КИ: Попытка отделить мух от котлет и разложить по полочкам



"Прошло почти тридцать лет, с тех пор как впервые прозвучал этот вопрос, что же такое контактная импровизация? Со временем ответ смещался все дальше от экспериментального танцевального феномена к физической практике, связанной с целым комплексом новейших исследований тела и сознания. Но, безусловно, мы имеем дело с новым видом искусства."

Стив Пэкстон

 



Вот опять намедни человек спросил, а в чем смысл КИ?
И почему–то опять сложно отвечать на этот вопрос. Сложно, в смысле не просто. А где сложно – там понятие «сло-же-но», состоит из многих частей. Которые имеют свойство путаться и путать людей. И в который раз мой беспокойный ум пытается все разложить по полочкам. Люблю ясность, знаете ли.

Вопрос «А что такое КИ?» контактникам не надоедает себе задавать, и возникает подозрение, что мы не всегда хорошо понимаем, что мы делаем и зачем.

Я уже долго пытался писать статью о том, что же лучше и яснее характеризует КИ как самостоятельное направление, практику. И все мне как-то не очень давалось.

Раньше я компилировал чужие описания (https://samopoznanie.ru/yarsk/organizers/krasnoyarskiy_klub_kontaktnoy_i...), пытался примерить КИ к социальным танцам.(https://samopoznanie.ru/articles/konatktnaya_improvizaciya_socialnye_tan...)

И я никак не мог ухватить границ КИ как явления.
И вот попались слова Стива Пэкстона, которые нужный кирпичик в мою конструкцию добавили. Я не претендую на однозначность и бесспорность мыслей, изложенных в этой статье. И не жду, что все со мной согласятся. Но я старался для себя провести это исследование, я искал для себя смыслы, и опоры для понимания, чем я занимаюсь, когда занимаюсь КИ.
Мне интересно найти социально понятный адекватный способ объяснения КИ, презентации КИ.
Хочется найти ясный смысл и интерес для себя, и смысл и интерес для людей, чтобы говорить с людьми о КИ на языке, адекватном и понятном для обычного человека, находить «контакт» с теми кто смотрит на КИ и с большими глазами спрашивает: «А ЧТО ЭТО?».
Есть люди, которые Видят - и им уже ничего объяснять не надо. А есть люди, и есть ситуации ситуации, когда надо объяснять.
Существует несколько точек зрения или способов говорить о КИ.

Первый Способ: эмоционально-поэтический и метафорический.
КИ - это танец радости и спонтанной игры пространства, чудо встреч и расставаний, маленькая модель жизни, мироощущение, поток, счастье, «все во всем» и т.д. т.п.
Второй способ: КИ - это парный танец, со своей спецификой. И нечего тут усложнять.
Третий способ: КИ – это особая практика физического или физически-духовного развития.
Четвертый способ: КИ - особая лаборатория исследования движения, тела и сознания.

1. Хотелось бы сначала пройтись по первому пункту и отделить различные эмоциональные способы описания КИ через переживания и метафоры.
Это все хорошо, это может иметь место, но это мешает, когда мы пытаемся описать суть явления.

Приведу такой текст.
«Что же такое Контактная импровизация? Почему она увлекает танцоров на протяжении более сорока лет? Чем больше людей спрашиваешь, тем больше разнообразие ответов. Если вы видели контактную импровизацию в фильмах или на сцене в исполнении профессиональных танцоров, то тогда вы, скорее всего, скажете: "КИ - это полет, поддержки, поток движения, мягкость, плавность, искренность движений танцоров...". Конечно, это, прежде всего танец, но также, и много больше. И те, кто хотя бы раз в своей жизни ощутил настоящий контакт, скажут иначе: " КИ - это движение, чувство - все вместе. КИ - это отношения между танцующими. КИ - это маленькая жизнь пока звучит музыка и пока длится контакт. КИ - это мироощущение".
Танцоры контактной импровизации любят ее за то, что могут выразить себя в танце и получить удовольствие от танца посредством тонкой коммуникации, выражая то ощущение, с которым танцуют. Искусство контактной импровизации основывается на владении навыками импровизированного движения, на уважении к партнеру и другим танцующим. Сущность КИ – это жизнь.»

Не будем вдаваться в подробности приведенного отрывка.
Это была шутка. Текст, на самом деле, посвящен Танго, и я заменил практически только слово «Танго» на слово «Контактная импровизация». (Взято из http://bailevida.ru/Tango_dance.shtml)
Дело в том, что это не описание танго или КИ. Это описание того, что люди связывают, испытывают, ощущают, когда танцуют КИ или танго. Или сальсу. Или борьбу. Или художественную гимнастику.
Танго — это жизнь. КИ - это жизнь. Танец вообще — это жизнь. Как близкий, желанный и доступный в ощущениях мир, в котором нравится человеку находится.
А для кого-то жизнь - борьба! И биться на ринге, или скакать по гаражам и делать сальто, занимаясь паркуром - это жизнь (стиль жизни).
Но это все эмоции. Это описания чувств, появляющихся от того вида движения, которое приносит радость и удовольствие и соответствует внутренней природе данного конкретного человека.
И, видимо, КИ не является совсем уж уникальным источником особых переживаний чувств, счастья, присутствия. Каждый, кто влюблен в свой стиль движения или дела, может время от времени испытывать ощущения радости, потока, удовольствия, открытия, близости, и прочие «моменты здесь и сейчас».
Следовательно, эти описания имеют право быть, но они суть субъективные метафоры, не передают сути явления.
Что же остается при взгляде на КИ «без эмоций» и красивых метафор?

2. КИ – это танец?

Посмотрим.
А что мы вообще называем танцем в общепринятом понимании?
Википедия: Танец (через польск. taniec из ср.-в.-н. tanz[1]) — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции. Танец имеет разные средства выразительности:
гармонические движения и позы,
пластика и мимика,
динамика — «варьирование размаха и напряженности движений,
темп и ритм движения,
пространственный рисунок, композиция.
костюм и реквизит.
Большое значение имеет техника - «степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций». Темп — это простейшая форма танцевального движения, различные танцевальные сочетания образуют па. Танец измеряется теми же длительностями, что и музыка и подчинён законам определённой музыкальной системы. В танце движения определены заранее, в отличие от пляски, которая импровизируется.

Как видно, почти ничего из того что принято в КИ, не относится к танцу.
Создание художественного образа не нужно (если это не перфоманс)
Мастерство в выполнении па и позиций — заготовленных па и позиций не существует
Музыка не обязательна, и не является ведущей.
Движения заранее не определены.
Можно было бы попытаться сказать, что КИ относится к импровизационным (спонтанным) танцам. Но уберите из спонтанного танца следование музыке (тот самый Темп — простейшая форма танцевального движения) и танец превращается в некие замысловатые телодвижения.

По моему мнению, КИ может выглядеть как танец, становиться танцем в определенные моменты. В этом и уловка, потому его танцем и называют. КИ можно назвать танцем так же, как мы называем танцем «танец падающих снежинок», «танец языков пламени», или «брачный танец журавлей», или «танец боксеров на ринге». Есть определенная эстетическая составляющая живого тела (или даже предмета) в движении, которая узнается нами как танец.
При этом, когда два человека на джеме пять минут лежат друг на друге, уйдя глубоко в себя, и медленно шевелят левой пяткой, - я не могу назвать это танцем. Но мне ничто не мешает признать это процессом во время практики контактной импровизации.

КИ может выглядеть как танец. Но она может выглядеть как лежбище котиков, и как щенячьи игры, и как борьба, и как секс.
Но никто же не пытается сказать что КИ — это лежбище котиков. Тогда почему мы пытаемся утверждать что КИ — это танец? Либо для простоты речи, либо выдавая желаемое за действительное.
Можно сказать, что КИ - танец «в широком смысле». Но в таком же широком смысле, как арбуз — это ягода. Он, может быть, и ягода в каком-нибудь ботаническом справочнике, но если вы на рынке попросите «вот эту большую ягоду», и покажете на арбуз, «народ вас не поймет». Арбуз сильно отличается от того, что люди обычно называют ягодами. Поэтому имеет свое собственное имя.
Свое собственное имя должна иметь и Контактная импровизация.

Резюме таково. Можно практиковать КИ, но при этом не быть в состоянии танца. Не танцевать КИ. КИ не является танцем в общепринятом понимании.

Может быть тогда это практика?

КИ – практика?

Если мы понимаем под физической Практикой деятельность, направленную на достижение каких-либо целей путем работы с телом определенными способами (напр. спорт, фитнес, йога), то КИ не тянет на адекватную практику физического или духовного развития.
Для этого у КИ отсутствуют ясные цели, задачи, ступени их достижения. Не разработана идеология, философия, методика (инструментарий). Увы. Инструментарий практики КИ – «все другие практики». От партнеринга и силлабуса до арттерапии.
Утверждение о том, что «каждый находит в КИ свою практику» в нашем случае опять уводит в сторону. Потому что субъективные смыслы можно вкладывать какие угодно во что угодно.
Люди приходят в КИ в поисках практики физического или физическо-духовного развития, и не видят пути, куда их эта практика ведет. Потому что основное, что им говорят: «в ки можно всё», «ки могут все», «ки - это всё, что ты считаешь ки», «в ки не может быть ничего неправильного» и еще - «в ки не надо работать».
Именно это, на мой взгляд, является причиной текучки занимающихся КИ, люди приходят, улавливают что-то, что им нравится, но первичный интерес проходит, и потом они не видят как это улучшит их жизнь, физически развиваться можно много где еще, на дискотеке КИ не блеснешь, а как КИ помогает «духовно расти», тоже не совсем понятно.
Ориентиров развития нет.

По моему мнению, при желании, КИ может быть подана как практика саморазвития, но для этого требуется понимать цели задачи практики, и иметь теоретическую основу и сформированный для этих целей инструментарий. Осознанно и целенаправленно, по-моему, этим никто не занимался. А было бы славно.

Еще про КИ говорят, что это – чистое физическое исследование. Вспоминаются дискуссии КИ «физики» против «химиков». Некоторые часто хотят вернуться к «истокам» - «Только физика! Никакой химии! Только хардкор!».
Может быть, где-то эти рыцари физических исследований без страха и упрека и водятся.

Но, не показывая пальцами на каждого первого, скажем, что подавляющее большинство контактников отмечают, что с ними во время КИ помимо физического взаимодействия происходят какие-то интересные психические процессы, возникают эмоции, мысли, идеи, непроизвольные реакции и всякая саморефлексия. Многие ставят себе психологические задачи в танце, либо отмечают происходящие с ними психологические изменения и отношение к жизни.
И многие вовлекаются в этот процесс, и увлекаются им. И для многих он или не менее значим, или даже более значим, чем физическое взаимодействие. Не зря КИ так любит психология и психологию так любят контактники. Очевидно, что сейчас очень много преподавателей КИ используют различные техники из психологических направлений.
КИ самая «психологизированная» по сравнению с другими видами движенческих практик.
Получается, что сколько КИ от «химии» не очищай, а на джеме она все равно к ней липнет. И такие получаются счастливые рожи...)

И дальше возникает вопрос – может быть, КИ и не является в полной мере ни танцем, ни полноценной физической практикой, ни практикой духовного развития?

При этом я не утверждаю, что КИ не может развиться как практика. И согласен, что превратить КИ в танец не сложно, нужно «всего лишь» хорошее мастерство исполнения и соответствующая задача.


4. КИ - лаборатория исследований движения?

Да, вроде бы мы в КИ постоянно чего-то «исследуем». Нацепляя медитативно отрешенное лицо и туманный взгляд.

Но неплохо бы понимать, что и для чего мы исследуем.

Вес, поток, мягкость, текучесть, игривость, точку контакта, структуру, фактуру, физиологию, анатомию, возможности, границы, кинесферу, импульс, окружающую среду, пространство, свободу, ощущения, эмоции, тело, эмпатию, ощущения, игры с образами …

В общем, винегрет тот еще.

Часть из этих «предметов» исследования относятся к телу, часть - к сознанию.

Требуется описание направлений исследования и постановка задач. Какие-такие ученые - исследователи проводят эксперименты? Какова цель этих экспериментов? Какую задачу решают эти исследования? Какой «философский камень» хотят найти? У меня нет ответа, если исходить из утверждения, что КИ – это исследование.

Подозреваю, что ответ может быть вроде этого: «Исследование максимально эффективных способов совместного движения в условиях максимального комфорта и безопасности». Я бы себе так ответил. А если мы зададим вопрос зачем это, для чего нам нужны эти «эффективные способы»?

Размышляя, можно увидеть следующее. Если мы не готовим тело для работы в спецназе и прочих экстремальных условиях, и не для того чтобы поразить совершенством движения зрителей, то для чего?

Моя версия - Возможно для поиска некоей свободы. Чтобы быть свободными, иметь возможности... и заниматься творчеством. В совместном движении с другими людьми.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!