Сознание и осознаваемость в терапии



 

Чтобы преуспеть в большинстве сегодняшних систем образования, включая изучение психологии, вам требуется познавательная способность в ОР. В будущем мы должны будем разрабатывать программы, которые подчеркивают не только когнитивные, но и чувственные способности. Психотерапевт с См. подробнее о теореме Белла и экспериментах Аспекта в моей книге «Квантовый ум», гл. 18.

 

He-работа над собой 91

западной ориентацией обучается знать разные вещи; он усваивает много единиц информации, читает книги, разговаривает на разные темы и знает множество «частей». Когда он занимается с кем-то терапией, он «работает». Он приучен проводить границы и быть отличным от своего клиента.

 

Западная терапия, подобно западному бизнесу, в значительной степени основывается на некотором показателе эффективности. Ожидается, что и терапевт, и клиент продвигаются вперед, развиваются, исцеляются, растут и достигают успеха. Это стандартное западное мышление. Внутренним критиком для большинства жителей Запада служит конформистский западный ум, который говорит: «Ты знаешь недостаточно, ты работаешь недостаточно, и ты недостаточно хорошо со всем справляешься».

 

Но есть еще одна, возможно, более древняя цель. Вместо знания частей, людей и фактов, решающее значение имеют взаимоотношения и взаимосвязи между частями, людьми и фактами. Возьмите, например, азиатскую чайную церемонию. Существует форма, определенный церемониал, который следует использовать при приготовлении и питье чая. Как только вы обучаетесь тому, как готовить чай, акцент делается на достижении осознаваемости, на том, чтобы уделять время каждой мелочи, пробовать чай, пить его и, возможно, даже становиться им. Важен не сам процесс питья чая, а медитативный настрой, взаимоотношение между вами и всеми частями, требующимися для того, чтобы готовить и пить чай. Суть тут не в чае, а в осознаваемом образе жизни, выражающемся в чайной церемонии.

 

Понятия деяния и недеяния основаны на двух очень разных принципах — сознании и осознаваемости. Деяние или его западное определение в качестве «работы» требует силы, прилагаемой в течение некоторого времени и на некотором расстоянии. Работа связана с сознанием различия, частей, напряжения и силы.

 

Осознаваемость, применяемая к данной задаче, преобразует работу в спонтанные акты «недеяния». В недеянии этап деяния преобладает, когда вы осваиваете форму задачи (как в чайной церемонии). Но все остальное —- дело чувствительности, дело осознаваемости. Никакой работы не делается.

 

Вещи

 

92 He-работа над собой

 

происходят. Вы присутствуете. В конце концов работа оказывается сделанной, но это не работа, это — недеяние; потребовалось мало сил, и в этом не участвовало никакое «я». Работа происходила!


О не-работе трудно говорить, но ее можно почувствовать, так как она делает вас счастливым! К счастью, каждый понимает, о чем я говорю. Возможно, вы помните, как учились езде на велосипеде. Через какое-то время вы перестали думать о том, что нужно делать, и езда происходила автоматически, почти без усилий. Езда на велосипеде становится автоматическим чувственным опытом. Вашему маленькому «я» не нужно присутствовать.

 

Чтобы научиться ездить, вы сперва должны открыть для себя велосипед. Он отличается от вас. Вашему маленькому «я» нужно работать, чтобы усваивать элементы какой-либо деятельности. На некотором этапе вначале требуются усилия, но цель состоит в том, чтобы наслаждаться ездой, а не работать.

 

В недеянии, вместо того, чтобы спрашивать, как вы справляетесь, преуспеваете ли вы в той или иной задаче, важным вопросом становится, обладаете ли вы осознаваемостью? Работа утомительна; она полна частей. Но в недеянии все соучаствует в работе.

 

По аналогии, обычная психотерапия — это работа: помогать другим утомительно. Имеется множество проблем, частей и фактов. Имеются два или более людей; имеются терапевт, клиенты, медицина и мир двойственности и границ. Имеются болезнь и лечение, общество и индивидуум, сновидения и реальность.

 

Все это важно, но опустошает. Недеяние более целостно. С точки зрения сновидения неясно, кто терапевт, а кто клиент. Есть просто два человека, и природа — это мастер дзен. Вы оба там, чтобы изучать, что происходит. Вещи случаются. Взаимоотношение что-то делает. Вы работаете с другим человеком, но, в то же время, происходит работа с вами. Внезапно именно взаимоотношение преобразует, как бы само по себе, и в то же время вы или другой человек меняетесь. Кого бы вы ни воспринимали как терапевта, это еще одно ваше лицо. Целый день нечего делать, кроме как обретать осознаваемость.

 

He-работа над собой 93

То же справедливо и для работы с группами. При недеянии фасилитатор * — больше не фасилитатор, а, скорее, практик осознания, следующий природе, способствующий происходящему, составляющий часть уборки бессознательного. Это может быть почти автоматической задачей! Как будто инструменты для приведения вещей в порядок, подобно щетке, работают без того, чтобы фасилитатор что-либо делал!

 

Нет ничего плохого в том, чтобы использовать свой ум в познавательных целях; мы сперва учимся и разбиваем вещи на части, узнавая, кто есть кто и что есть что. У аналитического мышления есть огромные преимущества. На самом деле чтобы учиться быть художником, велосипедистом или фасилитатором в группе, вам нужно узнавать о красках, педалях, сновидениях и проблемах разнообразия.

 

Но, с другой стороны, мы нуждаемся в осознаваемости. Чувствительность разрушает границы и, в каком-то смысле, вещи происходят. Обучение происходит. Если на первом месте чувственный опыт, то, независимо от того, что вы делаете, работа — больше не простая работа. Вы ничего не делаете весь день, вы больше не работаете над живописью, ездой на велосипеде или групповой терапией — на самом деле вас больше нет. Тем не менее вы все равно можете потеть и выглядеть занятым.

 

В недеянии вы — не домохозяин, родитель, медитирующий, терапевт, бизнесмен или социальный активист. Вы — часть происходящего, достигающая осознаваемости и сознания первичных сил. Вы находите свой собственный особый стиль совершения недеяния. Никто не пьет чай одинаково.


Природа заставляет нас выглядеть разными, даже если в действительности это не так. К сожалению, этот термин, буквально означающий «тот, кто облегчает возникновение и

 

протекание процессов в группе», невозможно адекватно перевести на русский язык. Отчасти подошло бы слово «провокатор», но оно вызывав! слишком неприятные ассоциации. — Прим.

 

перев.

 

94

 

He-работа над собой

Взаимосвязи

 

После всех этих разговоров о недеянии вновь пробуждается мой познающий ум. Он хочет резюмировать то, что я узнал о чаепитии и недеянии, и применить это к психологии и групповой работе. Мой ум горд приведенной ниже таблицей! Это меня смешит, так как таблицу составило не мое маленькое «я». Она случилась. Но мое маленькое «я» любит приписывать себе все, что получается понятным, и отказывается иметь какое-либо отношение к непонятным вещам.

 

В когнитивном мире деяния есть вы и есть я, а также еще множество частей. Я нуждаюсь в вас или вы нуждаетесь во мне. Вы должны работать и хорошо себя показывать, чтобы вещи менялись к лучшему. Вы обретаете инсайт. В мире недеяния вы следуете природе, сосредоточиваетесь на осознании и взаимосвязи. Возникает осознаваемость. Вот что значит не работать над чем-либо.

Сознание (Запад) Осознаваемость (Восток)

Познание, работа, усилия Чувствительность, недеяние,
Изучение выполнения Осознание формы
Выполнение: Становись лучше Ощущай и следуй
   
Вопрос: Стало ли лучше? Вопрос: Что замечено?
Части: фасилитатор, клиент, Ощущение Целого Каждый —
группа, вы, я и объекты это все
Важны границы Дао людей и вещей происходит
   
Инсайт = Сознание Осознаваемость и Сознание

Узелки на память

1. Хороший повар меняет свой нож раз в год потому, что он режет, в то время как бездарному повару приходится менять свой каждый месяц, поскольку он рубит.

 

He-работа над собой

 

95 2. Если на первом месте чувственный опыт,то,независимо от того,что вы делаете,работа—

 

больше не просто работа. Вы ничего не делаете весь день, вы больше не работает над живописью, ездой на велосипеде или групповой терапией — на самом деле, вас больше нет. Тем не менее вы все равно можете потеть и выглядеть занятым.

 

 

РАЗМЫШЛЕНИЕ, ЗАИГРЫВАНИЕ И СИГНАЛЫ

 

Как-то раз мне, Чжуан-цзы, приснилось, что ябабочка, которая весело порхает, наслаждаясь


жизнью, и не знает, кто она.

 

Внезапно я проснулся и, конечно же, я был Чжуан-цзы. Снилось ли Чжуан-цзы, что онбабочка, или же бабочке снилось, что онаЧжуан-цзы?

 

Чжуан-цзы задумывался о том, кто он — человек или бабочка. Основываясь на том, что мы до сих пор узнали, можно было бы сказать, что он был Чжуан-цзы в реальности консенсуса и бабочкой в стране грез. Иными словами, в ОР его называют человеком, но в ночных снах и дневных фантазиях он — бабочка. В Сновидении он — сущность этой бабочки, быть может, ее ощущение свободы.

 

В этой главе мы исследуем взаимодействия между ОР, страной грез и Сновидением. До сих пор вы, вероятно, думали об образах и проекциях сновидения как об отделившихся частях вас самих. Иными словами, вы отождествляли себя с маленьким «я» как центром, вокруг которого собираются и с которым должны соединяться все вещи.

 

Когда вы учите свое осознание замечать Сновидение, то достигаете осознаваемости чувственного опыта и, подобно

 

 

Размышление, заигрывание и сигналы

 

97

 

Чжуан-цзы, можете начать отождествляться со Сновидением, или своим Большим «Я». С этой новой точки зрения, у вас создается впечатление, что вам нечего включать в свою старую самотождественность; есть только растущее осознание вашего Большого «Я».

 

 

Чжуан-цзы как бабочка.

 

Когда вы обладаете осознаваемостью и чувственно замечаете вспышки восприятия и заигрывания, которые все время привлекают ваше внимание, то начинаете чувствовать, что вы — сущность вещей, которые вы замечаете. Ваше маленькое «я» перестает быть центром всего сущего — ваш центр перемещается на ваши взаимоотношения с тем, что вы воспринимаете. С точки зрения Сновидения, «вы» — своего рода заигрывание или любовная связь с окружающими вас объектами. Это похоже на конец психологии; и это так и есть, коль скоро речь идет о сознании частей. Теперь личностное развитие состоит в повышении осознания восприятия. Ваша новая самотождественность основывается на обнаружении чувственных и наблюдаемых аспектов вашего Большого «Я». С этой новой точки


1 Минделл А.

 

 

98

 

He-работа над собой

 

зрения, «вы» становитесь всем, что вас окружает, всеми процессами в окружающей вас среде. Все это кажется вашему маленькому «я» таким странным, что вы, возможно, захотите проверить эти идеи. Если вам хочется поэкспериментировать, вспомните объекты, которые вы помещаете в свою комнату, объекты, на которые вам нравится смотреть. Подумайте о том, что вы могли бы быть окружающими вас вещами, которые вы любите больше всего.

 

Например, на моем письменном столе стоит старый медный чайник. Я завариваю в нем чай. Мое маленькое «я» замечает чайник и считает, что на него приятно смотреть. Моему маленькому «я» просто нравится этот чайник, и оно не слишком заинтересовано в том, чтобы позволять себе переживать заигрывание чайника со мной. В том, что касается моего маленького «я», чайник — это чайник, а я — Арни.

 

 

Чайник.

 

Однако, с точки зрения моего Большого «Я», этот чайник в той же мере составляет часть Арни, как

 

и человек, которого называют Арни. Большое «Я» глубоко демократично, и потому важны и Арни,

 

и чайник! Этот чайник — аспект моей большей Сущности, слегка потускневший, дружелюбный, стареющий, просто присутствующий.

 

Маленький Арни более озабочен, испытывая давление, стараясь быть более блестящим и полезным в мире! Большое «Я»

 

Размышление, заигрывание и сигналы

99


 

Большое «Я».


другое. Понятие, которое я называю моим (или вашим) Большим «Я» присутствует в дзенском представлении об «Уме Будды», который в дзенской литературе часто изображают в виде круга, центр которого находится везде, а окружность не имеет границ. Ум Будды, или Большое «Я» — это открытое осознание.

 

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!