История политической мысли



ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ АНТИЧНОСТИ

В истории развития древнегреческих политико-правовых воззрений выделяют три периода. Ранний период (IX - VI вв. до н.э.) связан со временем становления древнегреческой государственности: развитие политико-правовых представлений (Гомер, Гесиод) и формирование философского подхода к проблемам государства и права Пифагор и пифагорийцы, Гераклит). Второй период (V - 1-я пол. IV в. до н.э.) - это время расцвета древнегреческой философии и политико-правовой мысли, нашедших отражение в учениях Демокрита, Платона, Аристотеля. Третий период (2-я пол. IV - П в. до н.э.) - период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности (Эпикур, стоики, Полибий).

Свобода - фундаментальная ценность, главная цель усилий и основной предмет забот всей древнегреческой политической теории и практики. Платон (427-347 гг. до н.э.) трактует идеальное государство как реализацию идеи государства, воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни. Трем началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему) аналогичны в государстве тоже три сходных деятельности: совещательная, защитная и деловая, а им соответствуют и три сословия: правители, воины, производители (ремесленники и земледельцы). В идеальном государстве вся жизнь организована на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Женщины уравнены в правах с мужчинами. Семьи для первых двух сословий не существует. Детей воспитывает государство. Управлять государством должны лучшие, мудрые люди. Аристократии он противопоставляет олигархию, демократию, тиранию как неидеальные формы правления.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) различает два вида справедливости в обществе: уравнивающую и распределяющую. Уравнивающая справедливость основана на "арифметическом равенстве". Распределяющая справедливость исходит из принципа "геометрического равенства" и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу гражданина. Государство Аристотель рассматривал как продукт естественного развития. Гражданин-это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти. Государственная форма определяется числом властвующих: один, немного, большинство. Он различал правильные и неправильные формы государства: а) в правильных формах правители имеют в виду общую пользу - это монархия, аристократия и полития; б) в неправильных формах правители ориентированы на личное благо - это тирания, олигархия демократия. Лучшей формой Аристотель считал политию: правление большинства в интересах большинства.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

На протяжении всей политической истории западноевропейского средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью, папством и светскими феодалами и монархами за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем тогдашнего политико-правового знания оказался вопрос о том, какая власть должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).

Эпоха Возрождения связана с утверждением веры в могущество разума, человека. Основателем новой политической науки явился Николо Макиавелли (1469-1527 гг.). Макиавелли порвал с религиозным мировоззрением и резко критиковал теологические представления о политике. Средневековую концепцию божественного предопределения он заменил идеей объективной исторической необходимости и закономерности. Он придает важное значение свободной воле граждан,
отстаивает идею человека-борца, человека-творца. Религию он рассматривает прагматически, как средство служения государственным интересам, сплочения парода, воспитания активных участников политической жизни. Он обосновывает политику как опытную пауку. Государство означает политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие учреждений, юстиции, законов. Формы государства Макиавелли рассматривает в зависимости от числа правящих лиц (единовластие, правление немногих и правление всего народа) и цели функционирования. Правильные формы правления - это монархия, аристократия и демократия. Неправильные - тирания, олигархия и "распущенность". Говоря о правилах политического искусства, Макиавелли отдает предпочтение политическим целям перед нравственными нормами, допуская возможность коварства, лицемерия во имя сохранения единства страны и системы власти.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Становление буржуазного общества привело к пересмотру предшествующих политических представлений, к складыванию буржуазного политико-правового сознания. Исходной стала идея "естественных прав" человека: право быть свободным в убеждениях и действиях, обладать и распоряжаться собственностью, быть равным другим, иметь гарантии от произвола. Идею "естественных прав" развивала и дополняла концепция "общественного договора". Согласно этой концепции, первоэлемент всего общества - это автономно существующий индивид. Совокупность индивидов с их естественными правами составляла общество в его естественном состоянии. Чтобы избежать опасностей, столкновений, люди решили выйти из естественного состояния и "договорились" учредить государство, гражданское общество.

Теорию «общественного договора» развивали английские мыслители Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), а также французский философ Жан Жак Руссо (1712-1778). Их объяснения смысла общественного договора отличались друг от друга.

Т. Гоббссчитал естественное догосударственное существование человека негативным, поскольку тогда господствовали инстинкты, шла «война всех против всех». Чтобы обуздать природные страсти человека, гарантировать общественный порядок и права граждан, индивиды заключали общественный договор между собой. Согласно этому договору, они вручали свои права, судьбу и власть главе государства, который в договоре не участвовал и, следовательно, не нес ответственности перед договаривавшимися индивидами. В обмен на права граждан государство гарантировало им порядок в обществе. Так Т. Гоббсобосновывал необходимость абсолютной, единой и неразделимой власти в форме абсолютной монархии.

Дж.Локк (1632-1704 гг.) - английский философ разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирании. По существу он разработал доктрину раннебуржуазного либерализма. Государство - это совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и органов, правомочных улаживать конфликты и наказывать преступников. От всех других форм коллективности государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, право издавать законы и применять силу для соблюдения этих законов и защиты государства от нападения извне. Цель государства - охрана собственности и интересов граждан.

Ш.Л.Монтескье (1689-1775 гг.) - французский просветитель, автор известного труда "О духе законов". Он критиковал абсолютистский режим Франции, католическую церковь, отстаивал политические права и свободы граждан. Монтескье отдавал предпочтение республиканской форме правления. Политическое развитие общества зависит от нравственного облика каждого народа, а он определяется особенностями географической
среды (климат, почва, рельеф, величина территории). Формы государства зависят от территории страны: небольшие государства должны быть республиками, средние - монархиями, а обширные - деспотиями. На больших территориях возможно создание республик на федеративной основе. Верховенство права, закона обеспечивается разделением властей, которые "могли бы взаимно сдерживать друг друга». Монтескье призывал к созданию народного представительства, ограничивающего власть монарха.

МАРКСИЗМ

Он исходил из того, что люди не свободны в выборе форм общественного развития. Их выбор объективно обусловлен степенью развития производительных сил и характером производственных отношений (содержание последних определяется формой собственности), которые они застают при рождении. Эти факторы материального производства составляют основу человеческого общества, обеспечивают его прогресс. К.Маркс считал, что политика и ее институты не имеют самостоятельного значения, а являются производными от экономической структуры общества. Политические институты выражают интересы класса – собственника. На этом основании он выдвинул идею о необходимости слома буржуазного государства как органа политического господства капиталистов-собственников, а в исторической перспективе (когда будет полностью преодолено социальное неравенство как источник тех конфликтов в обществе, которые и призвана разрешать политика) - ликвидации всякого государство вообще. На его место, по мысли К. Маркса,придет народное самоуправление во всех сферах общественной жизни. Это, в свою очередь, предполагает, что на смену политике в качестве регулятора жизни людей вновь должна прийти мораль, но уже впитавшая в себя все общечеловеческие нравственные ценности, прошедшие проверку историей.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!