Социальная идентичность как важнейшая социально-психологическая характеристика личности.



Понятие идентификации (от лат. identi-ficare — отождествлять) было введено 3. Фрейдом в работе «Групповая психология и анализ Эго» (1914), где идентификация рассматривается как один из важных аспектов и механизмов взаимодействия между индивидом и социаль­ной группой, предполагающий в том числе усваивание образцов поведения значимого «другого».

Трактовка социальной идентификации в рамках психоаналитической традиции (Э. Фромм) предполагает, что потребность в идентичности входит в число важнейших, универсальных человеческих потребностей. По Фромму, стремление к идентичности, с одной стороны, психобиологический принцип поведения, обусловленный необходимостью выжить, а с другой — потребность в обретении социального статуса. В интерпретациях символического интеракционизма (Дж. Мид и др.) идентификация рассматривается в первую очередь как результат социального взаимодействия (интеракции), когда в процессе социальной коммуникации, в частности в общении с другими людьми, человек сравнивает себя с ними и начинает видеть себя как бы со стороны, «отражаясь» в ответных реакциях и поступках других. В этом случае он смотрит на себя уже как на социальный объект, обладающий определенными признаками и свойствами.

Усилиями социальной психологии, в основном благодаря работам Э. Эриксона, исследования идентичности заняли одно из центральных мест в современных социальных науках. Им в определенной мере разграничиваются понятия «идентичность» и «идентификация». Эриксон выделяет в личности два уровня — персональный и социальный и считает социальную идентичность продуктом взаимодействия личности и общества. Поэтому идентичность рассматривается им в двух аспектах: 1) эго-идентичность и 2) собственно социальная идентичность, где есть групповая и психосоци­альная составляющие. Процесс формирования социальной идентичности можно представить как состоящий, по крайней мере, из трех этапов. На первом этапе индивид самоопределяется как член некоторой социальной группы (групп), на втором — включает в свою Я-концепцию общие характеристики своих групп, усваивает характерные для них нормы и стереотипы поведения, а на третьем — усвоенные нормы и стерео­типы социальной группы становятся уже внутренними регуляторами личности.

В трактовке Эриксона, наибольшее значение для формирования социальной идентичности имеет период отрочества, когда относительно завершается формирование личности, но процесс становления идентичности не может быть за­вершен окончательно никогда. В связи с этим есть некоторая неизбежность периодического возникновения кризисов идентичности на протяжении всей жизни человека. Если идентичность формируется в процессе социальной интеракции, то в случае, когда интеракция осуществляется неадекватно, она порождает от­чужденность. Как следствие — возникает кризис идентичности. Трактовка кризисов идентичности Т. Парсонсом осуществляется через проблему идентификации индивидом себя с различными социальными ролями. По его мнению, большое значение приобретает практическая неизбежность внешнего и внутреннего оценивания ролей (даже гендерных или возрастных!) и качества их исполнения. Давлением подобных оценок и может быть спровоцирован кризис идентичности, особенно с достижительными ориентациями.

Таким образом, социальная идентификация — это процесс формирования социальной идентичности посредством соотнесения и отождествления с социальными образцами, группами, ролями, типами, признаками, качествами и свойствами. Социальная идентичность — результат социальной идентификации. Разделение этих понятий сопряжено с определенными сложностями, поскольку они взаимообусловлены и одно невозможно без другого: идентичность определяется качеством идентификаций, идентифика­ции в свою очередь зависят от состояния и свойств идентичности.

Социальная идентификация и социальная идентичность личности — соотнесение индивидом себя с теми группами и общностями, которые он воспринимает как свои, по отношению к которым он в наибольшей степени способен (или хотел бы!) сказать и почувствовать «мы» (гендер,. семья, религия, этнос, профессия и т.п.). В такого рода общностях реализуются основные человеческие потребности (от самых примитивных до творческих и духовных). Хотя в обоих понятиях налицо признаки амбивалентности, идентификации можно присвоить больше динамических характеристик, идентичности — статических. Отождествление себя с кем-либо или чем-либо может осуществляться через поиск и распознавание общих при­знаков, посредством классификации и обобщения этих признаков до целостных образов и социальных типов (в том числе через анализ знаковых и символических систем, присущих соответствующей общности) и последующее их воспроизводство. Но идентификация может рассматриваться и как своего рода копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить на этого человека. Подобная идентификация базируется не столько на наличии общих признаков, сколько на желании их иметь, и носит достижительный характер.

В сложном социуме XXI в. присутствует множество достигаемых идентификаций. Радикальным примером такого поиска и конструирования идентичности может служить изменение пола. Идентификация со «своими» группами и общностями одновременно предполагает определенное дистанцирование от «других» или «чужих», выбор соответствую­щих моделей поведения и взаимодействия (толерантных, конфликтных, построен­ных на солидарности или противостоя­нии и т.п.), а также осуществление соответствующих социальных практик. Социальная идентичность зависит не только от межгрупповых различий, но и от степени гомогенности собственно группы. Социальная идентичность лич­ности включает иерархизированный набор различных социальных положений, сре­ди которых есть главные и второстепен­ные, центральные и периферийные, ме­сто в иерархии которых определяется как социальными, так и индивидуально-лич­ностными факторами. В частности, актуализация той или иной идентификации может быть ситуативной, вызванной соответствующими ей обстоятельствами. Социальная идентичность личности стремится к целостности и позитивности и безусловно базируется на основаниях социокультурного контекста общества. В определенном понимании такая иден­тичность есть смысл и непрерывность Я.

В процессе социальной идентификации личности происходит своего рода квалифицирование индивидом групп и их признаков, когда посредством социального сравнения им присваивается определенный статус, позитивно или негативно окрашенный. «Своя» группа, с которой добровольно идентифицирует себя индивид, должна давать ему возможность для позитивной самореализации, посколь­ку индивид стремится к поддержанию стабильной личной идентичности. Поэтому в «своей» группе социальное срав­нение может быть не вполне адекватным и осуществляться в таких измерениях и по таким основаниям, которые при­дают ей позитивную отличительность от других, а значит, допускают позитивную идентификацию, которая необходима для психологического комфорта лично­сти и поддержания целостности лично­сти. Подобная идентификация может носить характер своеобразного ингруппового фаворитизма, обратной стороной которого может являться аутгрупповая враждебность (например, по отношению к другим этническим группам), которая может возникать и без выраженного противостояния, но лишь на базе существующих стереотипных представлений.

Если результаты сравнения с другой группой неблагополучны, оценки «своей» группы негативны, позитивная иден­тификация здесь не представляется воз­можной. В этой ситуации могут быть использованы различные стратегии со­циального поведения индивида, направ­ленные на достижение более позитивной социальной идентичности: 1) социальная мобильность, когда человек будет стре­миться покинуть свою группу и перейти в более высокостатусную, 2) социальное творчество или 3) социальная конкурен­ция, которые могут выглядеть как свое­го рода вызов или даже перерасти в пря­мой конфликт с большинством. Все эти стратегии связаны с определенным со­циальным риском, могут сопровождаться формированием отклоняющихся иден­тификаций и кризисом идентичности.

Социальная идентичность молодежи, ее идентификации всегда отмечены опре­деленной спецификой, связанной с со­циальными и психологическими осо­бенностями данной группы, ее местом и функцией в обществе. В социологии молодежи сложилось понимание иден­тификации как процесса отождествле­ния индивидом себя с другим челове­ком, группой, образцом, характерного для социализации, посредством которого приобретаются или усваиваются нормы, ценности, социальные роли, моральные качества представителей тех социальных групп, к которым принадлежит или стремится принадлежать индивид. Именно в процессе социализации происходит не­прерывная идентификация, определяю­щая качество социальной идентичности. Поэтому социальная идентичность в зна­чительной степени есть результат соци­ализации, наиболее активная фаза ко­торой приходится на период молодости, когда усваиваются базовые ценности и нор­мы, присущие данной социокультурной системе. А идентификация здесь высту­пает как один из механизмов социали­зации личности. Молодой человек в про­цессе социализации и идентификации как бы примеривает на себя различные социальные роли, типы и стандарты, модели поведения и т.п., осуществляет выбор из широкого спектра идентификаций, присутствующих в социокультур­ном контексте общества. Как правило, формирующиеся в процессе социализа­ции идентификации носят институализированный характер (семья, образова­ние, экономика) и реализуются через соответствующие институтам стандарты поведения.

Характеристика социальной идентичности:

1) описывает то, как другие люди определяют человека на основе широких социальных категорий или признаков, таких как возраст, профессия или этническая принадлежность;

2) это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через членство в социальной группе;

3) выполняет важные функции как на групповом, так и личностном уровне: именно благодаря этому процессу общество получает возможность включить индивидов в систему социальных связей и отношений, а личность реализует базисную потребность групповой принадлежности, обеспечивающей защиту, возможности самореализации, оценки другими и влияния на группу;

4) проблема социальной идентичности в последние десятилетия привлекает все большее внимание ученых, которые по-разному описывают ее природу и механизмы формирования.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!