Вопрос № 12. Исламская концепция миропорядка



В эпоху холодной войны каждая мусульманская страна имела своего постоянного патрона – СССР или США - или соблюдала нейтралитет, балансируя между ними, полчая выгоды от них. Тогда мусульманский мир не рассматривался как единое целое, как источник угрозы. Идеология мусульманских народов была окрашена в национальные тона, а апелляция к религии носила ритуальный характер. Их основная задача была укрепление суверенитета своих государств, их независимости. Но к концу 20 века после распада СССР стало очевидно, что исламский мир столкнулся со многими проблемами, решение которых требовало проведение политики модернизации, отказа от многих существовавших ранее догм. К концу 20 века старые модели экономического развития исчерпали свои возможности (это была либо догоняющая модель западного образца, либо социалистическая модель), так как не смогли вывести эти страны на необходимый уровень развития (разрыв в уровне жизни, рост безработицы, проблемы индустриализации жизни, высокая рождаемость, потребность в новых рабочих местах). Происходило также омоложение структуры населения: 50% населения – в возрасте до 20 лет, что означало высокую степень готовности к проведению реформ, революций, обострение проблемы поколений. Увеличивались потребности в ресурсах, а это приводит к усилению давления на другие территории, пограничные с исламским миром.

В виду всех этих проблем идеологи обращаются за решением проблем к религии – возвращение к истокам ислама есть решение всех социальных и политических проблем. Это привело к такому феномену как исламское возрождение. Исламское возрождение – это попытка исламской цивилизации найти ответы на свои проблемы в исламе и создать социальную, экономическую и политическую модель, отличную от социалистической или западной.

Возрождение – это своеобразный ответ на вызовы современности, проявляющийся в отрицании западной культуры и обращение к исламу как проводнику в жизни и исламском мире. Исламский мир хочет изменений, но не желает вестернизироваться. Это широкое культурное, социально-политическое движение распространяется на весь мир.

В мусульманской среде отставание от западного мира объясняется происками европейцев и американцев, их политикой экспансионизма. Глобализация дает им возможность доминировать в мире. Отсюда и основное положение исламской концепции миропорядка.

Исламская концепция мирового порядка исходит из принципа делимости мира на Умму (общину мусульман) и весь остальной мир. При этом признание подобной делимости мира на исламский и неисламский не означает юридического равенства между ними. С точки зрения исламской доктрины предварительным условием мирных отношений между мусульманами и немусульманами является признание единобожия, что является признаком определенного уровня развития цивилизации.

В исламе признается существование мирового сообщества и отношение к этому сообществу активно, поскольку распространение ислама является религиозным долгом.

Современной формой реализации выдвигаемых идей создания единого государства всех мусульман является панисламизм – теория мусульманского космополитизма, не признающая существование наций, но провозглашающая единство всех мусульманских народов.

Основные положения исламского миропорядка были сформулированы в августе 1983 года в Лондоне в Декларации, принятой на международном семинаре, организованном Международным институтом исследования и планирования:


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!