Шариат - система мусульманского права



Особенности становления и развития.

Одновременно с возникновением Халифата формировалось и его право - шариат. Большую роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых 4-рех халифов, при которых были составлены священные книги мусульман - Коран и Сунна.
Мусульманское право сформировалось в цельную систему права, защищавшего интересы государственной верхушки, землевладельцев, богатых купцов, мусульманского духовенства.

Шариат с самого начала возник и развивался как часть религии. Отсюда нормативная часть (фикх) включает в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику ислама, мусульманскую мораль.

Однако к 9 в., когда процесс становления шариата в основном завершился, он содержал в себе ряд разработанных и обособленных новых правовых норм, отражающих потребности развивающегося феодализма. Шариат - экстерриториальная правовая система, распространяющаяся только на мусульман.

 

ИСТОЧНИКИ ПРАВА

 

Источники права:

1. Коран - главная священная книга мусульман, которая приобрела каноническое со­держание в сер. VII в. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.

Коран составлен из поэтических наставлений и высказываний, якобы переданных Аллахом через пророка Мухаммада. Большая часть считалась как бы общими религиозными и жизненными правилами поведения мусульман, и около 80 сур (глав) содержали в себе высказывания по правовым ситуациям. Ко­раном предписывалось мусульманам отказаться от родовых обычаев и впредь руководствоватьсяим как полновесным судебникомИ так мы ниспослали его как арабский судебник»).

 

2. Сунна - сборник преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. Содержит в значительной части предписания относительно семейно-наследственного и процессуального права.

 

3. Иджма - решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в вышеназванных источниках и впоследствии получившие признание выдающихся правоведов-теологов.

 

4. Фетва - решения и мнения отдельных муфтий по правовым вопросам. Фетва составлялась в виде вопросов и ответов имама (иногда ответы были предельно простыми), и тем самым общие постановления законов как бы возвращались к жизненным ситуациям.

 

5. Кияс - решение правовых дел по аналогии (поскольку о многом в Коране просто не говори­лось).

Придавая почти абсолютное значение аналогиям-кияс и кон­кретным решениям, мусульманское право воздерживалось от систе­матизации и сохраняло, по сути, ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ХАРАКТЕР.

 

6. Местные обычаи (урф и адат).

 

7. Указания и распоряжения халифов (кануны и фирманы [1]).

 

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!