Иудаизм: истоки, становление, особенности.



Авраам – первый на Земле еврей. Бог искал народ, чтобы назвать его божьим. В то время все народы были уже языческими. Когда господь решил выбрать народ, то его выбор пал на Авраама (жена его Сара). У него не было детей. В то время к таким семьям было презрительное отношение, не смотря на то что они были в почете. Это значило, что они грешники. Они страдали по поводу своей бездетности. Как-то Авраму пришло откровение, т.е. Господь начал говорить с ним. Обещает ему, что его потомство будет таким же многочисленным сколько звезд на небе, за выполнение определенных предписаний. Ему предстояло стать про отцом великого народа. Это народ будет считаться богоизбранным, это значитчто если Господь любит тебя, то он сделает так, чтобы ты родился евреем, поскольку все остальные люди на земле были язычниками и отвергали веру в единого Бога. На этом принципе основывается Завет(договор). Вот и Авраам заключил с Богом Завет, который посылаем ему потомство, а Авраам за это становится про отцом народа. Он не должен был иметь злых помыслов, ходить открытым перед Богом, не отходить от заповедей Бога. Согласно писаниею у Авраама была еще одна наложница, Агайона,как и его жена Сара родила ему сына. Считается что род от Сары – иудейский род, а потомки от Агай – родоначальника арабов. Арабы и евреи – родственные племена, принадлежат к одной языковой семье, они одинаково пишут справа налево ионии даже внешне похожи. Отсюда начинается история завета, с договора между Богом и человеком. Но до формирования целого учения нужно было преодолеть многое, т.к. пока это был только договор между человеком и Богом, не целым народом и Богом.

Евреи – национальная религия, как и зороастризм.

Евреем нельзя стать им можно только родится. При рождении дети принимают национальность матери, хотя это и считается патриархальным строем, т.к. говорят,что род произошел от Авраама, а не от Сары и в этом есть смысл. Поскольку ребенка воспитывает мать, поэтому что ребенок учится языку матери.

Что касается священного писаня

Евреи – рабы Египта

Рождение Моисея, его скрывали до 3х месяцев, чтобы его не убили. Дочь фараона нашла младенца и он вырос при дворе

Истязание евреев, Моисей убил одного из надзирателей. Фараон психанул и Моисей спасаясь наказания, бежал из Египта в землю Мадиамскую

Выпасая скот у горы Хорив (Синай), он из неопалимой купины получил призыв Бога, открывшего ему своё Имя (Яхве, «Аз есмь сущий») к освобождению своего народа. Сначала Моисей не поверил случившемуся и грядущей своей высокой миссии, но Бог превратил посох, бывший в руках Моисея, в змея и змея снова обратил в посох; затем Моисей положил руку свою к себе в пазуху, и рука побелела от проказы как снег; по новому повелению снова положил руку в пазуху, вынул её, и она была здорова.

Моисей вернулся вФараону и попросил, чтобы он отпустил еврейский рабом, но не получил согласия

Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращению вод Нила в кровь; нашествию жаб; нашествию мошек; нашествию песьих мух; мору скота; болезни на людях и скоте, выразившейся в воспалениях с нарывами; граду и огню между градом; нашествию саранчи; тьме; смерти первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота.

Наконец, фараон разрешил им отлучиться на три дняа потом передумал и отправился за ними, чтобы убить их.

 

Бог показывал им путь: перед ними он шёл днём в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь Сыны Израиля двинулись в путь, чудесно перешли через Чермное море, которое расступилось перед ними, но потопило погоню. На берегу моря Моисей и весь народ, в том числе его сестра Мириам, торжественно воспели благодарственную песнь Богу.

Он повел свой народ в обещанную Землю Обетованную через Синайскую пустыню. Сначала 3 дня они шли пустыней Сур и не находили, воды кроме горькой (Мерры), но Бог усладил эту воду, повелев Моисею вложить в неё указанное им дерево. В пустыне Син Бог послал им множество перепелов, а затем (и в течение всех следующих 40 лет блужданий) ежедневно посылал им с неба манну.

В Рефидиме Моисей по повелению Божию извёл воду из скалы горы Хорива, ударив в неё своим жезлом. Здесь на евреев напали амалекитяне, но были побеждены при молитве Моисея, который во время битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу

В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Бог дал Моисею правила, как нужно жить Сынам Израиля, а потом Моисей получил от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Так Сыны Израиля стали настоящим народом — евреями. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии и законам богослужения.

Здесь он прожил следующие 40 лет. Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по 40 дней. Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил: сделал Золотого тельца, перед которым евреи начали служить и веселиться. Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца (Семнадцатое тамуза). После этого опять на 40 дней он вернулся на гору и молился Богу о прощении народа. Оттуда он вернулся с осиянным светом Божьим лицом и был вынужден прятать лицо под покрывалом, чтобы народ не ослеп. Через полгода была сооружена и освящена Скиния.

В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда евреи раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия для их врачевания.

Несмотря на великие трудности, Моисей остался служителем Божиим, продолжал вести избранный Богом народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых, но в землю обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершённого ими у вод Меривы в Кадесе — Бог разрешил им ударить в скалу жезлом и высечь источник, а по маловерию они ударили не 1 раз, а 2.

Моисей (ивр. משֶׁה‎,«Моше») — главный пророк в иудаизме, получивший от Бога Тору на вершине горы Синай. Считается «отцом» (главным) всех последующих пророков, так как уровень его пророчества является наивысшим из возможных, как сказано: «Если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моше, доверенный он во всём доме Моём. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он.» (Чис.12:6-8).

Своё имя (Моше, обычно говорят — МошеРабейну, то есть «наш учитель») он получил от спасшей и воспитавшей его египетской принцессы, дочери фараона; оно значит «взятый из воды.

 

Основы иудаизма.

Основой вероучения является

1. строгое единобожие

2. грань между человеком и богом

3. ожидание Мошиаха

4. концепция страшного суда

Основы культа:

Форисей – еврейский священник. Дня них вера была в действии(у них всё судилось не по намерению, а по действию). Особое внимание к внешнему виду для акцента на то, что они верующие. Они живут по правилам (613 мицвот - 365 запретов и 248 предписаний). Кашрут – кодекс питания. Иудеи не кушаю свинину, бесчешуйчатых и пищу с молоком, не желательна конина. Молитва должна быть утром в обед и вечером. Кошерная маца – хлеб свободы.

Мошиах – миссия, царь. Саул- первый иудейский царь, потом был Давид и Соломон. Во время Соломона Израиль был в наибольшем и рассвете и богатстве. После того, как Соломон отошел от Бога и стал идолопоклонником, Бог хотя и дал ему спокойно дожить, проклял его. После смерти Соломона прошел раскол израильского государства. История этого государства возродилась только после второй мировой войны. Иудеи до сих пор ждут Мошиаха, чтобы восстановить то царство, которое было при Соломоне.

1. 5 периодов.

1 период древний Израиль до иудаизма с истоков до 586 г до н э
2 возникновение иудаизма после разрушения первого храма 586 г до н э.
3. Формирование раввинистического иудаизма после разрушения второго храма в 70 е годы н э.
4 господство раввинистического иудаизма 600-1800 г н э. В противовес авторитарному учению раввинов возникает Каббалаа-учение о мистическом пути пост деяния божественного.
5 период современный иудаизм с конца 18 века. Характерные черты-реформизм и либерализм.

Прозелитизм-это включение новых в свою религию

Основной сборник священных книг это Танах (ветхий завет). Ниже это все части Танах.
| Тора (пятикнижие)- наиболее почитаемая часть Танаха.
1) бытие
-изгнание из Рая
-потоп
-история про отца евреев Авраама и его потомков вплоть до переселения в Египет
2) Исход
-уход евреев из Египта до прихода в землю обетованную.
3) Леви, ритуальные предписания и нормы закона
4) числа. История сорокалетних странствий до завоевания Палестины
5) второзаконие содержит повторение закона и позывы Моисея к его соблюдения. (Это и есть 10 заповедей)
|| Невиим- 8 книг пророков. Переплетаются исторические описания и моральные поучения.
Ктувим- 11 писаний: хроники, псалмы, притчи, философские повествования.

Талмуд-устная Тора.

Организационная структура.
Возглавляет синагогу раввин. Ему нужно хорошо разбираться в Торе + выполнение административных функций. Раввину помогает хаззан, ведет общественную молитву и представляет общину перед Богом.
Шаммат-служка в синагоге, надзор за порядком и частотой в синагоге и чтец Торы.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!