Сословные и другие группы населения Российской империи 6 страница
Программа переписи 1959 года, в основном, напоминает аналогичную программу 1939 года. Однако из 16 вопросов, ставившихся тогда, некоторые были исключены. Так, отсутствовал пункт "постоянно или временно живет здесь", поскольку приводившиеся в листе последующие два дублировали его. Вопрос о грамотности был слит с вопросом об образовании. В связи с этим отпала необходимость спрашивать о том, окончил ли респондент среднюю или высшую школу. Вопросы о месте работы и занятии по этому месту работы поменялись местами ( в 1939 г. сначала спрашивалось о роде занятий, а потом о месте работы). Для тех, кто, не имеет занятий, являющихся источником дохода, следовало указать другой источник средств к существованию.
Следующие переписи проходили в 1970, 1979, 1989 годах. Следующая перепись состоялась 15 января 1970 году. В организационном и методологическом отношении она соответствовала двум предыдущим (1939 и 1959 гг.), однако данных было получено значительно больше. Впервые в практике советских переписей ради экономии времени и средств часть сведений была собрана путем опроса не всех, а только 25% жителей. Переписной лист состоял из одиннадцати вопросов. Это дополнялось ответами на 7 вопросов выборочной переписи. В работу по переписи для городов и их пригородных районов, утвержденных по особому списку (города с населением свыше 500 тыс. жителей), входил учет передвижения населения от места жительства до места работы, учебы. Был введен специальный бланк учета передвижения населения, который заполнялся рабочими, служащими и учащимися высших и средних специальных учебных заведений.
|
|
Вопрос о гражданстве был соединен с вопросом о национальности. Причем о национальности отвечали советские граждане, а о гражданстве - иностранцы. Учащимся следовало указать тип учебного заведения вместо полного его названия в переписи 1959 года. Интересным новшеством явилась рекомендация после записи в верхней строке родного языка лицам, умеющим свободно разговаривать на каком-либо еще языке народов СССР, указать это. Особенностью этой переписи стал сбор сведении о миграции населения, выраженный в таких вопросах: "Сколько времени непрерывно проживает в данном населенном пункте"; "Для живущего менее 2 лет указать место предыдущего постоянного жительства"; "Причина перемены места жительства".
Была предпринята попытка изучить продолжительность работы в сезонных и других отраслях хозяйства, сопоставить среднегодовую численность занятых по переписи с данными текущей статистики. Это можно было сделать, получив ответы на следующий вопрос программы: "Для работающего в 1969 г. неполный год подчеркнуть: работал постоянно, сезонно или временно и указать продолжительность работы в месяцах 1969 года".
|
|
Кроме того, сплошным наблюдением охватывались лица в трудоспособном возрасте, занятые в домашнем и личном подсобном сельском хозяйстве (мужчины в возрасте 16 - 59 и женщины - 16 - 54 лет). В переписи населения 1970 года широко использовался выборочный метод получения и контроля данных. Это стало новым явлением в нашей статистике. В переписи 1970 года допускалось заполнение переписных листов самими опрашиваемыми.
Перепись 1979 года знаменательна тем, что впервые для обработки собранных данных были применены ЭВМ и итоги записывались на магнитную ленту При переписи 1979 года впервые был поставлен вопрос о числе рожденных женщиной детей (для углубленного исследования динамики рождаемости и изучения факторов, влияющих на воспроизводство населения). Также при переписи были получены сведения о населении в трудоспособном возрасте, занятом в домашнем и личном подсобном сельском хозяйстве. При заполнении карточек, главу семьи указывали сами члены семьи из числа постоянно проживающих, но если возникали трудности с определением, то главою следовало считать того, кто обеспечивает основные средства к существованию. Одной из задач переписи 1979 года был сбор данных о долгожителях страны. Один из пунктов анкеты как раз касался долгожителей, точнее тех, кому сто и более лет. По условиям переписи в этот пункт анкеты необходимо было записать их год рождения, фамилию и адрес.
|
|
В 1989 году по сравнению с предыдущими переписями населения в переписные листы были включены новые вопросы о жилищных условиях, о месте рождения. Наряду с общим списком вопросов был и дополнительный, и попавшим в выборочную перепись задавались еще пять вопросов:
1. Место работы (на основе ответов на этот вопрос делалось распределение по отраслям народного хозяйства).
2. Занятие по этому месту работы.
3. Общественная группа (использовалось 5 вариантов ответа).
4. Продолжительность непрерывного проживания в данном населенном пункте
5. Для женщины указать: сколько детей родила и сколько из них живы.
Перепись жилищных условий была сплошной, но ее вопросы задавались, не каждому члену семьи, а только члену семьи, записанному первым, одиночке или члену семьи, живущему отдельно. Этих вопросов было семь:
1. Период постройки дома (использовалось 7 вариантов ответа).
|
|
2. Материал наружных стен дома (использовалось 6 вариантов ответа).
3. Дом принадлежит (использовалось 3 варианта ответа).
4. Тип жилого помещения (использовалось 7 вариантов ответа).
5. Благоустройство жилого помещения (использовалось 9 вариантов ответа).
6. Число занимаемых жилых комнат.
7. Размер площади.
По данным последней советской переписи 1989 численность населения страны составила 286,7 млн. человек Вполне естественный вопрос - где можно посмотреть материалы переписи, особенно первичные листы переписей, происшедших после 1917 года. А не скажу… Потому что не знаю. Логически рассуждая - в архиве ЦСУ. Я не знаю, рассекречены ли эти документы, не знаю, как получить к ним доступ… Точно не рассекречены данные последних переписей, как содержащие персональную информацию, а насчет переписи 1920 и 1926 не уверена. Зато я вам дам еще одну ссылку про архивы - http://www.openweb.ru/rusarch/index.html. На этом сайте написано, где найти списки рассекреченных документов, может быть, вы решите эту проблему самостоятельно. А был бы очень неплохой генеалогический источник…
Метрические книги
Метрические книги - совокупность актов культовой регистрации, удостоверяющих события крещения (рождения), венчания (брака), погребения (смерти) конкретных лиц, в виде хронологических записей в книжной форме. Первое законодательное оформление практика ведения метрических книг в России получила в решениях Московского церковного собора 1666-1667. Первым светским узаконением был указ Петра I от 1702 "О подаче в Патриарший духовный приказ приходским священникам недельных ведомостей о родившихся и умерших". В мае 1722 "прибавления к Духовному регламенту" установили обязательное повсеместное ведение метрических книг в Российской империи. Указ Синода от 1724 впервые ввел графические формы метрических книг и уточнил особенности их ведения. А после Указа Синода от 1779 "Об исправном содержании метрических книг во всех приходских церквах" наличие книг в приходах и консисториях стало обязательным.
Указ Синода от 1802 г. "О содержании в предписанном порядке метрических книг" запретил хранение книг в домах священников и их раздельное ведение: отныне в приходах регистрация осуществлялась в одной общей книге.
В 1831 по Указу Синода в формуляре метрических книг были уточнены названия отдельных граф, введена раздельная нумерация по полу в записях о рождении. Формуляр метрических книг, просуществовавший вся дальнейшую их историю, окончательно был утвержден в 1838.
Состояла каждая книга из трёх частей, содержащих сведения:
о рождении - дата рождения и крещения, имя и фамилия, место жительства и вероисповедание родителей и крёстных родителей, законность и незаконность рождения;
о браке - имя, фамилия, место жительства, национальность, вероисповедание жениха и невесты, в каком возрасте вступают в брак, дата венчания, фамилии и имена свидетелей;
о смерти - имя, фамилия, место жительства, возраст умершего, дата и причина смерти, место захоронения.
Метрические книги православных.Повсеместное ведение метрических книг было установлено для православного духовенства в 1722, но исправное ведение метрик привилось не скоро, как это видно из большого числа указов Синода, подтверждающих необходимость правильного ведения метрических книг и наблюдения за этим. Такие указы были изданы в 1779, 1802, 1812, 1824 и т.д.
В 1838 Синодом было установлено, чтобы причт ежемесячно свидетельствовал и подписывал книги, обозначая, сколько в истекшем месяце умерло, родилось и сочеталось браком, и чтобы родители, восприемники и свидетели подписью своей скрепляли верность записи. Этим же указом 1838 была установлена новая форма метрик. Новые указы Синода с обращением внимания на неисправность ведения метрических книг, встречаются в 1838, 1886, 1889, 1890, 1903. В указе 1903 обращается внимание на большое количество поступающих "на разрешение Консистории и Св. Синода дел об исправлениях в метрических книгах неправильных записей и о внесении в эти книги пропущенных актов о рождениях, браках и смерти".
Незаполненные бланки, собранные в метрические тетради, выдавались приходским священникам из консисторий или духовных правлений. Правильность заполнения метрик контролировалась благочинными, проверяющими текущую документацию подведомственных церквей каждые полгода. Во избежание подлогов, ошибок, упущений ответственность за каждую запись возлагалась на весь церковный причт. Метрические книги велись в двух экземплярах: один направлялся на хранение в архив консистории (учреждение с церковно-административными и судебными функциями, которая подчинялась епархиальному архиерею), второй - оставался в церкви. Консисторский экземпляр, включавший метрические тетради рождения, брака, смерти за один год по всем приходам одного уезда или города, достигал 1000-1200 листов. Приходский экземпляр имел иную структуру. Он включал записи рождений, браков и смертей только одного прихода за несколько лет, в зависимости от численности прихода. До 1840-50-х гг. приходская метрическая книга включала все виды регистрации, а позже каждый вид регистрации велся в отдельной книге. Объем приходской метрической книги чаще всего был около 200-250 листов. Полную юридическую силу имели документы, выданные на основе консисторского экземпляра. Записи в метрические книги производились сразу после совершения акта, а записи о браке сверялись с обыскными книгами.
Участники таинства (родители и восприемники при крещении, жених или поручители при венчании) могли ознакомиться с внесенной в метрику записью и подтвердить ее верность в соответствующей графе. Регистрация в метрических книгах велась священниками со слов, поэтому в записях находило отражение большое количество бытовых (просторечных) наименований населенных мест (а, возможно, и их частей). Метрические книги представляют регистрацию церковных обрядов, а не самого факта рождения, брака или смерти. Не получают крещения мертворожденные, а также умершие вскоре после рождения, они могут не попасть в метрики о родившихся. С другой стороны в христианские метрики кроме родившихся заносят случаи крещения взрослых. В метрические книги об умерших у православных также могут не попадать младенцы, умершие до крещения, над которыми не совершен обряд погребения, а также самоубийцы. По военно-духовному ведомству прямо запрещалось вносить мертворожденных в метрики. В губерниях или епархиях, где население было очень разбросано и приходы чрезвычайно растянуты, как, например в Сибири, нередко умершие вынужденно хоронились без участия духовенства и, соответственно, не попадали в метрические книги.
Где искать метрические книги.Велись метрические книги в церковных приходах до 1918 (в некоторых районах до 1921), затем регистрация актов гражданского состояния была передана подотделам ЗАГС местных органов исполнительной власти. После октября 1917 метрические книги первоначально были переданы в городские, уездные, волостные земские управы, а с созданием органов ЗАГС, - в их волостные, уездные и губернские отделы. Сейчас они большей частью находятся в местных областных и республиканских архивах, но кое где и в органах ЗАГС.
Например, большинство метрических книг приходов, находившихся на территории Чувашии, (с 1763 по 1918) хранятся в Центральном государственном архиве Чувашской Республики. Это "метрики" по Алатырскому, Ардатовскому, Буинскому и Курмышскому уездам Симбирской губернии и Козьмодемьянскому, Тетюшскому, Цивильскому, Чебоксарскому и Ядринскому уездам Казанской губернии. А магометанские метрические книги (с 1780 по 1881) по Тетюшскому, Цивильскому и Чебоксарскому уездам находятся в Национальном архиве Республики Татарстан. Там же хранятся православные метрические книги Цивильского уезда с 1763 г., Чебоксарского - с 1790.
Метрические книги по селениям Московской губернии находятся в Центральном историческом архиве г. Москвы (ЦИАМ) фонде 203 опись 780. Метрические книги сгруппированы в "связки" (по 4-5 приходов) - в основном по алфавитному принципу. Так, в описи метрических книг 1885 г. по Клинскому уезду д. 979 включает в себя села с начальными буквами "Б" (5 приходов), д. 980 - "В-Д" (7 приходов), д. 981 - "Д-З" и т.д. Всего 50 церковных приходов в уезде.
Для того, чтобы найти своего предка, надо точно знать к какому приходу относился населенный пункт, в котором он жил. Правда при этом нужно учитывать, что в первой половине XIX в. соблюдался запрет регистрации в других приходах, то с конца XIX в. стали более вольно осуществлять крестины и венчания в соседних приходах.
Что такое приход?Приход был основной единицей епархиального деления России. Состав приходов неоднократно изменялся. В уездах село являлось центром прихода, в состав которого входило еще несколько более мелких населенных пунктов, иногда - разных уездов, в некоторых случаях - губерний. В исключительных случаях части одного и того же населенного пункта относились к разным церковным приходам, что характерно для городов и крупных сел. Границы церковных приходов постоянно изменялись. Следующим уровнем административного церковного управления был благочиннический округ, включавший вначале 7-10 церквей с их приходами, что предусматривалось Духовным регламентом 1721. Приходские церкви уезда разбивались на группы по 10 церквей; один из числа приходских священников назначался благочинным. В его обязанности входил контроль за правильностью ведения служб и церковной документации, поведением священников в быту. Дважды в год благочинный приезжал в приход с проверкой.
На уездном уровне дела церкви решались в духовных правлениях. До середины XIX в. церкви находились в ведении духовных правлений, а по их упразднении перешли в непосредственное подчинение консистории. Приходы входили в состав епархии, границы которой не всегда совпадали с административно-территориальным делением на губернии. Епархия в среднем объединяла в 1737 около 700 приходов, в 1783 - 530, в 1860 - 550 приходов, а центральные епархии - свыше 1000 приходов. В пореформенный период за 1869-1879 по России было упразднено около 2000 приходов.
Справочники, содержащие в числе прочего и сведения о том, какие населенные пункты входили в состав приходов, выпускались, некоторые их них есть в библиотеках. Правда, нередко они не отражались в каталогах, поскольку считались неактуальными для советского читателя. В 1997 в Российской национальной библиотеке было обнаружено 50 нерекаталогизированных уникальных "Расписаний церквей, причтов и приходов" различных епархий, относящихся к середине 70-х гг. XIX в. Библиографическое выявление, установление мест хранения и раскрытие содержания губернских епархиальных справочников - одно из приоритетных исследовательских направлений отдела библиографии и краеведения РНБ. А пока эта работа не завершена, они вполне могут обнаружиться в епархиальных библиотеках. Например, в библиотеке епархиального управления Казанской епархии разнообразные справочники за разные года точно есть.
Справочные издание русской православной церкви перечислены на странице http://www.petergen.com/sources/eparchyrpc.shtml . Каталог православных ресурсов, позволяющий найти нужную епархию и задать вопрос про справочники по церковным приходам: http://www.orthodox.spb.ru/internet.html. Изначально не существовало разделения внутри системы церковного учета православного населения. Однако к началу XIX в., с выделением придворного и военного духовенства в самостоятельные ведомства, единая в XVIII в. система регистрации актов гражданского состояния утратила целостность.
Метрические книги военного ведомства.Метрические книги военного ведомства содержат информацию о различных категориях военного населения, составлявшего значительную долю в общем, числе российских подданных. До 1800 каждый полковой священник подчинялся преосвященному, в епархии которого квартировал его полк. В ходе военных кампаний Синод поручал отдельным лицам руководство военным духовенством, находящимся на театре военных действий. Эти временные руководители именовались обер-полевыми священниками или обер-иеромонахами флота. Павел I высочайшими указами в 1800 сделал должность обер-священника армии и флота постоянной и передал в его ведение военное и морское духовенство. В 1815 была создана должность обер-священника Главного штаба, в ведение которого перешли священники гвардии и гренадер. С этого периода управление военно-морским духовенством осуществлялось двумя ведомствами, но организация делопроизводства в этих ведомствах была сходной. Позднее руководители этих ведомств из обер-священников были переименованы в главные священники, внутренняя структура учреждений при этом не изменилась. Изменения в управлении военным духовенством произошли в 1880-е.
Особая комиссия при Священном Синоде выработала положение об упразднении должности главного священника армии и флота и должности главного священника гвардии и гренадер. Их функции были переданы протопресвитеру военного и морского духовенства, в его лице все полковые и флотские священники получили единого руководителя. Более сложную структуру имела система учета военного населения. Основная часть армейских и флотских священников относилась к ведомству обер-священника армии и флота. В 1800 Озерецковский, первым принявший эту должность, назначил 14 благочинных, которые и явились фактическими организаторами и руководителями деятельности армейского духовенства на местах. Именно через благочинных обер-священник получал сведения о состоянии дел в полках и на флоте, а также всю отчетную документацию, поступающую от духовенства. При наличии в том или ином округе должности полевого обер-священника, благочинный по всем текущим вопросам связывался с ним, а не обращался непосредственно к обер-священнику армии и флота.
Полковые и флотские священники ежегодно с апреля по май присылали благочинному "требовательные" ведомости, в которых указывали количество необходимых бланков для метрических записей на будущий год. Благочинный скреплял подписью эти бланки, прошнуровывал их и выдавал священникам. Вести метрические записи следовало в двух экземплярах. Не позднее 15 января нового года священникам предписывалось присылать благочинному оба экземпляра метрик за истекший год для проверки. Засвидетельствовав личной подписью верность записей в каждой книге, благочинный черновой экземпляр возвращал в церковь, а беловую метрическую книгу с остальными отчетными документами отправлял в канцелярию обер-священника. Аналогичная схема обращения документации существовала в ведомстве обер-священника гвардии и гренадер.
В канцеляриях обоих ведомств составлялись сводные таблицы о числе рождений, браков и смертей в военном сословии, которые подавались в Синод. Также составлялись различные статистические документы для светских учреждений. Единой коллекции "военных" метрик на сегодняшний день не существует. Метрические книги военно-духовного ведомства содержатся в фондах нескольких центральных архивов и частично представлены в местных архивах. Беловые экземпляры метрик поступали на хранение в канцелярии обер-священников, которые, после учреждения единого руководства в военно-духовном ведомстве, вошли в состав канцелярии духовного правления при протопресвитере военного и морского ведомства. Фонд 806 РГИА (Духовное правление при протопресвитере военного и морского ведомства) первоначально содержал значительный комплекс метрических книг различных войсковых подразделений.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 484; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!