Диван-ал-Джунд (военных дел).



- ведал оснащением и вооружением войска.

- в нем велись списки ополченцев и наемников,

- определялись размеры оплаты и земельных пожалований за службу.

 

Диван-ал-Харадж (внутренних дел).

Контролировал деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну;

 

Диван-ал-Барид (почтовой службы).

Ведал управлением дорог и почты, а также строительством дорог, колодцев и т.д. Это ведомство осуществляло тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.

 

 

Местное управление.

Его система изменялась на протяжении 6 - 7вв. Территория халифата разделена на провинции, управляемые военными наместниками - ЭМИРАМИ, ответственными только перед халифом. В ведении эмиров находились:

- вооруженные силы,

- местный административно-финансовый

- и полицейский аппарат.

 

Местное (немусульманское население) пользовалось судебной и правовой автономией.

 

 

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

 

Суд в халифате был отделен от администрации. Верховным судьей считался халиф. В целом правосудие было привилегией духовенства.

Существовала коллегия наиболее авторитетных богословов, которые назначали нижестоящих судей - КАДИ.

Полномочия кади:

- рассматривали судебные дела всех категорий,

- наблюдали за исполнением судебных решений,

- осуществляли надзор за местами заключения,

- удостоверяли завещания,

- распределяли наследство,

- проверяли законность землепользования.

При вынесении решений кади руководствовались прежде всего Кораном и дополнениями к нему и решали дела на основе самостоятельного толкования.

Судебные решения былиокончательными и обжалованию не подлежали. Исключения составляли случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли решения кади.

 

Немусульманское население обычно подлежало юрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства.

 

АРМИЯ

 

Большая роль армии определялась самой доктриной ислама. Основной задачей халифов считалось завоевание путем "священной войны" (газавата). Принимать в ней участие обязаны были все совершеннолетние и свободные мусульмане.

 

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

 

Феодализм, существующий в образовавшемся арабском государстве, имел ряд особенностей, обусловленных главным образом его замедленным развитием, религиозными и экономико-географическими факторами.

1) Патриархально-родовые и рабовладельческие отношения, замедлявшие темпы развития общества. Труд рабов, число которых все возрастало по мере завоеваний, широко использовался в личных хозяйствах феодалов и, особенно, в государственном хозяйстве (на ирригационных сооружениях, в рудниках, мастерских и т.д.).

 

2) Государственная собственность на землю. Считалась собственностью халифа. Этому способствовала преобладающая роль орошаемого земледелия, необходимость централизованного регулирования водоснабжения. Основная масса населения арендовала землю у государства.

Примечание: В багдадский период особенно быстро развивается такая форма условного земельного держания, как ИКТА - владения, выделяемые феодалам за службу из государственной земли.

 

3) Отсутствие сословий. Правовое положение лица определялось, прежде всего, его вероисповеданием. На первый план выступали различия в правовом статусе мусульман и не мусульман (зиммиев).

а) Правоверные (мусульмане). Должны следовать Корану. На них распространяются нормы Шариата. Обязаны платить зяккат (налог в помощь нуждающимся мусульманам) и освобождались от налога на землю (харадж).

в) Новообращенные. Обязаны платить харадж и зяккат.

б) Иноверцы (зиммии). Пользовались правовой автономией (имели свои суды). Не допускалось насилие по отношению к иноверцам. Должны платить 2 налога: харадж и джизью (подушный налог).

Правовой статус немусульманского населения отличался от по­ложения правоверных. Основы правовых различий были заложены особой Заповедью халифа Омара (VII в.), т.н. ПАКТом ОМАРА.

Немусульманам, прежде всего христианам и иудеям:

1) запрещалось основывать новые мона­стыри, церкви в мусульманских владениях, а имеющиеся — обнов­лять.

2) Даже собственные жилища можно было улучшать, только что­бы не портить впечатления мусульман-соседей.

3) Им запрещалось учить детей Корану, производить свой внутренний суд, даже изу­чать письменный арабский язык.

4) На немусульман налагались раз­личные бытовые запреты, связанные только с соблюдением запове­дей Корана:

- не пить вина,

- не отпускать длинные волосы,

- не вырезать имен на печатях,

- не носить мусульманского платья и т. п.

Только при соблюдении этих запретов мусульманам предписывалось уважительно относиться к гробницам и святыням немусульман.

5) Немусульманам запрещалось иметь рабов в домашнем обиходе. Тогда как рабство в мусульманской среде оставалось распространенным до XVIII в. Такими считались рожденные от рабынь или захваченные на войне (т.е. прежде всего немусульмане).

 

Господствующий класс феодалов не имел четкой иерархической структуры. Его верхушку составила мусульманская знать - потомки членов семьи Мухаммеда и его сподвижников.

Коренные арабы в основном составляли крестьянство, освобожденное от некоторых налогов пользующееся рядом привилегий. Впоследствии для них увеличиваются налоги и повинности.

Рабы были самой бесправной группой населения. В основном эту группу населения составляли военнопленные и невольники, купленные за границей. Рабы могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество, хотя и не признавались субъектами права. Количество рабов было невелико, рабство имело патриархальный характер, т.к. ислам не допускает пребывание мусульманина в рабском состоянии.

 


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!