкальная драматургия оперы | Музыкальная характеристика героев оперы. Как композитор охарактеризовал стан противника? Учатся наблюдать за результатом музыкального развития образов, слышать интонации народной польской и русской музыки. | Ценностное отношение к музыкальной культуре. Музыкальный образ. Полонез. Мазурка. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Узнавать и называть танцевальные жанры. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | ||||
20 | Оперы М. Мусоргского. | Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Получат обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского). | Р: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства. П: Узнавать, называть жанры. К: Формулировать собственное мнение и позицию. | |||||
21 | Восточные мотивы | Музыкальный анализ особенностей восточных интонаций | Готовность выражать свое отношение к искусству.Как звучат восточные интонации? Особенности восточного колорита. Восточные интонации. Вариации. Орнамент. Научится слышать восточные интонации в музыке русских композиторов: М.И.Глинки и М.П.Мусоргского. | Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений. К: Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов. | ||||
22 | Балет «Петрушка» | Учатся распознавать художественный смысл музыки, понимать роль музыки в жизни человека. | Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству. И.Ф.Стравинский. Оркестровые тембры. Музыка в народном стиле. | Р: Использовать речь для регуляции своего действия. П: Узнавать, называть знакомые интонации. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками при инсценировании сцены из балета. | ||||
23 | Театр музыкальной комедии | Научится ориентироваться в разнообразии музыкального искусства, сравнивать жанры. Музыкальный жанр: оперетта, мюзикл. И.Штраус. Ф. Лоу. | Р: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства. П: Узнавать, называть жанры. К: Формулировать собственное мнение и позицию. | |||||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3ч.) | ||||||||
24 | Прелюдия. | Учатся передавать собственные музыкальные впечатления, определять на слух 3-х частную форму. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. Музыкальный жанр: прелюдия. С.В.Рахманинов. Форма музыки: трехчастная. Научатся узнавать, называть жанры. | Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки. П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. К: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства. К: Формулировать собственное мнение и позицию. | ||||
25 | Исповедь души. | Научится размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. Как звучат прелюдии Шопена? | Уважительное отношение к истории и культуре польского народа. Развитие музыкального образа в прелюдии. Ф.Шопен. | Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками. | ||||
26 | Обобщающий урок 3 четверти | Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 3 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. | Накопление слуховых впечатлений. Развитие музыкального кругозора и эрудиции. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Узнавать и называть танцевальные жанры. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | ||||
IV четверть (8 часов) Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (3 ч.)
| ||||||||
27 | Праздников праздник, торжество из торжеств | Учатся воспринимать пасхальное песнопение. Получит возможность научиться владеть певческим голосом как инструментом | Понимание жизненного содержания религиозной музыки. Научится оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык духовной музыки. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: Узнавать, называть жанры духовной музыки. К: Формулировать свои затруднения. | ||||
28 | Родной обычай старины. Светлый праздник | Учатся воспринимать пасхальное песнопение. Получит возможность научиться владеть певческим голосом как инструментом | Понимание жизненного содержания религиозной музыки. Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Воспитание патриотических чувств. К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства. | ||||
29 | «Былинные наигрыши и напевы». | Слушание. Размышление. Высказывание своих суждений, впечатлений. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. Научатся узнавать народные былинные песнопения, слышать их интонации в музыке русских композиторов. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Воспитание патриотических чувств. К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства. | ||||
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 ч.)
| ||||||||
30 | Музыкальные интонации | Выявляют характерные интонации для конкретных муз. образов. | Научится понимать жизненный смысл музыкального произведения. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?» | Р: Ставить новые учебные задачи. П: Активизация творческого мышления. К: Умение слушать друг друга. | ||||
31 | Музыкальный сказочник | Знакомятся с музыкальными образами в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»). | Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»). | Р: Развернутость анализа музыкального сочинения. П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке. К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки. | ||||
32 | Выразительность и изобразительность в музыке | Анализируют и соотносят выразитнльные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их ваимосвязи и взаимодействии. Распознают смысл различных муз. форм | Научатся размышлять о музы- кальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки. П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. К: Определение способов взаимодействия . | ||||
33 | Музыкальные инструменты: гитара. | Многообразие жанров музыки. Триединство: композитор, исполнитель, слушатель | Р: Ставить новые учебные задачи. П: Активизация творческого мышления. К: Умение слушать друг друга. | |||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.) | ||||||||
34 | Народные праздники. «Троица». | Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день. | Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя. П: Контролировать и оценивать результат деятельности. К: Хоровое пение, пение по группам и с солистами. |
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!