Тема 10. Оценка качества преподавания. Педагогическое мастерство.



1. Ориентация в аудитории и проблема преодоления «психологического барьера».

2. Типология аудитории с точки зрения принятия информации (восприятия информации).

3. Схема оценки лекции.

4. Педагогические способности и педагогическое мастерство.

«Аудиторный шок» связан с трудными моментами и вызывается следующими причинами:

· Психологические – состояние перед массой людей.

· Субъективные – эмоциональное и физическое состояние, настроение, речевые и другие специфические недостатки.

· Психолингвистические (восприятие речи) – речевой механизм может отказать, т.е потеряться логическая нить.

· Профессиональные – «обкатка», т.е проверка себя как специалиста.

Два типа волнения: эмоциональная напряженность (страх выступления) и операциональная напряженность (произнесение, актерское искусство).

В считанные мгновения, пока лектор проходит на место, раскладывает «бумажки», бросает взгляд на аудиторию и подает ей первый сигнал приветствия глазами, улыбкой, мимикой, она успевает соотнести свои представления с реальным живым человеком, и либо удовлетворяется этим сопоставлением, и настраивается на благожелательный лад, либо наоборот, разочаровывается. И тогда лектору придется преодолевать это внутреннее непринятие и завоевывать, побеждать слушателей всей своей речью, дальнейшим поведением. Каждому лектору необходимо выбрать в аудитории «контрольного» слушателя и следить за обратной реакцией на речь. Первая реакция аудитории – на тон и тембр голоса в соотнесении к внешности говорящего.

И.А.Зимняя выделяет следующую типологию аудитории:

1. аудитория, понимающая основной предмет высказывания – то, о чем говорится;

2. аудитория, понимающая смысловое содержание лекции, т.е. весь ход изложения мысли, ее развитие, аргументацию – то, что именно было сказано;

3. высший уровень аудитории – понимающая, зачем это делалось и какими средствами (подтекст).

Виды реакции на новую информацию:

· конструктивная – информация укрепляет внутреннюю позицию слушателя (они совпадают);

· конструктивная – информация перестраивает внутренние позиции слушателя полностью или частично, изменяет взгляд на некоторые вещи (перевоспитание, переубеждение);

· соглашательская – соглашение с информацией при неизменности внутренней позиции;

· инфантильная – не оставляет никаких следов; в одно ухо влетает, в другое вылетает (особенно когда говорят незнакомыми терминами);

· комфалентная – информация вступает в конфликт с внутренней позицией человека, а исход конфликта еще не ясен – «кто кого» (либо старая позиция, либо новая).

Схема оценки лекции :

1. Логико-методический или структурно-композиционный аспект (правильность выбора стратегии):

· Наличие определенного тезиса, пронизывающего и связывающего лекцию.

· Убедительность и достаточность аргументации, иллюстраций, подтверждающих тезис.

· Стройность и последовательность изложения.

· Органическая связь начала лекции с тезисом и целевой установкой.

· Завершенность, логический итог конца лекции, связь его с тезисом.

· Полнота раскрытия всех понятий, составляющих тему.

· Новизна информации для аудитории.

2. Психолого-методический аспект (целесообразность тактических приемов активизации внимания и мышления):

· Правильно ли сориентировался лектор в аудитории, чтобы достичь большего эффекта воздействия.

· Проблемность и привлекательность заголовка.

· Наблюдалось ли ощущение единения с аудиторией, тактичность в контакте.

· Наблюдался ли спад интереса к лекции.

· Как реагировал лектор на ослабление внимания в аудитории, умел ли тактично привлечь его.

· Достаточно ли ярко и эмоционально подавался материал.

· Задавались ли лектором вопросы, заставляющие мыслить, или он давал готовую информацию «под запись».

· Использовались ли, и насколько умело, цитаты, книги, наглядные и технические средства, не нарушало ли это естественного хода повествования.

· Ставил ли лектор дискуссионные вопросы для создания проблемной ситуации в аудитории, учитывались ли при этом возражения слушателей.

3. Речевой, произносительный аспект (культура и действенность речи лектора):

· Соответствие речи культурно-речевым нормам.

· Эмоционально-эстетическая оценка речи – яркость, выразительность, интонационное богатство, ясность произношения, отсутствие монотонна.

· Степень доходчивости, понятливости.

· Умелое пользование собственным голосовым аппаратом (сила, индивидуальный тембр, гибкость, полетность, выносливость) в зависимости от особенностей аудитории, материала и жанра.

· Выразительность артикуляции, дикции. Темпа, т.е. качество «произносительного стиля».

· Умелое пользование мимикой и пантомимикой.

· Соответствие тона и темпа стилю и жанру, задаче и сверхзадаче лекции.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!