Инструкция и основные правила проведения.



Инструкция маскирующая: «Я хотел бы исследовать Ваши литературные способности, уровень творческого воображения, которое является важной составляющей интеллектуального развития».

Затем дается настоящая инструкция. После прочтения инструкции необходимо убедиться в том, что испытуемый совершенно правильно ее понял и хорошо осмыслил. Надо задать пять основных элементов инструкции: прошлое, настоящее, будущее, мысли и чувства персонажа. Об этом испытуемый должен рассказать, то есть составить рассказ, в котором будут присутствовать все пять элементов. В инструкции, приведенной ниже, эти элементы обыгрываются по три раза в разных терминах, так как инструкция должна быть настойчивой, но ненавязчивой, не авторитарной, чтобы не сбить испытуемого со спокойного творческого настроя, она, наоборот, должна его стимулировать.

Текст инструкции: «Сейчас я буду показывать Вам картины, на которых люди изображены в различных ситуациях. Вокруг каждой картины, отталкиваясь от нее, вы должны составить рассказ, сюжет, небольшую историю. Расскажите, пожалуйста, какова ситуация на картине, то есть что происходит в данный момент, в настоящем. Также расскажите, какие события привели к данной ситуации, то есть что происходило до этого, прошлое. Также расскажите, что произойдет потом, что будет впоследствии, к чему приведут эти действия, во что превратится эта ситуация в будущем. Опишите также, о чем думают, размышляют персонажи, их мысли, а также что чувствуют, что они переживают, их эмоции, чувства.

Вы можете говорить как вам будет удобнее, строить рассказ так, как вы считаете нужным. Учтите, что картинки намеренно сделаны неопределенными, чтобы не стеснять вашу свободу воображения, чтобы вам удобнее было построить сюжет, так как вы считаете нужным. Не старайтесь описать картины, поскольку вам нужно составить рассказ, только отталкиваясь от изображения. Самого же сюжета в картине нет».

Инструкция повторяется два раза. Если испытуемый протестует против повторения, вы отвечаете, что у вас тоже есть инструкция. После повторения инструкции испытуемый должен пересказать ее своими словами. Если он что-то упустил, вы читаете ее еще раз.

После этого показываете ему первую картинку и записываете за ним, отмечая латентный период на часах и общее время рассказа, включая и паузы, которые тоже надо отмечать с помощью точек в удобном вам ритме. После первого рассказа проверяете выполнение инструкции. Для уточнения «точки отсчета» временных параметров рассказа рекомендуется задать испытуемому вопрос о том, какой момент рассказа изображен на картинке. Если нет какого-то элемента, то еще раз коротко пересказываете инструкцию. При этом изменения в рассказ не вносятся. В дальнейшем инструкция больше не повторяется, и сделанные испытуемым упущения фрагментов инструкции имеют диагностический характер.

Перед второй частью теста инструкция дается еще раз, коротко, только для того, чтобы убедиться, что испытуемый помнит ее. Она уже может звучать несколько иначе. Считается, что первая серия картинок более бытовая, провоцирует больше бытовых клише, в то время как вторая группа картинок более фантастична и провоцирует более абстрактные темы. Поэтому в преамбуле к первой серии надо избегать слова "фантазия". Больше подойдет слово "воображение". А когда вы даете инструкцию ко второй серии картинок, вы уже можете говорить о фантазии, вы сразу можете оговорить, что на этих картинках нет людей, что здесь встречаются более фантастические сюжеты и что это сделано для того, чтобы лучше раскрепостить фантазию испытуемого.

Шестнадцатая картинка - это просто белый лист бумаги и к ней тоже иногда можно дать инструкцию. Испытуемого можно предупредить, что на следующей картинке вообще отсутствует изображение, чтобы оно не мешало проявляться его фантазии.

Вопросы, которые могут быть заданы испытуемому, с одной стороны, пополняют содержание, с другой - искажают формальные характеристики рассказа, нарушают спонтанность работы фантазии, воображения испытуемого. А спонтанность всегда не совсем спонтанна. Индивидуальность проявляется и в ошибках: если он потерял прошлое, это значит, что что-то не дает ему рассказывать о прошлом, вставлять это прошлое в рассказы, и это очень важно для понимания проблемы испытуемого. Наиболее оптимальным будет следующий вариант: вы даете ему максимально спонтанно проявиться в ходе изложения, а вопросы задаете только в случае крайней необходимости и только те, которые разрешены. А когда он уже закончил рассказ, и вы убедились в том, что других вариантов рассказов нет, можно задать вопросы примерно следующим образом: «Меня очень заинтересовал ваш сюжет, мне стало интересно, и хотелось бы узнать, что произошло до этого».

Иногда в рассказах бывают разрывы сюжетной линии. В таких случаях имеет смысл, зафиксировав разрыв (формальную характеристику), восстановить сюжетную линию (содержательную характеристику) с помощью вопроса. Это может о многом рассказать. Можно задавать вопросы после каждого рассказа, но делать это надо ненавязчиво, без критики.

Обследование проводится в два этапа, по 10 картин за один сеанс с интервалом между сеансами не более чем один день.


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!