Христианство: зарождение и формирование символики, догматики и обрядности.



Волхвы

Вера волхвов — это вера ученых и философов, познающих Бога через видимый мир и священные книги, идущих к Богу трудным путем из Вавилона в Вифлеем, ищущих истину в тяжелых интеллектуальных переживаниях и страданиях, через богословие, философию и науку. И этот путь приводит ко Христу, если истину ищут всем сердцем, обращаясь к Богу с молитвой.

Место рождения Христа Вифлеем, предсказано пророками. Волхвов привела к нему звезда.

По преданию, один из волхвов был перс, другой — араб, третий – эфиоп. Их звали — Гаспар, Мельхиор и Валтасар. После поклонения Иисусу волхвы спустя тридцать с лишним лет приняли Крещение от апостола Фомы и сами сделались проповедниками. Их мощи были обнаружены в III веке и сейчас находятся в Кельнском соборе Германии.

Они поклонились Младенцу Иисусу не просто как Царю, но и как Богу и Спасителю. Именно в этом смысле обычно понимают дары, которые волхвы принесли Младенцу Иисусу: золото — как символ Царской (мессианской) власти, ладан (фимиам) — как знак Его божественного достоинства, и смирну, то есть вещество, с помощью которого тела покойников готовили к погребению, — как знак будущей искупительной смерти Иисуса.

Золото до наших дней дошло в виде 28 квадратных и треугольных пластинок размером 5 на 7 см, с похожим, но отличающимся орнаментом, а ладан и смирна перемешаны в темные шарики, напоминающие маслины. Таких благоуханных бусинок около семидесяти. Золото используют дляосвящение воды. Иногда, очень редко, Дары волхвов вывозят за пределы Афона. Они изгоняют бесов.

Основополагающей заповедью христианства является заповедь любви. Самая первая форма религии это страх. Это самая первая и самая примитивная форма религии. Вторая форма-форма справедливости. Заслужил хорошо, нет плохо (иудаизм, индуизм). Третья и самая высшая степень-это религия любви и ее прежде всего можно отнести к христианству. (Евангелия от Матвея 5-7 глава, нагорная проповедь почитать). Заповедь любви звучала именно там.
(Апологет-отец).
Возлюби Бога своего и делай, что хочешь- Августин Блаженный.

Христианская символика — совокупность символов и знаков, употребляемых различными христианскими церквами.

Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи[1]. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга, но смысл символов уже отражает формировавшееся христианское богословие.

К древнейшим катакомбным изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов» (сохранилось около 12 фресок с этим сюжетом), которые датируются II веком[5]. Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима ΙΧΘΥΣ или символизирующий его рыбы[6]. Среди прочих символов катакомбной живописи выделяются[7]:

якорь — образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве). Данный образ присутствует уже в Послании к Евреям апостола Павла (Евр.6:18-20);

голубь — символ Святого Духа;

феникс — символ воскресения;

орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс.102:5));

павлин — символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);

петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);

агнец — символ Иисуса Христа;

лев — символ силы и могущества;

оливковая ветвь — символ вечного мира;

лилия — символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии приБлаговещения цветка лилии);

виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии.

Крест (Распятие) — изображение Распятия Христова, как правило, скульптурное или рельефное. Изображение креста, на котором был распят Иисус Христос, является главным символом христианской религии, оно обязательно присутствует в христианских храмах, а также у верующих в качестве нательной символики. Первообразом символа креста выступает Крест Господень, на котором, был распят Сын Божий.

В первые века христиане не делали изображений креста[8]. Собственно распятия впервые появляются в V—VI веках, и на древнейших из них Христос изображён живым, в одеждах и увенчанным короной. Терновый венец, раны и кровь, собираемая в чашу, появляются в позднем Средневековье наряду с другими деталями, имеющими мистический или символический смысл.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, — и только в X веке появились изображения мёртвого Христа

Ихтис (др.-греч. Ίχθύς — рыба) — древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) то есть выражает в краткой форме исповедание христианской веры.

Новый Завет связывает символику рыбы с проповедью учеников Христа, некоторые из которых были рыбаками.

Агнец

Образ агнца также является символическим изображением Иисуса Христа и представляет собой ветхозаветный прообраз его крестной жертвы (жертва Авеля, жертвоприношение Авраама, пасхальный жертвенный агнец у евреев)[12]. В Новом Завете Иоанн Креститель называет Иисуса Христа агнцем — «вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Ин.1:29). Агнец также является евхаристическим образом (в Православии агнец — часть просфоры, которой причащают верующих) и его изображения встречается на литургических сосудах.

Образ агнца в раннем христианстве широко использовался как символ крестной жертвы Иисуса, который был удобен тем, что был непонятен не христианам. С распространением христианства использование данного образа было запрещено Шестым Вселенским собором.

Добрый Пастырь — символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом.

Добрый Пастырь по сути не являлся иконой Иисуса, а выступает аллегорическим изображением. По этой причине он вместе с ихтисом, он стал первым изображением Христа в раннехристианском искусстве. Также по причине схожести с изображениями языческих божеств (Гермес Криофор, Орфей Боуколос), он был безопасен в годы гонений, поскольку не содержал очевидной христианской тематики и не мог выдать владельца-тайного христианина. Одновременно в условиях гонения на христианство образ выражал идею особого покровительства избранным и прообразом грядущего Царства Божие.

 

Христианское вероучение основано на Священном Писании. Хотя некоторых догматических терминов и нет в Священном Писании (Троица, единосущный), по сути оно там присутствует. Например, Иисус Христос учил об Отце, Сыне и Святом Духе, Который есть единый Бог. Фиофилом Александрийским был придуман термин «Троица» для обозначения Отца, Сына и Святого Духа. Термин «единосущный» было взято из философии для обозначения таких слов Христа – «Я и Отец - одно».

Главные догматы Христианства

1. Бог один по существу.

2. Бог троичен в Лицах.

3. Бог воплотился в Деве Марии по наитию от Святого Духа, став Иисусом Христом.

4. Иисус Христос был распят, умер и на третий день воскрес.

5. Христос придет в конце времен судить мир.

6. В конце времен мертвые воскреснут.

7. В Иисусе Христе Божественная и человеческая природы соединены неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно.

8. Во Христе одна Личность – Божественная.

Христианство – религия спасения, и спасение происходит через Иисуса Христа. Смысл христианской жизни заключается в обожении, т.е. богоуподоблении.

Главные заповеди: возлюбить Бога всем сердцем, разумом и волей, а также возлюбить ближнего как самого себя. Причем, если человек не любит своего ближнего, то тем более он не может любить Бога.

 

ТАИНСТВА — в христианстве: особые культовые действия.

Согласно церковной традиции, ТАИНСТВА были установлены Иисусом Христом.

 

По учению исторических церквей, в них «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия», изменяющая духовно-нравственную жизнь человека.

В православии и католицизме признаются семь ТАИНСТВ: (а вообще 12)

крещение (в ТАИНСТВЕ крещения сообщается благодать, очищающая от греха и возрождающая к жизни)

причащение (это обряд вкушения хлеба и вина, которые, согласно христианскому вероучению, символизируют Тело и Кровь Христа.
Обряд направлен на соединение верующего с Христом, чтобы Христос «жил в нем»).

священство, рукоположение, ординация ( одно из таинств в исторических церквах христианства: введение в духовный сан через «нисхождение Святого Духа», дающее полномочия наставлять верующих и священнодействовать (совершать таинства)).

покаяние (исповедь), (осмысление человеком своих поступков как греха и признание в них перед другим человеком, получившим право эти поступки прощать; сделать уже совершенный человеком поступок как бы «не бывшим»).

миропомазани е (состоит в нанесении на тело особых знаков церковным маслом — миро.В православии считается, что МИРОПОМАЗАНИЕ направлено на сообщение верующим мистических даров Святого Духа: при совершении МИРОПОМАЗАНИЯ человек освящается Святым Духом и становится членом церкви. МИРОПОМАЗАНИЕ проводит священник или архиерей, нанося миро на лоб, глаз, ноздри, рот, уши, грудь, ладони и ступни с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». В практике православия миропомазание совершается непосредственно после крещения один раз в жизни.)

брак ( необязательно)

елеосвящение (соборование) (благодать, исцеляющая недуги телесные и душевные, освобождающая от грехов, в которых человек не успел сам раскаяться.)

Считается, что в каждом ТАИНСТВЕ человеку сообщается определенный дар благодати.

Католическая церковь исцеляющих функций елеосвящения не признает, а усматривает в нем успокоительное напутствие умирающим.

ТАИНСТВА церковью разделяются на неповторяемые (крещение, миропомазание, священство) и повторяемые; на обязательные для всех верующих и необязательные (брак и священство).

В большинстве протестантских течений совершаются только ТАИНСТВА крещения и причащения, которые рассматриваются как символические обряды.

В раннем христианстве совершались только ТАИНСТВА крещения и причащения.

 

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии.

1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.


23. Особенности раннего христианства.

Христианство - мировая монотеистическаяавраамическая религия. Возникла в первом веке нашей эры в Палестине в средеиудеев. Название «Христианство» происходит от греческого слова «христос», что означает «помазанник». Христом называется Иисус, живший в первом веке нашей эры. Последователи Его учения называются христианами. Христианство настолько повлияло на мировую историю, что от рождения ее Основателя стали отсчитывать новую мировую эру. В настоящее время Христианство - самая многочисленная религия в мире, насчитывает около 2,1 миллиарда последователей.

Христианство – религия Откровения

Христианство является религией Откровения, то есть основана на явлении Богачеловеку. Это Богоявление произошло в воплощении Бога в виде человека. Бог стал человеком Иисусом Христом. Слово Божие было со временем частично зафиксировано в Священном Писании Нового Завета.

Христианство не отвергает и Ветхозаветного Откровения, но считает его единым целым с Новым Заветом.

История Христианства

Возникновение Христианства

Христианство возникло в Палестине, которая входила тогда в состав Римской империи, в первом веке нашей эры среди иудеев. В средиземноморье иудеи были единственной монотеистической религией. К моменту возникновения Христианства в иудаизм переходило много не иудеев, их называли прозелитами. В Римской империи иудеям разрешалось исповедовать свою национальную религию,иудаизм имел особый статус. Остальные люди исповедовали государственную религию – язычество, которое носило синкретический характер. В каждом регионе были свои особенности. Так, например, в Эфесе особо почитали богиню Артемиду. Язычество Римской империи объединяло то, что необходимо было почитать царя как бога, только для иудеев делалось исключение. Иудеи ко времени рождения Иисуса отчаянно ждали Мессию (Христа), надеясь, что он освободит народ иудейский от владычества Римской империи. В такой среде и родился основатель Христианства – Иисус Христос.

Иисус Христос как основатель Христианства

В современной науке уже достаточно оснований считать Иисуса Христа исторической личностью. Об Иисусе осталось много письменных свидетельств, больше, чем, например, о Сократе. Основные сведения о жизни Иисуса Христа мы узнаем из Нового Завета. Согласно Евангелию, Он родился сверхъестественным образом от девы Марии в Вифлееме. В Назарете Деву Марию осенил Святой Дух, и она зачала (см. Евангелие от Луки, глава 1). Когда ей пришло время родить, она находилась в Вифлееме, куда приехала для переписи населения, проходившей в то время. Благодаря этим подробностям ученые могут более-менее точно установить точную дату рождения Иисуса, полагая ее примерно пятым годом до н.э. Родился Иисус в хлеву, ибо Марии и ееобручнику Иосифу не нашлось другого ночлега. После рождения Младенца семья бежала в Египет и жила там до тех пор, пока не умер Ирод, хотевший убить Младенца. Почему царь Ирод хотел его убить? Дело в том, что ко времени рождения Иисуса Христа на небе появилась яркая звезда, известная как «Вифлеемская звезда». Увидев эту звезду, египетские мудрецы шли за ней, предполагая рождение великого человека, царя. Так, следуя за звездой, они пришли к Ироду, рассказав о рождении нового царя. Это послужило толчком для убиения всех младенцев до двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Но к этому времени по Откровению от Бога святое Семейство бежало в Египет.

О ранних годах жизни Иисуса известно очень мало: лишь то, что Он в 12 лет учил в Иерусалимском храме мудрецов, а они удивлялись Его словам. Он был плотником и был в послушании у родителей.

На проповедь Иисус Христос вышел в 30 лет. У иудеев можно было начинать учить только с 30 лет. Общественное служение Иисуса продолжалось 3 года, во время которого Он проповедовал волю Божию, свидетельствовал о Боге, исцелял, воскрешал умерших, объяснял ветхозаветное Писание, пророчествовал. Он избрал Себе 12 учеников – апостолов, всегда былис Ним рядом в странствии. Лишь некоторые Его ученики были свидетелями Его Преображения (см. напр., Евангелие от Матфея, глава 17, стих 2).

Много людей следовало за Иисусом, но далеко не все принимал Его. Так только несколько человек из начальников иудейских поверили Иисусу Христу, поверили, что именно Он – Мессия, которого они ждали. Однако, начальники иудейские добились распятия Иисуса. На третий день после распятия Иисус Христос воскресв обновленном теле. На протяжении 40 дней Он являлся Своим ученикам, наставлял их в правильном понимании Писания. А на 40-й день вознесся, обещая, что вернется в конце времен.

После события Сошествия Святого Духа на апостолов, которое произошло на 50-й день после воскресения Христа, апостолы начали проповедовать Христа, Его воскресение и все, чему Он их учил.

Гонения на христиан

Проповедь Апостолов была очень успешной, но христиан стали гнать. И первые три века распространения Христианства – это время гонений, мученичества за Христа. Если иудеям можно было исповедовать свою религию, то христианам это было запрещено. Апостолы, когда приходили в какой-нибудь город, шли проповедовать первым делом в местную синагогу. Христиан считали за иудейскую секту, их гнали и из синагог.

Историки выделяют как минимум четыре причины гонений на христиан:

1. Христиане не почитали царя за бога, не принимали участия в царских культах, что ставило их в оппозицию существующей власти. Отказ от жертвоприношенийцарю считалось нарушением законов Римской империи. Иудеям было разрешено не участвовать в этих культах, так как их религия была древней и ее исповедовал целый народ. У христиан этого не было.

2. Христиан обвиняли в преступлениях: разврате, человеконенавистничестве, эдиповских смешениях, в закалании младенцев и т.д.

3. С точки зрения государства, Христианство считалось недозволенной религией.

4. Христиан обвиняли в безбожии, так как они не принимали участия в общепринятых языческих культах.


24. Феномен вселенских соборов и их роль в формировании христианской догматики.

Четвертый век явился переломным в истории Христианства. При императоре Константине Великом Христианство стало дозволенной религией благодаря Миланскому эдикту 313 г. При Константине состоялся Первый Вселенский собор в Никее, на котором был сформулирован Символ веры (краткое изложение догматов), ибо к тому времени существовало уже много направлений в Христианстве.

В христианстве под символами веры традиционно понимали краткое изложение догматов Церкви.

Некоторые богословы обособляют собственно «символы веры» от «соборных вероизложений», то есть от изложений христианского вероучения в деяниях Вселенских соборов, или отличают, кроме того, «исповедания веры», изданные отдельными лицами. Символы веры всегда отличаются краткостью; они только излагают в аподиктической форме простых предложений или неоспариваемых фактов главные догматические положения, без доказательств, как предмет для восприятия верою.

1 Собор

Собрался в 325 г. в Никее (город-спутник Константинополя) для обсуждения учения пресвитера Александрии Ария о том, что Христос был только небывало исключительным человеком, но все же человеком сотворенным, а не предвечным Богом. Отверг арианство и сформулировал первый Символ Веры.

2 Собор

Собрался в 381 г. в Константинополе. Уточнил толкование Триединства Бога в Символе Веры и вновь отказал в признании арианству, а также ряду других богословских сект.

3 Собор

Собрался в 431 г. в Эфесе в Малой Азии. Отверг учение патриарха Константинополя Нестория о Боговоплощении, которым разделялись Божественная и Человеческая природы Христа, признав термин "Богородица".

 

4 Собор

Собрался в 451 г. в Халкидоне близ Константинополя. Отверг учение монаха Евтихия и его последователей - монофизитов, считавших, что в Христе его человеческая природа была полностью "поглощена" Богом.

5 Собор

Собрался в Константинополе в 553 г. Отверг учения богословов Феодора из Мопсуэты, Феодорита и Ива (т.н. "антиохийская школа", близкая несторианству). Текст письменных постановлений отсутствует, известно лишь о существовании проектов.

6 Собор

Собрался в Константинополе в 680 г. Отверг учение монофелитизма, искавшее компромисса с монофизитами путем утверждения о том, что Христос имеет два естества, но лишь одну общую волю.

7 Собор

Собрался в 787 г. в Никее. Отверг иконоборчество как разрывание лиц Святой Троицы и разделил поклонение Богу и почитание икон.

Вселенским соборам присущи внешние и внутренние отличительные признаки.

К внешним признакам Вселенских соборов относятся:

· участие в соборе представителей всех поместных церквей в лице предстоятелей церквей, епископов или их заместителей, уполномоченных и посланных (легатов) от них;

· каноническая правильность в порядке созыва собора, формирования состава участников, ведения и объявления определений собора;

· признание собора Вселенским всеми поместными церквами, как теми, от которых епископы присутствовали на нём, так и теми, от которых на нём не было представителей.

Внутренние признаки Вселенских соборов:

· соответствие его постановлений Священному Писанию, апостольскому преданию, вероучению и правилам Вселенской Церкви всех предшествующих веков;

· единодушное выражение на нём вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда;

· свойственная в церкви только Вселенским соборам законодательная деятельность (составление символов веры и изложение догматов).

В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения Вселенский собор обладает свойством непогрешимости, как орган Вселенской Церкви, руководимый Святым Духом. Догматические определения и каноны Вселенских соборов помещаются в «Книге правил», определения и судебные решения — в «Деяниях»

 


25. Структура Библии.

Библия – это собрание священных текстов христиан, состоящая из двух неравных частей – большую часть занимает Ветхий Завет, который был заимствован у иудеев, оригинал называется –Танах.

И вторую часть, меньшую по размеру занимаетНовый Завет.

Ветхий завет.


| Тора (пятикнижие)- наиболее почитаемая часть Танаха.
1) бытие
-изгнание из Рая
-потоп
-история про отца евреев Авраама и его потомков вплоть до переселения в Египет
2) Исход
-уход евреев из Египта до прихода в землю обетованную.
3) Леви, ритуальные предписания и нормы закона
4) числа. История сорокалетних странствий до завоевания Палестины
5) второзаконие содержит повторение закона и позывы Моисея к его соблюдения. (Это и есть 10 заповедей)
|| Невиим- 8 книг пророков. Переплетаются исторические описания и моральные поучения.

Ктувим- 11 писаний: хроники, псалмы, притчи, философские повествования. Талмуд-устная Тора. Вторая часть христианской Библии — Новый Завет, собрание из 27 христианских книг (включающее 4 Евангелия, деяния Апостолов, 21 послание Апостолов и книгуОткровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), написанных в I в. н. э. и дошедших до нас на древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм боговдохновенной её не считает.   Новый Завет состоит из книг, принадлежащих восьми боговдохновенным писателям: Матфею, Марку, Луке, Иоанну, Петру, Павлу, Иакову и Иуде. Книги Нового Завета размещены в следующем порядке: исторические Евангелия · от Матфея · от Марка · от Луки · от Иоанна · Деяния Апостольские Луки учительные · Послание Иакова · Послания Петра · Послания Иоанна · Послание Иуды · Послания Павла пророческие · Откровение Иоанна Богослова

Апокрифы

Помимо канонических книг известны также рукописи, которые хотя и надписаны наподобие рукописей Священного писания, но с точки зрения церкви в той или иной степени искажают вероучительные истины, по духу и содержанию не соответствуя апостольской вере. Такие рукописи названы апокрифами В своё время деятели древнееврейского «Великого Собрания» Отцы Церкви — соавторы Библии, зачастую проклинали, запрещали как еретические и расходящиеся с общепринятым текстом, и просто истребляли книги, которые не соответствовали их критериям. Апокрифов сохранилось относительно немного — чуть более 100 ветхозаветных и около 100 новозаветных.. Они явились научным подтверждением подлинности древности некоторых текстов.

Апокрифы, в частности, помогают понять, какими путями шло формирование христианства, из каких элементов складывалась его догматика.


26. Христианские праздники.

ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСКИЕ — важная составная часть христианского культа, дни церковных торжеств, связанные с чествованием наиболее значимых для христиан библейских и исторических лиц и событий.

ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСКИЕ можно разделить на общехристианские, которые признаются православными католической и некоторыми протестантскими (например, евангелическими) церквами, и конфессиональные, характерные лишь для одного из трех основных христианских течений или отдельных конфессий.

Общехристианские праздники возникли в первые века христианства, и это обусловило широту их распространения. К ним относятся, в первую очередь, Рождество Христово и Пасха.

Праздник Рождества Христова установлен в память евангельского события рождения Иисуса от Марии в пещере близ Вифлеема, во времена правления Ирода (Мф. 1:18-25; 2:1-12.Лк. 2:1-20).

Рождество первоначально отмечалось на христианском Востоке 6 января и называлось Богоявлением (Epiphaneia), а на Западе — 25 декабря (Natalis). С IV в. вся церковь стала праздновать Рождество Христово 25 декабря, отдельно от Крещения Господня (6-7 января).

Древний обычай совмещения Рождества Христова и Крещения Господня в один сохранился только в Армяно-григорианской церкви.

Празднику Рождества в православии предшествует строгий 40-дневный пост, а в католицизме и ряде конфессий протестантизма — 4-недельный адвент (adventus — приход).

 

ПРАЗДНИК Пасхи установлен в честь Воскресения Иисуса Христа из мертвых.

Во II в. существовало два праздника Пасхи: в память смерти Спасителя и в честь воскресения и выведения душ умерших из ада.

С V в. Пасха Христова становится единым праздником, которому предшествует строгий (в православии — семинедельный Великий) пост.

Для исчисления точных дат ежегодного празднования Пасхи в соответствии с постановлениями I Никейского Вселенского собора (325) были составлены специальные таблицы-пасхалии.

Православные ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСКИЕ классифицируются по нескольким признакам:

· по торжественности — великие праздники и двунадесятые праздники, средние (в честь апостолов, великих святителей и преподобных) и малые (в честь богородичных икон, различных святых и т.д.);

· по времени проведения — переходящие (зависящие от времени празднования Пасхи:Вербное воскресенье — Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Вознесение Господне, День Святой Троицы — Пятидесятница и др.) и

· непереходящие (с неизменной датой проведения); по степени распространенности — общеправославные (признаваемые всеми православными церквами), общецерковные (характерные для какой-либо одной православной церкви), местные (епархиальные), монастырские, храмовые (например, некоторые престольные);

· по объекту прославления — Господни (в память важнейших событий жизни Иисуса Христа, Животворящего Креста, обретения Нерукотворного образа (убруса) Иисуса и Его ризы), богородичные (в память событий ее жизни: Рождество Богородицы, Введение во Храм, Успение и т.д., прославления ее чудотворных икон);

· праздники в честь «сил бесплотных» (Собор Архангела Михаила и др.)» праздники в честь святых (День Всех Святых, в земле российской просиявших; День новомучеников и исповедников российских и т.д.).

 

Русское православное церковное новолетие празднуется по традиции в сентябре (с 13 на 14 по н. ст.), что соответствует началу годового праздничного богослужебного цикла, в котором представлены события библейской и церковной истории.


27. Христианская символика.

Христианская символика — совокупность символов и знаков, употребляемых различными христианскими церквами.

Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи[1]. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга, но смысл символов уже отражает формировавшееся христианское богословие.

К древнейшим катакомбным изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов» (сохранилось около 12 фресок с этим сюжетом), которые датируются II веком[5]. Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима ΙΧΘΥΣ или символизирующий его рыбы[6]. Среди прочих символов катакомбной живописи выделяются[7]:

якорь — образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве). Данный образ присутствует уже в Послании к Евреям апостола Павла (Евр.6:18-20);

голубь — символ Святого Духа;

феникс — символ воскресения;

орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс.102:5));

павлин — символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);

петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);

агнец — символ Иисуса Христа;

лев — символ силы и могущества;

оливковая ветвь — символ вечного мира;

лилия — символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии приБлаговещения цветка лилии);

виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии.

Крест (Распятие) — изображение Распятия Христова, как правило, скульптурное или рельефное. Изображение креста, на котором был распят Иисус Христос, является главным символом христианской религии, оно обязательно присутствует в христианских храмах, а также у верующих в качестве нательной символики. Первообразом символа креста выступает Крест Господень, на котором, был распят Сын Божий.

В первые века христиане не делали изображений креста[8]. Собственно распятия впервые появляются в V—VI веках, и на древнейших из них Христос изображён живым, в одеждах и увенчанным короной. Терновый венец, раны и кровь, собираемая в чашу, появляются в позднем Средневековье наряду с другими деталями, имеющими мистический или символический смысл.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, — и только в X веке появились изображения мёртвого Христа

Ихтис (др.-греч. Ίχθύς — рыба) — древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) то есть выражает в краткой форме исповедание христианской веры.

Новый Завет связывает символику рыбы с проповедью учеников Христа, некоторые из которых были рыбаками.

Агнец

Образ агнца также является символическим изображением Иисуса Христа и представляет собой ветхозаветный прообраз его крестной жертвы (жертва Авеля, жертвоприношение Авраама, пасхальный жертвенный агнец у евреев)[12]. В Новом Завете Иоанн Креститель называет Иисуса Христа агнцем — «вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Ин.1:29). Агнец также является евхаристическим образом (в Православии агнец — часть просфоры, которой причащают верующих) и его изображения встречается на литургических сосудах.

Образ агнца в раннем христианстве широко использовался как символ крестной жертвы Иисуса, который был удобен тем, что был непонятен не христианам. С распространением христианства использование данного образа было запрещено Шестым Вселенским собором.

Добрый Пастырь — символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом.

Добрый Пастырь по сути не являлся иконой Иисуса, а выступает аллегорическим изображением. По этой причине он вместе с ихтисом, он стал первым изображением Христа в раннехристианском искусстве. Также по причине схожести с изображениями языческих божеств (Гермес Криофор, Орфей Боуколос), он был безопасен в годы гонений, поскольку не содержал очевидной христианской тематики и не мог выдать владельца-тайного христианина. Одновременно в условиях гонения на христианство образ выражал идею особого покровительства избранным и прообразом грядущего Царства Божие.


28. Католицизм

Католицизм или католичество (лат. «всеобщий) впервые по отношению к церкви термин применён около 110 года в письме святого Игнатия к жителям Смирны и закреплён в Никейском Символе веры) — крупнейшая по численности ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии н. э. на территории Западной Римской империи. В историографии Раскол с восточной христианской церковью, за которой закрепилось название православной, относят к 1054 году Видимым главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме.Католицизм.

Доктрина

Вероучение базируется на Библии и Священном Предании, которое включает в себя постановления Вселенских Соборов. Базовые положения вероучения изложены в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.

Особенности вероучения

В Католической церкви существует семь таинств:

· крещение,

· брак

· миропомазание (конфирмация)

· евхаристия

· исповедь

· елеосвящение

· священство.

Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:

· филиокве — догмат об исхождении Святого Духа как от Отца, так и от Сына (но не как от разных источников);

· догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении;

· учение о чистилище;

· учение об индульгенциях;

· широкое почитание Девы Марии (hyperdulia);

· почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу (latria), и почитанием святых (dulia);

· утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;

· централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей;

· безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого excathedra (см. Догмат о папской безошибочности);

· нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.

 

Отлучение от Церкви

В католицизме действует «автоматическое» (ipsofacto) отлучение от Церкви за следующее:

· публичное отречение от веры;

· пропаганда взглядов, несовместимых с учением Католической церкви;

· профанация Святого Причастия.

Па́пство — богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий Па́пуРи́мского видимым главой всей Католической церкви. В Католической церкви Папа также является верховным правителем Святого Престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.

Папа римский избирается пожизненно на собрании кардиналов — конклаве — после смерти своего предшественника (или отречения, что бывает крайне редко). Как только новоизбранный заявляет о принятии престола (это происходит сразу после избрания), понтификат считается начавшимся. Теоретически, папой может быть избран любой неженатый мужчина-католик; при необходимости, сразу после принятия престола он должен быть посвящён в священники и епископы. На практике последние несколько веков папами становились исключительно кардиналы-священники.

Власть папы в Церкви — высшая и юридически полная власть над всей Католической церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на всё управление Церковью.

Папа осуществляет верховную законодательную власть в Церкви: папа (и Вселенский собор) имеет право издавать законы, обязательные для всей Церкви или для её части, толковать их, изменять или отменять их действие.

Законы, издававшиеся соборами и папами по вопросам церковной дисциплины, назывались канонами. Их объединяли в специальные канонические сборники — кодексы канонического права. Уже Халкидонский собор (451) выпустил такой сборник.


29. Православие.

Догматы православия

· Догмат о Пресвятой Троице.

· Догмат о грехопадении.

· Догмат об Искуплении человечества от греха.

· Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа.

· Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.

· Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа.

· Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде.

· Догмат о единстве, соборности Церкви и преемственности в ней учения и священства.

· Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни.

· Догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа. Принят на IV Вселенском Соборе в Халкидоне.

· Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе. Принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе.

Догмат об иконопочитании. Принят на VII Вселенском Соборе в Никее.

Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол и Великая схизма — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.

Основные расхождения в догматике

В православии существуют две точки зрения на католиков. Первая считает католиков еретиками, исказившими Символ Веры (путём добавления Filioque). Вторая — схизматиками, отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, однозначно считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками.

· Православие не принимает латинскую формулировку Никео-Константинопольского Символа Веры с филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына (Filioque).

· Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.

· В католицизме, в отличие от православия, существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а также Её телесном вознесении.

· В католицизме, в отличие от православия, существует догматическое понятие о чистилище, а также учение о сверхдолжных заслугах святых.

Канонические устройство и нормы

Основные канонические нормы и институты:

Иерархическое священство, имеющее 3 степени: епископ, пресвитер, диакон. Необходимое условие законности иерархии — прямое канонически законное апостольское преемствочерез чреду рукоположений. Каждый епископ (вне зависимости от титула, которым он обладает) имеет полноту канонической власти в пределах своей юрисдикции (епархии). Рукополагают только лиц мужского пола

Хотя каноны запрещают лицам священного сана «вдаватися в народныя управления.в истории православных стран были отдельные эпизоды, когда епископы стояли во главе государства (наиболее известен Президент Кипра Макарий III) или обладали значительными полномочиями гражданской власти (Константинопольские Патриархи в Оттоманской империи в роли милет-баши, то есть этнарха православных подданных султана).

Институт монашества. Включает в себя так называемое чёрное духовенство, играющее ведущую роль во всех сферах жизни Церкви с IV века. Представители чёрного духовенства могут избираться на особоеепископское служение в Церкви.

Установленные календарные посты: Великий (предпасхальный 40-дневный[15]), Петров, Успенский, Рождественский, вместе с праздниками составляющие литургический год.

История формулирования вероучения

Современная православная Церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого раскола как свою историю.

Православие начало оформляться в II—III веках н. э., возводя свою историю к апостольским временам. Противопоставлялось гностицизму (предлагавшему по-своему трактованный Новый Завет и зачастую отвергавшему Ветхий) и арианству (отрицавшему единосущность Троицы).

Ведущую роль в работе первых четырёх Вселенских Соборов играли епископы Александрии и Рима. Все Соборы созывались Ромейскими (Византийскими) императорами и обычно проходили под их административным председательством.

Православная церковь

Источник внутреннего права православной церкви, наряду со Священным писанием, — Священное предание, которое включает в себя каноны — свод правил апостолов и Вселенских соборов, авторизованные церковью литургические тексты, богословские творения Отцов церкви, жития святых, а также обычаи церкви[34]. При этом Предание, в понимании святоотеческой литературы, «есть жизнь Святого Духа в Церкви»[35] Священное писание по отношению к Священному преданию понимается как одна из его форм[34].

Православная церковь составляется сообществом поместных церквей — автокефальных и автономных[36]. Каждая автокефальная церковь полностью самостоятельна и независима в делах своего канонического и административного управления. Автономные церкви находятся в канонической зависимости от той или иной автокефальной (кириархальной) церкви.


30. Монофизитство.

Монофизи́тство (Евтихианство), (от др.-греч. μόνος — «один, единственный» + φύσις — «природа, естество») —христологическая доктрина в христианстве, возникшая в V веке и постулирующая наличие только одной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его совершенное человечество. То есть, вопреки учению Католической,Православной и подавляющего большинства Протестантскиx церквей, монофизитство исповедует, что Христос — Бог, но не человек (Его человеческий вид якобы только призрачный, обманчивый). Однако сам термин «монофизитство» встречается в литературе лишь с конца VII века.

Монофизитство возникло как учение крайнего радикального крыла последователей святого Кирилла Александрийского, наТретьем Вселенском Соборе осудившего несторианство — диофизитскую ересь, согласно которой, во Христе признавались две самостоятельные Ипостаси Бога и Человека. Борясь против двусубъектной христологии Нестория, свт. Кирилл настаивал на христологической формуле, которую он ошибочно приписывал свт. Афанасию Великому — «μία φύσις τοῦ θεοῦ λόγου σεσαρκωμένη». Монофизиты же исказили учение святого Кирилла и считали, что одна природа указывает только на Его Божество.

Основателем монофизитства признается архимандрит Евтихий (около 378—454) — игумен одного из константинопольских монастырей, отчего монофизитство называется также и Евтихианством. Исследованию учения Евтихия был посвящен Константинопольский собор 448 года, где он изложил суть своей веры: «Я исповедую, что Господь наш состоял из двух природ до соединения, а после соединения исповедую одну природу». Смысл такого исповедания Евтихия состоял в том, что Христос, будучи единосущным Отцу по Божеству, не признавался единосущным по человечеству людям. Евтихию приписывается мысль, что человеческая природа Христа, воспринятая Им от Матери, растворилась в природе Божества как капля меда в океане и потеряла свое бытие.

 

Сам факт осуждения Евтихия на Константинопольском поместном соборе является не столько следствием возникновения ереси, сколько следствием не прекратившегося после Третьего Вселенского собора христологического противостояния представителей Антиохийской и Александрийской богословских школ. Монофизитство Евтихия не было распространённым в церкви учением, но было частным мнением малограмотного старца, однобоко мыслящего об учении святого Кирилла. Антиохийцам, после осуждения Нестория и победы Кирилла, был необходим реванш, и в лице константинопольского игумена они нашли объект для контрудара. Осужденный в своемпатриархате, Евтихий не признал за собой ереси, но апеллировал к другим авторитетным кафедрам, в частности Риму и Александрии.

Ересь Евтихия не была столь однозначно очевидна, в виду множества христологических мнений в ту эпоху. Получив письмо от Евтихия, папа Римский Лев I встал на его сторону, написав послание патриарху Константинопольскому Флавиану, в котором выражал свое недовольство. Естественно, на сторону Евтихия встал и патриарх Александрийский Диоскор, который в осуждении Евтихия видел интриги несторианствующих против христологии святого Кирилла. И если папа Лев скоро изменил свое мнение, получив подробные разъяснения от Флавиана по поводу учения Евтихия, то патриарх Диоскор, не обременяя себя углублением в богословие, задался целью оправдать Евтихия и нанести окончательное поражение антиохийцам через созыв нового Вселенского собора.

Получив от императора Феодосия II разрешение на созыв собора без благословения Льва, патриарх Диоскор настроил папу против себя. Почему Лев принял сторону Флавиана и признал решения Константинопольского собора, осудившего Евтихия. И естественно, что Диоскор, пытаясь оправдать последнего, вступал в открытую конфронтацию с папой Львом, убеждавшего императора в неактуальности нового собора, поскольку ересь Евтихия была очевидной и без этого. В своем очередном послании к патриарху Флавиану, папа изложил свое видение соединения двух природ во Христе. Этот, однозначно поддерживающий Антиохийскую христологию богословский документ, вошёл в историю как «томос папы Льва», вызвав неоднозначную реакцию среди восточных богословов, сторонников Эфесского Вселенского собора.

Новый Вселенский собор был открыт 1 августа 449 года в Эфессе, поэтому в истории он называется Вторым Эфесским Вселенским собором. На нём Диоскор Александрийский, пользуясь полной поддержкой императора, проигнорировав томос папы Льва, осудил учение о двух природах и низложил всех своих противников. Главная же ошибка Диоскора состояла в том, что он оправдал Евтихия, не дав богословской оценки его действительно еретически крайним выражениям. Это дало впоследствии повод подвергнуть сомнению православность собора и отвергнуть его. Кроме того, этой же причине ересь Евтихия стала приписываться и самому Диоскору. Хотя он никогда не осуждался за ересь, будучи, с точки зрения дохалкидонских миафизитских церквей, строгим последователем вероисповедания свт. Кирилла Александрийского, тем не менее, впоследствии ярлык «монофизита» прочно был к нему приклеен сторонниками Халкидонского богословия.

После смерти императора Феодосия, собор Диоскора в Эфесе был отвергнут папой и назван «Разбойничьим», по причине преувеличений совершенных на нём «насилий»[1]. Пришедший к власти новый император Маркиан созвал новый собор, призванный найти компромисс между александрийской и антиохийской христологиями, на основе веры святого Кирилла и томоса папы Льва. Однако цели такой достигнуто не было, и раскол в церкви перешёл в новую стадию. Халкидонский собор, использовав формальным поводом дисциплинарные нарушения на Втором Эфесском соборе, низложил патриарха Александрийского Диоскора, чем обезглавил партию миафизитов, считающих себя последователями святого Кирилла, и используя томос папы Льва, утвердил антиохийское исповедание двух природ во Христе.

По этой причине вероопределение Халкидонского собора, как диофизитское, встретило ожесточенное неприятие среди сторонников миафизитского богословия святого Кирилла, почему с этих пор противостояние двух партий перешло из плоскости антиохийцы-александрийцы, в плоскость халкидониты-антихалкидониты. А поскольку Халкидонский собор его последующими сторонниками почитался антимонофизитским, то противники собора ими стали восприниматься как «монофизиты». Так, самым парадоксальным образом, древняя православная христология александрийской богословской школы, была переосмыслена радикальными сторонниками Халкидона, как еретическая и монофизитская. Хотя сам святой Кирилл Александрийский, чье учение отстаивали антихалкидониты, почитался и самими халкидонитами, поскольку его богословский авторитет не мог быть подвергнут ревизии.

Невзирая на поддержку Халкидонского собора папами и императорами, антихалкидонитская партия была по-прежнему сильна, поскольку в пользу антихалкидонитов свидетельствовала древность их учения, освященного Третьим Вселенским собором, на фоне которого халкидонское верооределение было неведомым доселе нововведением. С седьмого века, когда в империи халкидонизм окончательно стал господствующей религиозной идеологией, халкидонитами большая древность веры антихалкидонитов преодолевалась тем, что приклеив своим оппонентам ярлык «монофизитов», они свели статус их вероисповедания с древней, освященной Вселенскими соборами православной доктрины на уровень новосозданной, распространившейся только после Халкидона ереси.

 

 

Существуют две главные доктрины, которые считаются строго монофизитскими и сторонниками Халкидона и миафизитами безоговорочно:

· Евтихианство, считающее, что человеческая и божественная природа Христа слились в одну новую (mono) единую натуру: Его человеческая натура «растворилась как капля мёда в море».

· Аполлинаризм, считающий, что у Христа было человеческое тело и человеческое «жизненное начало», но что Божественный Логос занял место «нус’а», или «мыслящего начала», аналогично, но не идентично тому, что могло бы быть названо «умом» на сегодняшний день.

Перевод формулы «μία φύσις τοῦ θεοῦ λόγου σεσαρκωμένη» на русский язык

В русской диафизитской богословской литературе эта формула на русский язык обычно переводится как «единая природа Бога Слова воплощённая»[13][14] или «одна природа Бога Слова воплощённая».[2][15]

В армянской миафизитской богословской литературе на русском языке распространён перевод «Едина природа воплощённого Слова Божия».[12][16]

В коптской англоязычной миафизитской богословской литературе мы видим следующий перевод этой формулы на английский: «The One Nature of God the Incarnate Logos» («Одна природа воплощённого Бога Слова»).[17] Подобный английский перевод актуален для богословских трудов вне зависимости от их конфессиональной принадлежности.

Истинный же смысл формулы Кирилла устанавливается по мнению самого Александрийского патриарха следующим образом: «В единстве то, что соединено, не может быть более разъединено: поэтому есть Единый Сын, и природа Его едина, потому что Слово стало плотью» [

 

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!