III. Повседневная реальность



г OP, обусловленная реальность консенсуса

 

Чтобы понять, как наши невербальные чувственные переживания развертываются в сновидения и повседневную реальность, нам необходимо разграничить приведенную выше схему восприятия. Одно такое разграничение можно найти в древнем буддистском тексте под названием Абхидхамма, или «высшее учение». Этот текст, написанный в III в. до н. э., содержит в себе обсуждение

 

философских, психологических и традиционных вопросов и категорий.4 Если вы незнакомы с буддизмом, то, безусловно, спросите, почему я связываю учения этого

 

древнего текста с вашей собственной работой со сновидением, с вашей обыденной реальностью. Зачем изучать что-то столь очевидно чуждое тому, что вы

 

«Буддизм», Энциклопедия Microsoft Bncarta 97 (1996). Абхидхамма Питака состоит из семи отдельных трудов. Они включают в себя подробную классификацию психологических феноменов, метафизический анализ и толковый словарь специальных терминов. Хотя тексты этого собрания считаются авторитетными среди специалистов, они мало влияют на простых буддистов. Существуют также значительно расширенные тибетский и китайский варианты полного канона.

 

60

 

He-работа над собой

 

знаете? Ответ состоит в том, что Абхидхамма может вас кое-чему научить в отношении вашей способности воспринимать Сновидение в форме чувственных переживаний. В последующих главах мы откроем для себя, что осознаваемость позволяет вам решать личные, физические, эмоциональные и даже политические проблемы, которые казались вам безнадежными. Буддийская Абхидхамма может быть чрезвычайно полезной в решении этих проблем, поскольку она легко приспосабливается к меняющимся условиям и к самым разным культурам. Кроме того, хотя в философском плане буддизм противостоит материализму, он приветствует современную


науку. По существу, он утверждает, что Будда применял экспериментальный подход к вопросам

 

абсолютной истины.5 Абхидхамма анализирует скрытые аспекты процесса восприятия, объясняя, что человек, в

 

совершенстве владеющий техникой медитации, может различать в процессе наблюдения от семнадцати до сорока пяти отдельных шагов, или «моментов». Эти шаги предшествуют видению или слышанию чего-либо.

 

Согласно этому древнему тексту, полный процесс восприятия, например, слышания звука объекта, узнавания, что он из себя представляет, или его видения и опознания происходит поэтапно. Британский психолог Брайен Ланкастер ссылается на буддийских ученых, которые иллюстрируют

 

восприятие на примере переживаний спящего человека.6 В моей передаче это пример выглядит следующим образом. Представьте себе человека, спящего

 

под фруктовым деревом, который медленно просыпается. Ветер раскачивает ветви над его головой, отчего один плод падает, и звук падения достигает его уха. Он просыпается от сна, обнаруживает плод и, в конце концов, съедает его.

Абхидхамма подразделяет этот процесс обнаружения и съедения плода на семнадцать стадий.Первые восемь стадий вос-Там же.

 

См. его прекрасную работу «На пути к синтезу когнитивной психологии и буддийской традиции Абхидхаммы» [В. Lancaster. Towards a Synthesis of Cognitive Science and Buddhist Abhidhamma Tradition, p. 124-128].

 

Тёмно-лиловый буддизм

 

61

 

приятия происходят, когда человек еще спит. Во сне он замечает ветер, шумящий в ветвях, и плод, падающий на землю неподалеку от него.

 

К тому времени, когда он просыпается от сна, он уже прошел первые восемь стадий восприятия. В течение следующих девяти стадий он опознает и съедает плод. В эти девять стадий входит подбирание плода, его «получение», его «обследование» посредством осязания и обоняния, и распознание, что он собой представляет. Человек «устанавливает», что это плод, и, наконец, «регистрирует» его.

 

Этот пример аналогичен тому, что происходит, когда мы что-либо замечаем. На самых ранних стадиях наблюдение состоит в пробуждении к существованию объекта, который вы, в конечном итоге, будете наблюдать. Позднее в ходе этого процесса наблюдения вы начинаете замечать объект, решаете, что он из себя представляет и будете ли вы на него смотреть, и, наконец, наблюдаете его.

 

Чуть ниже приведена схема, представляющая собой упрощенное резюме буддийских стадий восприятия. Семнадцать различных стадий подразделяются на обобщенные категории Сновидения, страны грез и реальности консенсуса.

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!