Варианты оформления результатов



 

Меня больше всего удивил способ со шкатулками.

Для каждого предка заводится шкатулка. В нее укладываются какие-то документы (не все), какие-то фотографии, письма, предметы. Смысл в том, чтобы, открыв шкатулку, почувствовать прикосновение времени, понять, что за человек был этот предок. Результат генеалогических исследований в этом случае – шкаф, заполненный шкатулками, которые можно с любовью открывать.

Одна единственная женщина придумала групповую семейную фотографию, не уверена, что кто-нибудь повторил ее опыт, это даже сложно описать. В процессе исследований она обязательно искала изображения своих предков и родственников. Потом она заказала в мастерской деревянную коробку, без передней стенки, но с крышкой, в которую вертикально вставлялись стекла (по числу поколений, которые она собиралась найти). На каждое стекло она наклеивала фотографии предков из этого поколения, вставляла их в рамку и любовалась толпой своих предков и родственников из всех поколений сразу. Уж не знаю, какую она при этом преследовала глобальную цель. Возможно, она была просто очень одинока.

Достаточно любопытны варианты, предполагающие выпуск родословных книг.

При этом исследуется не генеалогия в чистом виде, а история семьи в целом, выявляются некоторые уникальные элементы, на основе которых и пишутся книги. Некоторые из них стали бестселлерами.

Например, кулинарная книга семьи может включать не только рецепты, как таковые, но и истории о том, как этот рецепт в семье появился, откуда брались составные части и, как и почему они менялись со временем. Туда же могут войти истории о традициях совместных праздников, о том, как организовались праздничные обеды. Рецепты заготовок на зиму могут включать в себя истории о традициях сбора или выращивания нужных для этого продуктов. Семейные фотографии сделают эту книгу крайне колоритной.

Известны примеры имевших большой успех книг о каких-то ремесленных традициях (с фотографиями членов семьи, осуществляющих нужные действия).

То есть для американцев чаще всего это книги о том, как что-то делать, с большим количеством фотографий, но есть и исключения. Например, если кто-то из членов семьи художник, а все остальные обладают чувством юмора, может появиться книга комиксов о занимательных приключениях семьи в течение всей известной ее истории.

Если цель исследований – наладить контакт с детьми, чаще всего детей привлекают к сбору информации и оформлению результатов, тут совершенно не важно, каким именно будет результат (лучше всего, сели способ оформления придумает сам ребенок), важен тут процесс. Ребенок, конечно, не может работать в архивах, но он может фотографировать и сканировать, работать с компьютерными программами, опрашивать родственников и записывать результаты на магнитофон, с ним можно ездить на родину предков, сидеть за столом и разбирать найденные сокровища и так далее и тому подобное. Часто в рамках этой цели родители организуют в школе, где учится их ребенок, кружок генеалогии.

Если цель – наладить контакт с родственниками (со всеми или с частью), чаще всего американцы занимаются изготовлением генеалогических подарков и сувениров к разнообразным датам и юбилеям. Кто-то занимается этим самостоятельно, изготавливая в единственном экземпляре книжку с текстом и засканированными фотографиями. Кто-то обращается к профессионалам и дарит на дни рождения родословные деревья в рамах для вывешивания на стену. Варианты подарков крайне многочисленны. Дело доходит даже до золочения первых ботиночек младенца-прабабушки, которые чудом сохранились до сегодняшних дней. Я вовсе не иронизирую, это реальный пример.

Все, хватит примеров.

Осознав свою цель, вы сами придумаете массу способов оформления результатов.

Людмила Бирюкова

"Всероссийское генеалогическое древо"

 

Методика составления родословной с помощью метрических книг

Ищем в архиве в метрических книгах в разделе "Рождения" дату рождения известного Вам представителя рода. Это может быть Ваш дед или прадед. Из найденной метрической записи выясняем не только точную дату рождения, а также имена и отчества отца и матери.

Далее необходимо просмотреть в метрических книгах раздел "О бракосочетавшихся", чтобы установить точную дату их вступления в брак. Для этого просматривают метрические книги, начиная с найденного года рождения.

 

Например, в результате поиска выяснилось, что Ваш дед родился 25.12.1889 года, значит, его родители могли пожениться в начале 1889 года. Но поскольку дед мог быть не первым ребёнком в семье, поиск может углубиться на 10-15 лет от установленной даты рождения.

Если у Вас есть информация, каким по счёту в семье был его предок (первенцем, третьим ребёнком и т.д.), то можно приблизительно подсчитать, когда поженились родители, что значительно уменьшит объём документов, которые необходимо просмотреть для определения даты их бракосочетания. Как правило, в крестьянских семьях в ХУШ - ХIХ веках дети рождались с интервалом в 2 года.

Например, Вы знаете, что Ваш предок был 7 ребёнком в семье. В этом случае, возможно, родители поженились за 14 лет до даты рождения предка. Однако здесь следует учитывать, что не все дети, которые рождались, выживали, и Вы можете не точно знать , сколько всего детей было в семье предка.

Для чего необходимо найти запись о бракосочетании? Потому что там указывался возраст и место жительства жениха и невесты. Таким образом определяется год рождения представителей следующего поколения Вашего рода, и по соответствующим метрическим книгам выясняется точная дата их рождения.

Когда эта дата установлена (т.е. найдена соответствующая актовая запись в метрической книге), становятся известными имена и отчества родителей следующего колена рода, а затем по описанной выше методике выясняется дата их бракосочетания.

По такой схеме изучаются все метрические книги, имеющиеся в наличии.

После выявления представителя последнего колена (сколько будет выявлено колен зависит от сохранности метрических книг) рисуется и графически оформляется прямая линия рода. Таким образом составляется восходящая родословная.

Теперь можно переходить к составлению нисходящей родословной, т.е. от родоначальника до его потомков. Для этого полистно пересматриваются год за годом все метрические книги, и схема родословной дополняется конкретными датами рождения, бракосочетания, смерти всех представителей рода.

После окончания работы с метрическими книгами нужно заняться выявлением генеалогической информации в ревизских сказках и исповедальных ведомостях.

В архивах России, Украины, Белоруссии хранятся материалы ревизий за 1797, 1811, 1816, 1835, 1850, 1858 годы.

Если в ревизских сказках и исповедальных ведомостях имеются сведения за большой отрезок времени, рекомендуется следующая последовательность составления родословной:

1) в метрических книгах Вы находите записи о рождении и бракосочетании представителей Вашего рода по прямой линии в каждом поколении до года, за который есть ревизские сказки и исповедальные ведомости;

2) в ревизских сказках и исповедальных ведомостях ищете записи о семьях различных поколений Вашего рода и составляют "скелет" родословной;

3) когда уже составлена первичная графическая схема родословной, Вы приступаете к детальному изучению метрических книг и дополняете "скелет" генеалогического дерева конкретными датами рождения, бракосочетания и смерти представителей рода, которые родились и умерли в период между ревизиями.

В схеме, составленной по ревизским сказкам, даты рождения и смерти указываются приблизительно ( от года проведения ревизии отнимается указанный в ревизской сказке срок).

Аналогично изучаются исповедальные ведомости.

Сбор информации можно проводить с помощью специальных бланков, которые особенно удобны в случае, когда исследования проводятся по документам разных архивов.

Недостающую информацию выявляют по вспомогательным документам.

Оформление результатов генеалогического исследования.

Результаты генеалогического исследования оформляются в виде генеалогического древа. К нему дополнительно можно составить поколенную роспись(поколенный список всех представителей рода с основными биографическими сведениями о них) и историю населённого пункта, из которого начинался Ваш род.

 

Поколенная роспись

Поколенная роспись - один из завершающих этапов составления истории рода.

После того, как вся информация изучена и систематизирована, составляется поколенный (то есть по каждому поколения отдельно) список представителей рода со всеми известными биографическими данными: годы жизни, сословие, вероиповедание или национальность , имущественное положение, место жительства и т.п.

Пример: поколенная роспись крестьянского рода Румянцевых

Каждой персоне в поколенной росписи присвоен номер, состоящий из двух чисел: первое число – это номер персоны, а второе – номер отца персоны.

I КОЛЕНО 1.СЕМЕН – это имя самого раннего представителя рода известно по отчеству Анисима и Ивана.

II КОЛЕНО 2-1.АНИСИМ 1739-1800. 3-1.ИВАН 1741-1808.

III КОЛЕНО 4-3.ИВАН, р.1765 5-2.КУПРЕЯН, р.1770, в 1897 году отдан в рекруты.

6-2.АНДРЕЙ 1788/93-1842. Жена Елена Семенова.

IV КОЛЕНО 7-4.ИВАН, р.1789, продан в 1811 году капитанше Александре Мещерской. 8-4.ГАЛАКТИОН, р. 1805/1807. Жена – Татьяна (р.1809). В 1840 году отдан в рекруты. 9-6.ВАСИЛИЙ, р.1811. Жена - Александра Иванова. 10-6.ИППОЛИТ, р. 1814. Жена - Дарья Игнатьева. 11-6.НИКИТА, р. 1816. Первая жена Параскева Петрова. Вторая жена Татьяна Галактионова, дочь Галактиона Иванова. Никита Андреев и Татьяна Галактионова имели общего предка, Семена, который Никите доводился прадедом, а Татьяне – прапрадедом. Между собой они находились в седьмой степени родства, разрешенной для вступления в брак.

12-6.ВАСИЛИЙ 1823-1855. Жена - Анна Никитина.

V КОЛЕНО 13-8.АЛЕКСАНДР 1829-1842. 14-8.ТАТЬЯНА, р. 1831.

Муж – Никита Андреев (р.1816), представитель рода по линии Анисима Семенова. 15-8.МАКАР 1834-1840.

16-8.ВАСИЛИЙ 1838-19.07.1889. Первая жена – Ирина Игнатьевна, вероятно умерла. Все включенные в схему дети Василия Галактионова рождены от второй его жены, Елены Васильевны, которая, судя по всему, происходила из этого же рода. У Елены Васильевны и Василия Галактионова был общий прапрапрадед, Семен, и они находились по отношению друг к другу в восьмой, разрешенной брачным законодательством России, степени родства. Кроме того, что они были мужем и женой, их связывало четвероюродное родство, они доводились друг другу четвероюродными братом и сестрой. Старшая из детей, Александра была рождена около 1871 года, поэтому можно

предположить, что во второй брак Василий вступил не позднее 1870 года. В записи о смерти Василий значится как второбрачный, 52 лет, причиной смерти указан катар легких. Погребен на

приходском кладбище Николаевской церкви с. Малышево.

17-9.СТЕПАН, р.1834. Жена - Настасья Иванова (р.1833).

18-9.ЕГОР, р. 1838. Жена - Авдотья Никонова (р.1841).

19-9.ОЛЕНА р. 1845. Предположительно она и бабушка Федора, Олена или Елена Васильевна – одно и то же лицо. В этом случае ее муж - Василий Галактионов (1838-1889), происходил, как и Олена,

от Семена. Олена и Василий находились по отношению друг к другу в восьмой степени родства, разрешенной для брака.

20-10.МАКСИМ, р. 1840, жена Дарья Петровна.

21-10.АЛЕКСАНДРА, р.1847 22-10.ЕКАТЕРИНА, р.1851

23-10.ЕЛЕНА, р.1856 24-10.АЛЕКСАНДР, р.1857

25-11.СТЕПАН, р.1839. Жена – Домна Степанова (р. 1835).

26-11.АВДОТЬЯ, р.1843

27-11.ПЕТР, р.1848

28-11.ИВАН, р. 1853

VI КОЛЕНО 29-16.АЛЕКСАНДРА ок.1871-09.04.1904.

В записи о рождении первой дочери, Марии, в 1901 году Александра записана под фамилией Васильева, образованной от отчества.

Умерла от чахотки в 32 года. Погребена на приходском кладбище Николаевской церкви с. Малышево. Год рождения вычислен из записи

о смерти, в которой указан возраст.

30-16.ВАСИЛИЙ, р. ок. 1872. Брак 23.01.1894 с дочерью умершего крестьянина д. Заплужье Меркурия Федорова, Марией Меркурьевой,

22 лет, первым браком. В брачной метрике записан как сын крестьянской вдовы, Елены Васильевой, ему 21 год, вступающий в первый брак. Поручители по жениху: крестьяне д. Чернениково Яков Егоров и д. Софрянок Иван Викторов. По невесте: крестьяне

д. Софрянок Виктор Андреев и д. Заплужье Василий Меркурьев.

31-16.ЕВДОКИЯ 16.02.1876-23.08.1876. Крестили в Николаевской церкви села Малышево крестьянина д. Жарков Матвея Стефанова сын Павел Матвеев и крестьянина Дмитрия Петрова дочь Клеопатра

Дмитриева. Умерла от поноса в полгода. Погребена на приходском кладбище Николаевской церкви с. Малышево.

32-16.ИВАН, р.11.02.1878. Крестили в Николаевской церкви села Малышево крестьянин д. Жарков Григорий Игнатьев и крестьянина Егора Васильева

(брат матери новорожденного, Олены Васильевой), дочь Анна Егорова.

Это еще один факт, говорящий в пользу предположения о том, что Олена, дочь Василия Андреева, и Елена Васильева, жена Василия Галактионова – одно и то же лицо. Брак 15.02.1899 с дочерью умершего крестьянина д. Климово Михаила Иосифова, Марией Михайловой, 20 лет.

В записи о браке Иван записан как сын умершего крестьянина

Василия Галактионова, 20 лет, вступающий в первый брак.

Поручителями в обряде венчания выступали со стороны жениха: крестьяне Василий Васильев, старший брат, и Иван Григорьев.

По невесте: крестьяне д. Климово Федор Иванов и Митрий Михайлов.

В записи о рождении сына Павла в 1904 году Иван записан, как уволенный в запас армии рядовой Иван Васильев Беляев.

33-16.АЛЕКСАНДР 14.08.1880-14.10.1888. Крестили в Николаевской церкви села Малышево крестьянин д. Жарков Ефим Николаев и крестьянина Дмитрия

Федорова жена Евлампия Александрова. Умер [9 лет][6] от оспы в эпидемию. Погребен на приходском кладбище Николаевской церкви

с. Малышево.

34-16.ПАВЕЛ, р.27.08.1883. Крестили в Николаевской церкви села Малышево находящийся в запасе артиллерии 35 бригады рядовой Никифор Сорокин и крестьянская девица д. Жарков Екатерина Федорова.

Брак 23.01.1909 с дочерью крестьянина д. Кастилов

Починок Ильи Васильева Дарьей Ильиной, 19 лет.

В записи о браке Павел записан как уволенный в запас армии рядовой ефрейтор 108 пехотного Саратовского полка Павел Васильев Васильев, 25 лет, первым браком.

Поручителями в обряде выступали со стороны жениха его братья, Василий Васильев и Иван Васильев, со стороны невесты - крестьянин д. Жилино Георгий Георгиев и крестьянский сын,

брат невесты Никифор Ильин.

35-17.ГРИГОРИЙ, р.1855 36-17.ИВАН, р.1862. Жена Евдокия Алексеевна (р.1860).

37-18.АННА, крестила сына Василия Галактионова и Елены Васильевой, Ивана.

VII КОЛЕНО

38-28.МАРИЯ 11.03.1901-09.04.1901. Крестили в Покровской в Полянской слободе церкви города Костромы брат матери, Василий Васильев Васильев, и жена другого брата, Ивана Васильева,

Мария Михайлова Михайлова (фамилия записана по отчеству).

Умерла от поноса в 1 месяц. Погребена на приходском кладбище Николаевской церкви с. Малышево.

39-28.ФЕДОР 07.02.1903-1942. В метрике о рождении записан как незаконнорожденный сын дочери умершего крестьянина д. Жарки

Василия Галактионова Александры Васильевой. Крестил в Николаевской церкви села Малышево крестьянин Василий Васильев, дядя новорожденного.

Обряд крещения совершили священник Александр Поспелов и псаломщик Петр Виноградский.

40-29.ЕКАТЕРИНА, р. 13.11.1894. Крестили

колаевской церкви села Малышево тетя новорожденной, Александра Васильева, и запасной рядовой Иван Егоров Егоров.

41-29.АННА, р.05.12.1896. Крестили в Николаевской церкви села Малышево крестьянская девица д. Жарки Мария Егорова и крестьянин д. Софрянок Иван Викторов. Пометы: о выдаче свидетельства 20.08.1949.

42-29.АГРИППИНА 10.06.1899-22.07.1901. Крестила в Николаевской церкви села Малышево жена брата отца новорожденной Ивана Васильева, Мария Михайлова. Умерла от поноса в 2 года. Погребена на приходском кладбище Николаевской церкви с. Малышево.

43-29.ВЕРА 09.08.1901-06.07.1902. Крестил в Николаевской церкви села Малышево умершего крестьянина Василия Галактионова жена, вдова Елена Васильевна, бабушка новорожденной.

Умерла от поноса в 10 месяцев. Погребена на приходском кладбище Николаевской церкви с. Малышево.

44-29.АЛЕКСАНДРА, р.12.04.1903-08.06.1903. Крестила в Николаевской церкви села Малышево крестьянина д. Мисьнево Ивана Венифитьева жена

Мариамна Меркурьева, тетка новорожденной по материнской линии.

Умерла в 2 месяца от поноса.

45-29.ПАВЛА 29.05.1904-25.08.1904. Крестила в Николаевской церкви села Малышево крестьянина д. Жарки Алексея Прокопьева жена, Татьяна Терентьева. Умерла от поноса в 3 месяца. Погребена на приходском кладбище Николаевской церкви с. Малышево.

46-29.НИКОЛАЙ, р.27.07.1907. Крестил в Николаевской церкви села Малышево сын крестьянина д. Софрянок Иоанна Викторова Александр Иоаннов.

47-31.ЕЛЕНА 02.06.1900-09.10.1901. Крестила в Николаевской церкви села Малышево сестра матери новорожденной Евдокия Михайлова.

Умерла от поноса в полтора года. Погребена на приходском кладбище Николаевской церкви с. Малышево.

48-31.ПАВЕЛ, р.26.06.1904. Крестил в Николаевской церкви села Малышево крестьянин д. Жарки Иоанн Стефанов.

49-31.СТЕПАН, р.27.03.1908. Крестили в Николаевской церкви села Малышево крестьянин д. Жарки Иоанн Константинов.

50-33.ВАСИЛИЙ, р.22.01.1910. Крестил в Николаевской церкви села Малышево крестьянин д. Кастилов Починок Илья Васильев, дед новорожденного. Пометы: о выдаче свидетельства N 385 в 1924 г.

и N 449292 от 22.01.1953.

VIII КОЛЕНО 51-39.ВАЛЕНТИНА

Источник:1archive-online.com

Откуда пошли родословные

«Из рода Киндиковых мы», - с гордостью говорят о себе триста девяносто два представителя этой фамилии. А началось все с того, что один из Киндиковых, живущих в Подмосковье, задумался над тем, откуда пошел их род. Начал собирать сведения о родственниках, вел с ними в переписку, ездил к ним в другие города. И в результате через несколько лет собрал сведения о почти всех живущих в России Киндиковых. Теперь они ежегодно съезжаются к определенному дню и с удовольствием общаются друг с другом.

 

Составить свою родословную, узнать как можно больше о своих родственниках, оказывается, вовсе не так уж сложно. Надо только следовать методике, разработанной петербуржцем Юрием Фёдоровичем Мироновым.

Начинал он свою важную работу с того, что заинтересовался самой историей родословия. В Европе расцвет генеалогии начинается в эпоху феодализма.

В XV-XVII веках в Англии, Франции и других странах Европы появляются специальные чиновники, которые отвечали за правильность ведения родословных у дворян. В то же время и на Руси были учреждены дворянские Родословные книги, а при Петре Первом была создана специальная Герольдмейстерская контора, которая под различными наименованиями существовала при Сенате до революции 1917 года.

И вот в двадцатом веке, в новых социальных условиях генеалогия утратила свое прежнее значение. К сожалению, и в современной России далеко не каждый подросток и даже взрослый теперь знает, как звали их ближайших предков. В иной семье часто лучше известна родословная их собак и кошек, чем собственного рода.

Но ведь человеку важно осознавать, что он не одинокая былинка на ветру, а полноправный член своей семьи, своего рода, с которым он будет жить всю жизнь, и когда родичи его всегда помогут ему. Но и ответственность за свою жизнь, и поведение он будет нести перед ними. Но такое возможно, если все члены рода знают друг друга и воспитаны в духе взаимопомощи.

Род , семья это не только самые близкие, но также и более отдалённые родственники и свойственники. Из глубины дальних веков дошли до нас названия родства и свойства, которые сейчас подзабыты и используются редко.

Что же такое родословная семьи? Вот что в беседе с нами рассказал автор новой методики составления Родословной в семье Юрий Фёдорович Миронов:

- Вопрос как лучше вести родословную возник у меня давно. Вырос я в многодетной семье, у меня десять детей, четверо из которых уже имеют собственные семьи, и уже восемь внуков. У моего родного брата и сестры моей жены также большие семьи. И мне всегда очень хотелось упорядочить собранные сведения об родственниках, а ведь их больше тридцати различных родов. Я размышлял о том, каким образом необходимо составлять свою Родословную. Большая проделанная работа показала, что методика составления Родословной должена быть простой, доступеной и интересеной для любого человека - от школьника до пенсионера, от студента до президента. Наш основной принцип - «Начни родословную с себя». Сам же метод заключается в том, что на каждого члена семьи без исключения составляется и заполняется «Главный лист», куда заносятся сведения об этом члене семьи, о его родителях и его детях, таким образом Главный лист содержит информацию о трёх поколениях семьи. Так, переходя от одного Главного листа к другому, и составляется Генеалогическое древо».

 

Для этого каждый член семьи заполняет свой личный «Главный лист», его красиво оформляют, тем более что современные графические программы-редакторы и цветные принтеры делают это весьма простым и интересным процессом. Сделанные листы вкладываются в «Главную книгу семьи», там сведения распределяются по родам и поколениям. Таким образом, создание Родословной семьи представляет собой процесс обмена «Главными листами» - приехали в гости к родичам, попили чаю, обсудили семейные новости и вручили друг другу свои листы, как верительные грамоты.

“Главные листы” своих родных помогут узнать больше, о других своих родичах и появится стимул к общению с ними, поездкам и встречам. К “Главному листу” можно прикрепить конверт, и хранить там биографию родственника, фотографии, копии важных для семьи документов, наград.

Опыт показывает, что изменения в жизни людей, которые нужно записывать в “Главном листе”, происходят обычно каждые пять-шесть лет. Потому заносить изменения и дополнения необходимо с этой периодичностью. Для этого хорошо регулярно напоминать о себе и интересоваться у своих родственников новостями их жизни. Одновременно это отличный ненавязчивый повод для встреч и регулярного общения. Получается, что человек, постоянно поддерживает родственные связи, расширяет их вглубь веков и дополняет их. И каждый сможет охватить свою “Родословную” и вглубину, и вширину.

«Родословная книга» должна быть достойным образом оформлена, иметь красивый кожаный или бархатный переплет, ведь ей предстоит практически навечно храниться в роду, переходя от поколения к поколению. Для этого лучше хранить её в специальном «Семейном ларце» - сундучок, ящичек, предназначенный только для этой цели. Этот ларец будет путешествовать по реке времени вместе с родом, и переходить в наследство к самому младшему из членов семьи.

Интерес к составлению родословной, к поиску своих корней, к биографиям предков, постепенно увеличивается в нашем обществе, что меня очень радует. И это, я убеждён, осознанная потребность людей в создании единой общности, в воссоздании русского народа. И я верю, что, если количество наших соотечественников, составляющих свою родословную, будет значительным, это приведет к качественным изменениям и в нашей жизни, и в жизни нашей Родины. Узнавая о том, где и как жили их предки, люди близко узнают историю и географию нашей страны, учатся любить свою Родину любовью сыновей и дочерей. В течение длительного времени в России происходил очевидный упадок семейных ценностей, традиций и устоев. В итоге наш народ зачастую разобщён даже в одной семье.

Юрий Фёдорович Миронов явился одним из создателей Центра «Семейная Родословная». Просветительско-культурная работа организации проходит по различным направлениям - чтение лекций и проведение семинаров имеющих целью популяризация среди широких слоев народа генеалогии, то есть знаний как составлять и вести родословную своей семьи, индивидуальные консультации и помощь в поиске предков, деятельность клуба «Семейный летописец». О том, что работу, которую делает центр, благая и гуманная, подтвержает следующий факт: Юрий Фёдорович Миронов, занял 1-е место в конкурсе «Благодатная педагогика» в котором участвовали педагоги ВУЗов, и ему вручили Почетный знак Св. Татианы «Наставник молодежи».

 

История фамилии

Ономастика - наука об именах собственных всех типов, о закономерностях их развития и функционирования.

Лингвистическая в своей основе, ономастика включает исторический, географический, этнографический, культурологический, социологический, литературоведческий компоненты, помогающие выявлять специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именами, что выводит ономастику за рамки собственно лингвистики и делает автономной дисциплиной, использующей преимущественно лингвистические методы, тесно связанной с комплексом гуманитарных наук, а также наук о Земле и Вселенной.

Антропонимика - (греч. ’человек’ + ’имя’), раздел ономастики, изучающий имена людей (антропонимы); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования.

Антропонимом называется любое имя собственное, которым зовется человек: имя личное (Иван, Мария / Марья, Ваня, Маня); отчество (Иванович / Иваныч, Савельевич / Савельич, Ивановна / Иванна); фамилия (Иванов, Ивановский, Ивановских); прозвище (Хомяк, Кувшинное Рыло, Тетя Лошадь, Косолапый); псевдоним (Иегудиил Хламида — М.Горький, Казак Луганский - В.Даль); клички (Коняга, Коба).

Каждый народ имеет свою неповторимую историю, культуру… А фамилии у каждого народа как нельзя лучше отражают древние традиции и фольклор, быт и профессиональные занятия, мифы пращуров и реалии их жизни.

Вы когда-нибудь задумывались о своей фамилии, какая она? Необычная, редкая, либо наоборот часто встречающаяся в наше время. Многие люди даже не подозревают, какие тайны несет их фамилия, значение своей фамилии хочет узнать абсолютно каждый. Многим людям помогла в жизни такая информация, как происхождение фамилии, значение фамилии и история фамилии. Из названия фамилии можно узнать множество интересной информации, узнать свою родословную, где зародилась фамилия, кто были предки в роду и другая очень интересная информация, которая никого не оставит равнодушным.

По мнению ученых - антропонимистов, славянские (российские, украинские, белорусские) фамилии можно разделить на следующие основные группы:

1. Фамилии, образованные от канонических и различных народных форм крестильных христианских имен.

2. Фамилии, сохранившие в своей основе имена мирские. Мирские имена пришли из языческих времен, когда имен церковных не существовало: многие из них были просто именами собственными, другие возникли как прозвища, но потом их основа забылась и они стали просто именами. Третьи имена суеверные родители давали своим чадам, дабы избавить их от разных житейских проблем: тут-то и появились князья по имени Батрак и Голик, священники по имени Черт и Сатана и, наконец, многочисленные Дураки и Оболтусы, которые таковыми не являлись. Одна была забота у родителей: пусть ребенок благополучно избежит тех бед, которые забирает на себя данное ему имя.

3. Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков, рассказывающие, кто из них чем занимался. Отсюда Гончаровы, Овсянниковы, Черепенниковы, Бондарчуки, Ковали и т.д.

4. Фамилии, образованные от названия местности, родом откуда был один из предков (основой таких фамилий становились разные географические названия - городов, деревень, станиц, рек, озер и т.д.): Мещеряков, Семилукский, Новгородцев, Москвитинов и т.д.

5. Интереснейшая группа славянских фамилий - принадлежавшие православному духовенству: Аполлонов, Гиляровский, Троицкий, Рождественский. Между прочим - Лужков, Высоцкий, Озеров и даже Майоров и Люминантов. У некоторых знатоков возникнет вопрос: "Но ведь многие славянские фамилии имеют происхождение мусульманское, буддийское или иудейское"? Ответ прост: все существующие в наше время фамилии народов земного шара возникли приблизительно при одних и тех же обстоятельствах. Но лишь русское православное духовенство, которое , в отличие от других конфессий, никогда не пыталось "прижать к ногтю бессерменов", внесло в русские фамилии завидное разнообразие. Именно здесь возникли как результат специального словотворчества фамилии Гиацинтов и Туберозов, Кипарисов и Птолемеев, Цезарев и Императоров и многие другие.

По материалам:1archive-online.com


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 350; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!